«Самое грозное боевое оружие XX века…» Часть 1.

Feb 05, 2014 19:00

Продолжаю публиковать главы из книги Анатолия Анатольевича Дёмина, Ходынка: взлетная полоса русской авиации. Сегодня вашему вниманию представляется восемнадцатая глава этой книги: «Самое грозное боевое оружие XX века…» Часть 1.



Военные летчики В.Р.Поплавко, кн. В.И.Массальский и С.Н.Войцеховский (двое - выпускники школы МОВ) в самолете “Фарман-XV". Маневры МВО, лето 1913 г.

Начало первой мировой войны самолеты всех воюкицих стран встретили невооруженными. Противоречивость мнений и воззрений на перспективы развития военной авиации, безусловно, затормозила работы по бронированию и вооружению аэропланов в Европе и в России. Определить рациональный тип боевого самолета и выработать требования к его вооружению могла лишь суровая проверка на поле боя.

Единственное, что не вызывало ни у кого никаких сомнений с момента появления боевых аэропланов - это возможность их использования для сбрасывания на противника взрывчатых веществ, бомб и снарядов, как только позволит грузоподъемность. Трудно сказать, у кого первого возникла такая идея', но одними из первых бомбить с самолета стали практичные американцы. В начале 1911 г. в Сан-Франциско состоялась авиационная неделя, больше походившая на военные маневры, и 15 января «состоялось бросание бомб с аэроплана». Летал конструктор бомб лейтенант Крисси, а его пассажир бросал их в цель с высоты 180 м. Выяснилось, что «бомбы взрываются по направлению к земле без осколков и не представляют никакой опасности для зрителей. Опыты эти дали прекрасный результат и показали, что удачное попадание в цель зависит не столько от ловкости человека, сколько от необходимости для этой цели визирующего аппарата.»

Мировой приоритет в реальной бомбардировке принадлежит итальянцам. Лейтенант К.Ципелли экспериментировал с авиационными бомбами, изобретал бризантный взрыватель и, в итоге, взорвался сам. Во время итало-турецкой войны в Ливии 1 ноября 1911 г. лейтенант Гавотги с «Блерио» сбросил 4 гранаты по 4,4 фунта на турецкие войска и обстрелял из личного оружия. Хотя грузоподъемность самолетов в начале 10-х годов не превышала нескольких десятков килограммов, попытки разработать различные прицельные приспособления начались во всем мире. Русское военное ведомство, наряду с конкурсом военных аэропланов, 21 декабря 1912 г. объявило конкурс на «прибор для бросания снарядов с аэропланов и управляемых аэростатов». Все предложения рассматривались осенью 1913 г. во время подведения итогов конкурса военных аэропланов. Первый приз получил прибор штабс-капитана Толмачева, второй - лейтенанта Сидоренко. До 1916 г. Толмачев в Петербурге испытывал и совершенствовал свои прибор, военное ведомство ежегодно субсидировало его опьггы. Отзывы в большинстве случаев давали одобрительные.

Создание «Муромцев» и формирование из них Эскадры Воздушных Кораблей предопределило значительное увеличение интереса к вопросам разработки конструкций и создания разнообразного бомбардировочного оборудования и вооружения, включая и сами бомбы различных калибров. Теоретическим изучением проблем прицельного бомбометания наряду с конструкциями прицельных приспособлений вместе с военными занимались и ученые, такие как Н.Е.Жуковскии, ГА.Ботезат, А.Н.Журавченко, Тираспольский, инженеры Гарф, Н.Н.Лебеденко и др.

Осенью 1914 г. московский губернатор Муравьев телеграфировал Шефу авиации-. «...Из Москвы едет в Петроград инженер Лебеденко и везет в Главное инженерное управление изобретенный им аппарат прицельного автоматического метания бомб с аэропланов по неподвижным и движущимся целям, основанный на новом принципе измерения относительно скорости аэроплана и цели». По словам Чуковского, «прибор Лебеденко устроен так, что в нем летчику нужно только, поворачивая трубу ру- ками, постоянно держать предмет на перекрестных нитях».3 Изменение углов в пределах определенного интервала времени, сбрасывание бомбы при нужном угле проводились автоматически при помощи часов и барометра. Угломерный прицел Лебеденко вместе с кассетным бомбосбрасывателем на два снаряда был принят как опытный на вооружение и устанавливался на самолеты «Вуазен», строившиеся на «Дуксе». Заказали 20 таких приборов, 15 из них в конце 1915 г. приняли в казну и отправили «для дополнительного изучения» (на войсковые испытания) в Севастопольскую школу, Киевскую школу наблюдателей и некоторые фронтовые отряды.

Студент МТУ Б.С.Стечкин создал прицел наподобие прибора Толмачева. Он состоял из угольника с двумя визирными линиями и секундомера и требовал почти тех же манипуляций, что и прицел Толмачева. Жуковский отмечал, что «часы Толмачева отличаются от часов Стечкина тем, что имеют только одну стрелку, изменяющую направление движения от нажима кнопки... Прибор Стечкина просто переделывается из обыкновенного секундомера с двумя стрелками».

Как правило, почти обо всех прицелах сначала следовали положительные отзывы, затем мнение изменялость на противоположное. Это происходило из-за того, что все приборы не учитывали бокового ветра и сопротивления воздуха. Когда требования к точности бомбометания повысились, они оказались устаревшими. На заседании Технического Комитета ГВТУ 27 апреля 1915 г. специалисты вынужденно признали, что баллистических теорий бомбометания вообще не существует, и ГВТУ постановило выделить ассигнования на решение этой проблемы.

Исследования велись независимо в двух научных центрах. В Петербурге ответственным назначили профессора Ботезата, через два дня после заседания Военный Совет по представлению ГВТУ выделил 54 тыс. руб. на «бомбометательную систему Г.А.Ботезата, его вознаграждение и на применение его теоретических вьюодов к трем системам существующих у нас прицельных приборов» В 1915 г. по просьбе командующего ЭВК генерала В.М.Шидловского Ботезат вместе с прапорщиком Фридманом составил баллистические таблицы, по которым экипаж самолета, зная высоту и скорость полета, сбрасывал бомбы определенного типа с высокой для тех лет точностью. Позже для упрощения пользования в полете на их основе составили отдельные диаграммы для всех типов самолетов, находившихся на вооружении.

В Москве исследованиями по теории бомбометания руководил Н.Е.Жуковский. Поскольку сбрасывание бомб и стрел с небольшой высоты не позволяло получить полную картину, профессор добился прикомандирования для проведения опытов летчика С.В.Гулевича с самолетом «Ньюпор». Его отозвали из 5-й авиационной роты 4-й армии, защищавшей крепость Ивангород.^ Расчеты Жуковского по теории бомбометания проходили экспериментальную проверку на Ходынке, где для этих целей выделили участок земли с расставленными на нем мишенями.

В аэродинамической лаборатории МВТУ и в полете Н.Е.Жуковский исследовал аэродинамические свойства десяти принятых на вооружение авиабомб калибром от 5 до 409 кг. Активными участниками испытаний были Г.И.Лукьянов, КА.Ушаков и Г. М.Мусинянц. Опытным путем выяснили, что скорость падения увеличивается с ростом массы бомб, для калибра 409 кг она достигала 296 м/с. При падении с высот, превышающих 800 м, колебания тяжелых бомб прекращались. По словам Жуковского, «бомба в вертикальном направлении будет двигаться так, как будто бы она ниспадала по вертикальной линии».7 
Общую картину выяснили уже к лету, и в сентябре 191$ г. Жуковский высту- пил в Московском математическом обществе с докладом «К теории бомбометания с аэроплана», изложив основы разработанной и экспериментально проверенной теории бомбометания. Позже издали его брошюру «Бомбометание с аэроплана».

