Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Oct 10, 2024 07:47

Глава I. Дорога к Резному палисаду.

В Вологде наш ПВД располагался по адресу ул. Пролетарская, д. 74. Вполне пристойная съёмная квартира, сдаваемая агенством - есть всё необходимое, но нет ничего лишнего.

Так что слопав утренний омлет, мы отправились грабить город. Программа была обозначена Любовью Александровной с кристальной ясностью: «Нас невозможно сбить с пути - нам по фигу куда идти!»



01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.



Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.

Начну, пожалуй, со своей летописи. В Вологде у меня получалось писать прямо по ходу изучения города - видимо, мне на один день открылся молодёжный дзен - как постить на смартфоне быстрее, чем говорить, так что у вашего покорного слуги получился репортаж с петлёй на шее в прямом эфире. Итак:

Об утресь дня сего отправились мы с боярином Павлом Валерьевичем и боярыней Любовью Александровной по граду Вологде пеши, дабы красоты его предивные лицезреть. Остановились мы на посаде в хоромах каменных на посаде, что купчишка местный люду путешествующему внаём сдаёт. От хором тех ближайшим храм святых Константина и Елены бысть, туда мы спервоначалу и направились. Хоть храм тот посадский, но благолепен зело и паки узорчьем изукрашен. Отстоявши службу, направили мы стопы свои в хоромину ремесленную, где здешний люд посадский ремеслом своим хвалится. Ремесло то изрядно и предивно.

На окончание службы, кстати, мы и правда попали, выйдя к храму дворами и огородами. Но давайте о церкви.

Церковь Святых Константина и Елены. Проспект Победы, дом №85.



02. Восточный фасад. Его мы увидели в последнюю очередь.

Полное название церкви «Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены». В ней насчитывается три престола: в верхнем, холодном храме - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, в нижнем, на южной стороне - во имя преподобного Димитрия Прилуцкого (освящен в память о существовавшей здесь деревянной церкви Дмитрия Прилуцкого), на северной стороне - во имя семи эфесских отроков.

Первоначальный деревянный клетский храм был посвящён Дмитрию Прилуцкому и ещё в XVII в. храм назывался Дмитрия Прилуцкого в Кобылине улице.

Как считается, первый храм был возведён в 1503 г. на месте сретения (встречи) несохранившейся надгробной иконы Дмитрия Прилуцкого, которая возвращалась из победного похода Ивана III на татар. Известно, что в XVI в. в районе церкви начиналась дорога на Кострому и Москву, где и могла произойти встреча. По другой версии, в поход Ивана Грозного на Казань бралась житийная икона Дмитрия Прилуцкого из Спасского собора Прилуцкого монастыря.

Около 1690 г. на месте деревянного здания храма построен каменный храм, существующий и сейчас. Высказывалось также предположение, что именно к этому храму относится упоминание о постройке ярославскими мастерами храма Дмитрия Прилуцкого в Вологде в 1653 г. (а не храма Дмитрия Прилуцкого на Наволоке). Церковь была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а придел нижнего храма - в честь Дмитрия Прилуцкого.

В память события, которое стало причиной основания храма, каждый год 3 июня служилась литургия в Кафедральном соборе и храме Константина и Елены, а затем совершался крестный ход из города в Спасо-Прилуцкий монастырь. Священником церкви в 1898-1911 гг. служил вологодский писатель и краевед о. Сергий (Непеин).



03. Так церковь выглядела в конце XIX в.

Вот такая история. А теперь попробую рассказать об архитектуре.

Каменный двухэтажный пятиглавый храм Константина и Елены - великолепный образец стиля русского узорчья, который получил широкое распространение во второй половине XVII в. В облике здания чувствуется и московское, и ярославское влияние, но он, тем не менее, вполне самобытен.



04. Северный фасад и колокольня.



05. С другого ракурса.

Силуэт храма со ступенчатым нарастающим к центру ритмом масс привлекает внимание своей оригинальностью и изящностью пропорций. На подклетном этаже, над пониженными пристройками алтаря и паперти, к которой с запада ведет крыльцо с лестницей-входом, возвышается основной кубический объем храма. Завершает его широкий карниз с раскреповками, два яруса нарядных кокошников. Третий ярус кокошников находится в основании каждого из пяти барабанов.



