Глава XVII. Интерьеры Софийского собора. Описание стенописи. Продолжение. Подпружные арки и своды.
Здесь практически все фотографии не мои, а попячены
здесь. Огромное спасибо авторам сайта. Сам бы я не смог ни сфотографировать так и, тем более, атрибутировать.
Итак, поехали!
01. План Софийского собора для облегчения ориентировки.
Подпружные арки юго-западного барабана.
02. Общий вид юго-западного барабана. Фото автора.
Росписи подпружных арок юго-западного барабана включают в себя следующие изображения: апостолы Кодрат и Силуан (восточная арка), Матфий и Иаков Алфеев (северная арка), Насон и Сосипатр (западная арка).
03. Росписи подпружных арок юго-западного барабана. Общий вид.
04. Апостолы Кодрат (слева) и Силуан (справа). Роспись восточной подпружной арки юго-западного барабана.
05. Апостол Силуан. Роспись южной части восточной подпружной арки юго-западного барабана.
03. Апостолы Кодрат (слева) и Силуан (справа). Роспись восточной подпружной арки юго-западного барабана.
04. Апостол Кодрат. Роспись северной части восточной подпружной арки юго-западного барабана.
08. Апостол Иаков Алфеев. Роспись восточной части северной подпружной арки юго-западного барабана.
09. Апостол Матфий. Роспись западной части северной подпружной арки юго-западного барабана.
10. Апостолы Насон (слева) и Сосипатр (справа). Роспись западной подпружной арки юго-западного барабана.
11. Апостолы Насон (слева) и Сосипатр (справа). Роспись западной подпружной арки юго-западного барабана.
12. Апостол Сосипатр. Роспись южной части западной подпружной арки юго-западного барабана.
Подпружные арки северо-западного барабана.
13. Общий вид северо-западного барабана. Фото автора.
На подпружных арках северо-западного барабана обосновались апостолы Ермий и Сила - на западной арке, апостолы Матфей и Варфоломей - на южной арке и два апостола от 70-ти, оставшиеся неизвестными, ибо надписи не сохранились, на восточной арке.
14. Росписи подпружных арок северо-западного барабана. Общий вид.
15. Два апостола от 70-ти (надписи не сохранились). Роспись восточной подпружной арки северо-западного барабана.
16. Апостол от 70-ти (надпись с именем не сохранилась). Роспись северной части восточной подпружной арки северо-западного барабана.
17. Апостол от 70-ти (надпись с именем не сохранилась). Роспись южной части восточной подпружной арки северо-западного барабана.
18. Апостолы Матфей (слева) и Варфоломей (справа). Роспись южной подпружной арки северо-западного барабана.
18. Апостол Матфей. Роспись восточной части южной подпружной арки северо-западного барабана.
19. Апостол Варфоломей. Роспись западной части южной подпружной арки северо-западного барабана.
20. Апостолы Сила (слева) и Ермий (справа). Роспись западной подпружной арки северо-западного барабана.
21. Апостол Сила. Роспись северной части западной подпружной арки северо-западного барабана.
22. Апостол Ермий. Роспись южной части западной подпружной арки северо-западного барабана.
Заметили, что почти все лики стёрлись практически до неразличимости? Это издержки технологии росписи - большинство ликов прописывалось насухо, т.е. по сухой штукатурке, а по сырому - классической фресковой живописью, прописывался только фон лика. Оно бы и ничего, если бы, в своё время, фрески не «поновили» масляной краской. Во время реставрации масляную мазню маляров XIX в. смыли. То, что было написано по-сырому, легко перенесло эту операцию, а вот мелкие детали, выписанные насухо - увы. Однако, смывать «поновление», в любом случае, стоило. Росписи, говорят, были так себе - халтурные. А ещё некоторые вологодские краеведы утверждают, что именно поновление росписей Софийского собора в 1852 г. дало начало знаменитому анекдоту: «Оплатить охальнику что просит, пока он всех святых не перепортил!». Не могу удержаться и приведу анекдот целиком в его канонической версии:
«Этот документ, помеченный 1825 годом, найден в кладовой монастыря под Ленинградом.
Некий маляр был приглашен на работу в церковь для обновления "Ивана Купала". После выполнения работ настоятель предложил маляру написать счет о проделанной работе для оплаты. Маляр, будучи незнаком с бухгалтерским делопроизводством, написал следующее:
1. Увеличил небо и прибавил звезд - 1 руб.
2. Раскрасил место рождения Христа - 3 руб.
3. Исправил одежду Адама и Евы после искушения - 5 руб.
4. Помыл святую Деву и потом покрыл ее 3 раза - 10 руб.
5. Отделал Варвару у входа - 8 руб.
6. Деве Марии сделал нового младенца - 10 руб.
7. Поправил ангела и вставил перо святому духу - 7 руб.
8. Отделал по разу жен миротворца - 10 руб.
9. Восстановил деве Марии потертые места - 9 руб.
10. На горе Синайской покрыл матом 12 апостолов - 6 руб.
11. Зашпаклевал и закрасил зад Николаю-угоднику - 3 руб.
12. Разделил линиями и поставил крест над всеми святыми - 5 руб.
ИТОГО: 77 руб.
Игумен, прочитав счет, наложил резолюцию: "Оплатить охальнику что просит, пока он всех святых не перепортил!".
Как я уже говорил, некоторые вологодские краеведы утверждают, что история, породившая анекдот, случилась у них в Софийском соборе, а резолюцию налагал епископ Вологодский. Так ли оно было - бог весть, но анекдот хорош. Но вернёмся к росписям.
Подпружные арки центрального барабана.
23. Общий вид центрального барабана. Фото автора.
На подпружных арках центрального барабана написаны: апостолы Андрей Первозванный и Пётр (северная арка), два ангела (восточная арка), апостолы Иаков Заведеев и Павел (южная арка), апостолы Симон и Иуда Иаковлев (западная арка).
24. Росписи подпружных арок центрального барабана. Общий вид.
25. Апостолы Андрей Первозванный (слева) и Пётр (справа). Роспись северной подпружной арки центрального барабана.
26. Апостол Андрей Первозванный. Роспись западной половины северной подпружной арки центрального барабана.
27. Апостол Пётр. Роспись восточной половины северной подпружной арки центрального барабана.
28. Апостолы Иаков Заведеев и Павел. Роспись южной подпружной арки центрального барабана.
29. Апостол Павел. Роспись восточной части южной подпружной арки центрального барабана.
30. Апостол Иаков Заведеев. Роспись западной части южной подпружной арки центрального барабана.
31. Апостолы Симон (слева) и Иуда Иаковлев (справа). Роспись западной подпружной арки центрального барабана.
32. Апостол Симон. Роспись северной части западной подпружной арки центрального барабана.
33. Апостол Иуда Иаковлев. Роспись южной части западной подпружной арки центрального барабана.
Ну, а теперь перейдём к сводам.
Роспись восточного (алтарного) свода.
В алтарь туристов не пускают, так что спасибо сайту музея за возможность посмотреть росписи алтарной части.
34. Серафимы со свода алтарного свода.
Роспись юго-западного свода.
35. Роспись юго-западного свода: «Богоявление (Крещение)».
Росписи западного свода наоса.
36. Росписи западного свода наоса «Сошествие во ад», «Успение Богородицы». Общий вид.
37. «Сошествие во ад». Роспись северной части западного свода наоса.
38. «Успение Богородицы». Роспись южной части западного свода наоса.
Роспись западного свода центрального нефа.
39. «Вознесение Христово»: роспись западного свода центрального нефа.
Обратите внимание на тёмное пятно над головой архангела, что справа от Богородицы. По преданию, это впадина от того самого кирпича, что прилетел в голову царю Иоанну IV Грозному, прозванному за жестокость Васильевичем ©. Именно тут сидел керамический заговорщик и ждал государя, чтобы на него спрыгнуть - однозначно, имел, подлец, умысел на теракт.
Росписи юго-восточного свода.
40. Роспись юго-восточного свода: «Сретение», «Рождество Христово». Общий вид.
41. «Сретение». Роспись западной части юго-восточного свода.
42. «Рождество Христово». Роспись восточной части юго-восточного свода.
Роспись северо-западного свода.
43. Роспись северо-западного свода: «Преображение Господне».
Росписи северо-восточного свода.
44. Роспись северо-восточного свода: «Благовещение», «Рождество Богоматери». Общий вид.
45. «Благовещение». Роспись восточной половины северо-восточного свода.
46. «Рождество Богоматери». Роспись западной половины северо-восточного свода.
Вот и всё на сегодня. В следующей главе посмотрим на росписи барабанов. Там красиво.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI