Глава XLII. Продолжение разграбления города. Площадь Революции. История и утраченное.
01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.
Ссылка на яндекс-карту нашего рейда. Площадь Революции - центральная площадь Вологды. Расположена между площадью Возрождения, Советским проспектом, Лермонтова и Пушкинской. Через последнюю соприкасается с детским парком им. Пушкина.
Северо-восточную часть площади занимает Комсомольский сквер, в центре которого находится мемориал «Вечный огонь». В центре юго-западной части находится памятник героям гражданской войны - белый каменный обелиск, именуемый в народе из-за своей формы «зубом». Он установлен на площади в 1977 г. Городская легенда гласит, что первоначально памятник планировалось подарить на 60-ю годовщину революции одному из подмосковных городов, однако представителям тамошнего горкома партии он не понравился, и тогда первый секретарь Вологодского Обкома КПСС Анатолий Дрыгин распорядился установить памятник в областном центре.
02. Сегодняшний вид площади.
03. Вид с дрона. Покрадено в интернете.
В 1654 г. на площади построен деревянный Всеградский Обыденный храм во имя Спаса Всемилостивого, позже перестроенный в каменный. Разрушен в 1972 г., на его месте сейчас установлен памятный крест, возведённый на деньги предпринимателя Валерия Сикорского.
В начале XVII века на площади была построена деревянная церковь Николая Чудотворца. Позже, с 1713 по 1777 г., на том же месте была возведена каменная церковь. Снесена постановлением горисполкома от 2 августа 1927 г.
В конце XVII в. (возможно - во второй половине XVIII в.) на площади были построена церковь Афанасия Александрийского. Церковь разрушена в 1924 г., на её месте сейчас находится памятник героям гражданской войны.
04. Сенная площадь и Александровский сад в конце XIX в.
05. Другой ракурс
16 октября 1918 г. Александровская, Сенная и Спасская площади были объединены в площадь Революции.
В январе 1942 г. на площади был выставлен обгоревший самолёт с надписью: «Пикирующий бомбардировщик „Юнкерс-88“. Сбит политруком
А. Н. Годовиковым в районе станции N Северной железной дороги».
В 1954 г. по проекту архитектора
М. П. Амчиславской был разбит сквер с партерной зеленью.
06. Сквер на площади Революции, 1960--е
9 мая 1975 г. на площади открыт мемориал «Вечный огонь».
Что ж, начнём с утраченного.
1. Всеградский Обыденный храм во имя Спаса Всемилостивого или Спасо-Всеградский собор.
07. Спасо-Всеградский собор в 1890-х.
Собор построен на месте обыденной (построенной за один день 18 (31) октября 1654 г.) деревянной церкви Спаса Всемилостивого, которую называли «Всеградской». В том году в Вологде свирепствовала моровая язва, и строительство «обыденной» церкви было предпринято в качестве духовного подвига во избавление от болезни. Тогда же был составлен общественный «Приговор» горожан, которым они брали на себя и своих потомков обязательство вечно хранить церковь Спаса Всемилостивого.
Спустя четыре дня после постройки церкви также «обыденно», то есть за один день, была написана икона Всемилостивого Спаса, которая стала главной святыней храма и всего города. В её честь ежегодно 23 октября проводился крестный ход.
08. Икона Всемилостивейшего Спаса. Список с оригинала сделан в 1755 г.
Деревянная церковь быстро ветшала и не могла вместить толпы богомольцев, стекавшихся в неё отовсюду. Поэтому в 1688 г. началось возведение каменного собора. Его строили прямо над деревянной единодневной церковью, в которой ни на день не прекращалась церковная служба. Полностью храм был готов в 1691 г. В 1692 г. разрушился по неизвестной причине (думаю, фундамент поплыл - грунты в Вологде те ещё, а до
профессора Герсеванова, превратившего механику грунтов в науку оставалось ещё 300 лет с гаком) и был отстроен заново. В 1718 г. он был расписан. Среди прочего фрески изображали избавление Вологды от моровой язвы. В 1720-е гг. к храму была пристроена тёплая придельная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
09. Вид собора на 1824 г.
В XIX в. собор неоднократно подвергался перестройке и постепенно утратил свой первоначальный вид: в 1840-1842 гг. были перестроены трапезная и тёплая церковь. Тогда же был возведён ещё один придел, но он по каким-то причинам не был освящён и использовался впоследствии лишь для хранения церковной утвари. В 1851-1853 гг. была проведена масштабная реконструкция собора: была заменена стенная живопись, расширен алтарь, поднят пол, растёсаны (увеличены) окна. В 1898 г. фрески были вновь переписаны. К началу XX в.от старого собора осталась только колокольня и фасад главной церкви.
10. Спасо-Всеградский собор на фотографии Прокудина-Горского, 1912 г.
Спасо-Всеградский собор стал главным храмом Вологды, получавшим большие денежные пожертвования. В нём принимали присягу выборные руководители города. День постройки Спасской церкви и избавления от моровой язвы, 18 октября по старому стилю до революции отмечался в Вологде как главный «всеградский праздник», называвшийся в народе «Лукин день».
В этот день совершалось торжественное всенощное бдение. Каждой городской церкви было определено точное время среди ночи, в которое священник вместе со своими прихожанами и певчими являлся в собор и совершал молебен. Позднюю литургию в соборе служил архиерей с сонмом духовенства. По окончании литургии совершался крестный ход.
С 14 сентября 1898 г. по 7 сентября 1900 г. священником Всеградского собора служил
Николай (Караулов), в будущем епископ Вельский, викарий Вологодской епархии, причисленный к лику святых Русской православной церкви в 2000 г.
Обстоятельства постройки храма изложены в «Сказании о моровой язве», датируемом первой четвертью XVIII в. В середине XIX в. было известно несколько его списков.
Научная публикация сказания осуществлялась дважды: в 1866 (подготовка текста А. Малевинского) и 1997 г. (публикатор - Н. Малинина). В последнем случае опубликован список, хранящийся в настоящее время в фондах Вологодского музея-заповедника. Список является частью сборника второй четверти XIX в. и имеет второй, более пространный, заголовок: «Сказание о милости Божий и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от смертоносныя язвы».
Кроме изложения событий (семь недель эпидемии, постройка храма, написание «обыденной» иконы и исцеление горожан) в текст включены проповеди и поучения. Это позволяет исследователям говорить о том, что автор сказания, скорее всего, был человеком духовного звания, хорошо знакомым с богослужебной литературой.
В начале XX в. внутреннее убранство собора было описано вологодским священником
о. Сергием (Непеиным):
Войдя в храм, прежде всего поражаешься его обширности. Пред взором открывается трапезная в 12 сажен длины при ширине в семь и вышине в четыре сажени со сводчатым потолком, поддерживаемым четырьмя столбами. Громадная арка соединяет трапезу с передним храмом. Новая иконопись в приделах и настенное письмо немало способствуют благолепию храма, в 1898 г. поновленного и украшенного уборкою. Работы по иконописи и живописи выполнены московским живописцем Ивановым. Прекрасно гармонирует с общим видом трапезы изящный плиточный пол. Переднего храма ремонт пока не коснулся. Общая сумма расхода по отделке трапезного храма достигает 18 тысяч. Из этой суммы часть отчислена от свободных церковных сумм, часть поступила от благотворителей, особенно от церковного старосты Я. А. Бурлова.
