Глава IV. Улица Засодимского и её ближайшие окрестности. Дома.
01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.
02. Улица Засодимского и её окрестности на карте Вологды.
Ссылка на яндекс-карту нашего рейда. Теперь давайте поговорим о домах.
Дом №5а по улице Засодимского.
03
04
Построен в 2010 г. Хороший пример современной стилизации.
Дом №14 по улице Засодимского или Дом железнодорожного служащего Константина Константиновича Попова, он же Дом Воробьёва.
05. Дом Попова.
О дате постройки здания спорят. В реестре памятников он датируется XIX в., но в разных источниках указываются 1895, 1910 и 1915 гг. Какая дата правильная - бог весть.
Основной рубленый "в угол" не обшитый объём дома, поставленный на кирпичный фундамент, дополнен невысокой обшитой тёсом пристройкой, в которой находится вход с крыльцом. Дом декорирован в стиле модерн, причём, получилась интересная смесь русского и северного модерна. Подозреваю, что задумывался именно более строгий северный модерн, но вологодская пропильная резьба...
Центральная часть главного фасада выделена двухэтажным балконом на спаренных многогранных колонках без баз и капителей. По бокам балкона по спаренному окну с каждой стороны. Резной узорный фриз, карниз, решетка балкона, напоминающие вологодское кружево, являются подлинной редкостью. Они удачно сочетаются с объемным решением, создавая художественно законченный облик дома.
07. И совсем красивый вид дома со всеми деталями. Вот только пластиковые окна - повбывал бы! Покрадено в интернете.
В 1912-1917 годах в этом доме жила семья ссыльного Ивана Саммера. Он снимал квартиру у железнодорожника Константина Попова. Возможно, бывала в этом доме и Мария Ульянова, находившаяся в тот период в вологодской ссылке, с которой Саммеры были дружны.
Так же, возможно, этот дом принадлежал дяде В. Т. Шаламова - Николаю Воробьёву, о котором он вспоминает в «Четвёртой Вологде»: «Дядя Коля - старший брат матери [в девичестве - Воробьёвой], единственный её родственник, с которым у отца хорошие отношения. Дядя Коля - чиновник Казённой палаты. У него свой дом двухэтажный. Жена его давно умерла, а жена, которая жила с ним без венца, - хозяйка местной типографии, тоже приятельница отца. Она умерла первой, и отец служил панихиду на её могиле. Дядя Коля одинок в большом новом двухэтажном доме. Оба этажа - в стеллажах действительно большой библиотеки тысячи на две, а то и на три тысячи названий. Дядя Коля выписывает много журналов, самых передовых, ведёт дневники - каллиграфическим почерком, сочиняет сатирические стихи, обличающие местное начальство».Дом №
Дом №6 по улице Ленинградской или Музей забытых вещей.
08
Дом построен, скорее всего, между 1811 и 1814 гг. мещанином Иваном Петровичем Армениновым.
Дом двухэтажный, деревянный, рубленный из брёвен, под обшивкой из тёса, на кирпичном фундаменте. Основной объём в плане прямоугольный, вытянут вдоль главного фасада, обращённого к улице Ленинградской. Дом закрепляет угол улиц Ленинградской и Засодимского.
Особняк - главный дом городской усадьбы - выполнен в традициях позднего классицизма. Отличается прекрасной композицией и декором. Основной объём дома дополнен крещатым мезонином, все четыре стороны которого имеют щипцовое завершение с оригинальными окошками в тимпанах. Классическая трёхчастная структура главного фасада подчёркнута заметно выступающим центральным ризалитом. Углы и простенки ризалита украшены накладными пилястрами. Профилированная тесовая гладь стен оживляется разнообразием обрамлений окон. В первом этаже они имеют лучковые завершения, во втором заглублённые арочные наличники с лепными розетками в тимпанах чередуются с прямоугольными, украшенными декоративными сандриками. На юго-западный фасад, обращённый к улице Засодимского, выходит лоджия мезонина с резным ограждением.
Во дворе дома находится каретник - бревенчатая хозяйственная постройка, рубленная «в обло», не имеющая обшивки. При общей лаконичности архитектурного решения выразительность его облику придаёт традиционное для подобных построек оформление центральной части. Вынос карниза образует навес, опирающийся на парные брёвна-столбики, имеющий щипцовое возвышение над входом. Галерея вдоль постройки предоставляла дополнительную площадь для хранения хозяйственного инвентаря и в то же время визуально обогащала фасад.
В 1814 г. опекунами малолетних детей мещанина Ивана Петровича Арменинова дом был продан купчихе Александре Андреевне Санниковой. Её наследники продали дом в 1836 г. чиновнице Ольге Александровне Ивановой. В 1848 г. О.А. Иванова продала дом Александре Дмитриевне Вахрушевой, вскоре вышедшей замуж и ставшей Иваницкой. Дальнейшая история дома до середины 1890-х гг. оказалась связана с этой семьей, главой которой был статский советник Александр Иванович Иваницкий (1818-1874). Он, окончив Училище гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, служил младшим гражданским инженером Вологодской губернии (1838-1844), вологодским губернским архитектором (1844-1868), вологодским губернским инженером (1868-1874). Под его руководством и по его проектам в Вологде выстроено здание вологодских губернских присутственных мест (1858-1861), здания трёх пожарно-полицейских частей Вологды с каланчами (1850-е гг.) и ряд других зданий в губернии. Наиболее известны его проекты зданий в Вологде в неоготическом стиле: часовня Арсения Комельского (1868), несохранившаяся надкладезная часовня Свято-Духова монастыря (1868), надстройка колокольни вологодского кафедрального собора (1869).
В 1912 г. в архивных документах дом уже фигурирует как собственность купца Дмитрия Николаевича Пантелеева, у которого было 17 детей, и эта большая семья занимала весь дом. После установления советской власти дом национализировали и сделали коммунальным, а хозяев выслали на Кольский полуостров. По семейным преданиям, Дмитрий Николаевич там и умер.
В краеведческой литературе здание иногда именуется домом Засодимского. Однако, согласно архивным данным, литератор Павел Владимирович Засодимский (1843-1912) в 1868-1869 годах мог проживать только в несохранившемся доме другого Пантелеева, Николая Павловича (ныне проспект Победы, 30).
Сейчас здание занимает музей «Мир забытых вещей». Экспозиция содержит два раздела: на первом этаже -"Мир забытых вещей", открывающий посетителям культуру и быт горожан в дореволюционную эпоху. Здесь воссозданы типологические интерьеры к. XIX - начала XX вв.: гостиной, столовой, детской и кабинета. На втором этаже размещена выставка "История Вологодского портрета XVIII-XIX вв." из дворянских усадеб Вологодской губернии. В музее проводятся литературно-музыкальные вечера, детские праздники, лекции и прочие мероприятия. В зале третьего этажа устраиваются выставки реликвий из семейных коллекций и архивов. В этом музее мы не были - не работал.
Дом №4 по улице Ленинградской, он же Дом Орлова, он же Дом актёра.
09
Дом построен между 1811 и 1829 гг. купцами Николаем Михайловичем и Дмитрием Михайловичем Мясниковыми, приходившимися друг другу братьями и получившими этот земельный участок в наследство от отца. В 1868 г. дом был куплен с аукциона у наследников Н. М. Мясникова купцом Ф. А. Орловым, а в 1980-е гг. перешёл к его наследникам. В 1903 г. дом купил мещанин С. Н. Орлов, который в 1917 г. продал его в совместную собственность дворянину В.М. Гресвицкому и крестьянину А.А. Дубиничеву.
Здание деревянное, рубленное «в угол», двухэтажное с мезонином, обшито тесом, в плане П-образное. В композиции и декоре фасадов проявлялось влияние позднего классицизма. Симметрия трёхчастного главного фасада была подчёркнута мезонином, увенчанным фронтоном с арочным окошком в тимпане. Углы здания обрамляют поэтажные пилястры. Дом венчет карниз большого выноса. Нарядный облик фасадам придают междуэтажные пояса, состоящие из перемежающихся подоконных филёнчатых ниш с ромбовидными вставками и солярных кругов. Весьма интересны наличники окон, имевшие различное завершение: на первом этаже они были украшены стилизованными замковыми камнями, на втором - простыми сандриками, на третьем - декоративными треугольными фронтонами. Исторический интерьер соответствовал принципу анфиладности, нынешний, после реставрации и перепланировки, частично отступает от этого принципа.
10. Состояние здания на 1972 г. (до реконструкции).
В 1980-х гг. полуразрушившийся памятник заменён новым зданием (автор проекта реставрации Г.Г. Щапин), которое повторяет черты декора прежнего дома, но построено с некоторым изменением пропорций и добавлением цокольного этажа.
В советское время дом был национализирован и продолжал использоваться под жильё. Среди жильцов дома с 1972 г. была Надежда Петровна Крюкова (род. 1942) - первая в Вологде женщина-инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ, отработавшая на улицах Вологды более 20 лет; одним из постоянных мест её дежурства был перекрёсток улиц Горького и Чернышевского.
Автором идеи реставрации здания с его приспособлением под Дом актёра явился Яков Фёдорович Нусс (1911-2002), заслуженный работник культуры РСФСР (1968), почётный гражданин города Вологды (1996). Он работал в разное время директором Вологодского областного драматического театра, Театра кукол, Театра юного зрителя, инструктором Вологодского отделения Всесоюзного ткатрального общества. На этих постах он много внимания уделял строительству и реконструкции театральных зданий. В 1980-х годах Я.Ф. Нусс работал архитектором областной Производственной группы по охране памятников истории и культуры.
С 1989 г., с момента окончания реставрации, в здании располагается вологодский Дом актёра. С 2001 года он носит имя А.В. Семёнова (1927-2001), народного артиста России (1977), почётного гражданина города Вологды (1995), в 1978-2001 гг. возглавлявшего Вологодское отделение Всероссийского театрального общества (с 1986 г. - Союз театральных деятелей России). В 1997 г. в Доме актёра открыт театр-кабаре «АртРеприза», в 2003 г. во дворе здания открылась театральная площадка под открытым небом - летняя сцена. В здании проводятся литературные и музыкальные встречи, камерные театральные представления.
Дом №12 по улице Ленинградская или Дом Засецких.
11
Главный дом городской усадьбы построен в первой половине 1780-х гг. судьёй Вологодского совестного суда Сергеем Афанасьевичем Шулепниковым - солигаличским помещиком, отставным майором Казанского кирасирского полка, коллежским асессором (с 1785 года - надворным советником), служившим в 1781-1785 годах дворянским заседателем Вологодского совестного суда. 20 марта 1785 г. он продал его помещице Марье Ивановне Писаревой (урождённой Бердяевой). В 1825 г. дом по завещанию перешёл её племяннику Василию Васильевичу Бердяеву и до начала 1860-х годов принадлежал его наследникам. В литературу дом вошёл под фамилией последних владельцев: 1 августа 1900 г. особняк был куплен В. Я. Засецкой, а 29 июля 1901 г. он перешел её мужу - действительному статскому советнику Н.А. Засецкому, которому принадлежал вплоть до революции.
Н. А. Засецкий - известный русский врач-терапевт, педагог. Он родился в Вологде в дворянской семье, самыми известными представителями которой были историк-краевед Алексей Александрович Засецкий (1717-1784) и писатель Павел Владимирович Засодимский (1843-1912). Детство и юность Николая Александровича были связаны с Вологдой. В 1875 г., окончив с серебряной медалью Вологодскую губернскую гимназию, он поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, после окончания которой защитил докторскую диссертацию. В 1884-1886 гг. он практиковался в клиниках за границей, но основные вехи его жизни связаны с Казанью. 14 июля 1886 г. Н. А. Засецкий был назначен экстраординарным профессором на кафедру частной патологии и терапии Казанского императорского университета, в 1893 г. повышен до ординарного профессора. В 1903-1912 годах Н.А. Засецкий заведовал кафедрой госпитальной терапии. В 1911 г. в связи с 25-летием преподавания в университете удостоен звания заслуженного профессора.
С 1880-х гг. Н.А. Засецкий с семьёй постоянно проживал в Казани, а приобретённый в Вологде дом сдавался в аренду для размещения учебных заведений. Здесь, в частности, находилось Вологодское второе городское четырёхклассное училище (работало в 1907-1911 гг.), затем реформированное по закону «О высших начальных училищах» от 25 июня 1912 г. в Вологодское второе высшее начальное училище (работало в 1912-1918 гг.).
