Глава XV. Ярославль. Спасо-Афанасьевский монастырь. Церковь Кирилла и Афанасия.
01. Схема монастыря.
Что ж, пришло время рассказать о второй уцелевшей церкви, точнее, соборе. Там тоже интересно. Итак, поехали.
02. Кирилло-Афанасьевская церковь. Вид с улицы Челюскинцев.
03. Ещё один.
04. И ещё.
Время основания храма неизвестно. Первое сохранившееся косвенное упоминание относится к 1570 г., в нём сообщается о игумене Кирилло-Афанасиевского монастыря Вассиане. В купчей от 20 апреля 1602 г. сообщается, что Третьяк Перфильев Переславцев продал за полтину денег «земли своее к Офанасью святому и Кириллу александрийских чудотворцев игумену Тихону от моево, от Третьякова, частокола вдоль по Пробоиные улицы по горничный угол по старой пень».
В 1612 г. в часовне рядом с храмом Афанасия и Кирилла, ещё деревянным, была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного, ставшая одной из важнейших святынь Ярославля. В её честь рядом была возведена обыденная церковь, впоследствии получившая название Спасо-Пробоинская. С тех пор история Кирилло-Афанасиевского храма и монастыря хорошо известна. Недостаток более ранних упоминаний о монастыре привёл к, вероятно, ошибочному мнению ряда историков о том, что до 1612 года церковь была приходской.
В 1658 г. храм со всеми остальными постройками монастыря сгорел в очередном ярославском пожаре и в 1664 г. по благословению митрополита Ионы Сысоевича был возведён в камне. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду церкви пристроили тёплый храм с колокольней, посвящённый Алексию Московскому.
В пожаре 1768 г. сгорели кровля, купола и крыльцо храма. Во время восстановительных работ была поновлена живопись, первоначальный каменный иконостас заменён резным деревянным.
05. Кирилло-Афанасьевский монастырь по состоянию на середину XIX в. Церковь Кирилла и Афанасия крайняя справа.
В 1825 г. большесельский мещанин Константин Требников выполнил для церкви Афанасия и Кирилла новый иконостас, а ярославец Александр Чарышников позолотил его. В 1831 г. тёплый храм расширили и украсили живописью, росписи в нём исполнил живописец Тимофей Медведев. Одноярусную колокольню над папертью тёплой церкви разобрали и возвели новую над крыльцом холодного храма. В ней установили 7 колоколов, среди которых был 115‑пудовый колокол из упразднённого Борисоглебского прихода, а также колокол, пожертвованный царём Михаилом Фёдоровичем, с надписью кругом по голове «1630 г. Soli Deo gloria».
В 1857 г. была устроена богатая серебряная риза для почитаемого образа Алексия, митрополита Московского, находившегося в тёплом храме.
В 1903 и 1907 гг. в церкви проводились ремонтные работы на средства Фёдора Евграфовича Вахрамеева, Алексеевский храм был вновь расширен и украшен живописью. В 1912 г. на пожертвования Александра Ивановича Вахромеева была поновлена настенная живопись художником Михаилом Дикаревым.
06. Церковь в начале XX в.
В 1918 г. храм пострадал в результате артиллерийского обстрела города коммунистами. В 1925 г.. советские власти закрыли монастырь, в церкви разместили производственное предприятие. В 1930-х разобрали колокольню.
07. Вид монастыря в 1918 г. после окончания боёв. Кирилло-Афанасьевская церковь справа.
08. Кирилло-Афанасьевская церковь в 1960-х.
В архитектурном плане Собор Афанасия и Кирилла - бесстолпный двухъярусный четверик на подклете, перекрытый коробовым сводом. Сложен из большемерного керамического кирпича. С востока замыкается двумя разновеликими апсидами главного алтаря. Увенчан одной чешуйчатой луковичной главой с глухим барабаном, декорированным узорами из тёсанного кирпича. С запада к четверику примыкает галерея с крыльцом «на отлёте», их коробовые арки были заложены при реконструкции в XIX в. Над крыльцом построена двухъярусная колокольня в стиле барокко, плохо гармонирующая с традиционной русской архитектурой храма. С северной стороны пристроен одноярусный придельный храм на подклете, увенчанный луковичной главкой, с алтарной апсидой в одном уровне с апсидами основного храма. С западной стороны к приделу и крыльцу пристроено двухэтажное здание XIX в.
09. Кирилло-Афанасьевская церковь с восстановленной колокольней. Современное состояние. Вид с северо-запада.
10. Другой ракурс.
В 2007 г. храм Афанасия и Кирилла был передан Русской православной церкви и по решению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла стал семинарским. К тому времени он находился в аварийном состоянии, внутри были сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской, окна и двери были выбиты, всюду громоздились груды мусора. Первым удалось расчистить и отреставрировать придельный храм во имя Алексия Московского, с 31 января 2008 г. в нём возобновили регулярные богослужения.
11. Церковь незадолго до передачи Русской Православной Церкви.
12. Кирилло-Афанасьевская церковь в 2015 г. Покрадено в интернете.
С 2009 г. храм вновь стал собором воссозданного Афанасиевского монастыря. В 2010 г. была частично отремонтирована кровля и укреплён фасад храма. В 2017-2018 гг. воссоздана колокольня.
13. Церковь вскоре после окончания реставрации. Покрадено в интернете.
14. Кирилло-Афанасьевская церковь (справа). Современное состояние. Покрадено в интернете.
15. Ещё один вид на отреставрированную Кирилло-Афанасьевскую церковь с воссозданной колокольней. Покрадено в интернете.
С интерьерами пока всё бедно и скромно: заштукатуренные ради консервации росписи, скромненький, но очень приятный иконостас. На фотографии всё видно - лучше один раз увидеть.
16. Интерьер придельного храма св. Алексия Московского Кирилло-Афанасьевской церкви.
Вот и всё, что я могу сказать по сему поводу, господин мировой судья © А. Н. Степанов «Порт-Артур». Однако, нельзя не рассказать ещё об одном примечательном объекте - памятнике Минину и Пожарскому.
17. Памятник Минину и Пожарскому.
18. Более удачный ракурс. Покрадено в интернете.
В 2017 г. было принято решение об установке памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Ярославле. Минин и Пожарский возглавляли народное ополчение, которое освободило Россию от польской оккупации в 1612 г.
В 2018 г. объявлен конкурс на лучший проект памятника. Первое место занял проект
Николая Мухина,
Дмитрия Тугаринова и Михаила Гайнутдинова, Дмитрия Пушкарева, Антона Штольбы.
Памятник представляет собой бронзовую скульптурную группу на гранитном постаменте. На постаменте с двух сторон размещены барельефы, изображающие сцены из Смутного времени: осада Кремля польскими войсками и выступление ополчения из Ярославля. На лицевой стороне постамента имеется надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». На обратной стороне - надпись: «Памятник спасителям России установлен в Ярославле в 2019 г.».
Скульптурная группа изображает Минина и Пожарского в полный рост. Минин одет в кафтан и шапку, он держит в руке знамя с изображением Георгия Победоносца. Пожарский одет в доспехи и мантию, он держит в руке шлем. Оба героя обращены лицом к зрителю, их позы и выражения лиц отражают решимость и готовность к борьбе за свободу Родины.
Памятник расположен на Спасо-Пробоинской площади, окружённой древними храмами и зданиями монастыря.
Вот теперь мне точно больше нечего сказать про Спасо-Афанасьевский монастырь, но рассказ про забег по Ярославлю ещё не окончен...
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV