Глава XLIV. Продолжение разграбления города. Площадь Революции. Сохранённое и вновь построенное. Окончание.
01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.
Ссылка на яндекс-карту нашего рейда. Итак, продолжаем обходить площадь Революции.
1. Дом №31 по улице Лермонтова.
02.
Как я понял, перед нами очень неплохой образец современной стилизации под модерн. Здание построено в середине 2010-х. Больше про него сказать ничего не могу.
2. Дом №20 по Советскому проспекту, он же дом купца Соковикова.
Дом датирован серединой XIX века. В 1829 г. жена священника Елизавета Семёновна Васильевская купила у мещанина Ивана Матвеевича Зуева с аукциона «пустопорозжее место», где к 1839 г., согласно архивным документам, уже был построен «двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, с принадлежащим к оному флигилем и всяким надворным строением». Следовательно, можно полагать, что сохранившийся дом по Советскому пр., 20 был построен женой протоиерея Е. С. Васильевской в 1830-е гг.
03. Современный вид дома.
Дом деревянный двухэтажный с антресольным этажом. Представляет собой значительного размера прямоугольный объём, покрытый железной вальмовой кровлей. Расположен на углу Советского проспекта (на него выходит главный северный фасад) и улицы Предтеченской. Выполнен в формах ампира.
04. То же самое, но с другого ракурса.
Искусствоведы Г. Н. Бочаров и В. П. Выголов отмечают, что «архитектурный облик его ещё не утратил полнокровности, сочности позднеклассических форм». Я с ними не согласен - это образец деревянного ампира, что прямо-таки утверждает портик в середине главного уличного фасада, выдержанный просто в эталонном ампирном стиле. Две пары его широко расставленных колонн тосканского ордера с антаблементом и треугольным фронтоном водружены на прямоугольный выступ нижнего этажа, образующий между ними балкон с балюстрадой. Балконная дверь трактована как тройное итальянское окно с пышным наличником. Обращает на себя внимание характерная для середины XIX в. планировка дома, при которой этажи изолированы друг от друга: каждый из них составлял самостоятельную квартиру».
Наличие антресольного этажа и расположение парадного входа со двора демонстрирует тяготение к традициям зодчества первой половины XIX в. В то же время этажи объединены только общим входом и на них ведут вынесенные в пристройки лестницы, что характерно для домов более позднего времени. Дом завершён карнизом большого выноса с крупными выступами-дентикулами. Над небольшими окнами первого этажа располагаются полуарочные декорированные резные наличники. Во втором этаже высокие окна обоих уличных фасадов обрамляют рамочные наличники с лёгкими простыми сандриками. Центр фасада по Предтеченской улице выделен изящным аркатурным поясом с гирьками, медальонами и резным заполнением в тимпанах, расположенным над пятью окнами второго этажа. Вдоль главного засада располагается анфилада из трёх парадных покоев с выделением средней комнаты.
В 1948 г. в здании был проведён капитальный ремонт с приспособлением для изменившихся целей использования.
05. Дом до реставрации. Конец 1970-х.
В 1980-1983 гг. произведена реставрация дома, в ходе которой он (как и соседние здания № 14, 16, 18) был смещён вглубь квартала на 5 м от красной линии. В результате переноса в интерьерах залов, расположенных на обоих этажах напротив центральной части главного фасада, были утрачены две угловые кафельные печи с антаблементом и арочными нишами на слегка вогнутом зеркале. К короткому боковому юго-западному фасаду здания, ранее имевшему окна на обоих этажах, был пристроен снаружи существующий поныне оштукатуренный кирпичный брандмауэр.
В 2012-2013 гг. ООО «Наследие» провело в здании первоочередные реставрационные работы: заменены инженерные коммуникации, выполнен косметический ремонт отделки помещений, отремонтирована кровля, заменены крыльца и часть перекрытий, выполнена реставрация методом протезирования части переплётов деревянных оконных рам и дверей.
Сейчас здание выглядит вполне прилично и занято какой-то организацией.
3. Дом №14 по Советскому проспекту, он же дом Юшина.
Построен на Московской улице (ныне Советский проспект) в 1809 г. помещиком Алексеем Никитичем Шепиловым.
06. Современный вид дома.
Строгая объёмная композиция и сдержанное декоративное убранство этого двухэтажного деревянного дома выдержаны в традициях классической архитектуры. Центр симметричной трёхчастной структуры главного фасада подчёркивает увенчанный фронтоном и опирающийся на аркаду пониженного первого этажа изящный четырёхколонный портик, образующий во втором этаже балкон с балюстрадой. Стены, обшитые тёсом и обработанные тонкими подоконными и междуэтажными тягами, завершены сильно вынесенным карнизом. Заглублённые в арочные ниши небольшие окна первого этажа украшены веерообразными розетками в тимпанах. Второй, парадный, этаж выделен высокими прямоугольными окнами с фронтонными сандриками, декорированными резными объёмными накладками. С восточной стороны по красной линии улицы к дому примыкают два краснокирпичных пилона ворот, увенчанные аттиками, в которых имеются калитки. Полотна двустворчатых ворот и двери калиток - кованые, фигурные.
10 апреля 1863 г. одноэтажный с антресолями дом с колоннадой был приобретён купцом Петром Ивановичем Ледковым (сыном купца Ивана Егоровича Ледкова), который подвёл под дом ещё один этаж, а заодно уничтожил колоннаду. Современный вид особняк приобрел в процессе реставрационных работ в 1972 г., в ходе которых здание перенесли на несколько метров вглубь двора. Одновременно с домом были перенесены (фактически выстроены на новом месте заново) и два краснокирпичных пилона ворот.
07. Фотография начала XX в. Наш фигурант крайний слева.
08. Вид дома на рубеже 1930 - 1940-х.
Оказалось, что после реставрации дом парадоксальным образом приобрёл вид, который никогда не имел ранее: колоннада у него была лишь тогда, когда он был ещё одноэтажным и имел более строгое оформление в стиле классицизма, а теперь стал, скорее, ампирным.
1 марта 1893 г. усадьба перешла в собственность купца Якова Яковлевича Юшина, по фамилии которого дом и стал известен в литературе и учётно-охранной документации. Он был сыном купца второй гильдии (тоже Якова Яковлевича Юшина), был видным вологодским предпринимателем, занимавшимся, в частности, «транспортировкой кладей» вплоть до национализации его имущества в 1919 г.
Долгое время особняк Я.Я. Юшина на Московской улице в краеведческой литературе связывался с историей революционного движения, в котором принимали участие дочери купца Аполлинария, Мария и Анна. Утверждалось, что именно в этом доме они совместно с политическими ссыльными, представителями местной интеллигенции и учащимися организовывали «сходки», хранили запрещённую литературу. Многие из участников данного кружка находились под негласным надзором полиции.
В действительности, как свидетельствуют документы Государственного архива Вологодской области, описываемые выше события начала 1880-х гг. происходили в другом (не сохранившемся) доме Юшина, который располагался на противоположной стороне Сенной площади, на Александровской улице - на его месте в 1913-1914 гг. построено двухэтажное каменное здание для размещения почтово-телеграфной конторы, о котором я писал в предыдущей главе.
В советское время дом использовался под жильё.
После реставрации 1970-х гг. здесь располагалась Вологодская областная детская библиотека, которая выехала из него в 2014 г. по причине ветхости здания. Сегодня в доме располагается Централизованная бухгалтерия в сфере здравоохранения Вологодской области.
4. Дом №10 по Советскому проспекту, он же часовня Арсения Комельского.
Построена часовня, предположительно, в 1868 г. на средства Арсеньево-Комельского монастыря, располагавшегося на территории Грязовецкого уезда на земле, пожалованной монастырю ещё Иваном Грозным в 1543 г., на месте разобранного деревянного доходного дома, причём в глубине за ней в 1909 году был построен несохранившийся одноэтажный деревянный флигель с каретником.
Наиболее вероятным архитектором часовни следует признать В. Н. Шильдкнехта - автора проекта перестройки Соборной колокольни, на Кремлёвской площади. Архитектурный стиль здания - неоготика.
