Глава XXXIX. Музей кружева. Окончание.
Этот пост в прямом смысле слова окончание рассказа. Помимо обещанных ювелирных украшений из кружева, я покажу то, что забыл или пропустил в предыдущих главах. Жаль только, что поянения могу дать только очень скудные, но уж чем богат. Поехали!
01. Ну и как вам? По-моему, оригинальная идея, и воплощение не подкачало.
02. Средняя полка витрины.
03. Нижняя полка витрины.
04. Ещё одна витрина.
05. Кружевное панно "Мир дому твоему". Автор - Мамровская Г. Н.
Панно «Мир дому твоему» создано заслуженным художников РФ Галиной Никитичной Мамровской в 1982 г.
Сама Галина Никитична признается, что первоначальной ее художественной задумкой была идея триптиха, посвященного созданию кружева. Ей хотелось показать, как растет лен, как его теребят, как рождается нить и как мастерицы создают кружево.
Впоследствии ее поразили слова близких для нее людей, прошедших войну: «Галя, самое важное, что есть на Земле - это мир. Планета, которая у тебя на эскизе, жива, только если на Земле мир. Не будет мира - не будет ни нас, ни наших детей, ни продолжения жизни, ни возможности творчества. Триптих о рождении кружева ты еще создашь, а сейчас лучше сделай работу о мире».
Так родилось произведение «Мир дому твоему».
Произведения Галины Никитичны Мамровской всегда образны и эмоционально окрашены. Это не застывшая картина, это всегда история, рассказанная живым и образным языком кружева.
Темы мира на Земле и Победы в Великой Отечественной войне занимают значительное место в творчестве художницы. По признанию само Галины Никитичны, создавая эскизы для этих работ, она думала о своих родных, о тех историях военного времени, что слышала она из первых уст.
Для панно «Мир дому твоему» ключевыми стали мотивы птиц, олицетворяющих торжество жизни, тяжёлых хлебных колосьев, картины мирного труда людей, живущих на Земле.
«В центре изображён большой круг - символ микрокосма, который объединяет всех людей на Земле, круг поменьше - наша планета и домики, в которых мы с вами живём» © Мамровская Г. Н.
06. Центральная часть панно. Ну когда же у нас в музеях заведут небликующие стёкла?!
07. Панно "Материнская нежность".
08. Я так и не понял: воротник это или кика.
09. Скатерть "Золотая рыбка". Автор - Ракчеева А. Н.
К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина вологодские художники по кружеву создали серию панно и скатертей на темы сказок поэта. Вдохновляясь «Сказкой о рыбаке и рыбке», Ангелина Николаевна Ракчеева выполнила рисунок круглой скатерти «Золотая рыбка».
По краю широкой каймы, обозначающей морскую стихию, помещены золотые рыбки с длинными, плавно изогнутыми хвостами и плавниками. Тонкая золотистая нить (люрекс) обрисовывает контуры рыбок, создавая лёгкий цветовой акцент.
10. Рыбка крупным планом. Покрадено в интернете.
Для творчества Ангелины Николаевны Ракчеевой характерно обращение к сюжетам русских сказок и песен.
К сказкам Пушкина, как к источнику вдохновения, Ангелина Николаевна обращалась ещё во время своего обучения в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина.
По воспоминаниям художницы во времена своей первой производственной практике в г. Ельце, она создала композицию кружевного панно «Сказка о царе Салтане».
Признаться, мы уже устали удивляться. Возникло ощущение подавленности - острое эстетическое отравление, ещё именуемое синдромом Стендаля. Оказывается, чтобы его получить, не обязательно ехать в Галерею Уфиццы - Музея кружев в Вологде хватит. А ещё Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Пушкинского музея и ещё множества иных, разбросанных на просторах нашей страны. И провинциальные ничуть не хуже центральных.
Когда я стоял возле витрины со скатертью и думал приведённую выше мысль, Любовь Александровна пожелала увековечиться именно здесь.
10. Любовь Александровна и скатерть "Золотая рыбка". По лицу жены моего друга видно, что синдром Стендала отловил не только я.
В принципе, в музее можно было увековечиваться совершенно в любом месте и на фоне любого экспоната - великолепны все.
11. Вот чем эта скатерть хуже предыдущей? Ничем!
12. Витражные шторы. Автор - Веселова Н. В.
Растительный орнамент лежит в основе большинства композиций Надежды Валерьевны Веселовой. Ее работы пронизаны любовью к красоте северной природы.
Узор «Витражных» штор состоит из вьющихся стеблей, образующих окружности из листьев и цветов. Красота орнамента - в мягкой пластике линий, причудливых изгибах стеблей и ветвей, чередовании густых и разреженных участков.
Подчеркивая краски северного лета, автор выбирает деликатное цветовое решение, сочетая неяркие горчичные и золотистые оттенки. Особая выразительность достигается за счет использовании в изделии льняных нитей и нити мулине. Подчеркивая краски северного лета, автор выбирает деликатное цветовое решение, сочетая неяркие горчичные и золотистые оттенки. Особая выразительность достигается за счет использовании в изделии льняных нитей и нити мулине.
Композиция штор построена в зеркальной симметрии, что является одной из характерных особенностей вологодского кружева.
13. А как вам эта дама в кружевном платье?
14. Или эта, если вам не нравится предыдущий фасон?
15. Панно "Аленький цветочек". Автор - Т. Н. Смирнова.
16. Технический рисунок панно «Аленький цветочек» выполнен художником Т. Н. Смирновой.
17. Занавес "Сказка о царе Салтане". Авторы - Г. Н. Мамровская, Т. Н. Смирнова. Создано в 1999 г. к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.
18. Он же, но без бликов стекла. Покрадено в интернете.
Занавес «Сказка о царе Салтане» завершает серию произведений на тему сказок А. С. Пушкина, созданную в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта. Именно эта сказка стала источником вдохновения для художников в разное время.
В 1967 г. В. Д. Веселова первой обратилась к сказочной теме и создала большой занавес «Сказка о царе Салтане». Построен он из рядов квадратов с изображением башен «града на острове Буяне», кораблей, Царевны-Лебедь в облике птицы и девушки. Художнику хотелось в повествовательной манере показать богатство сказочных образов.
Панно Галины Никитичны Мамровской и Татьяны Николаевны Смирновой прямоугольной формы с широкой каймой по краю, выполнено льняными нитями. Г. Н. Мамровской всегда нравились сюжетные композиции - чтобы в работе читалась какая-то история. Это произведение получилось многосюжетным и все наполнено изображениями.
В верхней части - сложное многофигурное изображение города со златоглавыми церквами и домами на острове Буяне среди моря-океана. В центре панно представлена Царевна-Лебедь в виде прекрасной птицы с распахнутыми крыльями, изящно изогнутой шеей, с сияющей короной на голове. В широкой кайме занавеса помещены ладьи - флот царя Салтана, белочка в хрустальном доме, сидящая под елью, комар и шмель в фигурных медальонах.
Этот цикл на тему сказок является уникальной работой, каждое произведение выполнялось индивидуально, разными художниками, но при этом соблюдалась единая идея и общий смысл.
19. Медальоны занавеса крупным планом. Покрадено в интернете.
20. Скатерть «Град на острове стоит», автор - Веселова Н.В., 1999 г.
Эта скатерть находится в неразрывной связи с занавесом «Сказка о царе Салтане» - её выполнила дочь В. Д. Веселовой Н. В. Веселова в 1999 г. в рамках единого с матерью проекта и единого замысла. Композиция строится из медальонов с изображениями златоглавых церквей и ладьи под парусом, образуя широкую кайму с округлыми зубцами. Главная тема этого произведения - морские просторы, по которым плывут герои сказки. Эта стихия мастерски передана завитками волн, окаймляющими медальоны внутри. Художница деликатно включает в композицию мотивы летящего шмеля и бочки, плывущей по волнам.
21. Скатерть без бликов. Покрадено в интернете.
19. То ли маленькая скатерть, то ли очень большая салфетка. На какая работа!
20. Ещё одна. Эх, если бы не блики...
21. Панно "Храм Христа Спасителя".
И об этом панно я смог найти исчерпывающую информацию. Не могу не поделиться.
В 1997 г. к 850-летию Москвы авторский коллектив кружевной фирмы «Снежинка» под руководством Галины Никитичны Мамровской создал общее произведение «Храм Христа Спасителя». Этому событию предшествовала большая, долгая и кропотливая подготовительная работа. Художники детально изучали старые фото, гравюры, литографии и чертежи храма. Они творчески переосмыслили его архитектурный облик и разрабатывали эскизы кружевного панно.
Композиция панно вышла торжественной и величественной. Центральное место занимает облик Храма Христа Спасителя. Контуры здания выполнены объемной полотнянкой со сканью, а фон состоит из ажурной плетешковой решетки. Архитектурные детали и плоскости храма заполнены сложными разнообразными геометрическими решетками «рыбья чешуя», «витражная», обильно украшены паучками и насновками.
Изображение храма дано в обрамлении традиционного растительного орнамента в виде арки с традиционными узорами изгибающихся ветвей. Благодаря такому богатому окаймлению облик Храма Христа Спасителя приобретает символическое звучание.
22. Панно без бликов. Покрадено в интернете.
Работа над этим произведением была очень масштабной, и все было распределено среди художников лаборатории кружевной фабрики:
Мамровская Г. Н. разрабатывала центральную часть панно - мотив храма. Она выезжала в Москву и делала наброски непосредственно с натуры. Пальникова М. Ю. создавала верхнюю часть оплета, в виде трехчастной арки, а Веселова В. Д. прорисовывала нижнюю часть оплета. Ракчеева А. Н. рисовала центральную фоновую решетку. Смирнова Т. Н. занималась технической работой - прорисовывала технический рисунок всего панно, подбирала варианты фоновых решеток для заполнения стен храма.
Кружевницы: Логинова Т. А. и Касимирова Л. П. проплетали образцы и фрагменты панно.
Великолепно! Другого определения подобрать не могу.
В конце концов я тоже увековечился на фоне панно "У Лукоморья".
Ещё малых форм вам в ленту.
Вот и всё, что я могу рассказать о Вологодском музее кружева. Получилось сумбурно, но я старался. Больше информации можно почерпнуть
здесь.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;
Часть II, Глава XXXVI;
Часть II, Глава XXXVII;
Часть II, Глава XXXVIII;