Продолжаю публиковать главы из книги Анатолия Анатольевича Дёмина, Ходынка: взлетная полоса русской авиации. Сегодня вашему вниманию представляется четырнадцатая глава этой книги: «Дукс» расширяет производство - ямщики, потеснитесь. Часть 2.
Первый «Фарман» постройки фабрики «Дукс» и его создатели. Август 1910 г.
Весной 1901 г. участок Гущина площадью 798,3 кв. саженей2® находился в залоге в Московском Городском Кредитном обществе, долг по платежам составлял 1089 руб., к 1 марта начисления по срочному платежу достигали 38 руб. 75 коп., к 1 апреля на них начислялось 19 коп. пени. Меллер не скупился и 19 марта дал Гущину задаток в 2000 руб., а общая цена участка земли составила 18.000 руб. Так ничем не примечательная прямоугольная «поляна» размером около 44,3 х 18 саженей (-100 м х 40 м) стала местом рождения крупнейшего в России авиазавода.
Сразу же в мае 1901 г. на новой территории заложили здание автомобильной фабрики «Дуке». К концу года установили закупленное за рубежом первоклассное оборудование, и фабрика вновь вступила в строй. В те годы на ней работало около 100 человек. Предприимчивый Меллер сразу же стал бороться за «расширение жизненного пространства», прикупая и долгосрочно арендуя соседние участки земли.
С отменой крепостного права в 1861 г. Общество ямщиков Тверской слободы получило право на продажу земли, которую прежде можно было лишь сдавать в аренду. Вскоре оно полностью рассчиталось с казной и стало собственником земли. Всю территорию разделили на прямоугольные участки размером 44 х 18 саженей, по решению схода многие ямщики вышли из Общества и получили свои наделы в полную собственность. Покупателей на их землю оказалось много, и в течение нескольких лет почти вся она была распродана разным владельцам. В конце XIX века территория бывших ямских угодий застраивалась быстрыми темпами, так появились 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я улицы Ямского поля. К началу XX века большинство участков, хозяевами которых были как ямщики, так и новые владельцы всех сословий, оказались заложены-перезаложены, многократно сдаваемы в аренду и субаренду, обратно выкуплены Обществом ямщиков у новых владельцев и т.д. Ю.А.Меллер не преминул этим воспользоваться.
Первым полноценным «охотничим трофеем» Меллера стал купленный 26 января 1912 г. примыкавший к участку Гущина «половинный» (44 х 9,6 саж.) участок земли площадью 421,25 кв. саж. за № 1618, принадлежавший Н.Н.Плахово, Веко- ре здесь возвели заводские цеха, склады и контору, их Меллер немедленно сдал в аренду АО «Дуке», т.е. самому себе, получая при этом немалую арендную плату.
6 августа 1906 г. крестьянин Калужской губернии П.И.Аниконов взял в аренду на 10 лет соседний с «Дуксом» участок земли, принадлежавший Е.А. и В.П.Во- лочугиным. По договору на арендованном участке разрешалось строить сооружения. 16 июля 1913 г. Меллер заключил с Аниконовым договор купли-продажи построенных к этому времени зданий - одноэтажного деревянного дома под железной крышей на каменном фундаменте размерами 12 х 20 аршин и двух крьггых железом сараев размерами 8 х 13 аршин, один из которых служил конюшней. За эти строения Меллер заплатил 6.000 руб.21
Нетрудно догадаться, как Меллер собирался распорядиться этими сараями, тем более что в архивном деле рядом подшит страховой полис от 24 апреля 1913 г., удостоверявший, что принадлежащие Меллеру строения «за Тверской заставой в Ямской слободе по переулку Дворцовому, ныне 1-й проезд Ямского поля» (участок № 1617) застрахованы в Российском страховом обществе по 22 ноября 1913 г. на сумму 55.000 руб.22 Однако свидетельств, что Меллер реконструировал строения «методом Лебедева»2^, не обнаружено.