09. Вид здания по состоянию на середину 2010-х. Покрадено в интернете. Свою фотографию выкладывать не стал - получилась отвратно.
10. Здание в 1901 г.
Часовня была закрыта в 1920-х гг., но, в отличие от других вологодских культовых сооружений, церкви не возвращена. Долгое время в здании работало детское кафе. Благодаря последнему фасад часовни стал выглядеть очень нарядно. Помимо большого петушка на колокольне и четырёх маленьких флюгеров на башенках спереди фасад украсили жёлтые панели с цветными росписями в стиле, близком к ар-деко, с растительными и цветочными мотивами.
Сейчас в здании гнездится пивоварня и пивной ресторан. Ходят слухи, что Вологодская администрация собирается выставить пивную и устроить в здании зал для приёмов.
Памятником архитектуры здание почему-то не является.
5. Дом №6 по Советскому проспекту, он же гостиница «Золотой якорь».
Здание приобрело современный вид, пройдя три этапа строительства. На первом этапе в 1874-1876 гг. по красной линии ул. Малой Духовской (ныне ул. Пушкинская) купцом Ф. И. Брызгаловым возле углового деревянного двухэтажного здания принадлежавшей ему же гостиницы «Золотой якорь» было возведено трёхэтажное кирпичное здание. В конце 1880-х гг. по другую сторону от деревянного углового здания строится четырёхэтажный корпус, главным фасадом выходивший уже на ул. Московскую (ныне Советский просп.). На третьем этапе строительства в 1890-1891 гг. после разборки углового деревянного дома раннее трёхэтажное здание по Малой Духовской улице было было надстроено четвёртым этажом и соединено с четырёхэтажным корпусом по ул. Московской угловой закруглённой частью. Это здание являлось крупнейшей частной постройкой в Вологде.
Вынужден признать, что, в этом отношении, Вологда Тверь обогнала - у нас жилые здания выше 3 этажей появились уже при историческом материализме.
11. Современный вид здания.
Большого объёма Г-образное в плане четырёхэтажное кирпичное здание покрыто железной вальмовой кровлей. Северным фасадом оно выходит на Советский проспект, западным - на улицу Пушкинскую. Оформление уличных фасадов крупного здания в стиле эклектики отличается обилием декоративных элементов. В многочисленных тонко прорисованных деталях угадываются элементы стилей классицизма и барокко. Пышность архитектуры здания были призваны отражать статус его владельца. Однообразная композиционная схема с рядами ритмично расположенных окон на каждом этаже, обусловленная функциональным назначением большей части здания - гостиницы, здесь умело нарушена слабо выступающими ризалитами в две оконные оси, оформляющими углы здания и членящими уличные фасады на отдельные участки. Скруглённый угол создает мягкий переход от протяжённого северного к западному фасаду. Ризалиты декорированы с особой пышностью. Их нижние части в пределах первого этажа, решённые как высокий цоколь, обработаны рустом. Углы ризалитов оформлены плоским рустом во втором и третьем этажах. Перед окнами второго этажа устроены декоративные балкончики на фигурных консолях, ограждённые на западном фасаде фигурными чугунными решётками. Помимо сложных оконных обрамлений ризалиты украшены лепными барельефами и скульптурами. Обращают на себя внимание единственные в архитектуре Вологды кариатиды, редкие для города львиные маски, жестяные вазы на аттиках над крышей. Каждый ризалит завершён высоким ступенчатым аттиком. Между аттиками располагаются кирпичные столбики решётки, ограждающей край крыши. Декоративное убранство участков стен между ризалитами также отличается богатством и разнообразием форм. Различна форма оконных проёмов - сравнительно низкие с плоскими лучковыми перемычками окна нижнего этажа, высокие прямоугольные во втором и полуциркульные окна в двух верхних этажах. Окна второго и третьего ярусов объединены пилястрами, располагающимися в межоконных простенках, чем создаётся иллюзия одного высокого этажа. Оформление боковых и дворовых фасадов здания упрощённое: форма и размер окон разных этажей сохранены, но декор ограничен рамочными наличниками, простыми карнизами под окнами второго этажа и между третьим и четвёртым этажами, венчающим карнизом с зубцами. Фасады здания первоначально были целиком выбелены, а в советское время получили контрасную окраску: стены окрашивались в тёмно-вишнёвый цвет, рельефный декор выделялся белой краской.
