Глава XVIII. Интерьеры Софийского собора. Описание стенописи. Продолжение. Росписи куполов и барабанов.
И в этом посте практически все фотографии не мои, а попячены
здесь. Огромное спасибо авторам сайта. Сам бы я не смог ни сфотографировать так и, тем более, атрибутировать.
Ну, что ж, вперёд! Продолжим окультуриваться!
01. План Софийского собора для облегчения ориентировки.
Как и положено уважающему себя пятиглавому собору, собор Святой Софии в Вологде имеет 5 глав: центральный - символизирующий Иисуса Христа, и 4 боковых, символизирующих четырёх евангелистов. Когда собор строился, это ещё не стало обязательным, как после реформ патриарха Никона, а было, скорее, модной передовой тенденцией. Это же опричная столица Царства Русского, она должна подавать пример. И, разумеется в таком соборе и в таком месте никаких ложных барабанов быть не могло, следовательно, число барабанов равно числу глав - 5. Вот об их росписях мы сейчас и поговорим.
Северо-восточный купол и барабан.
Северо-восточная глава находится в алтарной части собора, так что сфотографировать её я не мог - в алтарь не пускают. Ну, чем богаты...
02. Росписи северо-восточного купола и барабана. Общий вид.
На своде купола расположена роспись «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни», а вот что на стенах барабана - не сказано и фотографий нет, к моему глубочайшему сожалению.
03. Роспись свода северо-восточного купола: «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни»
Купол окружает кольцевая надпись - Тропарь пророка Иоанна Предтечи, глас 2: «Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Тем же за истину пострадав радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».
Юго-восточный купол и барабан.
Та же история - алтарная часть, не пускают. Росписей стен барабана тоже нет. Грустно, но что есть - всё лучше, чем ничего.
04. Юго-восточный купол и барабан. Общий вид.
05. Роспись юго-восточного купола: «Отечество» («Новозаветная Троица»).
Свод окружен кольцевой надписью: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…»
Пожалуй, стоит немного удариться в религиоведение и рассказать об этом не совсем каноничном иконографическом образе. Он имеет особый статус среди сюжетов православной иконописи, так как заключает в себе человеческий облик Бога-Сына, Бога-Отца, а также Святого Духа в образе Голубя. Такое изображение Святой Троицы не внесено в канон, поэтому и зарождает противоречия. Как известно, в 1666 г. Большой Московский Собор принял решение о запрете изображения Бога-Отца на иконах, ибо Отец Небесный (Саваоф) не имеет телесного проявления, и во плоти его никто не видел, кроме как апостол Иоанн в видениях, но не тварными очами. Но, несмотря на это, лик бога как в самостоятельной композиции, так и в составе других икон можно встретить практически в каждом православном храме России - не принял народ бестелесного Бога-Отца.
А сам образ Саваофа в виде седовласого старца пришёл из Византии. Там были обнаружены первые настенные росписи с человеческим обличьем Бога-Отца, датируемые IV в. Видимый же нами на куполе, сюжет восходит к иконе «Отечество» берет свое начало в XV в. Таким образом, он является одной из древнейших образов Всевышнего.
Вот такая история.
Северо-западный купол и барабан.
Его я уже видел, так что фотография, сделанная моими кривыми ручками, есть.
06. Северо-западный купол. Фото автора.
На своде купола изображён Христос Эммануил - образ Христа в детском или отроческом возрасте. Тоже весьма древний образ, восходящий к VI в. и базирующийся на пророчестве Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» и на пророчестве ангела Иосифу Обручнику: «Родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус… А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог». В общем, тоже довольно неоднозначный, с точки зрения христианской догматики, иконографический образ.
На барабане же помещены изображения ветхозаветных пророков.
07. Роспись свода северо-западного купола «Христос Эммануил».
08. Развёртка стен барабана.
09. Роспись барабана Пророк «Иелисей».
10. Роспись барабана «Пророк Илия».
11. Роспись барабана «Пророк Моисей».
12. Роспись барабана «Пророк Авдей».
13. Роспись барабана «Пророк Даниил».
14. Роспись барабана «Пророк Захарий».
15. Роспись барабана «Пророк Аввакум».
16. Роспись барабана «Пророк Гедеон».
Юго-западный купол.
Здесь тоже есть фотография, сделанная моими скрюченными дрожащими лапками.
17. Юго-западный купол. Фото автора.
Здесь на своде купола расположилось изображение Богоматери «Знамение». Смысл этого иконографического образа я объяснял здесь, так что не буду повторяться.
На барабане же купола расположились изображения ещё 8 ветхозаветных пророков. По каким признакам одних пророков сгруппировали с Христом Эммануилом, а других с Богоматерью мне ни догадаться, ни дознаться не удалось
18. Богоматерь "Знамение". Роспись купола юго-западного барабана.
19. Юго-западный купол. Развёртка барабана.
20. Пророк Исайя.
21. Пророк Наум.
22. Пророк Иеремия.
23. Пророк Софония.
24. Пророк Аггей.
25. Пророк Езекиил.
26. Царь Давид.
27. Царь Соломон.
Центральный купол.
28. Центральный купол. Фото автора.
На центральном куполе и его барабане расположились Христос Вседержитель и Праотцы. Распространённое, хотя и не самое частое сочетание. Куда чаще на стенах центрального барабана изображают архангелов, хотя, вон, в Софии Киевской там прописались все 12 апостолов. Но, в любом случае, здесь - в ближайшем окружении Христа, всегда изображается старший чин: архангелы, праотцы, ветхозаветные пророки, пророчествовавшие о приходе Мессии, ну, или апостолы.
29. Христос Вседержитель. Роспись свода центрального купола.
30. Развёртка барабана центрального купола.
31. Праотец Авель.
32. Праотец Адам.
33. Праотец Енох.
34. Праотец Исаак.
35. Праотец Иаков.
36. Праотец Ной.
37. Праотец Авраам.
38. Праотец Сиф.
Ну, вот - с куполами, барабанами и сводами закончили. Можно переходить к стенам, росписи которых не менее интересны и исполнены смысла для верующего человека, ведь стенопись, да простят мне такое сравнение - это комикс, излагающий для неграмотных Ветхий и Новый Завет. Но на росписи стен мы посмотрим в следующих главах.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII