Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Dec 06, 2024 07:34

Глава XLVI. Продолжение разграбления города. Благовещенская улица улица. Начало.



01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.



Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.

Благовещенская улица - улица в Вологде. Расположена между улицами Мира (через Мяснорядский мост переходит в Козлёнскую улицу) и Мохова (переходит в Тупиковый переулок). Исторические районы: Город и Верхний Посад.



02. Благовещенская улица в 1900-х.

Улица частично пешеходная. На ней располагается центральный универмаг и ряд других достопримечательностей. До Революции разные отрезки улицы носили свои названия - Благовещенская Большая, Кобылкина, Обуховская. После Революции улица Благовещенская Большая была переименована в улицу имени Клары Цеткин, остальные участки постепенно присоединились к ней и стали носить общее название. В 1991 г. улице Клары Цеткин было возвращено название Благовещенская. На пересечении улиц Батюшкова и Благовещенская (приблизительно на месте "Арбата") стояла церковь Благовещения постройки начала XIX в., которая и дала название улице. В 1930 г. Благовещенская церковь была закрыта. Здание использовалось под различные нужды, затем снесена колокольня, а 1960-х гг. разрушено окончательно. На улице расположены несколько выдающихся памятников деревянного зодчества федерального значения. Среди них дом Кирхогланина (или еще называют дом кружевниц). На пересечении улиц Мальцева и Благовещенская до настоящего времени выделяется небольшая квадратная площадь, на которой с трех сторон сохранились старые деревянные особняки бывших дворян Благово-Дружинина, Брянчанинова, купца Шахова, выстроенные при планировании улиц в начале XIX столетия под углом 45 градусов к сторонам площади. Напротив здания средней школы №10 находилось двухэтажное деревянное здание бывшей еврейской синагоги постройки начала девятисотых годов. В этом здании с 1930 г. работали клуб завода ВПВРЗ («Коробочка»), в котором проводилась культмассовая работа.

Что ж, начнём с утраченного.

1. Благовещенская церковь.

Точное время основания храма неизвестно. Вероятнее всего, деревянная церковь рядом с будущей каменной Благовещенской появилась в XVI-XVII вв.

Каменная Благовещенская церковь построена в  1801 г., хотя автор книги "Вологодская старина" Степановский относит постройку церкви к первой четверти XIX в. (1817 год). Искусствовед Лукомский называл ее лучшей церковью в стиле классицизм, возведенной в Вологде.



03. Благовещенская церковь в начале XX в.

В главной своей части церковь имела вид круглой столпообразной башни (ротондальный объем) с полушарным куполом, несущий круглый барабан с маленькой шарообразной главкой и большим крестом. Храм включал три престола: Митрофана Воронежского, Михаила Маленина и Феодосия Тотемского. Алтарная пристройка имела вид небольшой четырехгранной призмы с двускатным покрытием. Трапезная с двумя небольшими боковыми главками традиционно соединяла храм с колокольней, которая венчалась высоким и крайне своеобразным по отделке шпилем.



04. Благовещенская церковь. Вид с Кремлёвской (Соборной) площади. Начало XX в.



05. Вид на Благовещенскую церковь (слева) с Соборной колокольни. 1900 г.

В ряде источников указывается, что в 1920-е гг. церковь неофициально взяла на себя роль закрытого властями Софийского кафедерального собора. В документах комиссии по изъятию церковных ценностей указывается, что в первую очередь подлежат изъятию ценности из наиболее богатых храмов. Благовещенская церковь подвергалась обследованию дважды. Секретным указанием предписывалось "... изымать все, даже из магазинов церковной утвари. Брать на учет все маленькие предметы".



06. Благовещенская церковь в 1959 г.

Благовещенская церковь закрыта в период с 6 по 13 марта 1930 г. В 1930-е годы она стала одним из главных пунктов для "раскулаченных" крестьян с юга страны. Позже в помещении храма помещались мастерские и "Ленвоенторг". Тогда же своего завершения лишилась главная часть храма. Колокольня была частично разобрана. Благовещенская церковь снесена в середине 1960-х гг. во время Хрущёвского обострения борьбы с религией. И ведь понятно уже было, что церковь представляет историческую и художественную ценность, но нет! Интересно, хоть что-нибудь Никита Кукурузник не изгадил?

2. Синагога.

Весьма примечательное здание. Если я не ошибаюсь, это единственная синагога, построенная в традициях русского северного деревянного зодчества. Очень хотелось бы посмотреть план - вполне вероятно, что он представлял из себя вариацию двадцатистенка - классического северного деревянного храма. Безумно жаль, что здание не сохранилось!



07. Синагога в 1930-х. Более ранних фотографий мне найти не удалось.

Но давайте об истории здания. Ну, и об истории морозоустойчивого вологодского еврейства - они между собой неразрывно связаны :-)))

Согласно исследованию М. В. Пулькина (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН), первые упоминания о наличии в Вологде еврейской общины относятся к 1840-м гг. Местное военное начальство в течение ряда лет выдавало военнослужащим-иудеям деньги "на наем отдельного помещения для молитвословий на время двух праздников: Пасхи и Кущи". Затем деньги выделять перестали, но для богослужений "по распоряжению командира батальона полковника Озерова было отведено помещение в казарме". Вскоре предоставленное воинским начальством помещение оказалось слишком тесным. Тогда евреи "стали нанимать отдельное помещение в частных домах на свой счет". Иудаистские религиозные обряды с 1857 по 1873 г. исполнял "за неимением казенного раввина" местный еврей мещанин Я. Т. Куперштейн, он же вел метрические книги. В дальнейшем богослужение и исполнение треб по невыясненным причинам прервалось.



08. Синагога уже в ипостаси клуба.



09. Здание в конце 1950-х

В конце 1880-1890 гг. в городах Европейского Севера начали формироваться еврейские общины. В 1893 г. проживающие в Вологде евреи подали в губернское правление прошение, в котором, "ссылаясь на малочисленность и бедность вологодского еврейского общества", ходатайствовали о причислении их к ведению архангельского раввина. Вологодское начальство, рассмотрев документ, первоначально вынесло отрицательное заключение. Однако, в 1894 г. вологодским евреям разрешили для использования духовных треб и обрядов приглашать раввина из Рыбинска. К 1908 г. относится первое упоминание об избрании раввина для Вологды и Вологодской губернии. По решению Еврейского молитвенного общества, утвержденному губернатором, им стал провизор Е.А. Гейльперин. В 1897 г. в Вологде проживало 267 евреев. - прямо скажем, не богато - таки, не Одесса.



10. А это уже 1960-е. Нет, весьма интересное было здание!

На рубеже XIX-XX вв. в Вологде на Большой Благовещенской улице (ныне ул. Благовещенская) в деревянном исполнении было построена синагога - весьма примечательная, о чём я писал выше. В 1924 г. она закрылась. На общезаводском собрании рабочих Транспортных мастерских Вологды (ныне ВРЗ) был поднят вопрос об открытии заводского рабочего клуба. Под его размещение было выбрано здание синагоги. В 1929 г. здесь уже велась клубная работа.



11. Синагога, точнее, клуб ТМВ в 1967 г. Наверное, последняя прижизненная фотография здания.

Здание клуба ТМВ из-за своеобразной архитектурной формы именовалось среди вологжан "коробочкой". Снесено оно в 1971 г. Зачем, спрашивается?

В начале 1980-х на месте, где стояла синагога, построено одно из лечебных учреждений Вологды.

Ну, а теперь посмотрим, что сохранилось. Спойлер - сохранилось изрядно.

3. Дом №22/2 по улице Мира, он же здание библиотеки Общества просвещения.

Дом построен в1822-1823 гг. купцом Василием Ивановичем Коковашиным. В 1857 г. он пристроил к дому крыло по ул. Благовещенской. В 1880-е годы дом перестраивался.



12. Современный вид здания.

Каменный двухэтажный дом с лавками фасадами выходит на улицы Мира и Благовещенскую. Большая часть окон прямоугольные, с простыми рамочными обрамлениями; на втором этаже над оконными проемами расположены простые сандрики. Две части фасада в четыре окна на втором этаже (центральная часть фасада со стороны улицы Благовещенской и часть фасада по улице Мира, примыкающая к дому № 20) имеют особое оформление: в этих частях окна обоих этажей имеют арочное завершение, декоративное обрамление окон второго этажа образует аркатурный пояс. Обе акцентированные части фасадов увенчаны аттиками. По вертикали здание расчленяется поэтажными филенчатыми лопатками с рустовкой на первом этаже, отделяющими акцентированные части и декорирующими углы.



13. Здание на открытке начала XX в.



14. Здание в 1970-е гг.

В 1990-е гг. дом был снесен, а на его месте построен новый с иной планировкой для размещения торгового центра. Оформление фасадов дома полностью воспроизведено (проект архитекторов Г. Г. Щапина и О. Н. Никитина).



15. Здание в 2014 г. Экое миленькое и гламурненькое цветовое решение. Круче я видел только на здании центрального ЗАГСа в Петрозаводске.

В здании, принадлежавшем в конце XIX - начале XX в. купчихе Елене Васильевне Сидельниковой, до 1918 г. располагалась принадлежавшая купцу Якову Афанасьевичу Смирнову второклассная гостиница «Москва» с трактиром и бильярдной, а на первом этаже помещалась булочная и лавки.

Со съемным помещением в этом здании связывают одну из страниц деятельности культурно-просветительского общества «Просвещение», организованного в 1914 г. Общество, объединявшее до 200 членов из числа рабочих и ремесленников, имело библиотеки (одна из которых в 1914-1915 гг. находилась в этом здании), проводило лекции, чтения и экскурсии. Среди членов общества велась и социал-демократическая пропагандистская работа.

До 8 января 1918 г. принадлежало купцу Александру Иллиодоровичу Шахову.

В советское время здание было занято под жилье и магазины.

Пешеходный участок улицы - Благовещенский сквер меня, признаться, не вдохновил. Нет, сам фонтан очень даже неплох, но окружающая архитектура в стиле «Лужковский ампир вологодского разлива» с его главной отличительной чертой - общественный сортир кафелем наружу, убивает всё.



16. Фонтан.



17. Окружающая "архитектура".

Нет, я не против современной архитектуры. Наоборот, очень даже за. Но только когда она действительно архитектура, а от таких поделий «блеват кидат». Так что лучше пойдём дальше по улице, где прячутся настоящие жемчужины.

4. Дом №20 по улице Благовещенская, он же Усадьба крестьянина Наумова, он же Центр ремёсел.

Я его заприметил издали - уж больно хороша была резьба на балкончике, который едва выглядывал из зелени.



18. Резной балкон.



19. Зелень - это, безусловно, хорошо, но фотографировать мешает.

По всей видимости, строительство дома началось в первой половине 1910-х гг.  крестьянином Константином Ивановичем Наумовым. Об этом свидетельствуют архивные документы. На плане 55 квартала 1912 г.  участок уже числится за ним. В списке жилых домов 1914 г. крестьянину К. И. Наумову принадлежит двухэтажный деревянный дом на улице Большой Благовещенской, 18. Среди национализированных домов в списке 1923 г. по 2 участку он значится как дом Наместникова (бывший Наумова). Связь строительства дома с неким Красильниковым не подтверждается, хотя в паспорте объекта он значится как "Дом Красильникова".

Прежде на этом месте стоял схожий по размерам "деревянный двухэтажный крытый тёсом, имеющий 14 комнат, 14 окон, 5 печей, 12 дверей" дом, возведённый в 1872 г. крестьянином И. И. Жуковым. Этот дом можно разглядеть на фотографии 1905 г., снятой с колокольни Софийского собора. Поскольку место в центре города высоко ценилось уже и в те времена, через 40 лет дом Жукова был заменён новым.



20. Фрагмент фотографии, сделанной с колокольни Софийского собора(район современных улиц Благовещенской и Батюшкова).Фото сделано около 1905 г. Интересующий нас дом чуть правее центра фото.



21. Вид здания в 1940-х.



22. Вид здания в 1970 г.

Дом представляет собой образец вологодского деревянного доходного дома на несколько квартир. Является одним из важнейших элементов застройки улицы Благовещенской.

