Глава I. Калязин. История и короткая прогулка по центру.
Это уже было... 7:00, урчание двигателя у подъезда, рукопожатие с Павлом, поклон его супруге, закидывание сумки в багажник, а тела - на правую чашку. Очередное приключение началось.
Одну большую поездку по Северу мы уже предпринимали. Ровно 2 года назад. Тогда мы исколесили всю Карелию, побывали на Валааме, острове Кижи и Соловках. Кому интересно - прошу смотреть
здесь.
В этот раз наш путь лежал в Архангельскую область через Калязин, Ярославль и Вологду. Словом, путь Ломоносова наоборот.
01. Карта маршрута.
Ссылка на карту в любом масштабе. 02. Перегон 1 дня от Твери до Вологды.
У вас, наверное, возник закономерный вопрос: «Почему »рейд упущенных возможностей»?». Птица-секретарь даёт справку © м/ф Коапп-Коапп - потому, что упущенные возможности начались ещё на этапе планирования маршрута.
Супруга Павла Валерьевича - Любовь Александровна (среди нас как-то так сложилось, что мы обращаемся друг к другу по имени-отчеству, но на «ты»), взявшая на себя подготовку культурной программы озвучила нам свои прикидки. Начала она с фразы:
- День первый. Ярославль - обед.
- А..., блин, Нерль, Ростов, Переславль-Залесский? - сбивчиво вопросили мы с Павлом.
- Плюс неделя, - отрезала Любовь Александровна. - Ярославль - обед!
Пришлось согласиться после некоторого торга. В результатом торга стало выделение часа на разграбление Калязина и 2 часов на разграбление Ярославля с формулировкой: «Ладно, вы всё равно курите - вот и будете курить там!».
Ну, а, пока я всё это рассказывал, мы вырвались из города, доехали по Бежецкому шоссе до поворота на Кашин и поскакали. В прямом смысле слова. Дорога на Кашин несколько «ухабиста бысть». Не то, чтобы смертельно, но, временами, неприятно. Помню, мы громко выражали своё раздражение тем, что ремонт дорог в Тверской области продвигается медленно. Эх, знали бы мы с какими слезами умиления мы будем вспоминать эти отдельные, редко расположенные ямки в асфальте... Но всему своё время, не будем забегать вперёд.
До Калязина мы добрались без приключений и, разумеется, двинулись к знаменитой колокольне, с целью увековечиться на её фоне. Однако, от парковки до Волги надо ещё дойти, а там интересно.
03. Памятник преподобному Макарию Калязинскому на одноимённой площади.
Кстати, Макарии меня будут преследовать всю поездку. Не иначе, это знак свыше - я малость балуюсь
писательством и одного из моих героев в миру звали Макарием. Знаки - они везде.
Но знаки-знаками, а о Калязине стоит рассказать хоть немного. Итак, как пишет иноагентша тётя Вика: «Упоминания в летописях о первом поселении (монастырь Николы на Жабне), находящемся на месте нынешнего Калязина, относятся к XII в. В 1339 г здесь в летописи упоминается укреплённый городок Святославле Поле, являвшийся крепостью на восточном рубеже Тверского княжества. Значение поселения возросло с основанием в XV в. Калязинско-Троицкого (Макарьевского) монастыря на противоположном берегу Волги.
Около 1468 г. город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хожение за три моря».
В 1609 г. под Калязином формировалось русское ополчение под предводительством Михаила Скопина-Шуйского, а также в битве под Калязином была одержана важная победа над польско-литовским войском.
В конце XVII в. в район монастыря совершал свои «потешные походы» молодой Пётр I.
В конце XVII в. Калязинская подмонастырская и Никольская слободы, а также село Пирогово были объединены в одну Калязинскую слободу.
04. Троицкий монастырь. Разобран и затоплен. Уцелела только колокольня.
В 1775 г. указом Екатерины II слободе был присвоен статус уездного города.
В XVIII-XIX вв. Калязин являлся значительным торговым центром, дважды в год устраивались ярмарки. С конца XIX в. развиваются строительство судов, кузнечный промысел, валяльное и кружевное дело. По Волге сплавлялись товары. Дома калязинских купцов составили центр современного города.
05. Троицкий собор. Построен ростовскими мастерами в XVII в. Разобран.
