Глава I. Дорога к Резному палисаду.
В Вологде наш ПВД располагался по адресу ул. Пролетарская, д. 74. Вполне пристойная съёмная квартира, сдаваемая агенством - есть всё необходимое, но нет ничего лишнего.
Так что слопав утренний омлет, мы отправились грабить город. Программа была обозначена Любовью Александровной с кристальной ясностью: «Нас невозможно сбить с пути - нам по фигу куда идти!»
01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.
Ссылка на яндекс-карту нашего рейда. Начну, пожалуй, со своей летописи. В Вологде у меня получалось писать прямо по ходу изучения города - видимо, мне на один день открылся молодёжный дзен - как постить на смартфоне быстрее, чем говорить, так что у вашего покорного слуги получился репортаж с петлёй на шее в прямом эфире. Итак:
Об утресь дня сего отправились мы с боярином Павлом Валерьевичем и боярыней Любовью Александровной по граду Вологде пеши, дабы красоты его предивные лицезреть. Остановились мы на посаде в хоромах каменных на посаде, что купчишка местный люду путешествующему внаём сдаёт. От хором тех ближайшим храм святых Константина и Елены бысть, туда мы спервоначалу и направились. Хоть храм тот посадский, но благолепен зело и паки узорчьем изукрашен. Отстоявши службу, направили мы стопы свои в хоромину ремесленную, где здешний люд посадский ремеслом своим хвалится. Ремесло то изрядно и предивно.
На окончание службы, кстати, мы и правда попали, выйдя к храму дворами и огородами. Но давайте о церкви.
Церковь Святых Константина и Елены. Проспект Победы, дом №85.
02. Восточный фасад. Его мы увидели в последнюю очередь.
Полное название церкви «Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены». В ней насчитывается три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем, на южной стороне - во имя преподобного Димитрия Прилуцкого (освящен в память о существовавшей здесь деревянной церкви Дмитрия Прилуцкого), на северной стороне - во имя семи эфесских отроков.
Первоначальный деревянный клетский храм был посвящён Дмитрию Прилуцкому и ещё в XVII в. храм назывался Дмитрия Прилуцкого в Кобылине улице.
Как считается, первый храм был возведён в 1503 г. на месте сретения (встречи) несохранившейся надгробной иконы Дмитрия Прилуцкого, которая возвращалась из победного похода Ивана III на татар. Известно, что в XVI в. в районе церкви начиналась дорога на Кострому и Москву, где и могла произойти встреча. По другой версии, в поход Ивана Грозного на Казань бралась житийная икона Дмитрия Прилуцкого из Спасского собора Прилуцкого монастыря.
Около 1690 г. на месте деревянного здания храма построен каменный храм, существующий и сейчас. Высказывалось также предположение, что именно к этому храму относится упоминание о постройке ярославскими мастерами храма Дмитрия Прилуцкого в Вологде в 1653 г. (а не храма Дмитрия Прилуцкого на Наволоке). Церковь была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а придел нижнего храма - в честь Дмитрия Прилуцкого.
В память события, которое стало причиной основания храма, каждый год 3 июня служилась литургия в Кафедральном соборе и храме Константина и Елены, а затем совершался крестный ход из города в Спасо-Прилуцкий монастырь. Священником церкви в 1898-1911 гг. служил вологодский писатель и краевед
о. Сергий (Непеин).
03. Так церковь выглядела в конце XIX в.
Вот такая история. А теперь попробую рассказать об архитектуре.
Каменный двухэтажный пятиглавый храм Константина и Елены - великолепный образец стиля русского узорчья, который получил широкое распространение во второй половине XVII в. В облике здания чувствуется и московское, и ярославское влияние, но он, тем не менее, вполне самобытен.
04. Северный фасад и колокольня.
05. С другого ракурса.
Силуэт храма со ступенчатым нарастающим к центру ритмом масс привлекает внимание своей оригинальностью и изящностью пропорций. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-входом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников. Третий ярус кокошников находится в основании каждого из пяти барабанов.
