Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Oct 14, 2024 07:39

Глава III. Улица Засодимского и её ближайшие окрестности. Церкви.



01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.



Сегодня я расскажу об улице Засодимского в Вологде и о том, что на ней находится.



02. Улица Засодимского и её окрестности на карте Вологды.

Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.

Улица Засодимского - небольшая по протяженности, расположенная почти в самом центре города, за парком ВРЗ. Улица начинается от современной улицы Маяковского и выходит на улицу Ленинградская.
Названа в честь прозаика и публициста Засодимского Павла Владимировича.

Улица Засодимского до 9 мая 1936 г. называлась Ильинской - по наименованию находящейся на территории церкви - Ильи Пророка в Каменьи или Ильинская церковь.
В XVI-XVIII вв. при церкви существовал небольшой мужской Ильинский монастырь, упразднённый в 1738 г..

1780 г. на территории бывшего Ильинского монастыря была возведена Церковь Варлаама Хутынского. Церковь двухэтажная, западный фасад здания с главным входом украшает полуротонда, поддерживаемая четырьмя колоннами ионического ордера.

Храм закрыт 20 марта 1929 г. В 1960 г. ансамбль церквей «Церковь Варлаама Хутынского» и «Церковь Ильи Пророка на Каменьи» поставлен на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Долгое время здания использовались под склады, а с 1988 г. здесь располагается вологодский филиал федерального бюджетного учреждения культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря».

На улице и в доме №14 снималось несколько сцен в к/ф "Мелкий бес".

В этой главе речь пойдёт о церквях.

Церковь св. Варлаама Хутынского (дом №14 а по улице Засодимского).



03. Восточный фасад.



04. Другой ракурс.



05. Ещё один.



06. И ещё.



07. Северный фасад.



08. Западный фасад с ротондой.

Здание построено в нынешнем виде в 1780 г. Однако, история появления нынешнего каменного храма непростая: это и строительство (видимо, в третьей четверти XVII в.) первого одноэтажного каменного храма, и его кардинальная перестройка (по сути, возведение заново) в 1780-х гг. Когда было возведено первое каменное здание церкви Варлаама Хутынского, точно не известно. В 1760 г. в рапорте протоиерея Иоанно-Предтеченской церкви Стефана Иоаннова отмечается: «а когда оная церковь зачата строить и окончана и освящена, о том за много прошедшему временем грамоты и знательство не отыскалося».

Судя по ряду исторических свидетельств, к середине 1640-х гг. новое здание церкви Варлаама Хутынского ещё не было построено. Священник П. Щукин писал, что ещё в 1849 г. с южной стороны Ильинской церкви стоял белокаменный крест с надписью на обеих сторонах о том, что поставлен он в 1645 г. строителем Кононом Акишевым на месте сгоревшей во время Вологодского разорения тёплой церкви «во имя преподобного Варлаама, Новгородского чудотворца». Установка такого креста на месте некогда существовавшего храма свидетельствует о том, что в это время в монастыре не было церкви, посвящённой этому святому. Это косвенно подтверждает и отсутствие упоминания этого святого в опубликованной Н. И. Суворовым грамоте царя Алексея Михайловича 1646 г., согласно которой четыре пожни отдаются в оброк «в дом святого Илии Пророка и преподобного Алексия, человека Божиего, в тот же Ильинский монастырь».

В переписной книге Вологды 1678 г. в Ильинском монастыре каменная церковь во имя Варлаама, Новгородского чудотворца уже значится. Причём к этому времени эта одноэтажная низкая церковь уже довольно «ветхая», с чем было связано прошение прихожан Ильинской церкви на имя епископа Вологодского и Белозерского Иринея о кардинальной перестройке церкви Варлаама Хутынского, поступившее в феврале 1783 г.: «В показанном нашем Илиинском приходе имеющаяся тёплая каменная во имя преподобного Варлаама Новгородского чудотворца церковь, которая одноетажна и весма низмянна, и потому от сырости земли как Святый Престол и на нем одежды, так и протчее церковное благолепие в скором времени приходит в ветхость, и к тому <...> полы часто переменяемы бывают, а кровля уже непременно требует перекрышки, то намерены мы оную церковь поправить перестройкою, имеющиеся в ней своды разобрав, свесть вновь от полу тольки в трёх аршинах и оставить кладовыми палатками, а ту церковь, чего недостает вышины стен, прибавить и зделать её в другом етаже и при ней колокольну, а каким церковь и колокольна будет фасадом при сём предлагаем на расмотрение план. Того ради ваше преосвященство всепокорнейше просим, дабы соблаговолено было о построении оной в другом етаже церкви и при ней колокольни дать вашего архипастырства благословенную грамоту». Уже 22 ноября 1783 г. работы по перестройке церкви были окончены: согласно прошению, направленному священником Андреем Димитриевым и вологодским купцом Василием Стефановым сыном Фирстовым (очевидно, старостой) епископу Вологодскому и Белозерскому Иринею, «на тёплой каменной Варлаама Новогородского чудотворца церкви второй этаж построен и принадлежащее ко освящению готово». Церковь Варлаама Хутынского была освящена 26 ноября 1783 г.

Зимняя церковь Варлаама Хутынского вместе Ильинской летней входит в ансамбль церквей Ильинского монастыря. Искусствовед Г.К. Лукомский об этой церкви писал: «С большим вероятием можно предположить, что эту церковь если не строил, то проектировал незаурядный столичный архитектор. Едва ли заурядному архитектору доступны такие красивые и сильные детали, свидетельствующие о большом вкусе, воображении и умении проявить свои способности». Здание церкви стоит на высоком подклете, вытянуто по оси запад-восток. Оно состоит из алтаря, собственно храма, трапезной и колокольни. Главка над церковью выполнена в виде овального ложного фонаря с узкими окнами, перекрытого сферическим куполом. Справа и слева от фонаря роль малых глав выполняют ещё две декоративные вазы, увитые лепными гирляндами. Самая красивая часть церкви - стройная трёхъярусная колокольня со шпилем и с входной полуротондой. Над рустованным четвериком основания возвышается лёгкий четверик звона, грани которого вогнуты, а углы украшают парные коринфские колонны и пилястры. Кровля колокольни, имеющая сложное криволинейное покрытие, увенчана тонким высоким шпилем с крестом на яблоке. Вход в подклет, использовавшийся в хозяйственных нуждах, расположен с восточной стороны северного фасада, вход в подклетное помещение под апсидой расположен с востока.

В паспорте, составленном в связи с постановкой церкви Варлаама Хутынского на государственную охрану, отмечается: «Здание выстроено в формах раннего классицизма. Особая мягкость линий и усадебный характер его общего вида дают возможность отнести архитектуру церкви к московской школе. <…> Выстроенная во второй половине XVIII в. в стиле раннего классицизма церковь Варлаама Хутынского является самой изысканной и красивой постройкой Вологды. Памятник отличается блестяще проработанными деталями архитектурного декора, отлично задуманной и выполненной полуротондой у западного входа и особенно стройной и лёгкой, устремлённой вверх колокольней».

В 1860-1870-х гг. к северо-западному углу здания трапезной пристроен массивный контрфорс, так как стена, примыкающая к нижнему ярусу колокольни, начала отходить. В 1868 году производились ремонтные работы в интерьере храма. В 1907 году стены и потолки церкви были расписаны. В XX в. были утрачены две деревянные лестницы, размещавшиеся между колонн полуротонды, её балюстрада, заложены некоторые окна подклета, интерьер церкви разделён перегородками, настенная живопись скрыта под слоем современной краски и побелки.



09. Вид церкви в 1900-х гг.

После вхождения в 1960 г. церкви Варлаама Хутынского в составе ансамбля Ильинского монастыря в число памятников истории и культуры федерального значения её здание было отреставрировано.



10. Вид церкви в 1970-х.

В настоящее время часть конструкций памятника пришли в аварийное или ограниченно работоспособное состояние. На данный момент, судя по внешним признакам, в церкви ведутся восстановительные работы, но ни шатко, не валко.

Ильинский монастырь, в комплекс которого входила церковь Варлаама Хутынского, был известен вологжанам в разное время с характеристиками «на Старом торгу», «на Горах», «в Каменье», «Кобылкин». Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского Ильинского монастыря первоначально была деревянной. В сентябре 1612 г. во время Вологодского разорения она была сожжена. Благодаря стараниям посадского человека Кондратия Акишева тёплую церковь в Ильинском монастыре вскоре восстановили. По желанию Акишева и благословению архиепископа Нектария её освятили в честь Преполовения Господня. Однако в 1619 г. игумену Ильинского монастыря Серапиону Патриархом Филаретом было велено «тот храм сызнова святить во имя преподобного Варлаама, Новгородскаго Хутанскаго чюдотворца». Объяснялось это тем, что «Нектарий архиепископ благословил тот храм святить во имя Преполовения мимо правил св. Апостол и св. Отец; <…> да и для того, что-де и сам Нектарий архиепископ в отлучении великих духовных делех». Дело в том, что Нектарий в 1616 г. был лишён архиерейского сана и находился в заточении в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1621 г. Патриарх Филарет после расследования вновь благословил Нектария «святительская вся действовати» и даже вернул его на Вологодскую кафедру, но в отношении переосвящения церкви патриаршее решение осталось прежним. В писцовой книге Вологды 1627 г. (Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 г.) фигурирует «церковь тёплая преподобного Варлаама, Новгороцкого чюдотворца, с трапезою, древяна клетцки». Недалеко от неё находилась монастырская колокольня «рубленная круглая о осьми стенах, на колокольнице пять колоколов, один благовестной, два средних, два невелики зазвонные».

