Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Nov 09, 2024 07:13

Глава XXI. Интерьеры Софийского собора. Описание стенописи. Продолжение. Роспись западной стены: «Страшный Суд».

На западной стене в православных храмах традиционно пишут Страшный Суд, чтобы прихожанин, покидая церковь видел, что его ждёт в том случае, если он не отринет соблазны и не станет жить, как надлежит христианину. Давайте посмотрим, как эта наглядная агитация реализована в вологодском Софийском соборе, который вообще-то стоит не по канону - алтарём на запад, а на северо-северо-восток, так что фреской Страшного Суда прихожане любуются не на выходе, а косят лиловым глазом во время службы. Наверное, это работает не хуже.



01. План Софийского собора для облегчения ориентировки.



Этот пост выйдет коротким - отдельные композиции фрески довольно масштабны, но их не много. Что ж, поехали, и начнём с моих криворуких фотографий.



02. Кусок западной стены, попавший в мой объектив.



03. Кусок побольше.

Ну, а теперь посмотрим на фотографии, сделанные специалистами и, если получится, попробуем разобрать символику.



04. Западная стена. Общий вид.

Впечатляющее полотно, не правда ли? И, глядя на него, я, кажется, начинаю понимать «откуда есть пошло» искусство советского плаката. При всём его авангардизме, иконописные истоки в решении композиции прослеживаются. Вряд ли это было сделано осознанно пролетарскими авангардистами второй половины 1910-х - начала 1930-х, но культурный код он от того и код, что его не пропьёшь - он сидит, если не в геноме, то в подсознании точно.

Вот, в подтверждение моих фантазий:



05. Плакат 1



06. Плакат 2.



07. Плакат 3.

Может, я и не прав, но имею мнение - хрен оспоришь ©

:-)

Но вернёмся к стенописи.

Слева снизу у нас располагается следующая композиция:



08. Трубящие ангелы возвещают начало Страшного суда.

Как там у Наутилуса?

Сошел на землю Гавриил
И вострубил в свою трубу
И звал на суд он всех живых
И всех лежащих во гробу,

Только вот результат у Наутилуса отличался от канонического:

Но шел уже четвертый час
И каждый грешник крепко спал
И был напрасен трубный глас
И ни один из нас не встал.

Труби, Гавриил, труби
Хуже уже не будет
Город так крепко спит
Что небо его не разбудит
Труби Гавриил глухим
На радость своим небесам
Труби Гавриил другим
Пока не оглохнешь сам.

Но, как говорится, «на самом дэлэ всё нэ так было».

В «Откровении Иоанна Богослова» сказано:

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи.

И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!»

(Откр.8:1-13)

Вот это событие мы и наблюдаем. Кстати, Наутилус Помпилиус на счёт Гавриила не правы - нигде в Писании не сказано, что трубить , возвещая Страшный Суд будет Гавриил - этот образ появился в поэме "Потерянный рай" Мильтона.

Ну, а мы идём дальше. Справа снизу у нас расположился милостливый блудник и грешники, изгоняемые в ад, где их с распростёртыми объятьями встречают сатана и прочая адская фауна.



09. Сказание о милостивом блуднике, изгоняемые в ад грешники, сатана и грешники в аду.

В Откровении это описано так:

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.

И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откр.20:7-15).

Кстати, о милостивом блуднике. Занятнейший персонаж - это единственный человек, который не попадёт ни в рай, ни в ад. А почему? В «Слов6 о некоем блуднике, который творил милостыню, и блуда не оставлял» сказано, что человек сей, будучи «славен зело и богат», непрестанно благотворя многим нищим, этот человек до внезапной смерти пребывал в грехе прелюбодеяния. Святитель Герман, патриарх Константинопольский с братией молили Бога открыть им посмертную участь благотворителя. Одному затворнику было открыто, что за милосердие тот был избавлен от тяжкой муки, но за блуд «..лишён рая блаженного: Между же блаженного рая и страшнаго пламене умерший муж привязан стояше и зеле стоняше и часто к раеви взираше и горько рыдаше».

Словом, легко отделался, хотя, вечно сидеть без штанов на столбе между небом и землёй - такое себе удовольствие.

А мы поднимаемся выше по фреске и видим между окнами слева новый сюжет.  Точнее, два. На первом - в узком простенке между левым окном и углом монахи возносятся в рай.



10. Вознесение монахов в рай.

Если честно, так и хочется спросить: «Шо, уси?». Надо думать, всё же, таки, нет.

Ну а между окнами у нас очередь праведников во главе с апостолам Петром столпилась у ворот рая.



11. Праведники с апостолом Петром у врат рая.

Надеюсь, не будет святотатством то, что я выискивал на этой фреске пресловутого водителя автобуса?

В Откровении же об этом сказано так:

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

(Откр.21:3-4)

Справа от центрального оконного проёма у нас находится, собственно, суд.



12. Композиции, изображающие акт суда (взвешивание добрых и злых дел человека), призванных к суду, Ниже просматриваются уже виденные нами милостивый блудник и грешники, изгоняемых в ад.

Опять обратимся к Апокалипсису. Там процессуальная практика описывается так:

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».

(Откр.20:12).

Евангелии от Матфея повествует о сём более подробно:

« Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую».

(Мф. 25, 31-33).

И никаких адвокатов, заметьте!

А за правым окном в простенке Архангел Михаил - предводитель Небесных Сил Бесплотных в одну калитку повергает бесов в ад.



13. Битва Михаила Архангела с силами ада

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них».

(Откр.12:7).

Под драконом тут понимается сатана.

Ну, а выше всего этого во всю ширину стены расположились престол Страшного Судии, а вокруг него апостолы с развернутыми книгами в руках и небесное воинство.



14. Апостолы с развернутыми книгами в руках и небесное воинство по сторонам престола Страшного Судии.

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

(Откр.19:11-16).

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

(Откр.20:4).



15. Страшный Судия.

Слева от Страшного Судии, апостолов и небесного воинства разместилась «Богоматерь - Вертоград заключенный» - фреска, символизирующая сад Небесного Иерусалима, причём этот образ выводится из Песни песней царя Соломона: «Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами».

(Песн.4:12-15)

Как из этого откровенно эротического произведения делается вывод о том, что заступничество Заступницы и Утешительницы способно даже на Страшном Суде даровать раскаявшемуся грешнику прощение и обретение райского сада, не спрашивайте - это выше моего понимания.



16. «Богоматерь - Вертоград заключенный» («Рай словесный»).

Кстати, обратите внимание на композицию и орнаменталистику образа - до дрожи похоже на прерафаэлитов и вообще живопись эпохи модерна: Россетти, Милле, Савинов, Бенуа, Рерих, Муха... Вот, к примеру:



16. Д. Россетти. "Юность девы Марии".



17. Д. Милле "Офелия".



18. А. Бенуа "Эскиз декораций к балету Павильон Армиды"



19. А. Муха. "Осень".



20. А. Савинов "На балконе".

Сварщик я, понятно, не настоящий - только маску нашёл, но сдаётся мне, что живопись модерна произросла, в том числе, и из христианской иконографии.

Но продолжим. Слева от Страшного Судии расположился образ Иисус Христос и Силы Небесные.



20. Иисус Христос и Силы Небесные.

Вместе с образом «Богоматерь - Вертоград заключенный» образ «Иисус Христос и Силы Небесные» представляют собой собой чаши весов, осью которых является образ Страшного Судии - грозного и беспристрастного и, если я не ошибаюсь, Богородица - это мир, а Христос - меч.

Ну, а на самом верху стены расположились образы рая. Посредине - Силы Небесные,



21. Силы Небесные.

а справа и слева от них - праведники, пирующие в раю.



22. Праведники, пирующие в раю. Левая часть стены.



23. Праведники, пирующие в раю. Правая часть стены.

Те самые, о которых говорит Откровение:

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».

(Откр.20:4-6)

Вот и всё, что я могу сказать о фресках западной стены вологодского Софийского Собора. Все приведённые здесь выводы - плоды моего умствования, а я не искусствовед и, тем более не богослов, так что не судите строго.

P. S.  И тем более я не хотел впадать в ересь и оскорблять чьи-либо религиозные чувства. Если это всё же случилось - прошу простить, я впал в грех по неведению.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX

Архитектура, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг, Живопись, Вологда, Чужие картинки, История

Previous post Next post
Up