Глава XXXVIII. Музей кружева. Экспозиция «Авторские произведения художников объединения «Снежинка»
Дамы и господа, это был снос крыши, отвал башки, когнитивный диссонанс и полное обалдение в одном флаконе! Вот скажите мне - как такое вообще можно было сделать? Жаль только, что я, видимо, из-за культурного шока, забыл, что поясняющие таблички тоже надо фотографировать.
02. Он же с другой точки.
Ну, а теперь отдельные работы. Буду просто показывать фотографии. Не знаю, влезу ли в один пост.
03. Скатерть целая - между центральной "снежинкой" и "барышнями" тончайшая кружевная сетка.
04. Ещё скатерть. .
05. И ещё.
06.
08. Думаю, многие женщины продали бы душу за такую блузку или шаль...
09. Панно "Россия". Над ним работали кружевницы всех центров русского кружевоплетения, и каждая в традиции своего центра кружевного промысла. Панно выставлялось на ВДНХ, а теперь хранится в вологодском музее.
10.
11.
12.
13. Скатерть «Ладья» - воплощение традиций вологодского узора, образец мельчайшей детализации. Автор Вера Дмитриевна Веселова. А вот у автора фотографии руки не тем местом вставлены :(
14.
15. Кружевная накидка на свадебное платье. Говорят, несколько счастливиц в таком замуж вышли. Не знаю, как на счёт счастья, а вот с деньгами у тех невест, женихов и их родителей всё в порядке :-)))
16. Скатерть "Снежинка" , созданная по рисунку художника-кружевницы Виктории Николаевны Ельфиной в 1959 г. Эта скатерть диаметром 3 метра считается непревзойдённой по гармоничному соотношению масштаба больших и мелких мотивов, равновесию частей узора и фона.
17. Блузка и платье. Что творилось с женской частью экскурсионной группы сложно описать словами :-)))
18.
Экскурсовод дала нам немного отдышаться, и повела дальше. В более камерные, но не менее впечатляющие залы.
Вот и мы отдышимся. А чтобы просто так не дышать, я перечислю самых известных вологодских кружевниц:
- Капитолина Васильевна Исакова. Панно «Олени», выполненное в 1968 году. Бегущие по лесу олени изображены плавными линиями, каждая фигура на своём ряду. Белоснежные нити точно передают тишину зимнего леса.
- Вера Дмитриевна Веселова. Скатерть «Ладья» - воплощение традиций вологодского узора, образец мельчайшей детализации. 1
- Виктория Николаевна Ельфина. Панно «Поющее дерево», созданное в 1978 году. Работа символизирует приход весны, цветение всего вокруг, пение птиц.
- Виктория Николаевна Ельфина. Скатерть «Снежинка», которая стала визиткой всего кружевного промысла и символом объединения мастериц.
Часть их работ я уже показал, а часть будет позже.
19. Кружевное свадебное платье. Замуж в нём никто не выходил - пока не нашлось невесты, которой оказалось бы по карману такое :-)))
20.
21
22.
23
24
25
27
28. Панно «Олени», выполненное в 1968 г. Автор Капитолина Васильевна Исакова.
29. Панно «Поющее дерево», созданное в 1978 году. Работа символизирует приход весны, цветение всего вокруг, пение птиц. Автор Виктория Николаевна Ельфина.
Во второй половине 1970-х гг. в кружеве отмечается усиление роли символических образов. Современное по замыслу и исполнению панно «Поющее дерево» Виктории Николаевны Ельфиной близко традиционным образам-символам в народном искусстве. Это произведение невольно воспринимается как поэтически-сказочное, фольклорное «древо жизни», как символ весеннего обновления и красоты природы.
Данное панно является ярким примером новаторского подхода к композиционному решению. Ясная и четкая прямоугольная композиция вобрала в себя богатое многообразие цветочного и растительного орнаментов, многочисленные неповторимые проработки фигурок птиц.
Центральное место занимает большое цветущее дерево с сильным и стройным стволом. Его симметричные и разные по рисунку ветви украшены отличающимися по форме и размеру цветами-розетками. На каждой из веток сидят птицы, заключенные в овал кроны дерева и объединенные ветвями. Особенно привлекает разнообразно решённые фигуры птиц - каждая со своим обликом и характером. У одной высоко поднят хвост, а с головы спускается длинное затейливое перо, у другой - хвост в виде лиры и клюв раскрыт в пении. Внизу по сторонам дерева поднимаются два красивых цветущих куста с маленькими поющими птичками, сидящими на круглых розетках, а их хвосты задорно подняты вверх. Фон панно состоит из круговой решётки, отвивные петельки на них дают ощущение мерцания.
Данное произведение имеет важнейшее музейное и художественное значение. Выплеталось оно на Вологодском кружевном объединении «Снежинка» в 1984 г. по заказу Вологодского музея-заповедника и поступило в фонд музея для новых экспозиций и выставок.
30
31
32
33
34
35
36. Скатерть "Угощаю рябиной" криво сфотографированная мной.
Великолепная кружевная скатерть «Угощаю рябиной» - совместная работа художников Веры Дмитриевны и Надежды Валерьевны Веселовых (матери и дочери) - появилась на свет благодаря одноимённому рассказу вологодского прозаика и поэта Александра Яковлевича Яшина (1913 - 1968). В этой повести Яшин проявил себя как настоящий мастер лирической прозы, а Веселовы смогли передать «языком кружева» всю широту и глубину эмоционального диапазона - от радостных «весенних ожиданий» до горькой иронии и скорби о пережитых утратах…
24. Она же в нормальном виде. Покрадено в интернете.
Скатерть «Угощаю рябиной» - это своеобразный кружевной поэтический рассказ о красоте северной природы, о весеннем цветении и поре созревания ягод. Богатство фактуры и цветового решения кружева отмечено чередованием элементов композиции, где на суровом фоне льна вспыхивают яркие красные и белые акценты, выступают рельефные детали.
37. Узор скатерти вблизи. Вот как у них это получается, а?
38
39
40. Панно "У Лукоморья". Его, среди прочих не менее масштабных работ, создавали к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Автор М. Ю. Пальникова.
Немного информации об авторе. Марина Юрьевна Пальникова (род. 1962 г.) - художник декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение). Член Союза художников России с 1989 года. Училась в МХПУ им. М. И. Калинина (1977 - 1981). Работала в кружевном объединении «Снежинка» (1981 - 2008). Участник областных, межрегиональных, всероссийских, международных художественных выставок с 1982 г.
41. Полушалок.
42.
43
Дальше был ещё один зал, где, помимо уже привычных изделий, были выставлены ювелирные украшения с кружевом и из кружева, но об этом в следующий раз - размер поста конечен.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;
Часть II, Глава XXXVI;
Часть II, Глава XXXVII;