Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Dec 09, 2024 07:05

Глава XLIX. Продолжение разграбления города. Владимирские церкви и остаток Благовещенской улицы.



01. Наш маршрут по Вологде. Красным - автомобильный, синевато-серым - пеший.



Ссылка на яндекс-карту нашего рейда.

Что ж, продолжаем. Некоторое время на Благовещенской улице ничего примечательного нам не встретилось. Разве что, стало заметно, что по мере удаления от центра, палка в руках охраны памятников и Градсовета стала полегче - стилизация стала похожа на тверскую. И, если в Твери это воспринимается, как нечто приемлемое, за неимением лучшего, то в Вологде, после того, что я уже видел, ощущения были, как при зубной боли - след они свой в архитектуре хотят оставить, мамкина норка! И ведь могут, если захотят, вписать современное здание в историческую застройку, так на кой кукуй здесь-то постмодерн напихали? Непонятно!

Но не будем о грустном. Оказалось, что во дворах прячется самый настоящий северный «тройник» - тёплая церковь, холодная церковь и колокольня, только не деревянные, а каменные. И всё это носит название «Комплекс Владимирских церквей» или «Храмовый комплекс Владимирского прихода». Мы бы прошли мимо, если бы не заметили колокольню в глубине двора.



02. Колокольня, благодаря которой, мы заметили комплекс Владимирского прихода.



03. Владимирская (холодная) церковь. Вид из-за забора.

Вот с ним и познакомимся.

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со статусом «объект культурного наследия федерального значения» под отдельным реестровым номером стоит ансамбль «Церковь Владимирская и колокольня», который включает холодную Владимирскую церковь и колокольню. Однако исторически ансамбль храмов Владимирского прихода состоит из трёх соседних зданий: тёплого храма Архангела Гавриила, холодного храма во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и отдельно стоящей колокольни. Тёплый храм Архангела Гавриила числится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со статусом «объект культурного наследия регионального значения» и не включён в ансамбль Владимирских церквей. Неточны и датировки, указанные в реестре.

Обратимся к истории комплекса Владимирского прихода. До конца XVII в. все его храмы были деревянными. Холодный Владимирский храм построен в 1759 г., освящён в 1764 г. Именно датой освящения холодного храма в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации датирован ансамбль Владимирской церкви с колокольней, что неверно, поскольку каменная колокольня и каменный тёплый храм Архангела Гавриила были построены раньше, в 1684/85-1688/89 гг. на средства богатейшего вологодского купца, члена гостиной сотни Гаврилы Мартыновича Фетиева. Перед смертью в конце 1683 г. он составил духовную грамоту (завещание), в которой выразил свою последнюю волю. Среди прочих распоряжений было и такое: «У Владимирской же Богородицы построить церковь каменная тёплая о двух шатрах… Да у той же церкви сделать колокольня особая против образца соборной колокольни». На строительство была выделена огромная по тем временам сумма - две тысячи рублей. Кроме того, на помин своей души он передал во владение этой церкви часть своего недвижимого имущества.



04. Вид на храмовый комплекс. На переднем плане Владимирская (холодная) церковь, на заднем - церковь Архангела Гавриила (тёплая), слева - колокольня. 1900-е гг.

Ансамбль церквей с колокольней оказался внутри квартала неправильной трапециевидной формы, созданного при разбивке сетки кварталов согласно первому регулярному плану Вологды 1781 г. Холодная и тёплая церкви оказались входами обращены к улице Октябрьской (бывшей Обуховско-Дворянской), где по утверждённому в 1901 г. проекту были выстроены кирпичные ворота кованой ограды комплекса с устроенной в них часовней (не сохранились). Между церквями расположен небольшой пруд. Дальше от Октябрьской улицы вглубь участка расположена отдельно стоящая колокольня.



05. Проект ворот и ограды храмового комплекса. 1901 г.



06. Храмовый комплекс уже с оградой и воротами. За воротами видна церковь Архангела Гавриила (тёплая). Середина 1900-х гг.



07. Храмовый комплекс в 19010-е.

Храмы ансамбля Владимирских церквей построены в разное время и относятся к разным архитектурным стилям.

