Глава VIII. Ильинская церковь изнутри. Продолжение описания росписей паперти.
01. План церкви Ильи Пророка.
Итак, как я уже писал в предыдущей главе, Гурий со товарищи оторвались по-полной. Так что материала хватит ещё надолго. Продолжаем.
Следующий сюжет росписей сводов паперти или галереи - как вам будет угодно, это Страшный Суд. Без фресок на эту тему не обходилась ни одна церковь. По традиции этот сюжет помещали у выхода, чтобы паства всегда помнила, что воздастся. Так и в Ильинской церкви.
02. Страшный Суд.
03, Он же.
05. И снова.
06. А тут ещё и с Апокалипсисом.
09. И ещё.
07. Общий план.
08. Ещё один.
09. Снова Царствие Небесное.
10.
Мы в прошлой главе видели, как картины Ветхого завета под кистью Гурия со товарищи превращаются в увлекательные сказочно-фантастические представления, так и трагические события Страшного суда и Апокалипсиса утрачивают свой зловещий характер и мистическую напряженность. Они наполняются духом народных легенд, сказаний, былин.
Композиция "Страшный суд" помещена на стене паперти по обе стороны от главного западного портала храма. Здесь грозный повелитель ада Вельзевул обрел облик забавного сказочного персонажа, а фантастические картины рая занимают изографов значительно больше, чем муки грешников. Хотя обычно бывает наоборот.
11. Вот этот миляга с крылышками и рожками, похожий на карапуза на утреннике в детском саду - Вельзевул.
12. Страшный Суд во всей красе.
13. Ангелы трубят, мёртвые восстают. И из бездны вод тоже.
16. Вот чью-то жизнь на весах взвешивают. Весёлые белые чертенятки старательно тянут чашу весов на свою сторону. Гражданина у столба видите? Это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного». Так и сидеть теперь ему на этом столбе...
15. А это, видимо, те, кто "взвешен и признан лёгким". И Сатана верхом на Звере с душой Иуды на руках тут же.
16. Если не ошибаюсь, Ложе Авраамово - часть рая, куда будут помещены праведники, умершие до Христа.
17. Не смог атрибутировать. Праведники? Мученики?
18. "И со славою судити живых и мертвых..."
20. Тоже не смог атрибутировать. Возможно, хождение Богородицы по мукам.
21. Не смог атрибутировать. Возможно, видение пророка Даниила?
22. Праведники у престола Господня.
Уф, со Страшным Судом закончили. Теперь попробую рассказать об одной примечательной и не частой композиции, что находится на своде северного входа. Это родословное древо Романовых («Род царствия благословится») с изображением 13 царей и царевичей династии Романовых, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая внуком Петра I Великим князем Петром Алексеевичем - будущим императором Петром II.
23. Вид с паперти.
24. Крупный план.
Высокохудожественный прогиб получился, не поспоришь :-) Но идём дальше.
Ещё на западном крыльце помещены сюжеты из «Откровения Иоанна Богослова» и молитвы «Отче наш». Славословие этой молитвы («Яко твое есть царствие, и сила и слава твоя») иллюстрировано в своде крыльца. На фоне облаков в прихотливом и плавном ритме изображены основные персонажи небесной иерархии, прославляющие Святую Троицу. В центре композиции помещен глобус со знаками Зодиака.
25. Царствие Небесное. С глобусом.
26. Оно же, но с другого ракурса.
27. Детали.
28. Ещё детали.
Паперть служила местом покаяния для согрешивших, которые не допускались в храм; здесь же проходили чисто мирские, деловые встречи. Простенки между окнами, как и их широкие откосы, около которых проходят длинные скамьи, где подолгу сиживали ярославцы, заняты жанровыми и нравоучительными сценами. Ничего не напоминает? Верно - наглядная агитация. Эдакие вечные Окна РОСТА. Да и монументальной наглядной агитацией не пренебрегали ни в СССР, ни в стане его противников. Воистину, прав был Екклесиаст, судия Израилев: «Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас».
29. Наглядная агитация.
30. Ещё.
Среди прочих сюжетов наглядной агитации выделяются иллюстрации популярных в то время светских нравоучительных сборников "Звезда пресветлая", "Великое зерцало" и других. Под кистью ярославских изографов эти сцены приобретали развлекательный характер, позволяли художникам широко показать жизнь своего времени; впервые на Руси в росписи храма появляется изображение обнажённого женского тела, что было, по тем временам, делом изрядно скандальным.
31. Сюжет из "Звезды Пресветлой", если я не ошибаюсь. "Пресветлая жатва Пресветлого Царя". Или нет?
32. А это, возможно, "Великое зерцало".
Несмотря на нравоучительную роль галерейных росписей, тут они, в изрядной части, утратили религиозный мистицизм и превратились в увлекательные, сказочно-фантастические представления, близкие народной поэтике. Видимо, здесь у Гурия сотоварищи над душой никто не стоял и свободу творчества не связывал. Ну, если только чуть чуть.
33. Вполне жанровая сценка, вполне знакомая многим ярославцам - город-то жил речной торговлей.
Если живопись сводов монументальна и декоративна, то эти небольшие композиции с многочисленными любовно прописанными деталями смотрятся почти как миниатюры. Они рассчитаны на близкое и долгое рассматривание. Как, например, сцена ниже. Да, на ней Ковчег Завета, но и присутствуют те самые «обнажённые женские тела» - маркетинговые завлекалочки, однако.
34. Нравоучительная сцена, поясняющая, что не надо лазить куда не просят, но с жёсткой эротикой XVII в. :-)
Вот такая она паперть: красновато-охристая тёплая ламповая уютная... Да, она поучает и напоминает, но как-то по-домашнему, как учит добрый дедушка, который, в случае нужды, и подзатыльник внуку выдаст, но предпочитает действовать лаской и убеждением, но стоит шагнуть через портал входа в храм, как пространство радикально меняется. Но об этом в следующей главе.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII