Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Oct 11, 2024 07:49

Глава II. Резной палисад.



01. Местоположение таинственного резного палисада в Вологде.



Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.

Благодаря этой песне ВИА «Песняры» про дом с резным палисадом в Вологде знают все - олды помнят, как из каждого утюга звучало:

Письма, письма лично на почту ношу.
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат -
В доме, где резной палисад

Где же моя темноглазая, где?
В Вологде где-где-где,
В Вологде где,
В доме, где резной палисад.
Где же моя темноглазая где?
В Вологде где-где-где
В Вологде где,
В доме, где резной палисад!

Так что увидев в Яндекс-картах заведение с названием «Резной палисад» не поставить его в программу мы не могли. Правда, при втором взгляде на карту мы поняли, что Федот-то не тот - у «Песняров» чётко сказано:

Вижу, вижу алые кисти рябин,
Вижу, вижу дом её номер один,
Вижу, вижу сад со скамьёй у ворот
Город, где судьба меня ждёт.

А тут адрес: улица Засодимского, 5 - непорядок. Но палисад есть и, таки, резной. А пояснение «Центр ремёсел» выглядит и вовсе завлекательно - шагом, марш! Да и ну его, честно, этот дом №1 с резным палисадом к бесу - уж очень пикантную версию, а том что располагалось в доме №1 с резным палисадом, когда он ещё существовал, я слышал.

Итак, Резной палисад - это центр народных ремёсел. Вологодских, но не только. Расположен он в здании XIX в., являющемся памятником архитектуры и известном, как «Дом Якубовой».



02. Дом Якубовой с участком. На участке красиво.



03. Проблема в том, чтобы рассмотреть сам дом за деревьями.



04. Всё равно не получилось и потому я покрал в интернете эту фотографию..



05. И эту.

Дом был построен в 1858 - 1859 гг. чиновником Макарием Дмитриевичем Тугариновым. В 1867 г дом переходит во владение Александры Николаевны Якубовой. В 1995 г дом был включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, но в 1997 г. исключен из него.
Здание построено в традициях позднего классицизма, но с вологодским уклоном. Основной одноэтажный объем перекрыт вальмовой крышей, крытой железом (и всегда так было, только железо, разумеется, раньше было не оцинкованным, а крашеным). В пристройке со стороны улицы размещен центральный вход с обустроенным над ним балконом. Постройку венчает карниз с большим выносом, украшенный "сухариками" и модульонами. Точнее, был украшен - сейчас эти «архитектурные излишества» скрыты за пластиковыми софитами, которыми подшиты свесы кровли.  Углы оформлены вертикальными тягами. Окна первого этажа заключены в рамочные наличники.
Особенностью этого дома является то, что, вопреки традициям, прислуга здесь жила на втором этаже - он довольно низкий, что не характерно для Вологды.





06. История дома. Кликабельно.

Однако, самое интересное находится внутри. Не знаю, право, как определить что же там находится: музей - не музей, ремесленная мастерская - не ремесленная мастерская, клуб - не клуб, лавка - не лавка. Всё вместе. Пусть уж  будет ремесленный центр.

Сердцем этого центра является громадная сувенирная лавка, занимающая, практически весь первый этаж.



07. Общий вид сувенирной лавки. Влезла в кадр далеко не вся.



08. Один из закоулков сувенирной лавки.



09. Ещё один.



10. И ещё

В иных закоулках гнездились просто-таки чудеса. Но больше всего меня и, особенно, Павла поразил выбор картузов. Павел Валерьевич даже устроил показ картузных мод этого сезона.



10. Павел Валерьевич в наиболее полюбившейся модели. Кстати, обратите внимание на деревянную посуду на верхней полке. Именно при взгляде на неё я постиг смысл былинной фразы "Не малую чару - полтора ведра".



11. Ну чисто жених! :-))) И, кстати, обратите внимание на кучерскую шляпу слева от героя. И на резную деревянную посуду справа.

Единственный недостаток сего прекрасного головного убора - дорого. Кажется, 6 тысяч просили, и мы с Павлом Валерьевичем, скрепя сердце, применили заклинание «хусим». Но до сих пор я представляю себя в этом картузе, да - хромовые сапоги, жилет, пузо и часы с цепочкой для завершения образа у меня есть. :-)))

А на втором этаже поместился музей. Точнее, начинается он ещё на первом - под лестницей.



12. Какие кресла! А скатерти!



13. Часы с кукушкой, иконы, лубок и глубокоуважаемый шкап. Шкап как следует сфотографировать не удалось - очень тесно.



