Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От Твери до Вологды.

Sep 07, 2024 07:23

Глава II. Калязин. Колокольня.

Итак, свершилось - мы спустились к Волге на площади прп. Макария Калязинского. Там нас встретил небольшой причал с пришвартованным к нему плавсредством, напоминающим плавучий сундук. В моей голове сразу  родилось определение «изба-катальня». Это был паром.



01. Изба-катальня.





02. Катер - сосед избы-катальни по причалу и волжские просторы.

Цены на перевоз были кусачие - 500 рублей с персоны за перевоз и возвращение обратно, но мы же в отпуске, следовательно, деньги надо тратить, так что раскошелились, заняли места на лавках, завыла лебёдка, поднимая аппарель, затарахтел мотор, и наш плавучий сундук начал медленно отползать от причала.

И вот мы уже на, покрытом заполненными отменным карельским гранитным щебнем матрасами Рено (разновидность габиона - эдакая плоская авоська из оцинкованной проволоки, плотно набитая камнем), островке, посредине которого возвышается Она.



Она! Вид с места высадки.



03. Она с другого ракурса. Да, горизонт завален, но у меня это не баг, а фича ;-)



04. Супруги Петровы на фоне колокольни.

И шо, таки, первым делом сделал ваш покорный слуга? Правильно - дробной рысью, переходящей в полевой галоп, поскакал вокруг острова. Фотографировать.



05,



06,



07.

Вот теперь можно и нужно поддержать своё реноме, а именно историко-архитектурно позанудствовать. Про историю колокольни я уже писал в первой главе этой части, но повторение - мать учения.

Итак, в этих местах люди жили весьма оборотистые, то и к вопросу строительства колокольни решили подойти серьезно. Авторство проекта колокольни принадлежало, предположительно, французскому архитектору Ж.-Б. Валлену-Деламоту, знаменитому возведенными в Санкт-Петербурге дворцами Разумовского, Чернышева, Юсупова, Большим Гостиным двором, католической церковью св. Екатерины на Невском и другими эффектными зданиями.

Случилось это знаменательное событие в 1800 г. Строили колокольню крепостные крестьяне помещика В. Ф. Ушакова, который, вероятно, и заказал проект колокольни, Василий Степанов, Евдоким Иванов и Иван Иванов-Руделев с "товарищи". Как гласит легенда, в процессе строительства мужики внесли в проект немало изменений, пошедших зданию только на пользу. Остаётся повторить то, что писал в предыдущей главе - снимаю шляпу перед архитекторами-самоучками - блестящий образец классицизма у них с Валлен-Деламотом вышел.

Изначально высота колокольни составляла 74,5 м.  На фотографии ниже можно увидеть, как она доминировала над местностью.



08. Вон она какая была!

Сейчас - после затопления, несколько меньше, но вот сколько - я информации не нашёл. На вид метров на 10.

При строительстве Углического водохранилища в 1939 г. старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка. Сразу же, как по Волге началось интенсивное движение крупнотоннажных судов, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки невозможно, поскольку здесь пролегает очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.

Рассказывают, что после Войны Калязинскую колокольню собирались снести, но это случай так называемого вранья ©МиМ. Одно время здание действительно находилось под угрозой, ибо дало крен из-за подмыва фундамента, но сносить его никто не собирался. Наоборот, было разработано несколько проектов усиления фундаментов и защиты здания от разрушения, один из которых (если моя информация верна, совместного авторства Мосфундаментпроекта и ГИПРОГидропроекта) и был реализован на рубеже 1970-1980-х гг.

И после этого отношение к колокольне изменилось - из чисто утилитарного объекта она превратилась в туристический бренд. Точнее, брендом она была и раньше, но локальным, не выходящим за пределы Калининской области. А года с 81-го началась раскрутка во Всесоюзном и даже во всемирном масштабе. Даже на марки попала, причём, не только советские. Вот только почему-то в этих ваших энторнетах нет марки 1983 г. из серии «Золотое Кольцо», а водится только политизированная марка 1991 г., но чем богаты...