В советское время в здании располагались различные организации, преимущественно также учебные заведения. Например, в 1921 г. в первую смену в здании работала единая трудовая школа II ступени №2 (123 ученика и 9 учащих), а во вторую смену (после 16 часов) - работала уже единая трудовая школа II ступени №7 (162 ученика и 15 учащих); при этом в здании постоянно проживало 8 человек. Известно, что с 1933 г. здесь занимались младшие классы школы №7 (с 1943 г. - №10) СЖД. С 1968 г. здесь находилась заочно-вечерняя средняя школа, затем - исполком Октябрьского районного Совета депутатов города Вологды (существовал в 1975-1989 гг.), затем бухгалтерия ГорОНО. Во второй половине 2000-х гг. в здании несколько лет размещалось вплоть до упразднения региональное управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Первоначально стоящий на углу квартала особняк был выполнен в строгих формах классицизма. Бревенчатое здание было обшито гладким тёсом. Главный фасад здания, обращённый к бывшей улице Петербургской, украшал четырёхколонный тосканский портик, нёсший классический антаблемент, завершавшийся треугольным фронтоном с модульонами. Центральные части обоих уличных фасадов были выделены лёгкими аркатурными поясами, располагавшимися над тремя средними окнами. Боковые окна украшали приподнятые профилированные сандрики на миниатюрных кронштейнах. Внутренняя планировка тоже соответствовала принципам классицизма. Зал, гостиная и кабинет образовывали парадную анфиладу комнат. Из залы можно было попасть во внутренний коридор, связанный с анфиладой комнат со стороны двора. Двухмаршевая лестница, находившаяся в коридоре, вела на антресольный этаж, который упоминается в ряде документов.
12. Дом до перестройки 1896 г.
В 1896 г. после ремонта главный дом приобрёл облик, сохранившийся до наших дней. Два уличных фасада особняка обильно декорированы накладной пропильной и объёмной резьбой. Окна обрамлены пышными фигурными наличниками, завершёнными сандриками. Стены, поделённые резными пилястрами, венчает карниз большого выноса с выкружкой, украшенный зубчатыми фризом и резными подзорами. Над домом надстроен мезонин в три окна, обращённый к Петербургской улице, завершённый фронтоном с арочным окном в тимпане. Над четырёхколонным портиком главного фасада вместо прежнего фронтона устроен просторный балкон мезонина с балюстрадой. Оформление дворовых фасадов и дворовой пристройки 1908 года - утилитарное. К началу ХХ в. на участке стояли деревянный главный дом, два деревянных флигеля, службы, сарай, погреб и амбар, хлева, забор с воротами.
13. Дом в 1970-х.
14. Декор крыльца. 1970-е.
15. Детали современного декора.
16. Детали современного декора.
Если внешний облик главного дома претерпел значительные изменения, то в интерьере сохранились многие первоначальные детали убранства в стиле классицизма конца XVIII в.: планировка, лестница с точёными балясинами, скромный лепной декор потолков, оштукатуренные по дранке стены, дополнительно утеплённые войлоком, двустворчатые двери с крупными филёнками геометрических форм. В особняке сохранились белые кафельные печи XIX в. в стиле классицизма с рельефными элементами. Одна из них украшена двумя колоннами, соединёнными профилированной аркой. Композиция другой печи более необычна: на широком вогнутом печном зеркале изображён ионический четырёхколонный портик, несущий антаблемент.
17. Изразцовая печь.
18. Ещё одна.
В середине 1810-х гг. в изначально одноэтажном здании был устроен антресольный этаж, расположившийся над выходящей на западный дворовый фасад анфиладой комнат. Тогда же в верхней части стен центрального коридора были устроены внутренние арочные оконные проёмы для освещения антресольного этажа, обнаруженные в 2020-е годы при ремонтно-реставрационных работах. В 1897 г. на доме был надстроен мезонин, а уличные фасады получили пышный резной декор в духе эклектики. Карнизы получили подшивку в виде выкружки. Над портиком вместо демонтированного антаблемента и фронтона был устроен балкон мезонина с балюстрадой. Между 1903 и 1908 гг. был снесён одноэтажный флигель, стоявший торцом по красной линии улицы Ленинградской к северу от главного дома. В 1908 г. в ходе ремонта дома возле дворового северо-западного угла дома была сооружена асимметричная пристройка. Возможно, именно тогда в здание был проведён водопровод (устроены ватерклозет и ванна) и устроено электрическое освещение. Тогда же на участке был построен сохранившийся деревянный ледник «при трёх каменных столбах».
В начале XXI в. взамен утраченного крыльца с резными столбами со стороны просп. Победы было сооружено временное крыльцо с утилитарным оформлением. В 2010-х гг. здание пустовало, постепенно ветшало, местами почти полностью лишилось окраски элементов фасадов.
В 2018 г. волонтёры в рамках организованного Администрацией города Вологды «строительного пикника» окрасили фасады здания под наблюдением и с участием реставраторов.
С 2020 г. здание, взятое в аренду на 49 лет, комплексно реставрируется пользователем - предпринимателем Германом Петровичем Якимовым. Проект реставрации и приспособления объекта выполнило ООО «Валбэк-ру». Работы ведёт ООО «Вологодские реставраторы» под руководством Владимира Александровича Новосёлова.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III