1 ноября 1913 г. В.П.Волочугин при разделе имущества с женой Е.А.Волочуги- ной и тещей Е.П.Федоровой получил участок земли общей площадью 773 кв. саж. с принадлежавшими Меллеру сараями в единоличное владение. Слустя полтора года, 18 мая 1915 г., Меллер выкупил у В.П.Волочугина этот участок, заложенный в Московском Городском Кредитном обществе (сумма долга по платежам составляла 2967 руб.), погасив все долги. В тексте договора объявлен предмет сделки - «собственно ему (Волочугину - АД.) принадлежащее дворовое место со всеми на нем жилыми и нежилыми строениями - участок № 1866...» и ни словом не упомянуто, что уже почти два года владельцем строений является сам Меллер.
3 октября 1915 г. состоялась сделка, в результате которой АО «Дуке» приобрело еще два участка земли (№№ 2279 и 2280) общей площадью около 850 кв. саж. (стандартный участок, ранее поделенный между супругами - дворянкой, дочерью тайного советника Ю.К.Шильдбах и отставным шт.-капитаном С.КШильдбахом). Интересно, что бывшая жена получила за землю 60.000 руб., а муж за равноценный участок только 55.000 руб. Впрочем его участок уже давно находился в залоге, и долг составлял огромную по тем временам сумму около 15000 руб, из них срочных платежей - около 1000 руб.25 Эту сделку вместе с И.Меллером оформлял директор правления АО «Дуке» присяжный поверенный Виктор Викторович Рот.
Наиболее любопытной является многолетняя «эпопея» с покупкой участка земли площадью 508 кв. саженей, который мещанка А П.Смирнова 21 декабря 1906 г. взяла в аренду у Общества ямщиков сроком на 10 лет - с начала 1907 г. по 1 января 1917 г. 8 августа 1913 г. крестьяне Покровского уезда братья Дмитрий и Иван Рябовы приняли на себя все обязательства по договору аренды АП.Смирновой. 3 октября 1915 г., когда до истечения этого договора оставалось еще больше года (!), братья Рябовы и староста ямщиков Н.И.Кокорин составили новый договор аренды - с начала 1917 г. и по 1 января 1927 г.2*
На арендованной земле разрешалось «возводить жилые и нежилые помещения с разрешения начальства...» (интересно, какого), арендаторов также обязали огораживать арендуемый участок. Одновременно с заключением этого договора борьба
«Дуке» расширяет производство - ямщики, потеснитесь Ю.Меллера за покупку данного участка приняла новый оборот. Уже через две не-- дели (!), 17 октября 1915 г., по договору аренды братья Рябовы отдали АО «Дуке» сроком до 1 января 1927 г. «собственно Рябовым принадлежащее строение - сарай» и прилегающий к сараю двор площадью 232 кв. саж. Особо оговаривалось, что «Дуксу» «предоставляется право сделать для себя с арендуемого двора ворота и пользоваться проездом по остальной состоящей во владении Рябовых земле.» При этом за Рябовыми оставались платежи обществу ямщиков, очистка мостовой и тротуара, а также содержание сторожа. Тем же числом оформлен договор между братьями Рябовыми и АО «Дуке» на продажу на снос в любое удобное заводу время двух старых деревянных флигелей на сданном дворе за 2.900 руб.27
Ровно через год, 13 октября 1916 г., АО «Дуке» стало субарендатором всего участка № 2148, причем братья Рябовы переадресовали ему все обязанности арендатора и возможные претензии владельца. По этому же договору Рябовы продали «Дуксу» на снос все стоявшие на этом участке строения. Плата за несколько деревянных сараев составила фантастическую сумму - 30.000 руб., но при этом особо оговаривалось, что все строения должны бьггь очищены к 1 января 1917 г., а здания слесарной и столярной мастерской - на месяц раньше к 1 ноября 1916 г.
В июле 1915 г. АО «Дуке» арендовало сроком на год за 1500 руб. участок земли под № 1776, принадлежавший потомственной почетной гражданке А.И.Ор- ловой. В договоре оговаривалось право «Дукса» сколачивать на дворе деревянные ящики.29 В середине 1916 г. договор аренды был продлен еще на год, однако сумма аренды по неясным причинам уменьшилась вдвое - 700 руб., хотя право «производить постройку деревянных ящиков» сохранялось.
В ноябре 1916 г. АО «Дуке» предложило Обществу ямщиков Тверской-Ямской слободы продать два участка земли - арендованный Рябовыми и участок земли по 3-й улице Ямского поля (ок. 790 кв. саж.), арендованный некоей Е.С.Цубербил- лер 13 октября 1916 г. сроком на 10 лет, начиная с 1 апреля 1917 г. (похоже, продлила предыдущую аренду, иначе неясно, как она умудрилась «объехать на вороных» самого Меллера). Главным аргументом «Дукса» являлось то, «что указанные участки земли необходимы нам для расширения, по требованию военного ведомства, нашего аэропланного завода, работающего исключительно на государственную оборону.» Одновременно в Общество ямщиков поступили две телеграммы из УВВФ с запросом о продажной цене этих участков. Сход ямщиков в присутствии доверенного «Дукса» В.Э.Местеля рассматривал вопрос в конце 1916 г., но отложил решение о продаже до получения дополнительных разъяснений из УВВФ.
Увидев, что произошло в начале 1917 г. с «приглянувшимися» Меллеру участками земли (об этом речь дальше), ямщики решили не сопротивляться, и в конце марта УВВФ подтвердило, «что оно не имеет препятствий к приобретению... [«Дуксом»] от Общества ямщиков вышеуказанных участков земли». Подобные заявления о согласии на продажу участков земли «Дуксу» написали и арендаторы - братья Рябовы и Е.С.Цубербиллер. В июле 1917 г. состоялся очередной «полномочный» сход ямщиков, на нем присутствовало 2/3 всех «наличных душ мужского пола» («36 ямщиков из 49 домохозяев»). Скрупулезно подсчитав, что общая сумма аренды на ближайшие 10 лет составит 1927 руб. 95 коп. в год (а фактические платежи в тот момент составили 823 руб. 60 коп.), ямщики решили, что гораздо выгоднее капитал от продажи земли (по 90 руб. за сажень - 115.515 руб) держать в банке под 5% годовых, получая 5775 руб. 75 коп. в год. В решении схода они записали, что продают землю прежде всего потому, что АО «Дуке» приобрета- ет «нашу землю в целях расширения его завода, известного не только всей России, но и за его границей как работающего на оборону государства различной формы воздушный флот для разведок и истребления неприятеля и военные мотоциклеты, велосипеды и т.п.»31 Далее на нескольких страницах шли подписи трех с половиной десятков ямщиков - о каллиграфии речь и не шла, но все-таки это были подписи, а не кресты. Договор купли-продажи земли заключили 2 августа, его подписали также «наблюдающий за изготовлением авиационного имущества на заводе «Дуке» в Москве» инженер Л.Бср и «районный наблюдающий за изготовлением авиационного имущества для Морской Авиации в гор.Москве» Прищепов.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что ямщики не прогадали, получив «живые деньги» накануне осени 1917 г. Трудно сказать, сколько они успели пропить в окрестных кабаках в условиях действовавшего тогда «сухого закона», но через два-три месяца они точно получили бы «от селедки уши».