В ноябре 1915 г. Технический комитет ГВТУ утвердил доклад постоянного члена комитета генерал-лейтенанта Кирпичева об исследованиях по теории бомбометания: «Исследование затухания колебаний больших аэропланных бомб (весом более 5 пудов)... было произведено заслуженным профессором Жуковским, в лаборатории которого производилось определение аэродинамических свойств принятых у нас снарядов. В своем исследовании профессор Жуковский доказывает, что колебания больших аэропланных бомб во всяком случае прекращаются при падении бомб с высот, больших 800 метров. Так как бомбы всегда сбрасываются с более значительных высот, то, следовательно, колебания их не могут служить причиной отказа в действии ударных приспособлений...»8 Так было опровергнуто широко распространенное мнение и многочисленные спекуляции конструкторов взрывателей, что причиной отказа служат колебания бомбы в полете. Выводы ученого позволили перейти к выпуску авиабомб с уменьшенным хвостовым оперением.

16 ноября «Технический комитет положил... доклад по настоящему делу... принять к сведению», Жуковскому выразили «благодарность комитета за доставление интересного для военного воздухоплавания исследования».
13 апреля 1916 г. распоряжением Шефа авиации создали «Комиссию по изучению воздушной артиллерии». В ее задачи входило «свести и обработать весь уже имеющийся материал с целью добиться планомерного использования оружия, снарядов и приборов, имеющих отношение к воздушной артиллерии. Весь материал должен был быть по возможности исследован с теоретической стороны и проверен экспериментальным путем, а также по данным практики. Должны были быть составлены описания предметов снаряжения по воздушной артиллерии, а также наставления по пользованию ими».9 По поручению комиссии под руководством Жуковского разработали таблицы бомбометания, в зависимости от скорости определявшие углы упреждения при сбросе бомб. Их экспериментально проверили на Ходынке.

Кроме «больших аэропланных бомб» весом несколько пудов, к лету 1915 г. Технический комитет ГВТУ предложил группе Жуковского испытать большое количество разнообразных «аэропланных пуль» и «стрелок» весом 15-30 г. Впервые они появились во французской армии в самом начале войны и показали высокую эффективность. О них даже начали слагать легенды, утверждая, что эти «стрелки» (металлические стержни с заостренным концом и небольшим крестообразным стабилизатором, очень напоминавшие широкоизвестные «дротики» из одноименной игры «Дартс») длиной 10-15 см пробивают «насквозь» всадника с лошадью. Так ли это, не установлено, но известно, что при сбрасывании с высоты 1 км 500 стрелок рассеивались по площади до 2000 м2 и однажды «треть батальона, расположенного на отдых, была выведена из строя сравнительно небольшим количеством стрел, сброшенных с одного аэроплана». От «пронизывающего» железного дождя не спасали даже укрытия легкого типа, а «стрела, попавшая в лошадь, пробила ее крестец и вошла в землю на 1,5 дюйма». Об успешном применении «стрелок» союзниками русский военный агент во Франции несколько раз доносил в Ставку. Ценой неожиданных потерь и противник ознакомился с «ноу-хау» французского «чудо-оружия». К весне 1915 г. подобные стрелки появились в Германии и России.

По заказу Великого князя разработкой «русских стрелок» в конце лета 1914 г. занялся В.А.Слесарев. Подойдя к созданию «летучей пули» с научных позиций, он после серии аэродинамических экспериментов сделал стрелку, устранив основные недостатки французской: значительно улучшил устойчивость при сбрасывании с малых высот и увеличил максимальную скорость падения (со 105 до 130 м/с) при увеличении массы примерно на треть. «Снаряд» Слесарева с высоты 20 м пробивал оболочку дирижабля или бензобак самолета, а французские при сбрасывании с таких высот были неустойчивы и подходили к земле под углом до 30°.

О нравах той эпохи лучше всего свидетельствует «особо ценное», по мнению автора изобретения, свойство стрелки: «Мои пули не ржавеют, т.к. сплав не окисляется... т.е. попавшая пуля не заражает кровь, в то время как во французских стрелках предохранительные меры от окисления железа не производятся и попавшие стрелки причиняют почти всегда заражение крови». В ноябре 1914 г. авиаотряд 3-й армии успешно провел войсковые испытания, после чего ГВТУ заказало сначала 100 тыс. «летучих пуль» по 20 коп. за штуку, к лету 1915 г. - еще 200 тыс. Преимущества «русской стрелки» перед французской привели к запросу от союзных правительств Франции и Англии стрел Слесарева для изучения и о налаживании их производства. Позже в Англию продали 500 тыс. стрел и 100 зарядных ящиков для сбрасывания.