09. Марка 1991 г.

Нынче в колокольне расположена церковь св. Николая Чудотворца, хотя, признаться я её принял за часовню, но в источниках пишут, что там время от времени с 2007 г. служат литургию, следовательно, алтарь и жертвенник там имеется.

В 2016 г. на колокольню подняли новые колокола, отлитые по специальному заказу в московской мастерской Ильи Дроздихина.

В 2020 - 2021 гг. здание отреставрировали. В ходе реставрации на колокольне установили часы с боем. И вообще здание основательно привели в порядок. Объём работ можно представить по мурзилке, выдранной мной из пояснительной записки к технико-экономическому обоснованию проекта.



10. Картинка из ТЭО. Покрадено на сайте администрации Калязина.



11. Колокольня в процессе реставрации. Покрадено в интернете.

Не обошлось и без открытий. При восстановлении креста реставраторами обнаружены сохранившиеся на нём исторические надписи о людях, которые участвовали в его освящении и установке 29 августа 1893 г.

Ещё в процессе реставрации колокольня получила архитектурную подсветку.



12. Такой она планировалась по проекту. Покрадено на сайте администрации Калязина.



13. А такой получилась в действительности. Покрадено в интернете.



14. И такой. Покрадено в интернете.

По-моему, получилось даже лучше, чем в проекте.

Так что теперь колокольня исправно работает символом города, местом притяжения туристов, передаёт горожанам сигналы точного времени, а так же продолжает нести и сакральную функцию - здесь заканчивается ежегодный Верхневолжский крестный ход, начинающийся у истока Волги, да и службы во внутренней церкви, как я писал выше, регулярно ведутся.

На этом я занудствовать прекращаю и продолжаю рассказ о наших похождениях.

Изба-катальня, высадив нас и наших попутчиков, забрала предыдущую партию и убыла на берег. Внезапно выяснилось, что никто не поинтересовался, а когда, собственно, нас обратно-то заберут? Тут же среди «островитян» пошли шуточки на счёт «вход - бесплатно, выход - рупь». Некоторые дамы восприняли это вполне серьёзно и даже спросили в церковной лавке. Там их успокоили - заберут и лишних денег не попросят.

Ну, а мы, памятуя, что отпуск должен быть безжалостным и беспощадным, а так же во имя реализации принципа: «Ни дня без башни!» обратились в ту же церковную лавку на предмет залезть на колокольню. Нам сунули под нос табличку с надписью: «Пожертвование 200 рублей». Мы пожертвовали и полезли.

И тут случилось разочарование разочарований. Нет! Подстава подстав! За 200 рублей можно залезть на 1,5 яруса колокольни! А дальше тетивы лестниц стоят, а ступени срезаны. Массаракш! Тридцать три раза массаракш!

Но что делать - не устраивать же скандал с мордобоем в храме божьем... Тем более, что и с доступной точки виды открывались очень даже.



15. Нововозведённая на старых фундаментах башня и часть стены Макарьевского монастыря на Монастырском острове. В башне находится часовня прп. Макария Калязинского.



16. Она же крупным планом. Покрадено в интернете.

Построена башня-часовня в 2002 - 2004 гг. стараниями калязинского пожарного, краеведа и православного активиста Александра Капитонова - создателя фонда восстановления Троице-Макарьева монастыря и его сподвижников. Строили своими руками и за свой счёт. Сам Александр Капитонов погиб в 2002 г., когда стены только начали подниматься. В какой-то степени, это памятник ему.

Вот такая история. Но вернёмся к видам с колокольни.



17.



18.



19.



20.



21.



22. Площадь прп. Макария Калязинского.



23. Набережная.

Ну как на фоне такой красоты не увековечиться? Мы и увековечились.



24. Супруги Петровы.



25. Ваш покорный слуга.