14. А вот так удалось. И дорожный кофр - тоже. Эх, умели же делать вещи!



15. Кофр и странное животное из иной эпохи на нём.



16. Картины в стиле лубок на стене.

А нам пора на 2 этаж.



17. Рушники, половики и костюм крестьянки Вологодской губернии. Ну и кружева - мы же в Вологде.



18. Рушники и кружева крупным планом.



19. Коллекция традиционных кукол.



20. Прялки, шандалы, деревянные сосуды и игрушки.



21. Ещё.



22. Деревянная и плетёная посуда и почему-то самовар типа "Эгоист".



23

В следующей комнате представлена гостиная обиталища чиновника или образованного купца. Странно, что пианино нет. Обычно, бывало.



24. Ампирные стулья, ещё один глубокоуважаемый шкап и ростовое зеркало в резной раме. У моей тётушки было похожее.



25. Резьба на фасадах шкафа.



26. Стол современный, стулья тоже, телевизор вообще не к месту, а вот кушетка, ковёр и сафетка на столе - очень даже КУ!



27. Кушетка. Аутентичная - я проверил.



28. Витрина с печатной продукцией. В общем-то, тоже не на месте.



29. Коврики тканные и лоскутные, лоскутные одеяла, половик и наличник. Это уже другая комната.



30. Милый альков в закутке проходного коридора.



31. Кисейные платки и, крашенная натуральными красителями, пряжа. На бирках написано какой травой крашен каждый пучок. Признаться, я узнал много нового. Оказывается, в наших палестинах произрастает масса красильных растений и их список дубом, крапивой, и вайдой красильной (синячником) далеко не исчерпывается.



32. Буфет и венский стул. На стуле подушка, а в буфете баночки с красителями.



33. Буфет и витрина с разным рукоделием.



34. Общий вид мастерской модистки.



35. Конференц-стол :-) За ним, как раз и шьют во время мастер-классов. А в буфете гжелевская посуда. Очень достойная, не ширпотреб и кич.



36. Буфет модистки-шляпницы.

Следующая комната, а там мастерская ткачихи и пряхи. Совсем уж «избяной» интерьер создавать не стали - только пустили полицы под потолком. И правильно, пожалуй.



37. Горизонтальный ткацкий станок.



38. Вид на комнату с другого ракурса.



39. Манекен в народном костюме, самовар-рюмка, угольные утюги, на столе рубель и ткацкая скалка, а в углу пучок сухого льна.



40. Гармонь в углу хороша!



41. Буфет, швейная машинка Зингер образца 1911 г. и кружева, кружева...



42. Стенд с историческими фотографиями.



43. Ещё один.



44. Вид с балкона, на современное соседнее здание, качественно стилизованное под традиционный вологодский стиль.

Ну, и в завершение, «царский трон» во дворе, а на нём мои друзья - Павел и Люба. Тогда они стремительно приближались к тридцатилетию совместной жизни, так что трон нам подвернулся очень даже кстати для «предсвадебной» фотографии.



45.

Вот такой бессистемный рассказ о довольно приятном и интересном месте. Мне там понравилось. Будете в Вологде - заходите. Оно того стоит.

Ну а я, пока мы гуляли по окружающему дом садику, успел настрочить на телефоне следующий отчётик для нашего туротряда «Стремительный». В летописном стиле, разумеется:

«Об утресь дня сего отправились мы с боярином Павлом Валерьевичем и боярыней Любовью Александровной по граду Вологде пеши, дабы красоты его предивные лицезреть. Остановились мы на посаде в хоромах каменных на посаде, что купчишка местный люду путешествующему внаём сдаёт. От хором тех ближайшим храм святых Константина и Елены бысть, туда мы спервоначалу и направились. Хоть храм тот посадский, но благолепен зело и паки узорчьем изукрашен. Отстоявши службу, направили мы стопы свои в хоромину ремесленную, где здешний люд посадский ремеслом своим хвалится. Ремесло то изрядно и предивно».

Да, я знаю, что приводил этот кусочек в прошлой главе, но, кажется, не грех и повториться, ибо ремесло действительно «изрядно и предивно».

P.S. Сувениров мы всё же купили. А Любовь Александровна поддержала свою традицию - привозить из каждого города местного ёжика. Ёжик оказался деревянный, не крашенный и на тонких ножках, но очень забавный, а, главное, вологодский. :-)

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I

Вологда, Архитектура, Чужие картинки, История, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up