В результате аренды, субаренды и покупки земли территория «Дукса» значительно расширилась, но при этом напоминала скорее шахматную доску. Камнем преткновения стали участки, принадлежавшие потомственной почетной гражданке Марии Сергеевне Жемличке, которые она категорически отказывалась продавать или сдавать в долгосрочную аренду. С трудом добившись трехлетней аренды одного участка земли (№ 1897), «Дуке» возвел на нем несколько временных корпусов. К 25 августа 1916 г. здесь уже находились склад частей велосипедов и аэропланов, склад железа, навес для хранения самолетных ящиков, лесопилка, трубопрокатный завод и в нем кислотный цех. Но дальнейшее расширение производства было невозможно. Не случайно в вышеупомянутом письме Д.В.Яковлеву Ю.Меллер написал, что в первую очередь «необходимо отчудить с выгодной оплатой и принудительным порядком землю: а) М.С.Жемлички, в количестве 3000 кв. саж. (на 1600 саж. уже подано нами прошение) и б) 800 кв. саж. с прилегающих также к заводу, принадлежащих Ямскому Обществу. Отчуждение этих участков в принудительном порядке вызывается невозможностью добровольного соглашения. Кроме того, завод путем добровольного соглашения намерен приобрести еще 4300 кв. саж., что составит в совокупности немного свыше трех десятин. Отчуждение земли необходимо вести таким образом, чтобы в конечном результате таковую передать в собственность завода в виду непрерывности построек и цельности завода.»
Сражаясь за земельные участки, в мае 1916 г. Меллер отправил в УВВФ и царю Николаю II по-своему уникальные документы:
«Препровождая при сем проект прошения на ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ, покорнейше просим Управление Военно-Воздушного Флота не отказать рассмотреть этот проект с принципиальной точки зрения и сообщить нам, возможно ли Обществу рассчитывать на поддержку УВВФ для удовлетворения нашего ходатайства.
Обратиться к такому чрезвычайному способу приобретения земли заставляют нас обязательства, принятые нами на для Государственной обороны. Как мы изложили в нашем прошении, арендованный нами на три года участок земли сплошь застроен нами временными деревянными постройками. Построить каменные здания Общество лишено возможности по краткости срока аренды. Хотя Общество н приняло на себя все возможные меры против пожара, однако серьезность принятых нами работ по снабжению Воздушного Флота заставляет нас изыскать все меры к обеспечению непрерывности работы. Самой надежной мерой была бы замена деревянных строений каменными. Если наше ходатайство не встретит сочувствия УВВФ. то Общество и не будет такового возбуждать».
25 мая Меллер отправил царю «ВСЕПОДДАННЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ»:
«Заводы нашего Общества еще до войны устраивались для обслуживания нужд Военного Ведомства. Заказы связанные с требованиями обороны вызвали необходимость расширения заводов, а следовательно и расширения площади земли, занимаемой заводом. Вследствие создавшегося положения цены на соседние участки выросли чрезвычайно, но там где возможно было соглашение, Правление Общества его достигло. По одному же участку земли мерою 1600 кв. с аж. принадлежащему... возможно было достигнуть лишь аренды сроком на 3 года. Построенные на этом участке деревянные здания для завода цельнотянутых стальных труб, столярной мастерской, здания для складов не дают уверенности в безопасности, а тем самым и беспрерывности работы.
На короткий срок аренды заводоуправление лишено возможности построить капитальные каменные корпуса. Деревянные же строения постоянно угрожают пожаром. Самое существо наших работ, а именно постройка аэропланов, требует напряжения всех сил и всякая остановка производства тяжело отразится на срочности исполнения договоров, и заказанные аэропланы в срок не окажутся на фронте.
Не считая себя вправе брать на себя всю тяжесть ответственности, мы позволяем себе прибегнуть к МОНАРШЕЙ МИЛОСТИ ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА в виду Государственного значения нашего завода и невозможности путем согласования приобрести необходимую площадь земли для расширения нашей деятельности, направленной исключительно на Государственную оборону с покорнейшим ходатайством о принудительном отчуждении по справедливой оценке участка земли...»
Прошение моментально «раскрутило» военно-бюрократическую машину, и уже в июне УВВФ срочно запросило у «Дукса» сведения об искомых участках земли, примерной их стоимости, всех «подводных камнях», мешающих их покупке, и «не отразится ли постройка каменных сооружений на производительности завода».
После отправки в сентябре письма Д.В.Яковлеву, Меллер, похоже, понял, что «поймал ветер в свои паруса», и 6 октября 1916 г. отправил в УВВФ новое письмо, где «в дополнение к нашему прошению о принудительном отчуждении земли... М.С.Жемлички... честь имеем обратиться в Управление с просьбой исходатайствовать Высочайшее Повеление о принудительном отчуждении еще трех участков земли... Просьбу нашу мы основываем на требовании УВВФ увеличить производство нашего завода».3* Речь шла еще об одном участке земли Жемлички площадью 2400 кв. саж. и вышеупомянутых участках братьев Рябовых и Е.С.Цубербиллер.