06. Вид в 3/4 с северо-востока



07. Восточный фасад с алтарными апсидами. Хорошо видны ярусы кокошников.

Подчеркнуто декоративно и остальное убранство фасадов. Особенно эффектен главный входной портал, расположенный внутри паперти, кирпичный декор которого ни в чем не уступает лучшим порталам московских храмов середины XVII века. Роскошное крыльцо, вход на которое снизу устроен на четырех толстых кувшинообразных столбах, на них - более поздний ампирный купол, увенчанный небольшой главой с крестом.



08. Главное крыльцо. Вид вдоль северного фасада.



09. Западный фасад. Колокольня и главное крыльцо.

Общую живописность храма еще более усиливает стройная шатровая колокольня, примыкающая к северо-западному углу его паперти. Она построена одновременно с самим храмом и состоит из трех ярусов в виде равных по диаметру восьмериков. Верхний восьмерик является открытым ярусом звона, образованным арками с килевидными завершениями и простенками, украшенными тройными полуколонками. Колокольню завершает легкий шатер с окнами-слухами и маленькой главкой.



10. Ещё один северный фасад, который снял куда более умелый фотограф, чем я. Покрадено в интернете.



11. Вид 3/4 на западный и южный фасады, которые я запечатлеть не догадался. Покрадено в интернете.

Теперь стоит рассказать о внутреннем убранстве церкви. Когда-то в верхнем храме имелся пятиярусный иконостас с тонкими резными досками (вероятно, современными храму) в верхних ярусах и позднейшего происхождения барочными колонками в нижних. В советское время иконы из закрытого храма были перенесены в Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Иконостас храма, созданный в XVII в., включил несколько икон предшествующего деревянного храма, в частности, образ Спаса в силах XV в., который, как считается, изначально служил средником деисусного чина, а в новом иконостасе был помещён в местный ряд.



12. Икона "Спас в силах", украшавшая когда-то иконостас церкви Константина и Елены.

В притворе перед входом в верхний храм находилась икона Зосимы и Савватия 1709 г. работы вологодского иконописца Ивана Григорьева Маркова с видом Соловецкого монастыря. Образцом для неё послужила гравюра с изображением монастыря, выполненная в 1699 г. Василием Андреевым.



13. Та самая икона с видом Соловецкого монастыря.

Из нижнего храма происходит икона Николая Чудотворца первой половины XV в., вероятно, написанная местным мастером, находящимся под влиянием новгородской школы, а также усвоившим некоторые приёмы ростовских иконописцев.



14. Икона св. Николая, Чудотворца Мирликийского из нижнего храма.

Когда-то иконостас выглядел так:



15.

А теперь - увы. Интерьеры новодельные, иконостас вырезан на лазерном станке, иконы написаны поточным методом. Все фотографии интерьеров церкви Константина и Елены, приведённые ниже, покрадены в интернете - не фотографировать же было во время службы в самом деле.



16. Роскошный входной портал. Резьба старая, а роспись современная.



17. Трапезная.



18. Иконостас придела Константина и Елены.



19. Он же.

Вот и всё, что я могу рассказать про этот храм. А теперь идёмте в «ремесленную избу» - на самом деле центр народных ремёсел «Резной палисад», расположенный по адресу: улица Засодимского, дом 5. Но не сразу. По дороге тоже было на что посмотреть - это же Вологда - город деревянного кружева!

Дом №79 по проспекту Победы.



20.

Прекрасный образец деревянного модерна. Построен, вероятно, на рубеже XIX и XX вв. Но когда именно и по чьему проекту - тайна великая есть.

Дом №38 по улице Воровского.



21

Хороший домик - единственный уцелевший из целого комплекса домов на этом участке. Тащить сюда все документы не стоит, но сходите по ссылке и почитайте.

К сожалению, улица понесла огромные потери. Только не говорите мне, что деревянное наследие горит само - жгут. Утрачен дом №34. Незадолго до гибели он был таким:



22. Дом №34, он же дом Шахова. О нём можно прочесть по ссылке выше.



23. Он же в цвете.

От дома №32 после пожара тоже ничего не осталось...

Но мы топа-топа дальше. И там начинают встречаться отрадные примеры - в Вологде, похоже, осознали какое сокровище их деревянные дома. Всё больше и больше их приспосабливается под современные нужды, причём, чем новее реконструкция, тем лучше и бережнее она выполнена.

Дом №28 по улице Воровского.



24

Построен в самом начале XX в. Ныне превращён в отель.



25. Потыренный в интернете ракурс поудачнее.

Обратите внимание, как старательно замаскирован новый корпус гостиницы.

Дом №19 по улице Воровского.



26

А это вообще кирпичный новодел 2006 г. постройки, загримированный под традиционный для Вологды тип деревянного дома - «два этажа и балкончик».

Дом №12 по улице Маяковского или дом чиновника Скворцова.



27

Был построен в 1851-1852 гг. чиновником Ардалионом Николаевичем Скворцовым в формах позднего классицизма. С юго-восточной стороны к основному объёму примыкало парадное крыльцо входа с деревянной пристройкой, в которой располагались лестницы; с северо-восточной - двухэтажная деревянная пристройка с мансардой, крытая на два ската с полукруглым слуховым окном во фронтоне.

Планировка дома была симметричная: с парадными залами в центре и жилыми комнатами, растянувшимися вдоль западного и восточного фасадов. Примерно такой она до сих пор и осталась. Декор фасадов предельно лаконичен. Первый каменный оштукатуренный этаж членился широкими плоскими лопатками. Второй деревянный этаж обшит тёсом. Здание завершал значительного выноса карниз с широким гладким фризом. Окна имел рамочные обрамления, лишённые украшений. Более нарядным, в сравнении с фасадами дома, выглядело декоративное убранство углового балкона с фигурными столбиками и балюстрадой из точёных балясин.



28. План участка, планы и разрез дома по состоянию на 1918 г.

Северо-восточнее главного дома усадьбы, в глубине участка, находился одноэтажный деревянный флигель.

К концу XX в. здание пришелв ветхое состояние и был значительно перестроен, вследствие чего стал заметно отличаться от оригинала. Декор фасадов дополнен пышными резными наличниками окон, выполненными в стиле начала ХХ в. Изменена конструкция здания, усложнённая трёхэтажной каменной пристройкой утилитарного оформления, сооружённой с северо-западной стороны.



29. Наличники. Покрадено в интернете.

23 июля 1858 г. дом по наследству перешёл вдове Ардалиона Николаевича - Екатерине Александровне Скворцовой. После неё собственниками дома, сменяя друг друга, являлись купец Н.И. Корелкин, чиновник Е.А. Соловьёв, мещанин И.С. Сумароков. У вдовы последнего в 1916 году дом приобрёл Александр Николаевич Лобачев, последний дореволюционный владелец.



30. Вид дома с другого ракурса.

В 1977 г. дом и флигель (каждый по отдельности) вошли в число памятников регионального значения.

Дом №4 по улице Маяковского или дом купца Попова.



31



32

Построен, по-видимому, в начале 1860-х гг. титулярной советницей Ольгой Николаевной Шайтановой или её наследницами.

Первоначально дом стоял на другом месте, по адресу улица Герцена, 7 (вблизи пересечения с улицей Пушкинской, ныне территория площади Дрыгина). На нынешнее место памятник перенесён в 1973 г. Как я понял, он мешал строительству нового здания Обкома КПСС. Но не снесли, а перенесли памятник на другое место.

В августе 1863 г. дом был продан жене штабс-капитана Александре Андреевне Холоповой, позднее перешёл во владение чиновника Ивана Константиновича Степановского. В 1879 г. дом приобрёл купец Евгений Семёнович Попов. В советское время, в том числе после реставрации, дом продолжал использоваться под жильё.

