«Самое грозное боевое оружие XX века…» Часть 2.

Feb 09, 2014 20:05

Продолжаю публиковать главы из книги Анатолия Анатольевича Дёмина, Ходынка: взлетная полоса русской авиации. Сегодня вашему вниманию представляется восемнадцатая глава этой книги: «Самое грозное боевое оружие XX века…» Часть 2.





В начале 1915 г. ГВТУ запросило начальников авиаотрядов указать «случаи и результаты применения на некоторых аэропланах пулеметов и маузеров». В ответе одного из командиров сообщалось: «Пулеметы на войне не применялись (хотя были установлены) ввиду невозможности занять выгодное маневренное положение (на «Фармане»). Маузеры не применялись (выбрасывание гильз не дает уверенности при ветре сзади), желательно нечто вроде ружья Льюиса».

Однако и по прошествии почти года ситуация практически не изменилась. В составленной 15 октября 1915 г. «Памятной записке по вопросу о снабжении отрядов пулеметами для установки на аэропланах» написали, что «необходимость вооружения летательных аппаратов предвиделась в самом начале войны, вследствие чего первоначально предполагалось снабдить авиационные отряды пулеметами Льюиса, каковые и были заказаны в Великобритании. Впредь же до получения таковых в авиационные отряды и были отпущены имевшиеся в распоряжении Военного министерства пистолеты Маузера и ружья-пулеметы Мадсена старого образца...».

Основной проблемой была нехватка легких пулеметов «Льюис», так как англичане не выполнили обязательства и отказалась от поставок. Наиболее подходящими для самолетов считались английские пулеметы «Виккерс» с водяным охлаждением, которые в авиации не использовалось. Для стрельбы в воздухе в кожухе делали щели, через них встречный поток охлаждал ствол. В отличие от «Льюиса» питание было не дисковым (47 патронов), а ленточным на 1000 патронов. Масса пулемета не превышала 12 кг, скорострельность - 350 выстрелов/мин. Но их число в авиаотрядах оставалось ничтожным. Из-за нехватки легких пулеметов на самолеты стали устанавливать тяжелые и громоздкие пулеметы «Максим» весом 21 кг. Для облегчения у них срезали половину кожуха. С начала войны до марта 1916 г. авиаотряды получили около 100 пулеметов (менее половины от требуемого количества).

3 марта 1916 г. ГВТУ запросило у Главного артиллерийского управления еще 100 пулеметов «Максим» или других типов, выпускаемых русскими оружейными заводами. Длительная переписка военных чиновников «от авиации» и «от артиллерии» в итоге привела к тому, что с Тульского завода авиаторам дали 104 «Максима». Но основная их часть (60 пулеметов) осталась в Петрограде в распоряжении заведующего авиационно-воздухоплавательными приемками УВВФ подполковника А.Н.Вегенера. Остальные отправили в Киевский (21) и другие авиапарки. Число пулеметов, попавших в Центральный парк-склад, не установлено. Не удивительно, что при отправлении боевого самолета с фронта на ремонт в тыловые мастерские, вооружение с него снимали и оставляли в отряде.

Пулеметов на фронте катастрофически не хватало. На 1 апреля 1917 г. в воз- душном флоте России числилось всего 1069 пулеметов: «Льюис» - 479, «Кольт» - 352, «Виккерс» - 186, «Гочкис» - 52. Во фронтовых авиаотрядах их было значительно меньше, так как в это число входили все запасные пулеметы, находившиеся в Центральном парк-складе на Ходынке и в тыловых авиапарках.

Проблемой являлось не только получение пулеметов со склада. Много времени прошло, пока не выработали наиболее рациональные способы установки авиационного вооружения на самолете. Фактически до конца первой мировой войны так и не появилось единого мнения о типах боевых самолетов. Не случайно военный летчик В.М.Ткачев, составляя в начале 1917 г. первое в России наставление по тактике воздушного боя, отмечал: «Первое время пулемет ставили на аэроплан там, где находили более удобным по тем или другим чисто техническим соображениям и так, как подсказывали в том или другом случае конструктивные данные аппарата... В общем картина была следующая - к данной системе аппарата прилепливали пулемет там, где было возможно, независимо от того, каковы остальные боевые качества этого аэроплана и какое назначение его, в смысле предстоящего выполнения задач.»" Так, по мнению Ткачева, на машинах с толкающими винтами появились пулеметные установки с ограниченным обстрелом вперед, а на Моранах с тянущим винтов устраивали примитивные установки с обстрелом исключительно назад.