В результате активных действий «Дукса» 23 февраля 1917 г. появилось ежегодное «Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате» за № 49. В его первом отделе в ст. 299 «Об отчуждении земли в г.Москве для надобностей военного ведомства» значилось: «Для надобностей военного ведомства оказалось необходимым отчудить, согласно представленному Военным министром плану, следующие земельные участки с принадлежностями...»3^ Далее в тексте указа шло детальное описание всех необходимых Меллеру участков с именами владельцев - Общества ямщиков и М.С.Жемлички.
Текст «Собрания узаконений...» заканчивался словами: «Вследствие сего, рассмотрев положение по этому делу Особого в Государственном Совете присутствия, Повелеваем: 1) Сделать надлежащие распоряжения к отчуждению для названной
цели указанных земель; 2) в вознаграждении владельцев поступать на основании общих узаконений об имуществах, отчуждаемых по распоряжению Правительства, и 3) в виду безотлагательной надобности в упомянутых землях, занимать их вслед за совершением описей оных, с соблюдением правил, изложенных в ст. 594 и 595 Законов Гражданских. Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. В Царском Селе «Николай». 8.2.1917.
Так Меллер умудрился «подмахнуть» столь необходимую бумагу у царя всего за две недели до его отречения! Смена власти практически не задержала исполнение правительственного решения, уже в конце марта началась интенсивная переписка по вопросу отчуждения. Ямщики «упираться рогом» не стали и летом продали свои участки. 19 сентября «Дуке» уведомил УВВФ, что решение правительства следует выполнять только в части участков Жемлички, иначе «осуществление при таких условиях полностью Указа 8 февраля с.г. повело бы лишь к непроизводительным расходам для казны и в то же время поколебало бы к явному ущербу для дела, современное положение предприятия «Дуке»... Что же касается упоминаемых в том же указе... двух участков земли Марии Жемлички, то скорейшее предоставление их военным ведомством Обществу «Дуке» на прочных основаниях, по отчуждению в установленном порядке, представляется по-прежнему необходимым. В виду сего покорнейше просим Управление принять зависящие от него меры к немедленному осуществлению Указа 8.2. с/г., в части, касающейся участков земли Марии Жемлички.»
Одновременно Меллер предупреждал УВВФ, что на одном из этих участков возведены принадлежащие «Дуксу» строения, которые по тексту указа формально тоже подлежали описи н оценке, но «очевидно не подлежат отчуждению со стороны военного ведомства». По более ранней описи стоимость этих сооружений оценивалась в 78372 руб. (в том числе склад и мастерская для лодок гидроаэропланов
- 20.500 руб, железный склад - 5050 руб., склад ящиков и плотничная мастерская - 8600 руб, деревообделочная и трубный завод - 40682 руб, табельная - 3240 руб., пожарный сарай - 300 руб.).40
Опись и передачу земельных участков Жемлички военному ведомству распоряжением Комиссариата 2-го Сущевского участка назначили на 12 часов дня 30 сентября 1917 г. в Петрограде. Что происходило в тот день в кабинете начальника УВВФ и затем в октябре 1917 г., неизвестно, документов пока не найдено.