В числе прихожан Владимирского прихода был богатый вологодский купец, «гость», Гаврила Мартынович Фетиев. Он вёл широкую торговлю хлебом и солью с Архангельском, а закупаемые там заморские товары возил в Москву, где для их хранения у него имелся амбар в Гостином ряду. Но предпринимательская деятельность Фетиева не ограничивалась торговлей. Вместе с крупными московскими «тузами» торгово-промышленного мира он занимался выгодными подрядами и откупами. Он подряжался поставлять иностранцам многие тысячи пудов пеньки, которую скупал в Вологде, Москве, Калуге. Имея свободные средства, он занимался также ростовщичеством. Его должниками были и крестьяне, и посадские, и помещики, и даже довольно знатные люди. Имелась у него и земельная собственность: огороды и покосы в Вологде и несколько вотчин - сёла Косково, Погорелое, Пятино, Гущино, Романово с «деревнями и с пустошами... с крестьяны и с их крестьянскими женами и животами и со скотом и с пахотными землями и с сенными покосы и со всеми угодьи и с хлебом стоячим и с молоченным». В 1677 г. на проживавшего в Москве Фетиева был подан донос, его обвинили в чернокнижии, посадили в тюрьму у Тайницких ворот, а все товары опечатали. Правда, закончилось это неприятное для купца дело благополучно: его оправдали и имущество вернули. В благодарность за избавление Фетиев сделал щедрый вклад в свою приходскую церковь - пожертвовал новые серебряные богослужебные сосуды. Около деревянной Владимирской церкви Фетиев был впоследствии похоронен.

В советское время Владимирские церкви разделили судьбу многих других православных храмов. 1 августа 1928 г. было принято решение о закрытии Гавриило-Архангельского храма, 22 декабря 1929 г. - о закрытии Владимирской церкви. В 1930-е гг. в зданиях Владимирских церквей размещалась пуговично-гребёночная фабрика. Ограду с часовней во входных воротах разобрали.

В 2014 г. учреждён приход, которому передан холодный Владимирский храм и колокольня.

Ну, а теперь пройдёмся по зданиям.

1. Владимирская (холодная) церковь.

Время основания Владимирской церкви неизвестно, но, судя по надписи на храмовой иконе Владимирской Божией Матери, ныне хранящейся в Вологодском государственном музее-заповеднике, в 1548/49 г. она уже существовала: «Ле[та] 7050 седмаг[о] написана быс[тъ] сия икона при бл[а]говерном ц[а]ре великом княз[е] Иване Васильевиче всея Руси при митрополите Макаре при еп[и]с[ко]пе Кипреяне Пермъском и Вологоцком в дом Пр[е]ч[и]стои к Володимерскои всемирная». Деревянная шатровая церковь Пречистой Богородицы Владимирской упоминается в писцовой книге 1627 г.

К середине XVII в. храм обветшал, в связи с чем, как установил Ф. Н. Малиновский, в 1652 г. священник и прихожане Владимирской церкви направили архиепископу Вологодскому и Великопермскому Маркеллу челобитную с просьбой, «чтоб их пожаловать лес ронить и из того лесу воздвигнуть новый холодный храм во имя Сретения Пречистые Богородицы Владимирские с приделом во имя преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, вместо прежнего обветшавшего во имя Пресвятые Богородицы Владимирские». Новый деревянный храм был освящён в 1654 г. Во второй половине XVII в. приход Владимирской церкви являлся самым крупным во Владимирской трети (именно он и дал ей название): в 1686 г. он составлял 80 дворов.

В 1759 г. была дана храмозданная грамота на строительство существующего сегодня здания каменной холодной Владимирской церкви. Её главный престол освятили в 1764 г., а в 1770 г. - престол во имя преподобных Антония и Феодосия Киевопечерских (упразднён в 1861 г.).



08. Состояние церкви на 2021 г. Сейчас боковые фасады в лесах - идёт реставрация.

«Выстроенная во второй половине XVIII века Владимирская холодная церковь, - отмечает искусствовед А.И. Финогенов, - по объёмно-пространственной композиции является характерным примером культовой ярусной постройки, которая получает распространение в архитектуре Вологды этого времени. Сочная, богатая декоративная обработка фасадов воспроизводит формы нарышкинского и петровского барокко». Над низкими трапезной и пятигранной апсидой алтаря возвышается двусветный квадратный четверик, его купол венчает небольшой восьмерик, на котором, в свою очередь, возвышается тонкий гранёный глухой барабан с луковичной главкой и крестом. Большие прямоугольные окна обрамлены фигурными наличниками с разорванными фронтонами и помещёнными на гранёные полуколонки вазами, карнизы украшены частыми зубцами, углы обработаны спаренными пилястрами. Такие же пилястры членят фасады на равные прямоугольники.



09. Состояние церкви на 1970 г.

В 1894 (1899?) г. с запада к Владимирской церкви пристроили сохранившуюся до наших дней небольшую крытую паперть-тамбур, упрощённо повторяющую оформлением декор храма.

В 1930-е г. после закрытия храм лишили завершения. Каменная ограда комплекса приходских храмов с часовней в воротах была разобрана.

В конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. произведена комплексная реставрация Владимирского храма.



10. Владимирская церковь в 1976 г.



11. Церковь в 1984 г.

В 2010-х г. на средства прихода начат ремонт с приспособлением здания для богослужения.

2. Церковь Архангела Гавриила (тёплая).

Гавриило-Архангельский храм принадлежал к Владимирскому приходу, в котором главным был храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Владимирской.

Тёплый каменный храм построен в 1684/85-1688/89 гг. на средства богатого вологодского купца Гавриила Мартыновича Фетиева согласно его завещанию. Храм освятили во имя небесного покровителя Фетиева - Гавриила Архангела. Организовал работы бывший приказчик Фетиева - Дмитрий Березин.



12. Современное состояние здания.



13. Современное состояние здания.

Архитектура здания во многом сохранила объёмно-пространственное решение и частично декор, характерные для русского зодчества XVII в., на которые наслоились приёмы позднего классицизма построек середины XIX в.

Объёмно-пространственная композиция церкви состоит из высокого двухэтажного четверика основного храма, вытянутого по продольной оси, к которому с одной стороны примыкают двухэтажные пониженные объёмы прямоугольной в плане апсиды, а с другой стороны - сильно вытянутые по продольной оси трапезная с притвором.

Боковые фасады четверика храма поэтажными лопатками разделены на два равных прясла, углы закреплены широкими лопатками. Верхняя часть стен, отрезанная карнизом, обработана с боковых узких фасадов двумя ложными полуциркульными закомарами, с широких, обращённых к алтарю и трапезной, фасадов - тремя. Карниз оживлён лентой небольших фигурных консолей. Профилированные архивольты закомар украшены поребриком. По периметру первоначальный объём разделён многообломным межэтажным карнизом с лентой поребрика, заключённого между двух полувалов. Межэтажный карниз поздней пристройки имеет простой профиль.

В простенках между окон первоначальной трапезной помещены лопатки, пристройка вертикальных членений не имеет. Оконные проёмы прямоугольные без наличников. В первом этаже пристройки окна помещены в неглубокие ниши. Архитектурную обработку имеет лишь центральное арочное окно второго этажа. Большого выноса венчающий карниз трапезной и пристройки обшит досками и украшен упрощёнными мутулами.

Вход в здание расположен со стороны пристройки в центре торцового фасада и ведёт в небольшой коридор, восточная часть которого перекрыта крестовым сводом. С южной стороны от него находятся два смежных помещения с продольно и поперечно направленными коробовыми сводами. С северной стороны от коридора (где размещалась лестница) есть небольшая комната, в северо-восточной части на второй этаж ведёт двухмаршевая лестница. Небольшой арочный проём, помещённый по продольной оси, из коридора ведёт в притвор церкви. Притвор, трапезная, храм и алтарная часть сообщаются между собой тремя проёмами (боковые заложены). Трапезная в виде одностолпной палаты перекрыта сомкнутым сводом с распалубками, который опирается на центральный столб. Храм, алтарь и притвор перекрыты поперечно направленными коробовыми сводами с распалубками.