Советская власть в Калязине была установлена 27 декабря 1917 (9 января 1918) г., когда уездный съезд Советов признал Советскую власть.
В 1939-1940 гг. часть территории старого города, включая все основные памятники истории и архитектуры, была затоплена при строительстве Угличской ГЭС».
06. Затопленный Калязин.
Так в Калязине появилась самая известная его достопримечательность - Калязинская колокольня. Изначально она с 1800 г. «состояла» при Никольском соборе Троицкого Макарьевского монастыря. При строительстве Углического водохранилища все постройки, кроме нашей героини, были разобраны, а у неё забутили первый ярус и превратили в маяк. Вот и стоит теперь в Калязине колокольня на маленьком искусственном островке. Авторами проекта и строителями выступили крепостные крестьяне Василий Степанов, Евдоким Иванов и Иван Иванов-Руделев с "товарищи" по проекту, предположительно, французского архитектора Ж.-Б. Валлена-Деламота, застроившего в Питере половину Невского. Кстати, по местной легенде крепостные мужики внесли в проект немало изменений, пошедших колокольне на пользу. Остаётся только снять шляпу перед архитекторами-самоучками - блестящий образец классицизма у них с Валлен-Деламотом вышел.
07. Калязинская колокольня. Вид с набережной.
Но к колокольне мы ещё вернёмся, а пока давайте посмотрим на её окрестности. Затопления избежала только самая возвышенная часть города и в ней есть на что посмотреть. Ансамбль площади прп. Макария Калязинского хорош.
08. Ансамбль площади прп. Макария Калязинского.
Дом №7 по площади прп. Макария Калязинского он же «Дом Полежаевых».
09. Дом Полежаевых.
Построен в конце XVIII в. Архитектурный стиль - классицизм. Принадлежал семейству крупных хлеботорговцев Полежаевых.
Дом №5, он же «Дом купца П. С. Красильникова».
10. Дом П. С. Красильникова.
Построен в 1790-х в стиле классицизма. В конце XIX в. со двора сделаны двухэтажная пристройка и сени с лестницей, частично, в духе эклектики, обновлён декор главного фасада. В советское время заложено несколько окон, частично переделана внутренняя планировка. В 2003 г. во время пожара были уничтожены крыша дома (восстановлена в том же году) и сени, вместо которых сделана новая пристройка из силикатного кирпича. В 1918-1922 г. здесь размещалась Калязинская ЧК и штаб отряда особого назначения. Сейчас коррекционное отделение общеобразовательной школы.
Дом №3.
11. Дом №3.
Построен, вероятно, так же на рубеже XVIII и XIX вв. В целом, сохранил свой, характерный для классицизма, декор. Ныне, если повар нам не врёт, здание является одним из учебных корпусов Калязинского колледжа (Повбывав бы! Чем устоявшийся термин «техникум» всем помешал?).
Дом №1, он же «Дом Петра Овчинникова».
12. Дом №1.
Наверное, самый помпезный дом на площади. Построен в 1790-х гг. и, говорят, сразу был эклектичным, сочетая в своём декоре Нарышкинское барокко, барокко и классицизм.
Ну, а 1898 г. здание купила купчиха Мария Николаевна Рожкова. Старые надворные постройки были снесены и заменены новыми, а декор фасада претерпел изменения, став ещё более эклектичным.
А над воротами владелица распорядилась прикрепить металлический щит с вырезанной датой и инициалами «1898» и «М.Н.Р.», указывающие на время перестройки дома и на его владелицу.
13. "Здесь был Вася" - бессмертно :-)))
Ну а теперь пройдёмся по площади в обратную сторону. Дом №2 особо не примечателен, так что его я опущу.
Дом №4, он же «Дом мещанина Григория Яковлевича Красильникова».
14. Дом мещанина Красильникова.
Построен в начале XIX в. Часть декора, в процессе бытования, утратил, но поясок сухариков под карнизом и слабо выраженные наличники уцелели.
Дом №6, он же «Дом Семёновых».
15. Дом Семёновых.
Построен в конце XVIII - начале XIX вв. В 1880-1890-х гг. дом был полностью перестроен. В нём хотели устроить гостиницу - не срослось, хотя на яндекс-картах стоит рейтинг 4.1. Сейчас здание выставлено на продажу - никому не надо?