Немцы впервые опробовали свои «мини-бомбы» на русском фронте в апреле 1915 г. в первом налете на Эскадру «Муромцев» в Яблонне. Вражеский «Альбатрос» накрыл и оказавшихся на летном поле конструктора И.Сикорского и начальника ЭВК М.Шидловского. Они не пострадали, а первую стрелку, пробившую толстое оцинкованное железо и застрявшую в доске верстака, случайно обнаружили в ремонтной палатке. Затем в траве на летном поле нашли еще несколько десятков. Примерно в это же время на фронт пришла «союзническая помощь» - 100 тыс. стрел фирмы «Balles Bons». Интерес к «чудо-оружию» со стороны ГВТУ и простота технологии крупносерийного производства уже к лету 1915 г. инициировали разработку значительного количества разнообразных «стрелок» и «пуль». Все они были отправлены в лабораторию Жуковского для сравнительных испытаний.

Среди образцов выделялись стрелы Электромеханической мастерской «Сыромятников, Овчинников, Шатский и Ко» («С.О.Ш.»). Они имели корпус хорошо обтекаемой формы в виде «сигары» аэростата и трехлопастной стабилизатор из жести, начинавшийся от максимального сечения корпуса. Пули С.О.Ш. отливали из твердого свинцового сплава с острым стальным наконечником в носу, исключавшим ри- кошетирование. Некоторое усложнение технологии по сравнению с пулями Слесарева (те отливались из сплава свинца и сурьмы, а к металлическому штифту в хвосте обтекаемого корпуса припаивали пару согнутых под 90° жестяных «крылышек») компенсировало снижение себестоимости на треть и увеличение пробивной силы при сбрасывании с высот более 200 м в 3 раза (стрелок «Бон», выпуск которых к этому времени освоил механический и меднолитейный завод В.Т.Однера - в 5 раз).

Одновременно в Москву на испытание попали «аэропланные пули с примкну- тым четырехлопастным оперением» массой около 29 г разработки АО «Дюфлон, Константинович и Ко» («Дека»). Их отливали из твердого свинцового сплава, стабилизатор жестяной. Военный летчик В.В.Дыбовский к лету 1915 г. разработал оригинальную конструкцию стрелки с веретенообразным корпусом из сплава свинца и сурьмы и расплющенным алюминиевым стрежнем в хвостовой части. Литейный завод Э.Э.Новицкого изобрел пули с ленточным стабилизатором, с высоты 40 м пробивавшие 10-мм доску. В своеобразном конкурсе также участвовали аэроплаи- ные пули системы Андрэ Поттелета, стрелы рижского завода Этна с деревянным стабилизатором и пять типов стрел английского завода спецприборов братьев Серж. Ножевидные стрелы «кумулятивного» действия предложил Ф.С.Стычии- ский. Основу составляла залитая свинцом заточенная стальная пластина. При попадании в цель свинец «прилипал» к преграде, а «нож» пробивал ее.

Исследования в аэродинамической лаборатории и летные испытания на Ходынке показали полное преимущество стрел «с примкнугым оперением» фирмы «Дека». Продувки в трубе выявили их наилучшие аэродинамические характеристики, заслужившие самую высокую оценку Жуковского. При сбрасывании с высот более 750 м они превосходили пули Слесарева по пробиваемости даже при меньшей на четверть массе. Наихудшая аэродинамика оказалась у французских стрел «Бон», стрелки Дыбовского уступали уже принятым на вооружение и продемонстрировали полную несостоятельность конструкции, получившей вместе со стрелами Поттелета, Сты- чинского и завода Новицкого категорический отзыв комиссии ГВТУ: «Такие стрелки не нужны».

Стрелы заводов Этна и братьев Серж признали «востребованными... в случае надобности» - ограниченно годными.
Своим заключением Н.Е.Жуковский дал «путевку в жизнь» аэропланным пулям «С.О.Ш.» и «Дека». Хотя в итоге к концу 1915 г. на вооружение военно-воздушного флота России приняли 9 разнообразных образцов авиационных пуль и стрел, Технический комитет ГВТУ рекомендовал «к заготовке, буде в том встретится надобность, пули электромеханической мастерской «С.О.Ш.» взамен рекомендованных ранее комитетом пуль инженера Слесарева».