В убранстве фасадов дома сочетаются мотивы неорусского стиля и модерна. Стены обшиты тёсом и увенчаны большим карнизом с выкружкой, дополненным резным фризом и подзорами. Наличники окон главного фасада с резными боковыми колонками завершены треугольными фронтонами с резными вставками. Углы здания украшают поэтажные резные пилястры. Вход в дом с сохранившимися дверями, выполненными в стиле модерн, находится в глубине крыльца, декорированного широкой аркой. Над крыльцом расположена лоджия с фигурными столбами, объединёнными резными ажурными арками. На восток, в сторону некогда существовавшей здесь площади вокруг Благовещенской церкви, выходит мезонин с тремя окнами, завершённый полуфронтоном с "полотенцем". Проёмы боковых и дворового фасадов имеют простые рамочные обрамления.



23. Ещё одно фото из 1970-х.

Усадебный комплекс изначально включал дом и деревянный каретник, но сохранился только двухэтажный деревянный дом с мезонином.

Сарай-каретник находился во дворе дома до конца XX века. Композиция и декор этой рубленной "в лапу" постройки были предельно лаконичны и функциональны. Выразительность внешнему облику каретника придавало оформление центральной части. Широкий вход располагался в нише под треугольным щипцом, который прорезала большая полуциркульная арка. Каретник представлял собой переходный тип от традиционной городской архитектуры хозяйственных построек XIX в. к упрощённой, характерной для начала XX в.

К 2000-м гг. дом, занятый квартирами, находился в аварийном состоянии. На фасадах была утрачена часть декоративных элементов. В доме была произведена перепланировка, разобрана часть печей.



24. Состояние дома на 2011 г. - перед реставрацией.

Дом отреставрирован на средства бюджета города Вологды. Реставрационные работы были начаты в 2012 г. специалистами ООО "Реставрационный центр: архитектура, производство, обучение" (ООО "РЦАПО", г. Кириллов) под руководством А.В. Попова. Разработанной проектной документацией предусматривалась полная переборка сруба памятника. В 2013 году дом был разобран и перевезён на базу ООО "РЦАПО" около г. Кириллова, где была произведена реставрация сруба. На месте дома перед устройством котлована были проведены археологические исследования. В 2014 г. сруб был возвращён на прежнее место и поставлен на новый фундамент. По ряду причин реставрационные работы затянулись и были завершены уже другими подрядчиками. Одной из проблем стало затопление прежде не существовавшего обширного подвала здания, устроенного под ним согласно проекту реставрации и приспособления. Стенам дома, к моменту реставрации имевшему лишь следы побелки, согласно проекту реставрации возвращён светло-зелёный цвет, который они, как установлено, имели первоначально. Декоративные элементы окрашены белой краской.



25. Вид здания после окончания реставрации.

Крестьянин Константин Иванович Наумов, построивший дом, занимался торговлей, в том числе кружевом. Традиционным местом торговли кружевом с рук являлась площадка перед Благовещенской церковью, располагавшейся непосредственно к востоку от дома. Помимо жилых комнат в доме, возможно, находилась и мастерская кружевниц. Видимо, поэтому сегодня памятник известен в публикациях СМИ и как "Дом кружевниц".

В 1977 г. исполком Вологодского областного совета депутатов трудящихся в соответствии с рекомендациями ЦНИИП градостроительства по содержанию охранных зон и зон регулирования застройки города Вологды (1975 г., руководитель темы - С. К. Регамэ) включил усадьбу Наумова в список памятников деревянного зодчества республиканского значения, подлежащих государственной охране. Этот статус был подтверждён в 1995 г., когда согласно указу президента России она была включена в перечень памятников градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения под названием "Усадьба (дер.), XIX в." (ул. К. Цеткин, 20).



26. Современный вид здания, снятый моими кривыми ручками.



27. Ещё.



28. Крыльцо.



29. Двери с узором в стиле модерн.



30. Наличники в стиле русского узорчья.

В советское время дом использовался под жильё. Ныне в здании размещается МАУК "Центр ремёсел": здесь проходят выставки, мастер-классы, творческие встречи.

Ну, и, на сегодня, пожалуй, хватит - размер поста конечен. Продолжим в следующей главе.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV; Часть II, Глава XXXVI; Часть II, Глава XXXVII; Часть II, Глава XXXVIII; Часть II, Глава XXXIX; Часть II, Глава XL; Часть II, Глава XLI; Часть II, Глава XLII; Часть II, Глава XLIII; Часть II, Глава XLIV; Часть II, Глава XLV;

Вологда, Архитектура, Чужие картинки, История, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up