Дом №8 он же «Дом мещанина Михаила Андреевича Мошкина».
16. Дом Мошкина.
Построен в начале XIX в. в стиле классицизма. Декор фасада построен на сочетании наличников и параллельного руста. И вот что мне интересно - такой здоровый полукруглый мезонин он изначально был или его уже после исторического материализма приделали?
Дом №10/10 по Большой Тверской улице, он же «Дом Марии Дмитриевны Красильниковой».
17. Дом Красильниковой. Смотрю, популярна была эта фамилия в Калязине.
Построен в конце XVIII в. в стиле классицизма. Декор, насколько мне удалось выяснить, сохранился без изменений.
Теперь немного пройдёмся по Московской улице. Совсем немного. Ну, а после отправимся, наконец, на колокольню. Или не отправимся...
Дом №12/15 по Московской улице, он же «Дом купца Константина Евграфовича Ляхова».
18. Дом Ляхова.
Построен во 2 половине XIX в. Он сразу вышел хорошо, в смысле, эклектичным. В начале XX в. в доме находилась женская гимназия. Здесь преподавал Стефан Пухальский и Лидия Соколова. 5 октября 1919 г. здесь состоялось первое организационное собрание инициативной группы РКСМ, определены ближайшие задачи организации, избран руководящий комитет во главе с Алексеем Циммермановым. Сейчас здесь расположен Учебный корпус №1 Калязинского колледжа.
Дом №22/20 по Московской улице, он же «Общественный дом».
19. Общественный дом.
Здание построено в 1882-1883 гг. в модном тогда т.н. «кирпичном стиле» для размещения Общественного дома. Северную половину здания занимало городское училище, открытое в Калязине в 1880 г. (в 1912 г. его преобразовали в высшее начальное училище), южную - городская и земская управы, а также полицейское управление. В советское время в здании разместилась школа, со двора пристроен небольшой кирпичный объём, переделана открытая смотровая площадка пожарной вышки, незначительно изменена внутренняя планировка. В конце XX в. были утрачены кирпичные ворота с двумя калитками, примыкавшие к зданию со стороны Красноармейской улицы. В начале XXI в. парадные филенчатые двери заменили новыми.
Дом №19 по улице Московская или «Дом Коровкина».
20. Дом Коровкина.
Ещё один прекрасный образец кирпичного стиля. Городская усадьба была выстроена предположительно в 1880-х гг. купцом Алексеем Акимовичем Коровкиным. В состав усадьбы входили главный дом, флигель, ограда с двумя воротами и надворные постройки. На территории усадьбы находились водочный завод и оптовый винный склад. В 1890-1900-х гг. владение принадлежало вдове А. А. Коровкина купчихе Екатерине Дмитриевне Коровкиной и их сыновьям Алексею и Николаю. В начале XX в. здесь разместилась частная женская гимназия, которая, согласно литературным источникам, была устроена Клавдией Алексеевной Зубовой.
Дом №17 по улице Московская или «Флигель усадьбы Коровкина».
21. Флигель усадьбы Коровкина.
Построен тогда же, когда и главный дом усадьбы.
Дом №13 по улице Московская, он же «Дом мещанина Данилы Михайловича Сарбунова».
22. Дом мещанина Сабурова.
Построен в последней трети XIX в. Стиль, как видите, эклектика. Что интересно, говорят, он всегда был таким - побеленным по кирпичу. До, во время и чуток после исторического материализма в здании располагалась аптека.
Дом №11/9 по улице Московской, он же «Усадебный дом купца Афанасия Яковлевича Красильникова».
23.
24.
Построен в 1780 г. в смеси довольно архаичного уже для того времени русского узорчья и классицизма. Занятная эклектика вышла, однако.
Дом №11/13 по улице Московской, он же «Флигель усадьбы Красильникова».
25.
То же, тогда же, те же, хотя, декор тяготеет, скорее, к барокко, чем к классицизму. Внутри располагается сувенирная лавка, где мы, как положено, омагнитились, отарелились и познакомились с калязинским пряником.
26. Внутренности лавки.