Планировка здания отвечала его функциональному назначению. Корпус по по ул. Малой Духовской (ныне Пушкинской), некогда занятый Вологодским окружным судом, имел собственный вход с вестибюлем и лестницей. Вытянутый вдоль Московской улицы (ныне Советского просп.) корпус с угловой скруглённой частью был занят гостиницей «Золотой якорь» и рестораном, а также квартирой собственника здания. Главный вход в центре северного фасада вёл в просторный вестибюль (швейцарскую) и на соединяющую все этажи парадную лестницу. Весь первый этаж и половина второго этажа к западу от лестницы были заняты рестораном: кухней, подсобными и кладовыми помещениями, буфетом, общими и отдельными кабинетами, бильярдными, конторой. Номера гостиницы (их число в 1914 г. составляло 36) занимали весь четвёртый этаж, половину третьего этажа к востоку от лестницы, половину второго этажа к востоку от лестницы. На третьем этаже к западу от лестницы располагалась огромная квартира семьи Брызгаловых в 18 окон по главному фасаду.
Здание значительным перестройкам не подвергалось. Не сохранился первоначальный облик интерьеров, исключая парадную лестницу. Утрачены решётки балюстрады на крыше здания, литой чугунный навес над парадным входом с Советского просп., каменный тамбур входа с ул. Пушкинской и каменные ворота проезда во двор с этой же стороны, часть лепного декора первого этажа (в частности, полуфигуры атлантов справа от парадного входа со стороны Советского просп.).
12. Общий вид здания, 1910- е гг.
13. Оно же на дореволюционной открытке.
14. Ещё на одной. Здесь другой ракурс. Снимали, похоже, с колокольни Предтеченской церкви.
15. А это уже 1928 г. В здании располагается Дворец труда.
В старейшем корпусе здания, обращённом к ул. Малой Духовской (ныне Пушкинской), до революции постоянно размещался Вологодский окружной суд, созданный в соответствии с указом «Об учреждении судебных установлений и о судебных уставах» от 20 ноября 1864 г., являвшийся вышестоящим по отношению к уездным округам мировых судей.
Большую часть здания занимали номера гостиницы «Золотой якорь». Здесь останавливались многие известные в России личности.
В начале XX в. номера и ресторан гостиницы были излюбленным местом нелегальных встреч ссыльных и местных социал-демократов, а также представителей других оппозиционных политических течений. По воспоминаниям Анатолия Васильевича Луначарского, в то время именно «социал-демократы составляли количественно и качественно самую сильную группу в Вологде».
Особым периодом в истории здания стало время борьбы за установление советской власти и отражения иностранной военной интервенции на Севере РСФСР. В июле-августе 1918 г. бывшие союзники России высадили в Мурманске и Архангельске свыше тридцати тысяч хорошо вооружённых солдат и офицеров. В Вологде было объявлено осадное положение. В сентябре 1918 года по приказу Реввоенсовета Республики для борьбы с оккупационным корпусом стран Антанты, основу которого составляли англо-американские и французские воинские части, а также отряды белогвардейцев, из разрозненных красногвардейских формирований в короткий срок была создана VI армия Северного фронта. Большую роль в деле её организации сыграл известный советский полководец Михаил Васильевич Фрунзе, в то время бывший ярославским окружным военным комиссаром. В декабре 1918 г. Фрунзе прибыл в Вологду и провёл смотр войск вологодского гарнизона. Штаб вновь сформированных частей VI армии в 1918-1920 гг. располагался в здании гостиницы «Золотой якорь». В его состав входили разведывательное, оперативное, инспекторское, артиллерийское, авиационное, санитарное и некоторые другие управления и отделы. Ими осуществлялось руководство боевыми операциями на Европейском Севере, на громадном фронте от Мурманска до Урала. В работе штаба принимали активное участие такие советские государственные деятели и военачальники, как М. С. Кедров, М. К. Ветошкин, А. А. Самойло, Н. Н. Петин. Ряд улиц Вологды в советское время был назван их именами (набережной Кедрова в начале 1990-х годов вернули историческое название - Пречистенская).
После окончания Гражданской войны в здании, известном как Дом союзов, размещались разнообразные советские и общественные (в том числе профсоюзные) организации и учреждения (например, на 3 этаже находилась редакция губернской газеты «Красный Север»). Здесь размещался и «Дом труда», важнейший центр общественно-политической и культурной жизни города и губернии. Там проводились собрания и заседания, диспуты, творческие встречи и чтения, устраивались показательные суды, собирались местные литераторы. Перед зданием проходили митинги. Фасады здания, выходившего на главную городскую площадь Революции, украшались к дням общенародных праздников флагами, лозунгами, плакатами и портретами, а в первой половине ХХ в. и гирляндами из еловых ветвей.
В части здания, выходящей на современную ул. Пушкинскую, после революции продолжали размещаться судебные органы: Вологодский окружной народный суд (создан 3 апреля 1918 г. путём реорганизации из Вологодского окружного суда, действовал до 20 января 1919 г.), Вологодский губернский революционный трибунал (организован 15 апреля 1918 г.) и губернcкий Совет народных судей, затем преобразованные в Вологодский губернский народный суд (действовал с 10 января 1923 го. по 15 июля 1929 г.).
В 1930-е гг. в здании снова разместилась гостиница - уже не частная, а коммунальная. Прежнее название сократили до одного слова «Якорь», а затем гостиница стала называться «Северной».
В 1941 и начале 1942 г. в здании временно размещалось управление Северной железной дороги. В эти годы Северная железная дорога обеспечивала перевозками около трети потребностей фронта: шёл подвоз войск и военных грузов для Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов, для Балтийского и Северного флотов. Были организовываны перевозки по льду Ладожского озера в осаждённый Ленинград. Был обеспечен стратегически важный вывоз грузов из Мурманского и Архангельского портов, поступавших туда морем по лендлизу. В тыл вывозились десятки тысяч раненых бойцов и эвакуированные жители Ленинграда.
В 1940-е гг. здание занимал исполнительный комитет Сталинского района Вологды. Решениями Вологодского облисполкома этот район был создан 27 июня 1942 г., а деление города на районы было упразднено 31 августа 1948 г. Сталинский район в целом соответствовал дореволюционной I части Вологды (Нижнему посаду): его границами были Пошехонское шоссе, правый берег р. Золотухи, правый берег р. Вологды.
17. 1940-е. Здание тогда работало райисполкомом Сталинского района Вологды.
На первом этаже здания многие годы располагались столовая, продовольственный магазин и парикмахерская. Немногочисленные гостиничные номера в гостинице «Северной» сохранялись до начала 2000-х гг., постепенно уступая место офисам.
18. Здание в 1963 г. Признаться, Никиту Кукурузника я сразу и не узнал - эка его отретушировали.
19. Здание в 1970-х.
Сейчас в здании располагаются различные офисы, магазины, кафе, а также государственные учреждения (в их числе - департамент культуры и туризма Вологодской области, туристско-информационный центр Вологодской области).
6. Дом №2 по Советскому проспекту, он же здание Городской Думы, он же Детская музыкальная школа №1.
Первоначально это был дом с лавками, построенный купцом М.Ф. Колесовым в первой половине 1780-х гг. Первый этаж здания вдоль фасада имел открытую галерею, в которой размещались входы в лавки, а второй, видимо, был жилым.
20. Здание в своём исконном виде. 1864 г. А на площади происходит т.н. "торговая казнь" - сейчас кого-то на эшафоте как следует обдерут кнутом. До отмены телесных наказаний в России оставалось меньше года.
21. Здание после приспособлению под городскую управу, но до радикальной реконструкции 1880-х. Конец 1870-х - начало 1880-х.
В 1880-х гг. здание было реконструировано, приобрело современные формы и декор: арки галереи лавок превратили в окна, пристроили башенки и входной тамбур с балконом над ним. Эти изменения были произведены в связи с размещением в здании городской думы и управы.
22. Главный фасад здания после реконструкции 1880-х.
23. Здание в 1940-х
В 1970-е гг. в связи с приспособлением здания под музыкальную школу несколько изменилась его планировка, появились новые внутренние перегородки. На коньке крыши здания появились и располагались до 1991 гг. объёмные светящиеся буквы призыва «Слава КПСС!».
24. Здание в 1970-е. Тогда уже шутили, что "Слава КПСС вообще не человек", но за ещё изредка сажали.
В 2000-е гг. здание подверглось комплексной реставрации.
25. Современный вид здания.
Вдоль Советского проспекта, в самом его начале, вытянулся главный северный фасад здания. В декоративном решении этого фасада сказалось характерное для архитектуры эклектики стремление к пышности и помпезности. Центральная его часть акцентирована четырёхколонным портиком, завершённым аттиком с декоративной башенкой. Портик поставлен на массивный ризалит первого этажа, несущий балкон, ограждённый фигурной чугунной решеткой. Углы здания также оформляют две декоративные башенки. Лопатки в межоконных простенках с филёнками геометрического рисунка несут сложный мелкопрофилированный карниз с зубчиками и городками. Большие окна первого этажа обрамлены наличниками с замковыми камнями. Внешний вид второго этажа интереснее. Длинные вертикальные ниши в межоконных проёмах более узкие, по сравнению с нижними, окна создают иллюзию колоннады в обоих крыльях этого длинного здания.
По центральной оси здания располагается вестибюль с трёхмаршевой чугунной лестницей и входами со стороны улицы и со стороны двора. По сторонам его, в первом этаже, вдоль главного фасада - галереи с большими окнами типа витрин, во втором и в дворовой части первого - анфилады больших залов и других помещений. Такая планировка отвечала общественному назначению здания. В интерьере, помимо лестницы с художественным чугунным литьём, сохранились белые кафельные печи, оформленные в виде арки на двух пилястрах с антаблементом. В отдельных помещениях сохранялись лепные потолочные плафоны, массивные резные двери с медными ручками.
В 1801 г. купец Фёдор Деньгин (Какая хорошая фамилия для купца!) купил здание по доверенности от Вологодского городского общества, и его приспособили под нужды органов городского самоуправления.
С 1870 г. в здании находились вновь образованные Вологодская городская дума и городская управа. Дума в своей деятельности руководствовалась Городовыми положениями 1870, а затем 1892 г., избиралась сроком на четыре года (каждые два года её состав обновлялся наполовину), избирала из общего состава своих членов, именовавшихся «гласными», городскую управу и городского голову.
Кроме того, до 1917 г. в разное время в здании размещалось полицейское управление, Вологодское общество взаимного страхования от огня (до 1908 г.), первые в России городской общественный банк (создан в 1789 г.) и городской ломбард, открытый в 1888 г. по инициативе Х. С. Леденцова. С. А. Непеин в 1906 г.
В ходе революционных событий 1917 г. выборы в городское самоуправление стали всеобщими и проводились по партийным спискам. Считается, что именно с балкона этого здания было объявлено о переходе власти в Вологодской губернии к Советам. Летом 1918 г. городская дума, не желавшая сдавать дела избранным весной Совету, была разогнана большевистской властью, её функции перешли к городскому Совету депутатов и его исполнительному комитету, разместившимся в этом же здании и занимавшим его ещё полвека.
В 1970-е гг. в здании после ремонта обосновалась Детская музыкальная школа №1 города Вологды.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;
Часть II, Глава XXXVI;
Часть II, Глава XXXVII;
Часть II, Глава XXXVIII;
Часть II, Глава XXXIX;
Часть II, Глава XL;
Часть II, Глава XLI;
Часть II, Глава XLII;
Часть II, Глава XLIII;