Глава XIX. Окончание забега по Ярославлю и дорога до Вологды.
01. Схема нашего забега по Ярославлю.
Вырвавшись с улицы Нахимсона, мы устремились к Кремлю, который правильнее было бы называть
Спасо-Преображенским монастырём, но т.к. тут совмещались две функции, пусть будет Кремль. Подозреваю, что в этот момент мы изрядно напоминали безголовых куриц. По крайней мере, метались мы столь же бессистемно. Желание посмотреть Кремль и Стрелку безнадёжно боролось с пониманием, что времени нет - цигель-цигель, ай-лю-лю - ехать надо. В конце-концов мы решили немного пройти вдоль Кремля, выйти на Которосльную набережную и по ней вернуться к машине. Сказано - сделано, мы пошли.
Сначала мимо Угличской башни.
02. Угличиская башня.
Построена она в 1630-х гг. Когда-то являлась проездной, на что намекают ворота. Кроме того, эта башня служила связью укреплений Кремля и Земляного города, ибо на неё последние и замыкались. Название своё получила потому, что от неё начиналась дорога на Углич.
Башня имеет один машикулированный боевой ярус верхнего боя и один промежуточный артиллерийский боевой ярус с амбразурами для 4-х орудий среднего калибра. Амбразур подошвенного боя не предусмотрено, хотя в стенах и других башнях они имеются. Не Смоленская крепость, да. И не Соловецкая тоже, но, тем не менее, вполне себе серьёзная фортификация в стиле русского варианта
trace italieni. В России сознательно долго не строили каменных бастионов, сосредотачивая артиллерийскую оборону крепости в очень мощных по конструкции и насыщенных артиллерией башнях, выдвинутых за линию стен, придавая таким образом, башням роль узлов контрбатарейной борьбы. Бастионный фронт, кстати, тоже был, только назывался палисадом и был дерево-земляным. Земляной город - это, как раз, оно.
Однако, Ярославский Кремль был крепостью тыловой и совсем не перворазрядной, даже после осады в Смутное время - на Угличской башне нет амбразур для крупных орудий - только для противоштурмовых
затинных пищалей и
фальконетов, да для лёгких
кулеврин, калибром 6 - 8 фунтов на среднем ярусе. Так что держать оборону от поляков в Смутное время было изрядно весело - крепость строили от восставших, а не от серьёзной армии. Да и сама крепость была ещё слабее. В прочем, поляки пана Будзило на серьёзную осадную армию и не тянули, что не умаляет героизма ярославцев.
03. Угличиская башня с другой стороны..
Кстати о погоде - погода «баловала» - с периодичностью 3-5 минут налетали короткие дождевые шквалы и тут же разъяснивало. За время нашей короткой прогулки вдоль кремлёвской стены, мы успели попасть под дождь раз пять.
Но к делу. Следующей нам встретилась Богородская или Богородицкая башня.
04. Богородская башня.
05. Она же, но чуть с иного ракурса. Покрадено в гугл-панорамах.
Построена в 1623 г. по тому же типу, что и Угличская, но имеет уже 3 боевых яруса: верхний машикулированный для стрельбы из затинных пищалей и ручного огнестрельного оружия, средний - артиллерийский, приспособленный под малые кулеврины и нижний - подошвенного боя, на котором, скорее всего, стояли
тюфяки или какие-либо иные картечницы. По максимуму, в башне могло разместиться 16 орудий, хотя, КМК, пушек было всего 4 - на передних фасах среднего яруса, а остальные 12 - тюфяки.
Мы повернули и пошли вниз - к реке Которосли, мимо кремлёвских стен. Стены, на всём виденном нами протяжении, имеют одинаковую конструкцию: по верху стен пущен машикулированный боевой ход с бойницами для ружейного огня в сплошном парапете и амбразурами подошвенного боя для тюфяков или иных орудий, приспособленных для стрельбы картечью. Словом, крепость неплохая, но отнюдь не перворазрядная.
Кстати, о бастионном фронте. Уважаемый
starcom68 пишет вот
тут, что первые укрепления бастионного очертания появились в Восточной Римской империи аж в конце V в. н.э. в Диррахии (современный Дуррес в Албании). И это вполне можно пощупать ручками:
06. Пятиугольная башня бастионного очертания, построенная в Диррахии в конце V в. Взято в сообществе lost_fortresses.
07. Она же с другого ракурса. Взято там же.
Вот тебе и здрасьте, как говорится. Всегда считалось, что trace italieni стала ответом на прогресс в огнестрельном оружии, а тут вон оно чо, Михалыч ©
А теперь посмотрите на башни Диррахия и на то, как встроены в стену башни Ярославского Кремля. Они, хоть и не пятиугольные, а квадратные в плане, но поставлены так, чтобы вести по противнику кинжальный, т.е. фланговый огонь. И это особенность русских артиллерийских крепостей XVI - XVII вв. Возможно, русский вариант trace italieni с опорой на башни, а не бастионы тоже византийское влияние?
Следующая башня, которую мы видели - Богоявленская.
08. Богоявленская башня.
Это строение, даже при самой буйной фантазии, принять за оборонительное сооружение не получится. Ну, так башня и родом из совершенно иных времён. Она построена в 1804 г. в стиле барокко и смотрится игрушкой, эдаким сахарным пряником. Не оборонительное сооружение, а павильон. Нарядный, несколько вычурный, но, при этом, изящный. Что ж - иные времена, иные нравы.
Но у Богоявленской башни нас ждал облом - ожидаемого пешеходного перехода там не оказалось. Совсем. Мы полезли в Яндекс и поняли, что вернуться, чтобы добраться до машины, будет ближе, так что пошли обратно, время от времени поливаемые короткими дождевыми шквалами.
Зато смогли рассмотреть Богоявленскую площадь, с пямятником Ярославу Мудрому.
09. Богоявленская площадь и памятник Ярославу Мудрому, работы скульптора О. К. Комова и архитекторов Н. И Комова и А. Р. Бобович. Поставлен памятник в 1993 г.
А теперь несколько фотографий, покраденных в интернете, чтобы рассмотреть его получше:
10
11
Хотя, этот памятник в России знают все, ибо его изображения видят часто - популярны они.
12. Узнали?
Ну а мы обогнули площадь,
13. Ещё один вид Богоявленской площади. Не самый удачный, так что пусть будет под номером 13.
и, так получилось, за несколько итераций сумели рассмотреть с разных ракурсов ещё один крайне примечательный объект - Богоявленскую церковь.
14. Богоявленская церковь.
15. Она же, но другой ракурс
Церковь великолепна. Я пытался дать собственное описание, но, пожалуй в Яркипедии это сделано лучше, так что я честно подрал всё оттуда.
16. Ещё один ракурс.
17. И ещё один. Покрадено в интернете.
Пятиглавый каменный храм построен в 1684−93 на месте древней деревянной церкви, упоминавшейся еще в XIII в., купцом гостиной сотни Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым. Церковь бесстолпная, пятиглавая, без подклета, с трех сторон окружена галереями, обращенными в приделы. С северной ее стороны находился придел в воспоминание Страшного Суда, с южной - теплый придел во имя
Димитрия Прилуцкого. У северо-западного угла восьмигранная невысокая шатровая колокольня.
18. Богоявленская церковь в конце XIX в.
Храм снаружи богато украшен полихромными изразцами. Завершение основного объема храма декорировано системой идущих в два ряда крупных кокошников, что является отражением в ярославском зодчестве традиций московской архитектуры. После пожара 1753 старые деревянные главы, венчающие тонкие изящные барабаны, были заменены новыми, причудливой барочной формы. В 1950-е главы церкви и ее изразцовый декор были реставрированы по проекту В. Н. Захаровой.
19. Ещё один. Тоже из интернета. Посмотрите, как хороши ярусы кокошников.
20. Изразцы - любовь моя! Эта и дальнейшие фотографии Богоявленской церкви взяты из интернета.
21. Опять изразцовый декор.
22. Детали.
23. Ещё детали.
24. Барабаны тоже украшены изразцами.
25. И ещё изразцы
А какие внутри росписи, оказывается! И мы их не видели! Нет, я требовал зайти внутрь, но был вынужден подчиниться насилию - меня пригрозили оставить в Ярославле одного, хнык-хнык. А там внутри ТАКОЕ! До сих пор хочется впасть в детство: плакать и ножками дрыгать, ей-богу! :-)))
Но вернёмся к Яркипедии.
Точная дата создания росписи неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма
митрополитом Ростовским Иоасафом - 2 июля 1693.
По-видимому, в 1693 роспись была завершена, а начата в 1692. Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. Живопись сводов исполнена с большим монументальным размахом, в интенсивной и звучной цветовой гамме и, по всей вероятности, принадлежит артели
Дмитрия Григорьева Плеханова - выдающегося ярославского мастера, исполнявшего царские и митрополичьи заказы. По каким-то причинам эти мастера были отозваны, и, вероятно, работу на стенах завершили в более сдержанной манере ярославские художники средней руки. В 1800-е нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике
Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
26. Росписи! Какие росписи! А мы их не видели - рейд упущенных возможностей, однако.
Роспись состоит из 320 сюжетных клейм и сохранилась практически полностью. Схема росписи церкви Богоявления отличается от современных ей декоративных ансамблей Ярославля сдержанностью в выборе тематики. Она лишена апокрифических, ветхозаветных и литературных сюжетов и ограничена тремя основными циклами: евангельским, апостольским и литургическим. Ввиду отсутствия световых барабанов основную идейно-эмоциональную роль в живописном убранстве интерьера храма выполняет сомкнутый свод, паруса которого разделены интенсивными разгранками на четыре части. В каждый из образующих свод треугольников мастерски вписаны крупные по масштабу композиции евангельских праздников.
27. Роспись разгранённого свода.
В восточном секторе изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей («Предвечный совет»). Величественные фигуры Христа и Саваофа в царских коронах, сидящие на троне, образованном херувимами, окружены белой глорией (славой), которая зрительно заменяет изображение в куполе. Крест Голгофы в этой композиции служит осевым центром иконостаса. Пирамидальная схема построения повторяется и в росписи трех остальных сводов, посвященным центральным евангельским событиям - Воскресению, Вознесению и Успению.
28. Изображение Новозаветной Троицы.
Композиционным центром этих сцен служит фигура Христа, окруженная золотистой глорией. В «Воскресении» она повторяется дважды, в сценах «Живоносного восстания из гроба» и «Сошествия во ад». Последняя привлекает внимание своим подчеркнуто оптимистическим звучанием и смелым цветовым решением. Христос стоит на вереях ада и подает руку восстающему из гроба Адаму. Архангел Михаил победным жестом ввергает в ад Сатану. На черном фоне преисподней четко выделяются цепи, гвозди, ключи и скобы, символизирующие рабство греха.
Стены церкви разбиты на 9 ярусов, верхний из которых начинается в нижней части сводов, отчего перелом плоскостей при примыкании свода к стене зрительно не ощущается, и свод кажется выше. Шесть изобразительных ярусов (а на западной стене семь) - сюжетные, их ширина от 1,2 до 2 м. Седьмой ярус северной и южной стен представляет собою пояс травного орнамента шириной 1,5 м, повторяющегося также на подоконниках. Далее следуют храмоздательская летопись (0,43 м) и традиционный подзор из полотенец (0,8 м).
Живопись стен включает в себя один из самых обширных в русской фреске (ок. 100 композиций) евангельский цикл, посвященный жизни и страданиям Иисуса Христа. Евангельскими сюжетами, начиная с «Проповеди Иоанна Крестителя» и кончая «Тайной вечерей» и «Омовением ног», заняты шесть верхних ярусов. В седьмом ярусе расположены изображения Страстей Христовых.
На оконные откосы вынесены сцены проповедей и мученических кончин святых апостолов, размещавшиеся в ярославских росписях, как правило, на столпах. Горизонтальные сюжетные фризы росписи заходят на оконные арки. Последние не лишены, однако, своих традиционных эмблематических украшений (Саваоф, ангел «Благое молчание», Вседержитель, Троица и ангелы с зерцалами на фоне клубящихся облаков), которые смещены здесь в самые верхние, замковые части арок. В арке западного портала изображен оглавный Деисус, в арке северного портала - Спас на убрусе. На откосах порталов ангелы, охраняющие вход.
Иконографическая схема росписи просторного помещения алтаря включает следующие композиции. В центральной конхе «О тебе радуется», в конхе жертвенника «Се Агнец», в конхе диаконника «Иако за царя всех подымем»; на стенах литургические сцены - на западной стене над входным порталом «София премудрость Божия», между порталами дважды повторено изображение Богоматери в образе Царицы Небесной в окружении ангелов, несущих свитки (т.н. «Источник милосердия»).
В зените центрального портала «Евхаристия», по сторонам - московские митрополиты. На западной стене жертвенника «Литургия Григория Богослова», в зените портала «Бог Саваоф», по сторонам епископы Казанские и Новгородские. На западной стороне диаконника сцена «Возношение Евангелия» («Малый вход»), в зените портала ангел «Благое молчание», по сторонам портала св. Спиридон Тримифунтский и Ростовские епископы.
