Латвийские ветры

Jul 24, 2013 20:44



На вводном кадре - вид с крайней западной точки этого путешествия, Северного мола в Лиепае, на восток. Удивительно: до этой зимы я знал о Прибалтике лишь по наслышке, теперь же мне из трёх государств и двух областей осталось побывать лишь в Эстонии. Ну а Латвия и Литва, которые в России часто путают друг с другом, оказались бесконечно различны. Латвия - безусловно Северная Европа, Литва - скорее Восточная; Литва - совсем уже чужая и европейская, а Латвия - ближнее зарубежье, как неславянские страны СНГ; Литва - целостна, Латвия - многообразна, и действительно всё сказанное о ней после весеннего визита в Даугавпилс я беру назад... вернее, отношу теперь только к Даугавпилсу и окрестностям.

Увидеть Латвию мне помогла во-первых Рената Римша renatar, три дня катавшая меня по курляндской, земгальской и видземской глубинке - многих мест я бы сам не достиг, другими бы пренебрёг, а о третьих бы просто не узнал. А конкретно в Риге - Янис (без ЖЖ) и Илья igrok-golos, только благодаря которым мне удалось почти полностью осмотреть этот потрясающе интересный город всего-то за 3 дня и узнать многие нюансы здешней жизни.

Под катом, по традиции - краткие впечатления и ход поездки.

...В Латвию я решил ехать старомодно - на поезде, который по сей день ходит с московского Рижского вокзала, хотя и формирования LDC (Латвийской железной дороги), о чём напоминает его характерная раскраска. Билет недешёв за международность - около 3600 рублей в один конец. По России за такие деньги можно укатить в Сибирь.

2.


В плацкарте у меня подобралась компания незнакомых друг с другом людей, ехавших проведать родственников в Европе - кто в Литву, кто в Бельгию. И надо заметить, такого отборного "всё плохого и будет только хуже и никакого просвета", как в эту ночь, я не наблюдал даже в комментах к самым горячим постам у Другого или Варламова. Хотя схема привычная и слышанная наверное тысячи раз: немного поговорить за жизнь, поглядеть в окно, познакомиться... а потом женщина вздыхает:
-Знаете что... А мне жалко Союза!
И дальше - экстаз. Выпученные глаза, срывающаяся речь наперебой:
-А у нас был завод, экскаваторы делали! И его уничтожили! Всё уничтожили! Посмотрите кругом! Мы же даже гвоздя собственного не производим! НИЧЕГО не производим! А вот у белорусов Лукашенко и МАЗ сохранил, и совхозы!
-Когда я говорю друзьям в Европе, что у меня зарплата 300 евро, они переспрашивают - "В час?".
-А в Швеции давно уже магазины без продавцов, люди просто приходят и кладут деньги на прилавок, а берут сами всё что нужно. И никто не обманывает! НИКТО!!! Это же коммунизм! У них наступил коммунизм! А У НАС????!?!!
-Да что в Швеции!!!! В Турции то же самое! В Турции! То есть мы уже туркам в подмётки не годимся!!!!!
-А у нас в Бельгии раньше так было, а теперь перестали - русские всё время воруют, из-за русских пришлось закрыть.
-А в Литве старушку 73 лет вылечили и дали на 3 недели путёвку в санаторий бесплатно, там всё так прекрасно в этом санатории. Вот это - литовская медицина. А у нас?!?!?! У нас к 73-летней старушке скорая не поедет! Расходный материал, отработанный!!!
А я лежал и ужасался. Вот едет поезд. 16 вагонов, в каждом 13 отсеков. И в каждом говорят только об этом - "Как хорошо было в СССР, как хорошо в других странах, и как плохо здесь и сейчас". А сколько таких поездов идёт по России и Ближнему Зарубежью? Да и не только поездов. В каждой квартире, каждом подъезде, на каждой улице, каждом транспортом средстве - такие разговоры. Всё-таки русская идея - это поиски Беловодья (частный случай - ожидание коммунизма), и в Беловодье давно уже превратились в восприятии россиян и СССР, и Европа, сложившись в логическую цепочку: "мы просрали своё Беловодье, а вместо нас его достиг загнивавший некогда Запад". И 150 миллионов человек днями и ночами воют от тоски, мечтая о той стране молочных рек в кисельных берегах. От такихх мыслей и разволновался и не смог заснуть, что сильно аукнулось в последующие два дня.
Российскую границу прошли в Себеже, латвийскую - в Зилупе. При наличие визы процесс не сильно отличается от прохождения границы с Украиной, только досмотр ещё более условен. Стоянки по 50 минут, перед границей заполняется миграционка, с той лишь разницей, что пограничник её заберёт сразу, а не на обратном пути.

3.


Хотя билет у меня был до Екабпилса, я слез в Резекне, надеясь таким образом дополнить картину Латгалии - ведь в мае я уже видел Даугавпилс, Краславу, Аглону и мелкие веси. Уже даже Северная Латгалия оказалась гораздо приятнее Южной... но сам Резекне, откровенно  говоря, разочаровал - хотя тут есть руины замка, костёл, кирха, церковь и деревянная синагога, остатки уездного городка, мне более всего запомнился мне вот этот образец современной архитектуры, которому могла бы позавидовать даже Литва.

4.


