Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От Твери до Вологды.

Sep 13, 2024 07:42

Глава VII. Ильинская церковь изнутри. Крыльцо и паперть. Первая часть росписей.



01. План церкви Ильи Пророка.



Как я уже писал в предыдущей главе, церковь интересна по своей композиции. Центральный храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, шатровый придел Положения Ризы (построенный специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом - частицы Ризы Господней), галереи и два крыльца.

Ну, вот, когда мы начали более-менее ориентироваться в планировке церкви, можно заходить внутрь. И тут, прямо на крыльце, по крайней мере, меня накрыл культурный шок. И было с чего - «трудившиеся о Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославец Дмитрий Семенов, Василий Кузьмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андреянов, Иван Иванов, Филипп Андреянов, Степан Павлов» постарались на славу! И талантом их Господь не обделил!

К сожалению, с талантом у меня похуже, так что эта и последующие главы, посвящённые росписям Ильинского храма, чуть менее, чем полностью, построены на вот этой книге: Воейкова И.Н, Митрофанов В.П. Ярославль. Л., Аврора. 1971.





03. Они же.



04. Дракон



05. Рай и ад.

Всюду яркие пятна: белые ангелы, синие волны, зеленые поля, красные шали, пестрые тюрбаны, золотые латы, узорчатые шатры. Видны замки и целые города, кущи райских садов, всякие фантастические твари, вроде грифонов и драконов. Сдаётся мне, в одной голове все эти образы родиться не могли - налицо коллективное творчество, опирающееся на народную традицию и народную же мифологию. А народная мифология - она такая вещь... Живая, яркая, порою весёлая, порою, страшная, порою, возвышенная. Ну, так, и росписи таковы!



06. Подъём на паперть.



07. Другая его сторона.



08. Своды.

А дальше больше - мы поднимаемся на паперть и впадаем в восхищённое недоумение - тут расписаны даже скамьи и резные порталы входов! Давайте пройдёмся и, пока, просто посмотрим.



09. Паперть слева от входа.



10. Свод.



12. Справа от входа.



13. Детали.



14. Отделка низа стен изразцом.



15. Стена, отделяющая паперть от трапезной и Покровского придела.



16. Паперть возле придела Гурия, Самона и Авива.



17. Портал входа в Северный придел.



18.



19. Портал северного входа в храм.



20. Придел Гурия, Самона и Авива.



21.



22. Вселенский потоп.



23.



24.



25.



26.



27



28.



29.



30.



31.



32. Портал главного входа в храм.



33. Изразцы ярославского стиля - то, чем русские зодчие заменили цветной мрамор, которого в тогдашней России не было.



34. Детали портала.

В принципе, уже этого хватило бы на пост, но это же не наш метод - лонгрид, так лонгрид. Так что продолжу, с претензией на наукообразность, описывать то, что видел до полного исчерпания объёма поста. Поехали!

Постепенно у меня сложилось стойкое ощущение, что живописный ансамбль был рассчитан именно на длительное и праздное пребывание зрителей, на долгое созерцание. Со временем взгляд начинает читать увлекательную повесть о сотворении мира, о "первородном грехе" прародителей, их земных перипетиях, о битвах и любви, о предательстве и верности. И вот тогда приходит понимание, что перед нами продуманный расчет в размещении сцен и отдельных изображений, связь их с архитектурными членениями паперти и учет функциональной роли.

Становится понятно, что выбор и размещение сюжетов росписи паперти Ильинской церкви определяются ее ролью в общем храмовом ансамбле. Паперть - это преддверие, вход в храм Божий, евангельскую церковь. Этому назначению отвечает цикл росписей, посвященных событиям Ветхого завета, из которых наиболее популярны "Сотворение мира", "История Адама и Евы", "Всемирный потоп", "Столпотворение вавилонское" - они, помимо внушения пастве соответсвующего настроя, давали наибольший простор фантазии художника, ибо менее всего были стиснуты рамками канона.

Вверху, на сводах паперти помещены наиболее крупные сцены - это композиции цикла "Сотворение мира". Писал их большой мастер. По одной фигуре Саваофа чувствуется - живая, динамичная и... грозная. Таким бог-демируг быть и должен.



35. Сотворение мира.



36. И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.



37. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.



38. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле". И стало так.И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду. И увидел Бог, что это хорошо.И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: "Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю". И стало так.И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.И был вечер, и было утро: день четвёртый.



39. И сказал Бог: "Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной". И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.И был вечер, и было утро: день пятый.И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

Но идём дальше.

История Адама и Евы рассказана художниками с многочисленными подробностями. Эта серия росписей выполнена в иной манере, чем "Сотворение мира". Обобщенная моделировка, четкие границы форм, локальный цвет и сложное плетение композиции похоже на орнаментальные крестьянские росписи. В сценах с изображениями библейских событий этого и других циклов ("Исход евреев из египетского плена", "История Юдифи" и т.д.) много черт - бытовых деталей, элементов костюмов, - взятых из окружающей жизни, так же, как и в пейзаже, где фигурируют березки, сосенки и лужки, перенесенные из русского ландшафта. Легендарные Иерихон, Вавилон, Иерусалим превратились в причудливые сказочные города, в которых традиционные Пятиглавые соборы, стройные шатры и крепостные башни русских монастырей и кремлей сочетаются с колоннадами и портиками, имеющими замысловатые узорчатые украшения. Последнее часто почерпнуто из имевших тогда хождение иноземных гравюр (Библия Пискатора и другие книги).



40. История Адама и Евы.



41. То же с другого ракурса.



42. Наречение имён зверям и птицам.



43. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: "Приобрела я человека от Господа". И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

И всё завертелось и довертелось до Потопа...



44. Ной производит погрузку л/с на ковчег.



45. Собственно потоп. Особенно прекрасен гражданин на дереве.

И тут пора прекратить дозволенные речи - пост не резиновый. Продолжим в следующей главе.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI

Архитектура, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг, Живопись, Ярославль, Чужие картинки, История

Previous post Next post
Up