К своему стыду, про
калязинский пряник я не знал. Про тверской знал, про кашинский знал, про ржевский знал, про бежецкий знал, даже про краснохолмский сахарный знал, а про калязинский - увы. Выяснилось, что калязинский пряник является очередной разновидностью печатных «медовых хлебов», изготавливаемых на Святой Руси из сладкого и пряного ржаного теста и оснащаемых ягодной начинкой. Правда, когда мы съели наши пряники уже в Вологде, мёда мы в них не обнаружили, зато обнаружили обильную начинку, щедро сдобренную кондитерским коньяком. Прямо от души! Нет, пряники были исключительно вкусными: мягкими, пряными, сладкими, с отличной начинкой, но закусить их ломтиком лимона, порою хотелось :-)))
Ну и последнее здание, что мы видели в Калязине.
Церковь Вознесения Господня.
27.
28.
Церковь была построена на городском кладбище Калязина, к югу от старого городского вала, со временем вошла в городскую застройку. Сооружена на средства прихожан в 1781-1787 гг. Была приписана к Никольскому собору, имела приделы Тихвинской иконы Божией Матери и преподобного Макария Калязинского. В конце 1820-х - 1830-х гг. возведена взамен старой сохранившаяся колокольня, расширена трапезная, изменено оформление фасадов. В 1889-1890 гг. была построена новая трапезная, боковые притворы в виде портиков, а также притвор-паперть, соединивший колокольню с церковью. Кладбище закрыто в 1930-е гг., в советский период сломаны завершения и портики. В 2002-2012 гг. проведены реставрационные работы, частично восстановившие исторический облик.
На данный момент здание можно отнести к эклектичным. Изначально церковь была построено в стиле барокко, но позже (одновременно с возведением колокольни) была перестроена в стиле классицизма, видимо, для приведения всего ансамбля к единому решению, задаваемому колокольней в стиле классицизма. Последняя по времени трапезная, построенная в 1889-1890 гг. на месте снесённой старой, изначально была выполнена в стиле эклектики с сильным влиянием псевдоготики, хотя некоторые элементы декора, характерные для классицизма, тоже присутствуют.
По оси здания церкви размещаются невысокий четверик с крупной апсидой, увенчанный одной главой (первоначально было пятиглавие), широкая прямоугольная трапезная, притвор и трёхъярусная (с полуярусом) колокольня. Кровля храма плавно изгибается к углам здания и к апсиде. Северный и южный фасады храма симметричны, вход обрамляли два окна (ныне заложены), над ними большое трёхчастное окно. Четверик по углам обрамляют рустованные пилястры. Главный вход находится в западном проёме колокольни, первый ярус которой окружён колоннадой из пар тосканских колонн. На уровне полуяруса находится открытая галерея. Стены в уровне полуяруса рустованы и завершаются фронтонами. Два верхних яруса имеют высокие арочные проёмы, предназначенные для звона, которые обрамляют колонны: во втором ярусе - сдвоенные ионические, в третьем - коринфские. Колокольню венчает шпиль над куполом, в куполе устроены фигурные ложные люкарны.
Северные ворота возведены в стиле позднего классицизма. Они имеют три пролёта - центральную проездную арку и боковые калитки. Пилоны центрального проёма оформлены сдвоенными колоннами ионического ордера, над которыми антаблемент с карнизом и мутулами. Боковые проёмы оформлены дорическими колоннами, на них более простой антаблемент. Ворота увенчаны треугольным фронтоном с полуциркульным проёмом ложного окна, а над калитками - аттиками с аналогичными окнами. Сохранились фрагменты росписи в технике гризайль. Ворота находятся в плохом состоянии.
29. Северные ворота.
Западные ворота совмещены с часовней. Массивное сооружение состоит из двух четвериков, ранее завершалось четырёхскатной кровлей. В нижнем ярусе два этажа. В первом этаже имеется арочный проезд, перекрытый коробовым сводом, на двух других фасадах имеются аналогичные глухие арки. Этажи разделены карнизом, имеющим полуциркульный изгиб над киотом. Второй этаж имеет ленточный руст. Верхний ярус оформлен лопатками, которые фланкируют фасады и делят их посередине, в каждой из половин размещается по окну. На второй этаж ведёт деревянная лестница из одного из двух узких помещений первого этажа.
30. Часовня западных ворот.
Памятник князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому возле Вознесенской церкви.
31. Памятник на фоне церкви.