Вдоволь налюбовавшись, мы слезли с колокольни. Павел Валерьевич, впечатлённый качеством дорожного покрытия, поставил свечку Николе Угоднику - покровителю всех плавающих и путешествующих. Мы тогда ещё не знали, с какой ностальгией будем вспоминать в Архангельской области практически идеальный асфальт тверских и ярославльских дорог... Но об этом позже. Скажу только, что в Архангельской области заступничество Николы Угодника оказалось совсем не лишним.

Мы ещё послонялись по острову, омагнитились в церковной лавке, перекурили в благоустроенной курилке, потаращились на выгрузку большой группы отдыхающих с прогулочного катера типа «Москва». На островке сразу стало тесно. Как почувствовав это, наша изба-катальня отвалила от берега и пошла за нами. Предстоял ещё один аттракцион - напоследок нас прокатили вокруг островка.



26.



27.



28.



29.

И вот уже мы на берегу. Далее была перебежка до сувенирной лавки. На пол дороги нам встретился вальяжный калязинский котя.



30. Калязинский котя.

Закупившись сувенирами, ваш покорный слуга поскакал фотографировать архитектуру. Однако, долго предаваться этому пороку мне не дали - зная, что я могу застрять на неограниченное время, Павел Валерьевич, применив ко мне приёмы силового убеждения, затолкал меня в машину и мы поехали на набережную, где напоследок полюбовались на колокольню.



31.



32. Павел Валерьевич на фоне колокольни.



33. Ваш покорный слуга там же.

Пора было ехать - нас ждал обед в Ярославле.

Но 500 рублей за персону за переправу к колокольне и 200 рублей за право подняться на один её пролёт, поразили меня в самое сердце, так что поздно вечером, уже в Вологде, я разродился следующим «летописным» текстом в чат нашей туркоманды «Отряд »Стремительный»:

«Об утресь дня сего сели мы с боярином Павлом и супружницей его - боярыней Любовью Александровной в коляску самобеглую и, с Божьей помощью, стопы свои направили ко граду Калязину, что стоит на Волге-реке близ рубежа меж землями  тверскими да ярославльскими. И бысть наш путь вельми ухабист, однако же преодолели мы его и во град Калязинский ещё до обедни доставили ся. Зрили же мы во граде Калязинском диво - стоит прямо из Волги-реки колокольня вельми велика и строена весьма искусно и лепо. К той колокольни люд всякого звания по воде лодочник возит и берёт за две сотни сажен перевоза по пяти копеек серебряных с души, бо аспид, живоглот и сребролюбец, за что гореть ему в геене огненной, бо сребролюбие Отцами Церкви в один ряд со грехами смертными почитается. Однако, не об аспиде том речь, а о колокольне. Вышло диво сие без малого лет сто тому, когда повелел царь Иосиф Грозный Волгу-реку запруди ся, дабы лодьям морским по Волге-реке путь чист стал. И стало по воле его. От запруды той половина града Калязинского под воду ушла, а колокольня, что за сто лет до того строена, стала лодьям путь водный указывать, и велено было звать её словом иноземным - маяк. Ныне же в колокольне той часовня во имя святителя Николая Мирликийского, что хранит всех плавающих и путешествующих устроена. Поставили мы свечку Николаю Угоднику, дабы хранил он нас во пути нашем, и на колокольню влезли, пожертвовав за сие на храм по две копейки серебряных с души. И видно с той колокольни далече, а у того, кто на сие дивутся, душа благолепием исполняется, ибо зрит он вертоград процветший, что есть богоспасаемая земля наша».

Ну, а мы поехали в Ярославль, но об этом в следующей главе.

P. S. А Вознесенскую церковь в Калязине, которую я описывал в предыдущей главе, мы всё же посмотрели.

Предыдущие части: Часть I, Глава I;

Архитектура, Калязин, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг, Чужие картинки, История, Родной край

Previous post Next post
Up