Глава XX. Интерьеры Софийского собора. Описание стенописи. Продолжение. Росписи северной стены.
Композиционное решение северной стены повторяет южную: тот же Акафист Богородицы, только иные кондаки и икосы, те же Вселенские Соборы, те же же мариологический и христологический циклы, только другие их эпизоды. Но росписи не менее хороши. Что ж, давайте посмотрим.
01. План Софийского собора для облегчения ориентировки.
Шестой регистр росписи северной стены.
02. Шестой регистр. Общий вид.
Он посвящён Вселенским Соборам с пятого по седьмой и житию Богоматери, точнее, Акафисту Богоматери.
03. Пятый Вселенский Собор.
Пятый Вселенский Собор, он же Второй Константинопольский был созван в 533 г. императором
Юстинианом I (Да, тем самым, при котором увидел свет самый полный полный сборник Римского права - Кодекс Юстиниана).
На Соборе, открывшемся в зале, связывающей собор Святой Софии с патриаршими палатами, присутствовало 164 епископа, председательствовал константинопольский патриарх
Евтихий. Кроме него, из видных лиц присутствовали Домн Антиохийский, Феодор Аскида, Евстахий Иерусалимский, 8 западных епископов.
Собор, разумеется, был политическим. Одним из важнейших вопросов внутренней политики Византийской империи V-VI вв. являлось отношение к
монофизитам. Во-первых, это имело государственное значение и ставило вопрос в высшей степени важных для государства восточных провинциях: Египте и Сирии с Палестиной; во-вторых, на стороне монофизитов была супруга Юстиниана
Феодора, имевшая сильное влияние на императора.
По совету Феодоры Юстиниан в отношении к монофизитам уже в начале своего правления ступил на путь примирения. Изгнанные при
Юстине и в первые годы Юстиниана монофизитские епископы получили право вернуться из ссылки. Многие монофизиты были приглашены в столицу на религиозное примирительное совещание, в котором император принял участие. В одном из столичных дворцов были поселены пятьсот монофизитских монахов. В 535 г.
Севир, тогда глава всех монофизитов, прибыл в Константинополь и оставался там год. Таким образом, к этому времени столица империи приобрела черты, характерные для эпохи императора
Анастасия. Константинопольским патриархом стал епископ Трапезундский
Анфим, известный своей примирительной политикой в отношении к монофизитам.
Ситуация вызвала недовольство в Риме, и в Константинополь прибыл папа
Агапит I, который совместно с ортодоксальной партией
акимитов выразил такое резкое неприятие политики Анфима, что Юстиниан вынужден был уступить. Анфим был смещён, и на его место назначен убеждённый православный пресвитер
Мина. Возможно, эта уступка императора папе была вызвана отчасти тем, что в это время началась
остготская война в
Италии, и Юстиниану было необходимо сочувствие католиков Запада.
Однако, монофизиты, поначалу, тоже получили уступку. Для этого император поднял известный вопрос о «трёх главах», то есть о трёх церковных писателях V века,
Феодоре Мопсуестийском,
Феодорите Кирском и
Иве Эдесском, относительно которых монофизиты ставили в упрёк Халкидонскому собору то, что вышеназванные писатели, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были на нём осуждены. Юстиниан признал, что в данном случае монофизиты правы, и покойные вероучители были анафемствованы и осуждены, не смотря на прямой запрет, запрещающий анафемствовать мёртвых, ибо «не могут они раскаяться и оправдаться». Однако, чтобы ублаговолить и, одновременно, поставить на место Римского папу был сыскан нужный прецедент в Ветхом Завете, а к списку анафемствуемых покойников добавили Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена. По этому поводу в Римской церкви буча шла почти 70 лет, пока папа Григорий I Великий не признал окончательно решение Пятого Вселенского Собора.
А монофизиты остались неудовлетворёнными столь половинчатым решением, и имели глупость высказать своё «фе», после чего по ним прошлись просто асфальтовым катком. Счёт жертв убитых, проданных в рабство персам, умерших от голода шёл на сотни тысяч. Целые области в Большой Сирии и Египте обезлюдели, за что, наверное, пророк Мухаммед должен сказать спасибо Юстиниану - земли, на которые пришёлся первый удар арабского джихада, просто некому было защищать.