06. Вид в 3/4 с северо-востока
07. Восточный фасад с алтарными апсидами. Хорошо видны ярусы кокошников.
Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошное крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразных столбах, на них - более поздний ампирный купол, увенчанный небольшой главой с крестом.
08. Главное крыльцо. Вид вдоль северного фасада.
09. Западный фасад. Колокольня и главное крыльцо.
Общую живописность храма еще более усиливает стройная шатровая колокольня, примыкающая к северо-западному углу его паперти. Она построена одновременно с самим храмом и состоит из трех ярусов в виде равных по диаметру восьмериков. Верхний восьмерик является открытым ярусом звона, образованным арками с килевидными завершениями и простенками, украшенными тройными полуколонками. Колокольню завершает легкий шатер с окнами-слухами и маленькой главкой.
10. Ещё один северный фасад, который снял куда более умелый фотограф, чем я. Покрадено в интернете.
11. Вид 3/4 на западный и южный фасады, которые я запечатлеть не догадался. Покрадено в интернете.
Теперь стоит рассказать о внутреннем убранстве церкви. Когда-то в верхнем храме имелся пятиярусный иконостас с тонкими резными досками (вероятно, современными храму) в верхних ярусах и позднейшего происхождения барочными колонками в нижних. В советское время иконы из закрытого храма были перенесены в Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Иконостас храма, созданный в XVII в., включил несколько икон предшествующего деревянного храма, в частности, образ Спаса в силах XV в., который, как считается, изначально служил средником деисусного чина, а в новом иконостасе был помещён в местный ряд.
12. Икона "Спас в силах", украшавшая когда-то иконостас церкви Константина и Елены.
В притворе перед входом в верхний храм находилась икона Зосимы и Савватия 1709 г. работы вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова с видом
Соловецкого монастыря. Образцом для неё послужила гравюра с изображением монастыря, выполненная в 1699 г. Василием Андреевым.
13. Та самая икона с видом Соловецкого монастыря.
Из нижнего храма происходит икона Николая Чудотворца первой половины XV в., вероятно, написанная местным мастером, находящимся под влиянием новгородской школы, а также усвоившим некоторые приёмы ростовских иконописцев.
14. Икона св. Николая, Чудотворца Мирликийского из нижнего храма.
Когда-то иконостас выглядел так:
15.
А теперь - увы. Интерьеры новодельные, иконостас вырезан на лазерном станке, иконы написаны поточным методом. Все фотографии интерьеров церкви Константина и Елены, приведённые ниже, покрадены в интернете - не фотографировать же было во время службы в самом деле.
16. Роскошный входной портал. Резьба старая, а роспись современная.
17. Трапезная.
18. Иконостас придела Константина и Елены.
19. Он же.
Вот и всё, что я могу рассказать про этот храм. А теперь идёмте в «ремесленную избу» - на самом деле центр народных ремёсел «Резной палисад», расположенный по адресу: улица Засодимского, дом 5. Но не сразу. По дороге тоже было на что посмотреть - это же Вологда - город деревянного кружева!
Дом №79 по проспекту Победы.
20.
Прекрасный образец деревянного модерна. Построен, вероятно, на рубеже XIX и XX вв. Но когда именно и по чьему проекту - тайна великая есть.
Дом №38 по улице Воровского.
21
Хороший домик - единственный уцелевший из целого комплекса домов на этом участке. Тащить сюда все документы не стоит, но сходите по
ссылке и почитайте.
К сожалению, улица понесла огромные потери. Только не говорите мне, что деревянное наследие горит само - жгут. Утрачен дом №34. Незадолго до гибели он был таким:
22. Дом №34, он же дом Шахова. О нём можно прочесть по ссылке выше.
23. Он же в цвете.
От дома №32 после пожара тоже ничего не осталось...
Но мы топа-топа дальше. И там начинают встречаться отрадные примеры - в Вологде, похоже, осознали какое сокровище их деревянные дома. Всё больше и больше их приспосабливается под современные нужды, причём, чем новее реконструкция, тем лучше и бережнее она выполнена.
Дом №28 по улице Воровского.
24
Построен в самом начале XX в. Ныне превращён в отель.
25. Потыренный в интернете ракурс поудачнее.
Обратите внимание, как старательно замаскирован новый корпус гостиницы.
Дом №19 по улице Воровского.
26
А это вообще кирпичный новодел 2006 г. постройки, загримированный под традиционный для Вологды тип деревянного дома - «два этажа и балкончик».
Дом №12 по улице Маяковского или дом чиновника Скворцова.
27
Был построен в 1851-1852 гг. чиновником Ардалионом Николаевичем Скворцовым в формах позднего классицизма. С юго-восточной стороны к основному объёму примыкало парадное крыльцо входа с деревянной пристройкой, в которой располагались лестницы; с северо-восточной - двухэтажная деревянная пристройка с мансардой, крытая на два ската с полукруглым слуховым окном во фронтоне.
Планировка дома была симметричная: с парадными залами в центре и жилыми комнатами, растянувшимися вдоль западного и восточного фасадов. Примерно такой она до сих пор и осталась. Декор фасадов предельно лаконичен. Первый каменный оштукатуренный этаж членился широкими плоскими лопатками. Второй деревянный этаж обшит тёсом. Здание завершал значительного выноса карниз с широким гладким фризом. Окна имел рамочные обрамления, лишённые украшений. Более нарядным, в сравнении с фасадами дома, выглядело декоративное убранство углового балкона с фигурными столбиками и балюстрадой из точёных балясин.
28. План участка, планы и разрез дома по состоянию на 1918 г.
Северо-восточнее главного дома усадьбы, в глубине участка, находился одноэтажный деревянный флигель.
К концу XX в. здание пришелв ветхое состояние и был значительно перестроен, вследствие чего стал заметно отличаться от оригинала. Декор фасадов дополнен пышными резными наличниками окон, выполненными в стиле начала ХХ в. Изменена конструкция здания, усложнённая трёхэтажной каменной пристройкой утилитарного оформления, сооружённой с северо-западной стороны.
29. Наличники. Покрадено в интернете.
23 июля 1858 г. дом по наследству перешёл вдове Ардалиона Николаевича - Екатерине Александровне Скворцовой. После неё собственниками дома, сменяя друг друга, являлись купец Н.И. Корелкин, чиновник Е.А. Соловьёв, мещанин И.С. Сумароков. У вдовы последнего в 1916 году дом приобрёл Александр Николаевич Лобачев, последний дореволюционный владелец.
30. Вид дома с другого ракурса.
В 1977 г. дом и флигель (каждый по отдельности) вошли в число памятников регионального значения.
Дом №4 по улице Маяковского или дом купца Попова.
31
32
Построен, по-видимому, в начале 1860-х гг. титулярной советницей Ольгой Николаевной Шайтановой или её наследницами.
Первоначально дом стоял на другом месте, по адресу улица Герцена, 7 (вблизи пересечения с улицей Пушкинской, ныне территория площади Дрыгина). На нынешнее место памятник перенесён в 1973 г. Как я понял, он мешал строительству нового здания Обкома КПСС. Но не снесли, а перенесли памятник на другое место.
В августе 1863 г. дом был продан жене штабс-капитана Александре Андреевне Холоповой, позднее перешёл во владение чиновника Ивана Константиновича Степановского. В 1879 г. дом приобрёл купец Евгений Семёнович Попов. В советское время, в том числе после реставрации, дом продолжал использоваться под жильё.
В 1973 г. при перевозке дома на улицу Маяковского, 4 выполнена комплексная реставрация: на доме полностью заменено заполнение оконных проёмов и обшивка, обновлены декоративные элементы. На новом месте дом был благоустроен.
В 1977 г., т.е. уже после перенесения на новое место, дом признан памятником архитектуры регионального значения.
Дом двухэтажный с небольшими боковыми пристройками со входами. Поскольку небольшие окна второго этажа выходят только на боковые и дворовый фасады, второй этаж может считаться антресольным. Дом обшит тёсом и на главном фасаде богато отделан пропильной резьбой. Центральная часть главного фасада выделена широким окном второго этажа и увенчана декоративным мезонином с полуфронтоном, оформленным под мезонин. На углах дома - резные поэтажные пилястры. Сложные наличники окон главного фасада украшают резные сандрики, «уши», «фартуки» и стилизованные замковые камни. Гладь стены дополнена декоративными сандриками над боковыми окнами первого этажа. Стены дома венчает карниз, украшенный резным пояском.
В пристройке, расположенной с севера, над входами размещён балкон. В доме имеется несколько отдельных помещений, соединённых проходящим посередине коридором.
Существующий резной декор дома относится, вероятно, к 1897 г.
Ещё говорят, что кроме исторической ценности дом имеет «пушистую ценность» в лице рыжего кота, живущего в квартире на 2-м этаже и периодически греющегося на солнышке на выступающих частях парадного фасада. Кот давно уже стал особой достопримечательностью этого района. Многие туристы знают его и мечтают сфотографировать. Мы не знали и не мечтали, но фотографию кота я в интернете скрал.
33. КотЪ. Хорош, разбойник! Покрадено в интернете.
И на этом про дом №4 всё.
Дом №9 по улице Маяковского или Дом Караулова.
34
Это тоже дом-путешественник. Первоначально он стоял на улице Никольской (ныне Добролюбова, 18; на углу с улицей Горького - в Заречье). На правый берег реки Вологды его перенесли в 1970-х гг. по так и неосуществленной в итоге программе создания городского музея деревянного зодчества.
Скорее всего, дом был построен купцом Александром Фёдоровичем Коньковым, который в первой половине 1880-х гг. приобрел здесь участок со старым домом и, судя по значительному увеличению окладной стоимости домовладения, построил на его месте новый дом.
Небольшой одноэтажный обшитый тёсом дом является уникальным по своему архитектурно-декоративному оформлению в стиле провинциального модерна. Он в плане состоит из двух симметричных частей. Главный вход, расположенный со стороны улицы Маяковского, ведёт через вестибюль в парадные помещения. Вдоль южного фасада находятся жилые комнаты, имеющие и дополнительный вход через пристройку, примыкающую к дому со двора.
Декоративное убранство фасадов отличается обильным использованием пропильной резьбы и подзоров. Пышный венчающий карниз с резным фризом и подзорами обогащает пластику стен своей сложной формой, следующей за перепадами высот. Своеобразие главному фасаду придаёт завершение ступенчатыми карнизами и аттиками его северной и южной частей, в которых расположены парадное крыльцо и большое трёхчастное окно. Наличники окон с сандриками и фигурными боковыми колонками украшены пышной пропильной и объёмной резьбой.
У дома динамичная сложная композиция с угловыми ризалитами, разорванным карнизом, разностильными окнами, балюстрадами на крыше, а также резной декор наличников, фриза и карниза. В доме сохранился дымник. На новом месте дом-путешественник и до сих пор используется под жилье.
Ориентировочно в 1912-1914 годах дом перешёл в собственность некоего Караулова. Не исключено, что дом мог быть построен этим домовладельцем заново, по крайней мере, только в эти годы он мог получить свой роскошный декор в стиле модерн. В 1977 году дом признан памятником архитектуры регионального значения. Дом на протяжении всей своей истории использовался и используется под жильё. А подробнее о его владельцах можно прочесть
здесь.
Ну а мы повернули на улицу Заодомского и подошли к легендарному Резному палисаду. Но об этом в следующей главе.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI,
Часть I, Глава XVII,
Часть I, Глава XVIII,
Часть I, Глава XIX