В августе 1915 г. фирма «С.О.Ш.» получила заказ на 400 тыс. пуль, с конца того же года «С.О.Ш.» и «Дека» стали основными поставщиками этого оружия для авиации, развернув массовое производство. Даже в неспокойном 1917 г. «Дека» получила заказ на 400 тыс. «пуль для метания с аэропланов», выполненный в июле. Удачные конструкции стрел «С.О.Ш.» и «Дека» позволили им без изменений пережить первую мировую и гражданскую войны, где их успешно и многократно применяли по лагерям, скоплениям пехоты и конницы, походным колоннам. Стрелы, в том числе и вражеские, при каждом удобном случаи собирали с земли.

Вместе с пулями и стрелами на Ходынке испытали и разные конструкции «бомбометов» - ящиков-кассет. Сначала такой ящик держали, стоя в кабине, а в нужный момент (прицелившись «по сапогу») переворачивали и вытрясали стрелы. Позже появились откидные крышки сверху и снизу (для загрузки и сброса, нижняя управлялась тросиком из кабины, у Слесарева - штурвальчиком или «грушей» от фотоаппарата). Для повышения точности попадания стрел с хрупким «примкну- тым оперением» инженер Колпаков-Мирошниченко разработал специальный «сбрасыватель», сопряженный с бомбардировочным прицелом своей конструкции. При сбросе в плоскости ветра возрастала площадь зоны поражения в продольном и в поперечном направлении. Исследования «аэропланного стрелометания» в ИМТУ и на Ходынке позволили обеспечить русскую авиацию собственным оружием с русских заводов. Эпизодические поставки от союзников шли в мизерных объемах.

Работы Жуковского, его соратников и учеников не ограничивались только теоретическими исследованиями и экспериментальной проверкой принятых на вооружение стрел и бомб. Использование на фронте самолетов «Илья Муромец» в качестве бомбардировщиков выявило потребность в создании авиабомб крупного калибра и достаточной мощности различных типов - фугасных, осколочных и зажигательных. К решению практической задачи военное ведомство привлекло крупных ученых и авиаспециалистов. В июле 1915 г. Великий князь Александр Михайлович обратился к Жуковскому с просьбой «изыскать способы изготовления зажигательных авиабомб малого и большого калибров». На опьггы ГВТУ отпустило 1500 руб. Жуковский со своими учениками В.П.Ветчинкиным, А.А.Микулиным, Б.С.Стеч- киным и Б.Н.Юрьевым немедленно занялся исследованиями и конструированием. В короткий срок в аэродинамической лаборатории ИМТУ изготовили и испытали несколько типов зажигательных бомб.

14 сентября 1915 г. Жуковский представил в ГВТУ отчет об испытаниях: «Испытания сначала производились при Аэродинамической лаборатории..., причем испытывались различные системы зажигательных снарядов, из которых оказались удовлетворительными стрела, спроектированная прапорщиком Б.Н.Юрьевым, и аппарат с химическим запальником, спроектированный студентом... Б.С.Стеч- киным. Эти два аппарата сбрасывались с высоты около 15 м (крыша физического института И.Т.У.) и давали большое пламя, причем стрела, имеющая специальное приспособление для разбрасывания горючей жидкости, давала большой радиус зажигательного района. Кроме того, были разработаны и приготовлены студентом... А.А.Микулиным в лаборатории образцы больших зажигательных бомб, для сбрасывания которых необходима была большая высота. Для дальнейших опытов я обратился к его императорскому высочеству с ходатайством о прикомандировании ко мне для опытов аэроплана Ньюпор в 80 сил летчика прапорщика С.Б.Гулевича.