Во втором этаже свод четверика храма зашит досками. Храм сообщается с алтарём, перекрытым лотковым сводом, тремя проёмами, с трапезной - большим арочным проёмом. Трапезная перекрыта сомкнутым сводом с распалубками от дверных и оконных проёмов, притвор - лотковым сводом. Над входом в притвор помещён киот. В юго-восточной части пристройки расположена лестница с красивыми точёными балясинами. Западная часть пристройки разделена на три небольшие сообщающиеся между собой комнаты. Восточная часть, служившая папертью, перекрыта коробовым сводом.



14. Церковь по состоянию на 1914 г.

Завершение церкви Архангела Гавриила первоначально, согласно завещанию Г. М. Фетиева, было сделано в виде двух расположенных рядом шатров, что встречалось нечасто. Щедрые вклады Г. М. Фетиева сделали церковь едва ли не самым богатым приходским храмом Вологды, и в значительной мере благодаря этому она подвергалась частым перестройкам и поновлениям.

Вероятно, во второй половине XVIII в. вместо шатров построили барочное двухъярусное завершение, на купольной кровле которого была установлена луковичная главка. В 1787 г. четверик и купол церкви были покрыты железом.

В середине XIX в. вместо снесённого крыльца с запада к церковному зданию сделали объёмную двухэтажную пристройку в стиле позднего классицизма. Тогда же храм был расписан. Перестройка и роспись церкви проходили под руководством и на средства церковного старосты Захарова, которым были допущены серьезные нарушения. В результате «весь характер живописи» оказался настолько необычен, настолько не согласовывался с понятием о религиозных изображениях, что приводил богомольцев в смущение». В 1856 г. специальная комиссия духовной консистории обследовала росписи, но, сделав замечания, посчитала возможным их оставить. Во время ремонта в 1870 г. росписи закрасили, позднее церковь снова была расписана.

Г. К. Лукомский, видевший храм в 1913 г., констатировал: «Тёплая Владимирская церковь (Гавриило-Архангельский храм) в нынешнем состоянии … мало напоминает архитектуру времени её построения (1689 г.). Лишь закомары этой древнейшей части указывают на XVII век. Вероятно, красива была прежде эта церковка - небольшая, с наружным крылечком, с двумя шатрами и колокольнею близ неё. Самовольно и бесконтрольно произведённые достройки и перестройки совершенно изменили вид церкви».



15. Предположительно, 1915-1946 г.

В ходе использования здания храма не по назначению в советское время его лишили завершения, были заложены первоначальные дверные и оконные проёмы, пробиты новые.



16. Церковь в 1950 г.



17. Церковь в 1985 г.

У фасадов появились новые пристройки, устроена новая кровля над храмом и лестница на второй этаж, четверик верхнего храма разделён перекрытиями на два этажа.

Нарушена внутренняя планировка: помещения перегорожены временными стенами на небольшие комнаты. Утрачена (или закрашена) живопись, иконостасы, убранство интерьеров, изразцовые и русская печи.

Вот такой внезапно встреченный архитектурный ансамбль. Надеюсь, когда я в следующий раз попаду в Вологду, все здания тройника уже отреставрируют. А мы идём дальше.

3. Колокольня.

Отдельно стоящая колокольня входит в ансамбль Владимирских церквей, в котором главным был храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. Колокольня построена в 1684/85-1688/89 гг. на средства богатого вологодского купца Г. М. Фетиева согласно его завещанию.



18. Современное состояние здания.

Отдельно стоящая колокольня представляет собой, в соответствии с завещанием её заказчика, близкий аналог бывшей (до перестройки 1869 г.) колокольни вологодского кафедрального Софийского собора. Исследователи отмечают чрезвычайно удачные пропорции этой постройки. Она состоит из низкого четверика и поставленного на него высокого восьмерика столпа, заканчивающегося ярусом звона, над которым возвышается гармоничный восьмигранный шатёр с четырьмя рядами слуховых окон. Углы восьмерика обрамлены лопатками. Арки яруса звона имеют сложное обрамление с килевидным завершением. От прототипа Владимирская колокольня отличается удвоенным количеством слуховых окон и наличием четверика в основании постройки, в котором устроены два перекрытых сводами арочного проёма - проездного и проходного. В нарядном оформлении колокольни использован кирпичный декор и редкие для Вологды рельефные полихромные поливные изразцы.



19. Состояние колокольни на 1967 г.

В советское время были заложены проездные арки в первом ярусе и в них, превращённых в подсобные помещения, сделаны оконные и дверные проёмы; устроена новая лестница на ярус звона, внутри проездные арки разгорожены временными перегородками, сняты колокола.



20. Колокольня в начале 1970-х.

В конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. произведена комплексная архитектурная реставрация здания.



21. Колокольня в 1980-х.



22. Детали декора и изразцы, 1980-е.



23. Изразцы, 1980-е.

На колокольне размещался набор из 14 колоколов - наиболее многочисленный и тяжеловесный из всех, имевшихся на приходских церквях Вологды. Самый большой колокол (отлитый также в соответствии с завещанием Фетиева) весил более 3,2 тонны. Надпись на нём гласила: «Лета 7193 [1685] вылит сей колокол на Вологду на посад к церкви Пресвятыя Богородицы Владимирския по приказу и по духовной гостя Гаврила Мартынова сына Фетиева, по души его в вечное поминовение; а весом в нем двести пуд».

4. Дом №66 по улице Благовещенская.



24.

Ещё один пример качественной стилизации. Здание построено в 2003 г. Я, признаться, сначала подумал, что знание историческое. Фамилия архитектора, традиционно неизвестна.

5. Дом №70 по улице Благовещенская, он же Дом Рогулина.

5 мая 1903 г. крестьянином деревни Ременниково Панфиловской волости Грязовецкого уезда Петром Алексеевичем Рогулиным у отставного бомбардира Николая Ивановича Воропанова был приобретён не сохранившийся до наших дней деревянный дом по улице Благовещенской, 70. 22 февраля 1912 г. П. А. Рогулину было дано разрешение на постройку рядом с ним интересующего нас дома, проект которого сохранился, но, как можно убедиться, он существенно отличался от его нынешнего вида. По данным ГУП "Вологдагортехнивентаризация", в 1913 г. вплотную к его брандмауэру с востока пристроен дом крестьянки Аполлинарии Михайловны Максимовой (ныне ул. Благовещенская, 68).



25. Современное состояние здания.

Дом деревянный одноэтажный, с мезонином. Сруб венчает сильно вынесенный карниз с выкружкой, фризом и подзором, богато орнаментированными пропильной резьбой. Профилированные рамочные наличники окон украшены изогнутыми сандриками, центр которых подчёркнут резными накладками в виде полусолнц. Декоративный эффект создаёт характерное для деревянных построек начала ХХ века сочетание различных типов обшивки фасадов вагонкой: вертикальной, горизонтальной и в виде ёлочки. Дом украшают фигурные резные пилястры с ажурными завершениями, стилизованными под капители. Вход расположен с восточного торцевого фасада. Над ним возвышается двухоконный мезонин, завершённый полуфронтоном.



26. Проект дома от 1912 г.



27. Состояние дома на 1972 г.

Прежде вход в дом украшал козырёк с резным аттиком, опирающийся на деревянную фигурную консоль. До настоящего времени он не сохранился: вероятно, был демонтирован в конце ХХ в. при смене первоначальной обшивки входного тамбура на узкую вагонку с мелкой профилировкой. На главном фасаде имевшийся вход (вероятно, в лавку) был превращён в широкое окно.



28. Дымник, 1972 г.



29. Состояние дома на 2008 г.

Дом построен крестьянином деревни Ременниково Панфиловской волости Грязовецкого уезда Петром Алексеевичем Рогулиным. В документах 1914 г. Пётр Алексеевич Рогулин фигурирует уже как мещанин. На протяжении всей своей истории дом использовался как жилой, а в помещении, обращённом на улицу, некогда располагалось торговое помещение.

И на этом мой отчёт по Вологде закончен. Мы движемся в сторону Архангельска.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV; Часть II, Глава XXXVI; Часть II, Глава XXXVII; Часть II, Глава XXXVIII; Часть II, Глава XXXIX; Часть II, Глава XL; Часть II, Глава XLI; Часть II, Глава XLII; Часть II, Глава XLIII; Часть II, Глава XLIV; Часть II, Глава XLV; Часть II, Глава XLVI; Часть II, Глава XLVII; Часть II, Глава XLVIII;

Вологда, Архитектура, Чужие картинки, История, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up