24 февраля 1930 г. церковь Варлаама Хутынского была закрыта. Долгое время здание использовалось как складское помещение.

С 1985 г. в здании размещается Вологодский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Церковь Ильи Пророка в Каменьи (дом №14б по улице Засодимского).



11. Восточный фасад.



12. Чуть другой ракурс.



13. Южный фасад.



14. Западный фасад.

Здание построено в 1698 г. А история его появления была следующей: в конце XVII в. небогатому Ильинскому монастырю удалось накопить средства и в 1698 г. игумен с братией обратились к архиепископу Вологодскому и Белозерскому Гавриилу с челобитной, в которой просили благословить их на строительство вместо прежнего обветшалого деревянного нового каменного холодного Ильинского храма с приделом во имя святого Алексия, человека Божия. Согласно рапорту 1760 г. протопопа Стефана Иоаннова, «церковь каменная святаго славнаго пророка Божия Илии в Ильинском монастыре, в трапезе с приделом, зачата строить наместо деревянной в 7206-м, а окончена и освящена в 7220-м годех», то есть строительство каменной Ильинской церкви продолжалось с 1698 по 1712 г. Строительство затянулось на 14 лет, поскольку в 1699 г. государево жалованье с обители было снято и монастырь остался на собственном содержании.

Церковь во имя святого пророка Илии вместе с церковью Варлаама Хутынского входит в ансамбль Ильинского монастыря. Ильинская церковь представляет собой двусветный одноглавый четверик храма с пятигранной апсидой и невысокой трапезной. Главное архитектурное достоинство здания храма в его нынешнем виде усматривают в простоте и строгости форм. Гладкие стены почти кубического объёма храма не имеют вертикальных членений за исключением плоских угловых пилястр, что соответствует его бесстолпной конструкции. Горизонтальные членения сводятся к цоколю и широкому карнизу с поребриком, отделяющему плоскость стен от ряда из четырёх закомар, достаточно сильно выраженных в рельефе. Над четырёхскатной крышей храма возвышается гладкий цилиндрический барабан, прорезанный четырьмя узкими окнами без обрамлений, имеющий валик в основании и завершённый скромным карнизом. На главном южном фасаде гладь стен прорезана четырьмя окнами, по два в первом и втором свете; нижние окна явно растёсаны, а верхние, вероятно, сохранили первоначальные размеры. Заметно, что выступающая над плоскостью стены часть первоначального скромного рельефного обрамления оконных проёмов была срублена при ремонтах. На северном фасаде во втором свете есть лишь одно окно в центре фасада. При самых скромных размерах церковь производит величественное впечатление «монолита».

Искусствовед Г.К. Лукомский в 1914 г. описал эту церковь так: «На зелёной лужайке, окружённой маленькими убогими серыми домиками и развесистыми деревьями, стоит белый кубический храмик, покрытый простой крышей, на которой всего одна скромная главка - куполок её сочный, большой, синий; закомары по верху стен и простая пятигранная апсида - вот и вся архитектура церкви. Но, однако, облик её очень характерен для времени (1698 г.), и она своею пропорциональностью и скромностью производит большее впечатление, нежели мнoгиe другие храмы, залепленные орнаментами».

К концу XIX в. здание церкви пришло в аварийное состояние. От сырости страдал и четырёхъярусный барочный иконостас второй половины XVIII в. Губернская строительная комиссия в 1894 г. обследовала здание и нашла, что трещины в сводах и выпадение участков кирпичной кладки являются следствием неглубокого заложения фундамента. Обсуждался вариант полной перестройки здания, но в итоге решили ограничиться ремонтом, который выполнили в 1904 г. Придельные престолы в честь Преполовения и Алексия, человека Божия, были упразднены. В ходе ремонта «некрасивый, позднейший» по мнению строителей прямоугольный алтарь заменили пятиугольной апсидой увеличенной высоты с большими окнами, было переделано и крыльцо.



15. Церковь в 1914 г.

После закрытия храм был лишён главы, вместо которой на барабане несколько десятилетий существовала коническая консервационная кровля.



16. Церковь в 1962 г.