Главная святыня храма икона Всемилостивого Спаса помещается в переднем иконостасе на правой стороне от царских врат. Она небольших размеров, - в фут вышиною и называется в старых документах «штилистовою». Письмо иконы старинное греческое. Спаситель изображен стоящим с указующей долу десницею. В левой руке - Евангелие, разогнутое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися». Усердием благотворителей эта св. икона великолепно украшена золотою ризою и драгоценными камнями. Чеканка ризы выполнена по рисунку известного академика Ф. Солнцева в С.-Петербурге в 1856 г. Весу в ризе чистого червонного золота два фунта и сверх того четыре фунта серебра в доске, покрывающей бока и оборотную сторону иконы. По контурам изображения до 500 крупных жемчужных зерен. В венце Спасителя, в цате и других местах до 700 различных драгоценных камней. В нижней части ризы, по сторонам ног Спасителя в двух клеймах вычеканена летопись иконы: «начата бысть писатись сия икона образ Господа Нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца октября в 23 день, на память Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благочестивыя державы царства Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Самодержца, в славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь». Время составления этой летописи неизвестно: на самой иконе её нет, a вместо неё написан тропарь: «С вышних призирая…» и кондак: «Возбранный воеводо…». У нижнего края ризы в малом клейме вычеканена надпись: «Вера твоя спасет тя: иди в мире». Эта св. икона издревле называется и почитается чудотворною, хотя известий о чудесах от прежних времен и не сохранилось. Вологжане всегда к этой иконе имели особенное усердие и молились пред ней с необыкновенною верою. Каждодневно пред нею поются молебны усердствующими и часто она уносится по домам. Многие благочестивые семьи соблюдают обычай, свято поддерживаемый, в известный день непременно приносить эту св. икону к себе на дом для совершения молебствия. В честь этой иконы издревле установлен крестный ход в Спасскую церковь в день главного её праздника, 18 октября. Она участвует во всех крестных ходах, бывающих в Вологде.
Из прочих св. икон замечательны по древности: икона Одигитрии местная, Всех скорбящих Радости, греческого письма. Тихвинской Божией Матери, писанная в 1719 г., Благовещения, - писанная в 1647 г., крест, - сделанный из дерева от преждебывшей первоначальной церкви, золотой крест, сканной работы, небольшого размера с частью ризы Господней и панагия, - неизвестного происхождения.
11. Внутреннее убранство храма, 1910-е гг.
В феврале 1923 г. комиссией Наркомпроса была разработана «Инструкция по распределению памятников по категориям». В соответствии с ней составлялись ведомости особо ценных церковных сооружений. Прочие признавались «неценными». Была составлена такая ведомость и по Вологодской губернии, но собор в неё не попал.
25 мая 1924 г. зампред Вологодского Губисполкома направил в Народный комиссариат юстиции письмо о закрытии и ликвидации некоторых вологодских храмов, находящихся на площади перед Домом Союзов, в том числе Спасо-Всеградского, с последующим открытием на площади дома «Смычки города с деревней». Против этого протестовали не только приходские общины, но и Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с известным художником
И. Э. Грабарем. Последний призывал признать положение памятников архитектуры Вологды в высшей степени угрожающим и по мере возможности командировать на место архитектора для организации дела охраны архитектурных памятников города.
О бедственном положении был уведомлен ВЦИК и лично Калинин. Тот потребовал от Губисполкома соблюдения декрета охраны памятников искусства старины и согласования действий с Главнаукой. Однако Губисполком стоял на своём, что удивительно - с Всесоюзным старостой спорить по вопросам соблюдения законодательства было черевато.
В 1925 г. службы в Спасо-Всеградском соборе были прекращены. В помещении разместился городской «Дом Искусств». В 1932 г. здание со снесённой колокольней и главами было приспособлено под кинотеатр им. Горького с двумя кинозалами, устроенными в бывших помещениях холодной церкви. 29 мая 1932 г. в нём был показан первый кинофильм «Златые горы», а последняя картина, показанная здесь, называлась «Мое последнее танго».
12. Кинотеатр имени М. Горького в здании собора. 1950-е.
Уже в 1935 г. советскими властями было принято решение о сносе здания кинотеатра, однако что-то помешало его осуществить, и собор был окончательно разрушен только в 1972 г. Икона Всемилостивого Спаса при закрытии Спасо-Всеградского собора была передана в Вологодский краеведческий музей. Это не оригинальная «обыденная» икона, которая до нас не дошла, а список 1755 г.