Нарядный резной золоченый шестиярусный иконостас в стиле украинского барокко относится к началу XVIII в. Основным мотивом его резного орнамента являются виноградные гроздья, очень близкие к формам живой природы. Центральная часть иконостаса во всех ярусах украшена фигурами ангелов, выполненными в грубоватой народной манере. Переделанный в начале XIX в. нижний ярус иконостаса - «насыпной». Его узор, напоминающий парчу, создан окрашенным песком, насыпанным на деревянную основу, покрытую слоем клея. Большинство икон для иконостаса, первоначально тяблового, были написаны в 1684−91
Семеном Спиридоновым Холмогорцем и его братом Василием.
29. Иконостас.
30. Общий вид интерьера с иконостасом.
32. Царские врата крупным планом.
В 1830, 1844 и 1858 храм подвергался переделкам, коснувшимся в основном глав и южного придела. В 1833 церковь с трех сторон была обнесена каменной оградой.
В 1930 церковь Богоявления закрыта и передана Госмузею. В 1999 возвращена Русской Православной Церкви.
Вот такая упущенная возможность. Ну а мы, под налетающими временами дождевыми шквалами, добрались до машины, преодолевая взбесившийся навигатор, выбрались из Ярославля на М8 и покатили в сторону Вологды.
На дороге до самой Вологды был просто аншлаг - всё забито фурами и не только. Не обгонишь. Так что плелись в караванах. А как въехали в Вологодскую область, на обочинах появились вот такие знаки:
33. Зловещий знак. Покрадено в интернете.
На одном из знаков какая-то добрая душа подписала красной краской «Ударными». Мы с Павлом синхронно поперхнулись.
Однако, до Вологды мы добрались благополучно, заселились в съёмную квартиру, совершили набег на магазин, приготовили ужин и съели его, сопроводив в последний путь заслуженной парой пива. После чего разошлись по лежбищам и приняли горизонтальное положение - устали мы в тот день изрядно.
Ну, а ваш покорный слуга, во исполнение взятых на себя добровольных обязательств, настрочил в чат нашего туротряда «Стремительный» очередную часть своей летописи:
«От града Калязинского ехали мы коляскою самобеглою ко граду Ярославлю, что великим князем Ярославом Мудрым на Волге-реке тысячу лет тому поставлен бысть. И опять путь наш был извилист и ухабист зело - так, что боярыню Любовь Александровну мало не растрясло. Чаю, что мужиков посадских, да купчишек, что дорогу ту в брежении содержать приставлены, следует батожьём бить у съезжей избы, бо заворовались, а дьяков, что за сим надзирать приставлены, бить кнутом на торгу сугубо и трегубо. Нас же, однако, святитель Николай, чудотворец Миликийский от дорожного лиха упас и во град Ярославль привёл едва заполдень. Град сей богат, строеньем каменным и храмами Божьими зело изукрашен есть. Во граде том первым делом заехали мы в харчевню, плодом заморским Лимон именуемую, ибо время настало обеденное. Хозяин тамошний дело своё знает, а бабы-подавальщицы опрятны и расторопны есть. И был там обед силён. Укрепивши силы телесные, отправились мы с боярином Павлом Валерьевичем и боярыней Любовью Александровной по граду пеши. И дивились на строения каменные зело лепо изукрашенные, а во храмы Божии заходили, коих во граде Ярославле во множестве. Особливо дивен храм Пророка Илии, что во Земляном городе. Зело он велик и леп, изразцами, коими град сей славен, снаружи изукрашен, а изнутри во времена оны славнейшим изографом Гурием расписан. И был изограф тот столь искусен, что и посейчас, глядя на фрески его, душа благодати и страха Божия исполняется, ибо богвдохновлён изограф Гурий быша. Всех чудес Ярославля града нам узреть не можно ся, бо не менее седмицы на то потоебно, а наш путь в день сей аж до града Вологды, что на Вологде-реке лежал. Дорога же до града Вологды далека, и хоть ровна, но узка и так обозами купецкими забита, что не проскочить и мышу-зверю, однако ж, Божьим попущением и святителя Николая, чудотворца Мирликийского вспомоществованием, прибыли мы во град Вологду часу шестом, откуда я вам, бояре, грамоту цифирную и пишу. Завтрева мы с боярином Павлом Валерьевичем и боярыней Любовью Александровной град Вологду смотреть намерение имеем».
Ну что ж, вот, по прошествии аж 19 глав, наш первый походный день закончился. До встречи во второй части повествования, посвящённой Вологде.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI,
Часть I, Глава XVII,
Часть I, Глава XVIII