В 1973 г. при перевозке дома на улицу Маяковского, 4 выполнена комплексная реставрация: на доме полностью заменено заполнение оконных проёмов и обшивка, обновлены декоративные элементы. На новом месте дом был благоустроен.
В 1977 г., т.е. уже после перенесения на новое место, дом признан памятником архитектуры регионального значения.

Дом двухэтажный с небольшими боковыми пристройками со входами. Поскольку небольшие окна второго этажа выходят только на боковые и дворовый фасады, второй этаж может считаться антресольным. Дом обшит тёсом и на главном фасаде богато отделан пропильной резьбой. Центральная часть главного фасада выделена широким окном второго этажа и увенчана декоративным мезонином с полуфронтоном, оформленным под мезонин. На углах дома - резные поэтажные пилястры. Сложные наличники окон главного фасада украшают резные сандрики, «уши», «фартуки» и стилизованные замковые камни. Гладь стены дополнена декоративными сандриками над боковыми окнами первого этажа. Стены дома венчает карниз, украшенный резным пояском.

В пристройке, расположенной с севера, над входами размещён балкон. В доме имеется несколько отдельных помещений, соединённых проходящим посередине коридором.

Существующий резной декор дома относится, вероятно, к 1897 г.

Ещё говорят, что кроме исторической ценности дом имеет «пушистую ценность» в лице рыжего кота, живущего в квартире на 2-м этаже и периодически греющегося на солнышке на выступающих частях парадного фасада. Кот давно уже стал особой достопримечательностью этого района. Многие туристы знают его и мечтают сфотографировать. Мы не знали и не мечтали, но фотографию кота я в интернете скрал.



33. КотЪ. Хорош, разбойник! Покрадено в интернете.

И на этом про дом №4 всё.

Дом №9 по улице Маяковского или Дом Караулова.



34

Это тоже дом-путешественник. Первоначально он стоял на улице Никольской (ныне Добролюбова, 18; на углу с улицей Горького - в Заречье). На правый берег реки Вологды его перенесли в 1970-х гг. по так и неосуществленной в итоге программе создания городского музея деревянного зодчества.

Скорее всего, дом был построен купцом Александром Фёдоровичем Коньковым, который в первой половине 1880-х гг. приобрел здесь участок со старым домом и, судя по значительному увеличению окладной стоимости домовладения, построил на его месте новый дом.

Небольшой одноэтажный обшитый тёсом дом является уникальным по своему архитектурно-декоративному оформлению в стиле провинциального модерна. Он в плане состоит из двух симметричных частей. Главный вход, расположенный со стороны улицы Маяковского, ведёт через вестибюль в парадные помещения. Вдоль южного фасада находятся жилые комнаты, имеющие и дополнительный вход через пристройку, примыкающую к дому со двора.

Декоративное убранство фасадов отличается обильным использованием пропильной резьбы и подзоров. Пышный венчающий карниз с резным фризом и подзорами обогащает пластику стен своей сложной формой, следующей за перепадами высот. Своеобразие главному фасаду придаёт завершение ступенчатыми карнизами и аттиками его северной и южной частей, в которых расположены парадное крыльцо и большое трёхчастное окно. Наличники окон с сандриками и фигурными боковыми колонками украшены пышной пропильной и объёмной резьбой.

У дома динамичная сложная композиция с угловыми ризалитами, разорванным карнизом, разностильными окнами, балюстрадами на крыше, а также резной декор наличников, фриза и карниза. В доме сохранился дымник. На новом месте дом-путешественник и до сих пор используется под жилье.

Ориентировочно в 1912-1914 годах дом перешёл в собственность некоего Караулова. Не исключено, что дом мог быть построен этим домовладельцем заново, по крайней мере, только в эти годы он мог получить свой роскошный декор в стиле модерн. В 1977 году дом признан памятником архитектуры регионального значения. Дом на протяжении всей своей истории использовался и используется под жильё. А подробнее о его владельцах можно прочесть здесь.

Ну а мы повернули на улицу Заодомского и подошли к легендарному Резному палисаду. Но об этом в следующей главе.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI, Часть I, Глава XVII, Часть I, Глава XVIII, Часть I, Глава XIX

Вологда, Архитектура, Чужие картинки, История, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up