В начале 1970-х гг. в ходе реставрации восстановлена глава храма с крестом.



17. Церковь в 1970-х после реставрации.

Первоначально церковь являлась монастырской. Как считает профессор, доктор исторических наук Марина Сергеевна Черкасова, «на возможность существования Ильинского монастыря ещё в XV веке указывает одна из его церквей - во имя Варлаама Хутынского, культ которого именно в этом столетии распространялся из Новгорода. Наиболее ранние свидетельства его существования относятся к 1550-1560-м годам. Первое (не бесспорное) связано с сюжетом о принесении в 1554 году списка иконы Николы Великорецкого с Вятки в Вологду и помещении его в Ильинском монастыре на Старом торгу». Около 1568 г. Ильинский монастырь, в котором тогда был игумен и 23 монаха, получил от Ивана Грозного жалованную ружную грамоту, определявшую размеры хлебного и соляного содержания монастырской братии, которые в 1627 г. были подтверждены грамотой царя Михаила Фёдоровича. Обе грамоты утрачены, но они упомянуты в указной грамоте царя Алексея Михайловича 1646 г., хранившейся в Ильинской церкви. Ильинский монастырь был известен в разное время с характеристиками «на Старом торгу», «на Горах», «в Каменье», «Кобылкин».

Ильинский монастырь жил бедно. В 1610 г. ему активно начал помогать богатый вологодский посадский человек Кондратий Акишев. За два года Акишевым на собственные средства были построены новая деревянная Ильинская церковь и кельи для братии. Однако в сентябре 1612 г. во время Вологодского разорения «польские и литовские люди с черкасы и казаками и русскими ворами» «в том Ильинском монастыре храм во имя Варлаама Хутынского чюдотворца и кельи пожгли, и старцев побили, и многих людей посекли, и образы местные и пелены обобрали» - Европа, как всегда, несла в «дикую Московию» цивилизацию. После этих событий стараниями Акишева было восстановлено убранство Ильинского храма, возобновлён деревянный тёплый храм, построены новые деревянные кельи и монастырская ограда. Это строительство продолжалось с 1613 по 1619 г. Однако, несмотря на попечительскую деятельность, Акишеву пришлось столкнуться со своекорыстным игуменом монастыря Серапионом, который не постеснялся использовать монастырскую казну в личных целях и писать на благотворителя доносы. Видимо, не без влияния Серапиона земские старосты обложили Акишева дополнительными налогами, а воевода князь Борис Хилков посадил его в тюрьму. Лишь вмешательство царя Михаила Фёдоровича после челобитной разрешило этот конфликт, и Серапион был отстранён от должности.

Пострижеником Ильинского монастыря был преподобный Марк Белавинский, в 1630 г. удалившийся до конца жизни в уединение на остров на Белавинском озере на территории современного Усть-Кубинского муниципального округа Вологодской области. На острове на месте жительства Марка, где почивают его мощи, существовала Белавинская Богоявленская пустынь, в 1801 г. приписанная к тоже островному Спасо-Каменному монастырю.

В 1699 г. государево жалованье с Ильинской обители было снято, монастырь остался на собственном содержании и его стала покидать братия. В 1738 г. в обители остался один игумен, и монастырь упразднили, а обе его церкви были обращены в приходские.

Ильинская церковь имела у вологжан два обиходных названия: «что в Горах» и «что в Каменье». Согласно преданию, происхождение последнего названия связано с тем, что долгое время значительное пространство от берега реки до Владимирской церкви было покрыто заготовленным при Иване Грозном камнем, предназначенным для строительства крепостной стены. Это предание получило подтверждение в ходе археологических раскопок на прилегающей местности. Например, в 2022 г. при раскопках у реставрирующегося дома Засецких на улице Ленинградской, 12 (в 110 м к юго-востоку от храма) на всей площади раскопа выявлен отложившийся в середине XVI в. слой белого камня толщиной в несколько десятков сантиметров. Интересно, что этим слоем камня было перекрыто приходское кладбище с несколькими десятками погребений, ориентированных аналогично храму Ильи Пророка в Каменье.

В начале 1920-х гг. в церкви служили обновленческие священники, однако в 1924 г. приходской общиной был приглашён протоиерей Алексей Углицкий, поддерживавший Патриарха. 20 марта 1929 г. церковь была закрыта.

В 1930-е гг. здесь располагался архив, а в 1950-70-е гг. - книжный склад.

В начале 1970-х гг. храм был отреставрирован, восстановлена глава с крестом.

С 1985 г. в здании размещаются мастерские Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

И на этом про бывший Ильинский монастырь всё.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II

Вологда, Архитектура, Чужие картинки, История, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up