32. Памятник крупным планом.
Поставлен памятник в 2009 г. на средства горожан. Авторы проекта: неоднозначный тверской скульптор
Е. А. Антонов и его постоянный соавтор
А. Г. Комлев.
Символика памятника достаточно прозрачна - скопа, речной орёл, символизирующий Россию, на поверженных знамёнах польско-литовских полков.
На постаменте укреплён бронзовый барельеф с портретом князя Скопина-Шуйского, знакомым каждому по учебнику истории.
33. Портрет князя М. Ю. Скопина-Шуйского.
Думаю, стоит рассказать о князе и о том, почему памятник ему стоит именно здесь.
За свою короткую жизнь (24 года) он успел послужить борису Годунову. Лжедмитрию I и своему четвероюродному дяде Василию Шуйскому. В силу своего юного возраста он быстро учился военному делу. Кое-что перенял из тактики Ивана Болотникова, в подавлении восстания которого принимал самое активное участие. Много перенял у союзников-шведов. В период разногласий в войсках он отделился от основной армии, взяв с собой лишь одну тысячу шведов под предводительством полковника Кристера Сомме, согласных воевать дальше, Скопин-Шуйский двинулся на Калязин. Он по шведскому образцу переформировал русскую «стройную рать», перевооружив её на длинные пики и натаскав на тактику pike & shot, что позволило уверенно отражать натиск польских гусар в поле. В коннице у Сапеги всё ещё был подавляющий перевес.
Став под Калязином, Скопин-Шуйский разослал гонцов по всем соседним городам, призывая прислать ему дополнительные отряды, а также денежные средства. Одновременно он послал за благословением к Ростовскому чудотворцу Иринарху. Иринарх благословил его просфорой, крестом и наказал: «Дерзай, и Бог поможет тебе!». В лагерь Скопина-Шуйского пришли полки из Костромы и Ярославля, а из окрестных земель начало стекаться крестьянское ополчение. Кристер Сомме активно обучал их ратному ремеслу и строевым порядкам западного образца. Однако херре полковник достаточно хорошо представлял себе боевые качества свеженабранных ополченцев и потому натаскивал их на две вещи: быстро окапываться и отбиваться в ретрештаментах.
К августу у Скопина-Шуйского было уже 20 тысяч солдат, правда, очень разного качества. Забеспокоившиеся интервенты срочно начали стягивать войска для противостояния дальнейшему продвижению Скопина-Шуйского.
12-тысячный отряд ротмистра коронного Яна Сапеги оставил осаду Троице-Сергиевой лавры и пошёл на соединение со Зборовским, выступившим из Тушина с запорожскими и донскими казаками. Численность этого объединённого войска не уступала тому, которое собрал Скопин-Шуйский. В середине августа интервенты подошли к Калязину, где Скопину-Шуйскому удалось компенсировать нехватку конных войск заранее подготовленными укреплениями и правильно выбранной оборонительной тактикой. Вблизи Троицкого Макарьева монастыря началась Калязинская битва. Атака польско-литовских и казацких войск остановилась при столкновении с русскими полевыми укреплениями, попав при этом под плотный пищальный огонь. Попытка сменить тактику и прорваться в лагерь Скопина-Шуйского в результате неожиданного ночного удара пехоты со стороны реки Жабни была предвидена Скопиным-Шуйским. Русские отряды встретили нападающих и в результате семичасовой сечи обратили в бегство. Сапега отступил от Калязина к Москве. Подготовленная и организованная Скопиным-Шуйским по западному образцу русская армия самостоятельно одержала блестящую победу над интервентами. Весьма эффективными оказались многочисленные деревянные острожки, построенные по указу Скопина-Шуйского. В дальнейшем тактика Скопина-Шуйского не раз приносила ему успех в столкновениях с интерентами.
Как потомок Рюрика и успешный полководец он вполне мог бы претендовать на московский престол, но в 1610-м году был отравлен своими же родственниками. опасавшимися конкуренции.
Вот так... А вы «Игра престолов», «Игра престолов»...
Конечно, это далеко не всё, что можно посмотреть в Калязине, но цигель-цигель, ай-лю-лю - на разграбление города у нас был час, так что, что успели, то успели. А на сегодня всё. В следующей главе на колокольню полезем.