Так Меллер добился желанной цели, но это была «пиррова победа». К моменту прихода к власти большевиков общая площадь владений АО «Дуке» (участки под №№ 1778, 1779, 1787, 1807, 2148) превысила 15 тыс. кв. саж., из них два участка собственно «Дукса» - 2900 и 779 кв. саж., Е.С.Цубербиллер - 787 кв. саж., бр. Рябовых - 515 кв. саж., М.С.Жемлички - 1579 и 2630 кв. саж., Подъездковых
- 5221,65 кв. саж., Гусева - 791,2 кв. саж. Всего - 15195,85 кв. саж.41
По данным В.Б.Шаврова, реально площадь заводской территории «Дукса» составляла только 10980 кв. саженей, каменные и деревянные строения занимали площадь 3680 и 3000 кв. саж., соответственно. По числу двигателей (40) «Дуке» лишь немного уступал петроградским авиазаводам В.А.Лебедева и Ф.Мельцера (55 и 49), зато по суммарной мощности (480 л.с.) значительно их превосходил. Наибольшим среди всех авиазаводов было и количество станков - 195. (У РБВЗ и завода А_А.Анатра в Одессе - 117 и 131, соответственно). Двумя с лишним тысячами рабочих на «Дуксе» руководили около 300 служащих. За годы войны общий выпуск самолетов составил 1569 машин - около 30% от общего количества. Для сравнения, площадь территории другого московского самолетостроительного завода «Моска» в 1917 г. достигала 1530 кв. саж., общая площадь деревянных строений (каменных не было) составляла 530 кв. саж. 12 двигателей общей мощностью 66 л.с. вращали 48 станков. Штат завода составлял 260 рабочих и 64 служащих, в 1915-1917 гг. они сдали военному ведомству 64 самолета.42
Политические катаклизмы осени 1917 г. существенно усложнили производственную деятельность «Дукса», но не остановили полностью выпуск самолетов. В ноябре построили 41 аэроплан, в декабре - 12. Во всяком случае эти данные опровергают утверждение, что «Решением Временного правительства завод был законсервирован, основные кадры самолетостроителей распущены, производство приостановлено».
Судя по документам, вплоть до конца 1917 г. Ю.Меллер хотел иметь единую заводскую территорию и старался расширять ее только за счет освоения соседних участков в Тверской Ямской слободе. Он еще не планировал создавать производственные (и даже сборочные) цеха на Ходынском поле, как это впоследствии неоднократно утверждалось. В 10-е годы на Ходынке находились лишь летно-испы- тательиая станция «Дукса» и ангары. Первыми производственными помещениями на территории аэродрома следует считать мастерские МОВ и созданные в 1916 г. ремонтные мастерские Центрального парк-склада. О них в следующей главе, а авиастроительные предприятия вокруг летного поля появились лишь в 20-е годы.
1 пост
Ходынка взлетная полоса русской авиации. 2 пост
У истоков московского воздухлплавания.3 пост
Первые полеты на самолетах. Часть 1.4 пост
Первые полеты на самолетах. Часть 2.5 пост
Зарождение аэродрома.6 пост
«Дукс» начинает строить самолеты. Часть 1.7 пост
«Дукс» начинает строить самолеты. Часть 2.8 пост
Какой должна стать военная авиация? Часть 1.9 пост
Какой должна стать военная авиация? Часть 2.10 пост
«Точка» или авиационный центр? Часть 1.11 пост
«Точка» или авиационный центр? Часть 2.12 пост
Самолеты строит не только «Дукс» Часть 1.13 пост
Самолеты строит не только «Дукс» Часть 2.14 пост
Высшая школа летного мастерства. Часть 1.15 пост
Высшая школа летного мастерства. Часть 2.16 пост
Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 1.17 пост
Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 2.18 пост
Перелеты - знаменитые и безвестные. Часть 1.19 пост
Перелеты - знаменитые и безвестные. Часть 2.20 пост
В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 1.21 пост
В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 2.22 пост
Аварии и катастрофы. Часть 1.23 пост
Аварии и катастрофы. Часть 2.24 пост
Адам от авиации и другие «небожители» Часть 1.24 пост
Адам от авиации и другие «небожители» Часть 2.25 пост
«Великая война» зовет авиаторов. Часть 1. 26 пост
«Великая война» зовет авиаторов. Часть 2. 27 пост
Какие самолеты нужны русской армии? Часть 1. 28 пост
Какие самолеты нужны русской армии? Часть 2. 29 пост
«Дукс» расширяет производство - ямщики, потеснитесь. Часть 1.