Но и годичный анализ боевого применения аэропланов не дал достаточно материала для выработки рационального типа боевого самолета. Когда в сентябре 1915 г. руководство воздухоплавательного отделения ГВТУ поручило профессору Г.А.Бо- тезату на основе боевого опьгга разработать тактико-технические требования к создаваемым на русских авиазаводах боевых аэропланах, тот составил довольно странную с современной точки зрения таблицу1® (см. табл. 1), из которой видно, что в тот период истребитель как легкий маневренный самолет еще не устоялся, и Ботезат считал его тяжелым многоместным аэропланом с мощным вооружением на борту.

Пока боевые аэропланы оставались двухместными, особых проблем не возникало. Летчик-наблюдатель, он же стрелок, имел возможность в воздухе прицеливаться, вести огонь, перезаряжать пулемет и в случае необходимости устранять задержку (что случалось довольно часто). Подвижные стрелковые установки, как правило делались шкворневыми, перемещаясь по той или иной направляющей. Постепенно ввели ряд усложнений, позволяя увеличить углы обстрела вплоть до вертикального направления вверх и вниз. В.Б.Шавров писал, что полное направляющее кольцо вокруг сиденья летнаба с перемещающимся по кольцу шкворнем с пулеметом освоили на русских авиазаводах в 1915 г. Различные варианты подобных установок применительно к всевозможным типам аэропланов изобретали как на «Дуксе», так и умельцы-механики в тыловых авиапарках и фронтовых отрядах.

1 пост Ходынка взлетная полоса русской авиации.
2 пост У истоков московского воздухлплавания.
3 пост Первые полеты на самолетах. Часть 1.
4 пост Первые полеты на самолетах. Часть 2.
5 пост Зарождение аэродрома.
6 пост «Дукс» начинает строить самолеты. Часть 1.
7 пост «Дукс» начинает строить самолеты. Часть 2.
8 пост Какой должна стать военная авиация? Часть 1.
9 пост Какой должна стать военная авиация? Часть 2.
10 пост «Точка» или авиационный центр? Часть 1.
11 пост «Точка» или авиационный центр? Часть 2.
12 пост Самолеты строит не только «Дукс» Часть 1.
13 пост Самолеты строит не только «Дукс» Часть 2.
14 пост Высшая школа летного мастерства. Часть 1.
15 пост Высшая школа летного мастерства. Часть 2.
16 пост Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 1.
17 пост Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 2.
18 пост Перелеты - знаменитые и безвестные. Часть 1.
19 пост Перелеты - знаменитые и безвестные. Часть 2.
20 пост В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 1.
21 пост В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 2.
22 пост Аварии и катастрофы. Часть 1.
23 пост Аварии и катастрофы. Часть 2.
24 пост Адам от авиации и другие «небожители» Часть 1.
24 пост Адам от авиации и другие «небожители» Часть 2.
25 пост «Великая война» зовет авиаторов. Часть 1.
26 пост «Великая война» зовет авиаторов. Часть 2.
27 пост Какие самолеты нужны русской армии? Часть 1.
28 пост Какие самолеты нужны русской армии? Часть 2.
29 пост «Дукс» расширяет производство - ямщики, потеснитесь. Часть 1.
30 пост «Дукс» расширяет производство - ямщики, потеснитесь. Часть 2.
31 пост «Все для фронта» - все ли? Часит 1.
32 пост «Все для фронта» - все ли? Часит 2.
33 пост «Самое грозное боевое оружие XX века…» Часть 1.

Книги, Беллетристика, Ходынское поле, Военная история, Москва

Up