В 1997 г. на месте, где стоял Спасо-Всеградский собор, был установлен памятный крест, а ныне в Вологде набирает силу движение за восстановление собора. По крайней мере, деньги на проектные работы уже насобирали.
2. Церковь святого Николая Чудотворца на Сенной площади.
Одна из четырех церквей, составлявших величественный храмовый ансамбль нынешней площади Революции. Названа по одному из главных приделов. Приставка "Сенная" говорит о месте расположения храма - на Сенной площади. На прилегающей к храму территории до последней четверти XIX в. велась торговля дровами и сеном.
13. Храмы Спаса Обыденного и Николая Чудотворца на Сенной площади.С фотографии Лаптева, грав. М. Рашевского\К.К. Случевский. По северо-западу России.Том 1. По северу России.
Время основания церкви неизвестно. Впервые он упоминается в документах 1610-1639 гг. под названием "Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа на площади". После построения рядом с ней Спасовсеградского обыденного собора старую церковь во избежание путаницы стали именовать храмом Николая Чудотворца, при этом был сохранен существовавший в ней придел Спаса Нерукотворного.
Каменное строительство Никольской площадной церкви заслуживает отдельного рассказа. Она, безусловно, претендует на титул самого крупного - 64-х летнего долгостроя дореволюционной эпохи. Заложен каменный храм в 1713 г. Мастера успели возвести фундамент и часть стен, когда по указу Петра Великого был введен временный запрет на каменное, как указывает Г. К. Лукомский в книге "Вологда в ее старине", "без особой надобности" строительство в провинции. Дорогостоящий материал отправлялся на сооружение новой российской столицы. Вскоре в Санкт-Петербург отправили и вологодских каменных дел мастеров. Возобновилось строительство храма при императрице Екатерине Великой в 1770-е гг. Освятили Никольскую церковь в 1777 г.
14. Церковь на рубеже XIX и XX вв.
15. Другой ракурс.
16.
Никольская сенная - одна из интереснейших в архитектурном плане барочных церквей Вологды. Она представляла собой продолговатый высокий храм, покрытый большим куполом, на котором покоился барабан с куполом меньшего размера. С востока к церкви примыкала апсида, также покрытая куполом, с запада - колокольня, построенная в стиле классицизма. В нижнем этаже храма находился придел Афанасия Александрийского, а в верхнем - Спаса Всемилостивого Нерукотворного образа. В храме также имелись приделы Воздвижения и Димитрия Прилуцкого. Слева от храма располагалась Афанасьевская церковь, справа - Спасо-Всеградский собор.
Цитата из описания Г. К. Лукомского: «С запада к церкви примыкает колокольня очень высокая, состоящая из трех ярусов. Нижний обработан помощью (теперь двух, прежде трех) порталов из четырех дорических колонн каждый. Порталы покрыты отлично нарисованными фронтонами, в тимпанах их гирлянды. Карнизы порталов стиля Louis XVI; профили мелкие, с сухариками. <…> Над входными дверями овалы с гирляндами. Колонны - каннелированы и вообще прекрасного ордера. Второй ярус колокольни опирается на низенький четверик, служащий переходом от аттика над фронтонами к первому ярусу. Здесь - ниша, оттеняемая двумя колоннами. Третий ярус наиболее красив: хорошие парные колонны (как в Варлаамо-Хутынской церкви) оттеняют углы, но стены имеют не вогнутый характер, а выпуклый; на третьем ярусе - купол, крутой, смелый и далее шпиль, очень стильного рисунка.
Стены церкви убраны пилястрами; над окнами украшения, розетки, маскароны - руки очень хорошего мастера. Закрашенная в теплый, бледно-оранжевый тон, церковь производит чрезвычайно художественное впечатление.
Красив и ее общий силуэт, великолепно выисканы все пропорции (портик), отличны и детали.
Пристройка с северной стороны, столь нарушающая гармонию храма, относится к последним годам XVIII в., так как с этого времени в архивных документах появляются на нее указания. Возведена она с двоякой целью: как контрфорс и как помещение, служащее для экономического использования, ибо в те времена на этой площади находился городской торг, и низ пристройки, приспособленный под кладовые, приносил известный доход. Нижняя, теплая церковь ничем в архитектурно-художественном отношении не отличается; верхняя же, холодная, интересна своим иконостасом, современным постройке церкви и стенными украшениями (лепные клейма и гирлянды, в стиле барокко) конца XVIII в., сохранившимися до нашего времени без поновления. Пятиярусный иконостас верхней церкви очень интересен; это - богатое барокко; на карнизах - статуи. В храме находятся несколько икон XVI-XVII вв. Особенно интересен в притворе, на площадке лестничной клетки - огромный образ Николая Чудотворца; в нижней церкви - прекрасный и также очень большой образ Спаса».
До 1917 г. и в первые годы советской власти приход храма Николы на Сенной был одним из самых больших в Вологде. В 1923 г. он насчитывал 314 прихожан. Сооружение на площади памятника Ленину послужило причиной закрытия в конце 1924 - начале 1925 г. всех храмов, расположенных на площади Революции.
Службы в Никольской церкви прекратились 29 февраля 1924 г. Община Никольской Сенноплощадской церкви соединилась с Покрово-Казанской общиной (храмы Покрова на Торгу и Казанской иконы Божией Матери). Опустевшее церковное здание стало использоваться под складские нужды.
2 августа 1927 г. последовало решение о сносе Никольской Сенноплощадской церкви. Объяснялось это решение тем, что храм не используется верующими и расположен в неустановленном месте, вопреки плану. Его разборка началась осенью 1927 г. и завершилась в 1928 г. На месте бывшего храма долгое время располагался пустырь, позднее была разбита клумба.
17. Снос храма.
В середине 2000-х гг. городской администрацией обнародованы планы благоустройства площади Революции. Городские архитекторы заявили о необходимости восстановления Никольской церкви как наиболее интересного объекта церковного зодчества Вологды.
3. Церковь св. Афанасия Александрийского на Сенной площади.
Церковь Афанасия Александрийского находилась на Старой Торговой (Сенной) площади близ здания городской Думы и городской управы. Предположительно храм был основан вологодским наместником Афанасием Ивановичем Вяземским. Относительно времени построения каменного храма сведения весьма противоречивы: некоторые авторы относят его постройку к концу XVII, другие - ко второй половине XVIII в.
Это была небольшая церковь с характерными приземистыми формами. Она состояла из одноапсидного алтаря кубической формы одноглавой главной части, низкой трапезной и колокольни, завершенной высоким шпилем. Храм включал три престола. Вокруг него была устроена небольшая оградка.
18. Сенная площадь в конце XIX в. Афанасьфская церковь на переднем плане.
19. Афанасьфская церковь крупным планом.
В начале XIX в. приход храма был одним из самых больших в Вологде (в 1818 году насчитывалось 720 прихожан), а в конце XIX в. по причине малочисленности приход чуть не был закрыт. Сооружение в Пушкинском саду памятника Ленину послужило причиной закрытия в конце 1924 - начале 1925 г. всех храмов, расположенных на площади Революции (ранее Сенной площади): Спасо-Всеградского собора, Иоанно-Предтеченской Рощенской, Никольской Сенноплощадской и Афанасьевской церквей. Первым из этой четверки 1 апреля 1924 года закрыли храм Афанасия Александрийского. После этого его приходская община присоединилась к Никольской Сенноплощадской. Церковь Афанасия Александрийского стала первым храмом Вологды, снесенным в советское время. В августе 1924-го Афанасьевская церковь была признана непригодной для использования ее под государственные или общественные нужды и передана для разбора коллективу безработных металлистов с предоставлением им всего материала, который окажется при разборке. Для этих целей из гупзапфонда им выделялась ссуда в размере 400 рублей.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;
Часть II, Глава XXXVI;
Часть II, Глава XXXVII;
Часть II, Глава XXXVIII;
Часть II, Глава XXXIX;
Часть II, Глава XL;
Часть II, Глава XLI;