Глава XI. Ильинская церковь изнутри. Покровский придел и придел Варлаама Хутынского.
01. План церкви Ильи Пророка.
Сегодня я попробую рассказать о приделах Ильинской церкви. И начну, пожалуй, с
Покровского придела и трапезной.
Трапезная так же щедро украшена фресками.
06. Внешняя часть трапезной
03. Росписи на северной стене внешней части трапезной.
04. То же на южной стене.
05. Внутренняя часть трапезной с печью. Ну и росписи, конечно.
05. Роспись на своде трапезной.
06. Она же с другого ракурса.
07. Общий вид северной части трапезной.
08. Общий вид южной части трапезной. Вход в придел Варлаама Хутынского.
09. Выход в наружную часть трапезной, аутентичная кованная дверь и кусочек печи.
10. Росписи в юго-западном углу трапезной.
11. Стена, отделяющая трапезную от, собственно храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Это были мои фотографии. А теперь давайте детально рассмотрим росписи. Фотографии ниже я покрал в интернете. Если не ошибаюсь, фрески трапезной иллюстрируют
Покровский Акафист Пресвятой Богородице.
12. Детали фресок. Покрадено в интернете.
13. Детали фресок трапезной. Покрадено в интернете.
14. Детали фресок трапезной. Покрадено в интернете.
15. Детали фресок трапезной. Покрадено в интернете.
16. Детали фресок трапезной. Покрадено в интернете.
Атрибутировать в росписях конкретные кондаки и икосы я не смог.
Сам Покровский придел невелик, зато оснащён печью, что позволяло использовать его в качестве зимней церкви.
Алтарная апсида, где расположен главный Покровский престол, несколько сумрачна по сравнению с самим храмом, не говоря уже о папертях. Ее полумрак соответствовал торжественному настроению религиозного таинства, которое здесь происходило. Вся роспись алтарной
конхи и ее стен посвящена сложным символическим богословским образам. Ниже несколько общих планов, сделанных мной.
17. Свод.
18. Иконостас и свод.
19. Южная часть свода.
20. Северная часть свода.
А теперь детали, покраденные в интернете. Здесь мы видим литургический "Великий вход", изображенный необычайно пышно и церемониально. Над ним "Да молчит всякая плоть.. ."(поется в Великую Субботу), переданная в многофигурной аллегорической композиции. Апсиду занимают монументальные фигуры фронтально стоящих патриархов. По стенам - большие фрески также сложно-символического характера:"Моисей у пылающей Купины", "Серафим, очищающий уста Исайи горящим углем" и другие.
21. Роспись свода Покровского придела. Покрадено в интернете.
22. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
23. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
24. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
25. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
26. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
27. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
28. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
29. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
30. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
31. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
32. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
33. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
34. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
35. Росписи Покровского придела. Покрадено в интернете.
Первый иконостас придела, сооруженный к освящению храма в 1650 г. - тябловый - был, по-видимому, выполнен артелью ярославских мастеров. В 1695 г. он заменен новым барочным. Сохранилась подрядная запись 1695 г. земского старосты Ивана Мякушкина (заказчика нового иконостаса) со столяром Толчковской слободы Иваном Якимовым на сооружение иконостаса в церкви Покрова Богоматери. Барочный иконостас был разобран в кон. XIX в. Иконостас и клиросы XIX в. выполнены в русском стиле первоклассным резчиком. Резьба низкая барельефная, рельеф покрыт сусальным золотом, фоновые части раскрашены в красный, синий, зеленый цвет. Цокольную часть иконостаса украшают расписные деревянные панели.
36. Общий вид иконостаса. Покрадено в интернете.
37. Общий вид иконостаса в анфас. Покрадено в интернете.
38. Царские врата. Покрадено в интернете.
39. Ещё царские врата. Покрадено там же.
40. И ещё то же и оттуда же.
41. Фрагмент царских врат. Покрадено в интернете.
42. Навершие царских врат. Покрадено в интернете.
43. Икона "Архангел Михаил" на диаконских вратах и икона "Знамение избранным святым".
Иконостас Покровского придела представляет редкий для Ярославля тип смешанного иконостаса: включает один ярус икон (местный чин) и два верхних яруса с изображением двунадесятых праздников, написанных на алтарной преграде.
Четыре большие иконы и царские врата иконостаса были написаны в XVII в.: четырехчастная, Покрова, Спас, Знамение с избранными святыми.
45. Царские врата. Слева четырёхчастная икона "Благовещение, Рождество, Сошествие во ад, Богоявление". Справа - "Спас". Покрадено в интернете.
Четырехчастная икона ("Благовещение, Рождество, Сошествие во ад, Богоявление") выполнена в середине 1650-х гг. Предполагаемые авторы Стефан и Иван Дьяковы Ефимиевы. Икона "Покрова Богоматери" является хорошей копией иконы Федора Зубова из основного храма.
Авторство царских врат и иконы "Знамение с избранными святыми" приписывается Федору Ефтихьеву Зубову. Полное название иконы: "Митрополиты Московские Петр, Алексей, Иона, Филипп, Леонтий Ростовский и Стефан Сурожский, предстоящие перед иконой "Богоматерь Знамение", несомой ангелами" (1659-1661). Вероятно, программа иконы была определена заказчиками. Скрипины, выходцы из Новгорода, привезли с собой родовую святыню - икону "Знамение", стоявшую в церкви Ильи Пророка в особом киоте. Работы Зубова неоднократно повторялись в последствии для других ярославских храмов.
За правым клиросом стояла икона "Илья Пророк" XVI в., бывшая местным храмовым образом в деревянной церкви. У северной стены находилась икона "Святой Вонифатий" второй пол. XVII в. Сейчас обе иконы хранятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.
Реставрация икон производилась бригадой ЯСНРПМ под руководством Е.П.Юдиной в 1976-1979 гг.
В южной части апсиды Ильинской церкви, где обычно находится дьяконник, помещен крохотный придел Варлаама Хутынского. Среди фресок придела обращают на себя внимание сцены жития святого. В них встречается много живых черт, заимствованных из быта того времени (например, изображение рубки бревен в монастыре). В приделе сохранился миниатюрный старинный иконостас, состоящий из Царских врат и боковых полок с иконами на них. Вот только туда не пускают, а фотографий в интернете нет. Так что пусть завершением рассказа станет икона св. Варлаама Хутынского, хранящаяся в Ярославском музее-заповеднике. Когда-то это была алтарная икона придела Варлаама Хутынского, а происходит она из одноимённой деревянной церкви.
46. Икона св. Варлаама Хутынского.
В следующей главе поговорим об оставшихся приделах Ильинской церкви.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X