При опытах сбрасывания с аэроплана оказалось, что горючая жидкость, падая на землю с большой высоты в тонкостенных сосудах, сама весьма хорошо разбрызгивается, потому специальных приспособлений для разбрызгивания, как это было в стреле Б.Н.Юрьева, нет надобности применять, вследствие этого опыты со стрелами были приостановлены, и все внимание было направлено на опыты с зажигательными снарядами системы Б.С.Стечкина и А.А.Микулина. Как горючее употреблялась смесь керосина, бензина и скипидара, причем внутренность бомбы еще наполнялась каплей и льняными очесами. Зажигание бомбы производилось при падении бомбы на землю. В запальнике Б.С.Стечкина его зажигание получалось при соединении серной кислоты с ватой, пропитанной порошком марганцевокислого калия, запаянная ампулка с серной кислотой завертывалась в эту самую вату и все вместе помещалось в широкую пробирку, на которую надевалось свинцовое кольцо, которое при падении разбивает обе пробирки. На аэроплане запальник является безопасным вследствие того, что кольцо не позволяет ему ни сжаться, ни сместиться относительно пробирюк; безопасность запальника с предохранительным стаканчиком была многократно испытана сбрасыванием на камни с высоты 20 метров. В момент сбрасывания бомбы предохранительный стаканчик снимается с запальника. Горючая жидкость помещалась в бычачьем пузыре, к которому привязывался запальник; вместо пузыря может бьггь употребляем любой тонкостенный сосуд, форма которого безразлична, так как запальник действует при падении в любом положении. При сбрасывании с аэроплана зажигательных бомб Б.М.Стеч- кина (около 20 штук) не было ни одного отказа.

Запальник А.А.Микулина представлял упрощенный запальник Орановского с капсюлем; упрощение состоит в том, что жало ударника было на конце предохранительного пропеллера, который не сбрасывался с бомбы, а ввинчивался в нее. 
От капсюля зажигание передается в порох с искристым составом, отгороженный от бензина жестяной стенкой. Горючее наливается в жестяной сосуд, которому придавалась устойчивая форма со стабилизатором, чтобы бомба всегда шла запальником впереди. При опытах оказалось, что для надежного зажигания бензина бросание должно производиться с высоты не менее 500 метров, так как при малой высоте иногда случаются отказы.»

Для испытаний зажигательных снарядов сделали небольшие партии из 20 бомб А.А.Микулина и 150 бомб Б.С.Стечкина. Их отправили для испытаний в боевых условиях в крепость Ивангород к подполковнику А.Н.Вегенеру. Чуть позже несколько экземпляров отвез туда же прапорщик Б.Н.Юрьев.

Параллельно с созданием авиабомб конструировали и другое различное бомбардировочное оборудование - бомбодержатели и бомбосбрасыватели («бомбометы»). На «Дуксе» освоили серийный выпуск балочных бомбодержателей, 6 февраля 1915 г. из ГВТУ пришло распоряжение: «Все летательные аппараты, изготовляемые Вашим заводом, снабжать одной парой бомбометов системы капитана Орановского, образец коих был Вам выслан управлением. Стоимость пары бомбометов для бомб малого калибра 104 р. за пару, и для бомб крупного калибра в 2 и 3 пуда 136 р. аа пару. Впредь до нового уведомления надлежит снабжать аппараты малыми бомбометами.»12 Бомбосбрасыватели активно конструировал и сам Жуковский, описание одного такого приспособления есть в его работе «Бомбометание с аэроплана».

Еще более актуальной стала задача вооружения самолетов стрелковым автоматическим оружием. Как выяснилось, опыты с установкой на самолете пулемета, проведенные поручиком Поплавко в 1913 г. на Ходынке, были забыты далеко не всеми. 19 февраля 1916 г. штаб 4-й армии обратился в канцелярию Великого князя с ходатайством о выдаче пулеметов для вооружения аэропланов. Сообщалось, что «в Гренадерском авиационном отряде был произведен удачный опыт установки пулемета системы «Кольт» на аппарате типа «Альбатрос», причем начальник отряда находит вполне возможным установить пулеметы типа «Кольта» и на аппаратах других систем. Не будет ли признано возможным исходатайствовать выдачу пулеметов системы «Кольт» на вооружение наших самолетов до наступления весенней кампании; это несомненно принесло бы большую пользу авиационному делу, тем более, что аэропланы противника также вооружены пулеметами.»

В 1914 г. Гренадерским отрядом командовал капитан В.А.Юнгмейстер, присутствовавший на I Московской неделе и знавший об опытах Поплавко 1913 г. В 1916 г. Юнгмейстер командовал авиационной группой 4-й армии, и когда его летчикам достался трофейный «Альбатрос», проблем с установкой пулемета (при его наличии) не было. Летчики Юнгмейстера отличались изобретательностью. В 1916 г. немцы стали применять змейковые аэростаты для корректировки артогня, и выпускник Московской школы прапорщик А.В.Квасннков в инициативном порядке установил между плоскостями одноместного «Ньюпора-17» зажигательные ракеты Ле-Приера с. электроспуском, позволявшим произвести два залпа. Однажды ракетным залпом он сбил немецкий аэростат. Почин поддержал летчик того же отряда Каминский, сбивший еще один аэростат. Но не зря говорят, что «инициатива наказуема», за несанкционированную «ревность к службе» летчики получили взыскание.

В 1914-1915 гг. многие фронтовые летчики самостоятельно пытались приспособить автоматическое оружие для ведения воздушного боя. Весьма любопытным был рапорт командира 11-го као штабс-капитана Яблонского, сконструировавшего
специальным станок для аэроплана, по его замыслу тот должен был «винтовку обратить в пулемет». Для проведения экспериментов и завершения работы Яблонский просил начальство прикомандировать к его отряду всего трех авиаспециалистов. Но каких! Штабс-капитану потребовались ни больше, ни меньше как известный профессор-аэродинамик К.Н.Боклевский, авиаконструктор В.А.Слесарев и еще два механика. Не удивительно, что просьбу изобретателя не выполнили.
Хотя приказ военного ведомства о вооружении аэропланов ружьями-пулеметами «Мадсен» вышел уже через 10 дней после начала войны, и на «Дуксе» работы по вооружению самолетов возобновились, потребовалось достаточно много времени, чтобы фронтовые авиаотряды получили это оружие. Однако имевшиеся в небольших количествах пистолеты Маузера и автоматические ружья-пулеметы Мадсена оказались устаревшими и технически несовершенными.

1 пост Ходынка взлетная полоса русской авиации.
2 пост У истоков московского воздухлплавания.
3 пост Первые полеты на самолетах. Часть 1.
4 пост Первые полеты на самолетах. Часть 2.
5 пост Зарождение аэродрома.
6 пост «Дукс» начинает строить самолеты. Часть 1.
7 пост «Дукс» начинает строить самолеты. Часть 2.
8 пост Какой должна стать военная авиация? Часть 1.
9 пост Какой должна стать военная авиация? Часть 2.
10 пост «Точка» или авиационный центр? Часть 1.
11 пост «Точка» или авиационный центр? Часть 2.
12 пост Самолеты строит не только «Дукс» Часть 1.
13 пост Самолеты строит не только «Дукс» Часть 2.
14 пост Высшая школа летного мастерства. Часть 1.
15 пост Высшая школа летного мастерства. Часть 2.
16 пост Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 1.
17 пост Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 2.
18 пост Перелеты - знаменитые и безвестные. Часть 1.
19 пост Перелеты - знаменитые и безвестные. Часть 2.
20 пост В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 1.
21 пост В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 2.
22 пост Аварии и катастрофы. Часть 1.
23 пост Аварии и катастрофы. Часть 2.
24 пост Адам от авиации и другие «небожители» Часть 1.
24 пост Адам от авиации и другие «небожители» Часть 2.
25 пост «Великая война» зовет авиаторов. Часть 1.
26 пост «Великая война» зовет авиаторов. Часть 2.
27 пост Какие самолеты нужны русской армии? Часть 1.
28 пост Какие самолеты нужны русской армии? Часть 2.
29 пост «Дукс» расширяет производство - ямщики, потеснитесь. Часть 1.
30 пост «Дукс» расширяет производство - ямщики, потеснитесь. Часть 2.
31 пост «Все для фронта» - все ли? Часит 1.
32 пост «Все для фронта» - все ли? Часит 2.

Книги, Беллетристика, Ходынское поле, Военная история, Москва

Up