Ну а на фреске в центре мы видим Юстиниана Великого во всём блеске и славе, вокруг - православных епископов, а в правом нижнем углу, традиционно, сосредоточились редиски.
04. Шестой Вселенский Собор.
Шестой Вселенский Собор, он же Третий Константинопольский, был созван в 680 г. императором Константином Погонатом для осуждения ереси
монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Бога и человека, но одну Божественную волю. Монофелитство было униональным исповеданием, созданным патриархом Константинопольским Сергием по воле императора
Ираклия. Целью императора было примирение противоборствующих во Вселенской церкви христологических партий диофизитов-халкидонитов и миафизитов-нехалкидонитов. Против этой идеи выступили
Софроний Иерусалимский и константинопольский монах
Максим Исповедник. Учение Максима Исповедника было принято папой Мартином и Римской Церковью на Латеранском соборе, что вошло в противоречие с официальным вероисповеданием империи, за что Максим и Мартин были подвергнуты репрессиям, но на Шестом Вселенском Соборе и они, и их доктрина были реабилитированы.
Вообще, интересный момент. В Римской церкви принцип Roma locuta est - causa finita est очень быстро оформился де-факто - веке, эдак в 6-ом, задолго того, как был утверждён де-юре в 1075 г. энцикликой
Dictatus papae. На Востоке же в своём поле каждый суслик был агрономом и имел своё мнение, а великая пентархия - папа Римский, патриарх Константинопольский, патриарх Александрийский, патриарх Антиохийский и патриарх Иерусалимский являются лишь первыми среди равных, но канонические вопросы должны решаться их согласием. Как сказал кто-то из императоров Востока: «Легче собрать котов в стадо, чем заставить епископов придти к соглашению». Собственно, Вселенские Соборы и были тем самым «собиранием котов в стадо», где церковные иерархи, по пути, со смачным хрустом, пожирая друг друга, приходили к соглашению, либо императоры, сообразуясь с политической целесообразностью, забивали епископам своё компетентное мнение о правильной догматике с казённой части, как снаряды.
Композиция фрески традиционная: в центре - император, вокруг, осиянные нимбами, критики монофилитства, а в правом нижнем углу, видимо, уже низложенные его защитники:
Макарий Антиохийский, Петр Никомидийский и Соломон Кланейский из Галатии. Словом, добро победило зло, потом поставило на колени..., ну, дальше вы знаете.
05, Седьмой Вселенский собор.
Седьмой Вселенский Собор, он же Второй Никейский был созван в 787 г. в городе Никее при императоре
Константине VI и императрице Ирине (вдове императора Льва Хазара). Состоял из 350-366 архииереев восточных поместных церквей и двух легатов папы римского.
Собор был созван против
иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре
Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с
мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при его сыне
Константине V Копрониме и внуке
Льве Хазаре, а иконопочитателям приходилось несладко.
Заруба между иконоборцами, считающими иконы, фрески, статуи и мощи идолопоклонством, и иконопочитателями вышла жестокая. Вообще, Восточной Римской империи догматические вопросы, как правило, перетекали если не в гражданскую войну, то в весьма кровавые и массовые репрессии. Так было и в этом случае. Тем более, что иконоборцы имели изрядную поддержку широких масс - императоры-иконоборцы смогли остановить нашествие арабов и даже отбить часть имперских территорий, что было сочтено в народе знаком свыше.
Ещё не раз, даже столетия спустя, во время военных кризисов народ собирался у могилы ненавидимого церковью, но не анафемствованного императора, и молил: «Встань, отец, спаси нас!», за что, частенько, участвовавшие в таких акциях, подвергались репрессиям.
Кстати, о самом Константине Копрониме, ещё известном, как Каваллин. Первое прозвище довольно неблагозвучное, и дословно переводится, как Засранец - Константин, когда его крестили нагадил прямо в купель, что церковники сочли дурным предзнаменованием. Однако сам император носил это прозвище, пожалуй с гордостью, да и в войсках, а Константин был солдатом до мозга костей, эту кличку поминали с уважением, как знак лихости императора в бою.
Второе прозвище переводится, как Лошадник - император был отличным кавалеристом и очень любил лошадей, хотя в церковной литературе это прозвище уничижительно переводят, как «Кобылятник», намекая, что Константин V был привержен к тому, что на udaff.com (олды помнят) считалось «пачотным».
Ну, а после Седьмого Вселенского Собора на орехи досталось уже иконоборцам. С процентами. Ну и внучек с невесткой оттоптались по мёртвому уже дедушке и свёкру от души - ни пиар, ни политика с годами не меняются.
Ну, а композиция фрески традиционна: в центре, на седалище император Константин VI и вдовствующая императрица Ирина, вокруг, в экстазе всеобщего одобрямса, архииереи-иконопочитатели. Иконоборцев, видимо, уже анафемствовали и вывели вон.
Но хватит о политике - вернёмся к Писанию.
06. Акафист Богоматери. Кондак 13: «О всепетая Мати…»
07. Акафист Богоматери. Икос 12-й: «Поюще твое рождество…»
08. Акафист Богоматери. Кондак 12-й: «Благодать дати восхотев…»
09. Северная дверь
Пятый регистр росписи северной стены.
10. Пятый регистр. Общий вид.
Он целиком посвящён Акафисту Богородицы.
11. Акафист Богоматери. Икос 10-й: «Стена еси девам…»
12. Акафист Богоматери. Кондак 9-й: «Всякое естество аггельское…»
13. Акафист Богоматери. Икос 8-й: «Весь бе в нижних и вышних…»
14. Акафист Богоматери. Кондак 8-й: «Весь бе в нижних и вышних…»
16. Акафист Богоматери. Икос 7-й: «Новую показа тварь…»
17. Акафист Богоматери. Кондак 7-й: «Хотяще Симеону…»
18. Акафист Богоматери. Икос 6-й: «Возсиявый во Египте…»
19. Акафист Богоматери. Икос 5-й: «Видеша отроцы халдейстии…»
Четвертый регистр росписи северной стены.
20. Четвёртый регистр. Общий вид.
Четвёртый регистр весь посвящён Мариологическому циклу.
21. Убиение пророка Захарии.
22. Восточный оконный проем
23. Испытание водой обличения
24. Явление ангела Иосифу во сне
25. Центральный оконный проем
26. Иосиф перед первосвященниками
27 Благовещение
28. Вручение Богоматери Иосифу
29. Процветший жезл Иосифа
30. Западный оконный проем
31. Моление Богоматери во храме
Кстати, посмотрите внимательно на фрески этого регистра. На композиции, особенности изображения фигур, фона, деталей облачений. Ничего знакомого не замечаете? Я кажется, замечаю -
Палех, однако!
Разумеется, никакой тайны в том, что палехская миниатюра произошла от иконописи, причём, ярославская школа иконописи оказала как бы не ведущее влияние, никакой тайны нет - общее место, но убеждаться в этом приятно.
Третий регистр росписи северной стены.
32. Третий регистр. Общий вид.
Он полностью посвящён христологическому циклу.
33. Притча о богатом и бедном Лазаре.
34. Исцеление бесноватого
35. Христос и грешница
36. Исцеление расслабленного
37. Лепта вдовицы
38. Глас от Отца к Сыну
39. Пир в Кане Галилейской
Второй регистр северной стены.
40. Второй регистр. Общий вид.
На втором регистре христологический цикл продолжается.
41. Притча о талантах
42. Исцеление сухорукого в синагоге
43. Воскрешение дочери Иаира
44. Вручение ученикам власти над бесами
45. Хождение по водам
46. Исцеление двух слепцов
47. Исцеление сына сотника
48. Притча о девах разумных и неразумных
Каков синий цвет!
Первый регистр северной стены.
49. Первый регистр. Общий вид.
Он тоже весь посвящён христологическому циклу.
50. Явление Христа Луке и Клеопе
51. Трапеза в Эммаусе
52. Проповедь Иисуса Христа
53. Беседа Христа с самарянкой
54. Явление Христа Марии Магдалине
55 Явление Христа жёнам-мироносицам
Ну, вот - описание северной стены закончилось. Продолжим разговор о фресках Софийского собора в следующий раз.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX.