Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Nov 26, 2024 07:08

Глава XXXVIII. Музей кружева. Экспозиция «Авторские произведения художников объединения «Снежинка»

Дамы и господа, это был снос крыши, отвал башки, когнитивный диссонанс и полное обалдение в одном флаконе! Вот скажите мне - как такое вообще можно было сделать? Жаль только, что я, видимо, из-за культурного шока, забыл, что поясняющие таблички тоже надо фотографировать.







02. Он же с другой точки.

Ну, а теперь отдельные работы. Буду просто показывать фотографии. Не знаю, влезу ли в один пост.



03. Скатерть целая - между центральной "снежинкой" и "барышнями" тончайшая кружевная сетка.



04. Ещё скатерть. .



05. И ещё.



06.



08. Думаю, многие женщины продали бы душу за такую блузку или шаль...



09. Панно "Россия". Над ним работали кружевницы всех центров русского кружевоплетения, и каждая в традиции своего центра кружевного промысла. Панно выставлялось на ВДНХ, а теперь хранится в вологодском музее.



10.



11.



12.



13. Скатерть «Ладья» - воплощение традиций вологодского узора, образец мельчайшей детализации. Автор Вера Дмитриевна Веселова. А вот у автора фотографии руки не тем местом вставлены :(



14.



15. Кружевная накидка на свадебное платье. Говорят, несколько счастливиц в таком замуж вышли. Не знаю, как на счёт счастья, а вот с деньгами у тех невест, женихов и их родителей всё в порядке :-)))



16. Скатерть "Снежинка" , созданная по рисунку художника-кружевницы Виктории Николаевны Ельфиной в 1959 г. Эта скатерть диаметром 3 метра считается непревзойдённой по гармоничному соотношению масштаба больших и мелких мотивов, равновесию частей узора и фона.



17. Блузка и платье. Что творилось с женской частью экскурсионной группы сложно описать словами :-)))



18.

Экскурсовод дала нам немного отдышаться, и повела дальше. В более камерные, но не менее впечатляющие залы.

Вот и мы отдышимся. А чтобы просто так не дышать, я перечислю самых известных вологодских кружевниц:

  • Капитолина Васильевна Исакова. Панно «Олени», выполненное в 1968 году. Бегущие по лесу олени изображены плавными линиями, каждая фигура на своём ряду. Белоснежные нити точно передают тишину зимнего леса. 
  • Вера Дмитриевна Веселова. Скатерть «Ладья» - воплощение традиций вологодского узора, образец мельчайшей детализации. 1
  • Виктория Николаевна Ельфина. Панно «Поющее дерево», созданное в 1978 году. Работа символизирует приход весны, цветение всего вокруг, пение птиц.
  • Виктория Николаевна Ельфина. Скатерть «Снежинка», которая стала визиткой всего кружевного промысла и символом объединения мастериц.

Часть их работ я уже показал, а часть будет позже.



19. Кружевное свадебное платье. Замуж в нём никто не выходил - пока не нашлось невесты, которой оказалось бы по карману такое :-)))



20.



21



22.



23



24



25



27



28. Панно «Олени», выполненное в 1968 г. Автор Капитолина Васильевна Исакова.



29. Панно «Поющее дерево», созданное в 1978 году. Работа символизирует приход весны, цветение всего вокруг, пение птиц. Автор Виктория Николаевна Ельфина.

Во второй половине 1970-х гг. в кружеве отмечается усиление роли символических образов. Современное по замыслу и исполнению панно «Поющее дерево» Виктории Николаевны Ельфиной близко традиционным образам-символам в народном искусстве. Это произведение невольно воспринимается как поэтически-сказочное, фольклорное «древо жизни», как символ весеннего обновления и красоты природы.

Данное панно является ярким примером новаторского подхода к композиционному решению. Ясная и четкая прямоугольная композиция вобрала в себя богатое многообразие цветочного и растительного орнаментов, многочисленные неповторимые проработки фигурок птиц.

Центральное место занимает большое цветущее дерево с сильным и стройным стволом. Его симметричные и разные по рисунку ветви украшены отличающимися по форме и размеру цветами-розетками. На каждой из веток сидят птицы, заключенные в овал кроны дерева и объединенные ветвями. Особенно привлекает разнообразно решённые фигуры птиц - каждая со своим обликом и характером. У одной высоко поднят хвост, а с головы спускается длинное затейливое перо, у другой - хвост в виде лиры и клюв раскрыт в пении. Внизу по сторонам дерева поднимаются два красивых цветущих куста с маленькими поющими птичками, сидящими на круглых розетках, а их хвосты задорно подняты вверх. Фон панно состоит из круговой решётки, отвивные петельки на них дают ощущение мерцания.

Данное произведение имеет важнейшее музейное и художественное значение. Выплеталось оно на Вологодском кружевном объединении «Снежинка» в 1984 г. по заказу Вологодского музея-заповедника и поступило в фонд музея для новых экспозиций и выставок.



30



31



32



33



34



35



36. Скатерть "Угощаю рябиной" криво сфотографированная мной.

Великолепная кружевная скатерть «Угощаю рябиной» - совместная работа художников Веры Дмитриевны и Надежды Валерьевны Веселовых (матери и дочери) - появилась на свет благодаря одноимённому рассказу вологодского прозаика и поэта Александра Яковлевича Яшина (1913 - 1968). В этой повести Яшин проявил себя как настоящий мастер лирической прозы, а Веселовы смогли передать «языком кружева» всю широту и глубину эмоционального диапазона - от радостных «весенних ожиданий» до горькой иронии и скорби о пережитых утратах…



24. Она же в нормальном виде. Покрадено в интернете.

Скатерть «Угощаю рябиной» - это своеобразный кружевной поэтический рассказ о красоте северной природы, о весеннем цветении и поре созревания ягод. Богатство фактуры и цветового решения кружева отмечено чередованием элементов композиции, где на суровом фоне льна вспыхивают яркие красные и белые акценты, выступают рельефные детали.



37. Узор скатерти вблизи. Вот как у них это получается, а?



38



39



40. Панно "У Лукоморья". Его, среди прочих не менее масштабных работ, создавали к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Автор М. Ю. Пальникова.

Немного информации об авторе. Марина Юрьевна Пальникова (род. 1962 г.) - художник декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение). Член Союза художников России с 1989 года. Училась в МХПУ им. М. И. Калинина (1977 - 1981). Работала в кружевном объединении «Снежинка» (1981 - 2008). Участник областных, межрегиональных, всероссийских, международных художественных выставок с 1982 г.



41. Полушалок.



42.



43

Дальше был ещё один зал, где, помимо уже привычных изделий, были выставлены ювелирные украшения с кружевом и из кружева, но об этом в следующий раз - размер поста конечен.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV; Часть II, Глава XXXVI; Часть II, Глава XXXVII;

Вологда, Музеи, Искусство, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up