Но для меня стало сюрпризом, насколько в Латвии плохо с междугородним транспортом... то есть нет, здесь отличные большие автобусы с кондиционером и бесплатным вай-фаем... но мало их, этих автобусов, даже в направлении Риги их интервалы в среднем 3-4 часа... да и ходят они полупустыми. Единственные исключения - направления Рига-Юрмала, Рига-Елгава (на них также очень много электричек) и Рига-Вентспилс, в остальных направлениях под график придётся подстраиваться заранее и чётко. В общем, идея "заскочить на часок в Резекне и двинуть в Екабпилс" провалилась, и решив не тратить время на ожидании автобуса, я двинул вглубь Латвии автостопом.
Совершенно внепланово попал в городок Варакляны - тут есть усадьба и красивые храмы, но более всего мне запомнились брёвна - в Латвии дороги газ, уголь и нефтепродукты, зато немерено леса, и поэтому котельные в латвийской глубинке топятся дровами. Вообще, хорошо видно, что после распада СССР главной промышленной специализацией Латвии стало лесопиление - лесовозов на латвийских дорогах поболее, чем на Русском Севере.

5.


Наконец, всё-таки автобус нагнал меня в этих самых Вараклянах и я поехал в Екабпилс, по которому и гулял до вечера. Один из самых красивых городов Латвии, при этом непохожий ни на что другое. Оно и ясно - это столица пусть и самой маленькой, но всё же отдельной исторической области Селии. На фото, кстати, первая гостиница - отель "Luize". Честно говоря, так себе - но номер в подклете был колоритен, а я здесь всего на одну ночь.

6.


На второй день у меня был наполеоновский план проскакать вдоль Двины до самой Риги - Кокнесе, Лиелварде, Кегумс, Икшкиле, и старт я взял очень удачный. Кокнесский замок, ещё до прихода крестоносцев бывший центром латгальского княжества с православными князем (вероятно, вассального Полоцку) когда-то стоял на горе, но с постройкой ГЭС чуть ниже по течению оказался практически в воде. В принципе Кокнесе - город одной достопримечательности, и от замка я вернулся на трассу и очень удачно поймал очередной автобус.

7.


Но вот дальше дело не задалось. В Лиелварде я три часа бродил по жаре - его достопримечательности раскиданы на большом расстоянии в довольно невзрачном пейзаже советского ПГТ. Самая интересная из них - деревянный замок Улдевена (само собой, реплика - но предельно достоверная) оказался закрыт. У меня кончились силы, бессонная ночь в поезде так и не компенсировалась, невыносимо хотелось лечь и уснуть. Но самое жесткое - автобуса я прождал у остановки (как такового автовокзала здесь нет) 3 часа, а уехал автостопом - причём от Кегумса (с ГЭС времён Первой республики) и Икшикеле (старейшего города Латвии) пришлось отказаться. В замок Улдевена же меня спустя 10 дней всё-таки привезла Рената... но это спустя 10 дней, а тот день оказался потрачен почти впустую.

8.


Рига... Это тот случай, когда я ждал от города очень много, но получил ещё больше. Она раскрылась мне не сразу: Новый город показался слишком петербургским, старый - маловатым после Вильнюса... но как-то незаметно, постепенно, шаг за шагом я втянулся, и теперь поставил бы Ригу выше и Вильнюса, и Львова, и наверное даже Одессы. Но она не многолика и не бесконечна, как Киев - а напротив целостна и логична. В Риге есть Старый город с ганзейским абрисом на Двине:

9.


Есть потрясающий модерн... который здесь по немецкой традиции называют югендстиль, и он завораживает даже после Киева или Петроградской стороны Петербурга. Новый город Риги огромен, и пейзаж его очень питерский - прямые улицы без единого деревца среди высоких домов, где гуляет злой балтийский ветер. Но архитектура всё же иная, своя:

10.


Новый город охватывает полукольцом огромная старинная промзона, ныне в основном заброшенная. В начале ХХ века здесь зарождались в контекте России целые отрасли на острие прогресса: Рига - родина первых русских автомобиля, самолёта, электродвигателя. Обилием старинных фабрик из жёлтого кирпича, давно уже не дымящих труб, всяких цехов, водонапорных башен, кранов, газгольдеров Рига уступает разве что Петербургу и определённо превосходит Москву.

11.


А промышленная архитектура тут бывает и очень изысканной. Вот скажем Зевс на давно мёртвом заводе "ВЭФ", на тот момент ещё "ЮНИОН" - первенце российской электротехники.

12.


А за промзоной и вперемешку с ней - многочисленные старые предместья. Например, Маскачка - это что-то вроде одесской Молдаванки времён Бабеля. Мне в каждом городе говорили, "в такой-то район не ходи - убьют", и  я уже давно перестал воспринимать эти предупреждения всерьёз. Но Маскачка, которую мы осматривали на машине с igrok-golos, действительно стрёмна. А ещё есть Пардаугава (Задвинье), Саркандаугава (Красная Двина), Болдерайя и ещё бог весть что.

13.


А ещё здесь есть море - правда, как в Питере, отделённое от центра малопрезентабельными местами. Вообще, устья двух Двин - Западной и Северной - имеют неожиданно много общего: в обоих города (Рига и Архангельск), выходящие к морю глухими окраинами, где затеряны полуразрушенные крепости (Даугавсгрива и Новодвинская).

14.


В первый приезд в Ригу я ночевал в BestHostel в Новом городе - очень уютное и немноголюдное по будним дням место. Вместо запланированной недели я провёл там всего 3 ночи (то есть по Риге гулял 2,5 дня), а рано утром в субботу за мной заехали на своей машине renatar и её муж Валерий. Кто такая Рената Римша, думаю, знает большинство людей, интересующихся древностями Прибалтики - вот созданный ей сайт. Вряд ли можно найти лучшего проводника по латвийской глубинке. Следующие два дня я ночевал у неё на даче, а фотографии с тех вояжей (в том числе мои) она уже выложила. В эти два дня мы путешествовали в основном по Курляндии - в субботу по северной части, в воскресение по южной. По ссылкам - подробнее обо всех пунктах (которых в день было по 10-15), я же дам лишь несколько фотографий курляндской глубинки - замки, кирхи, очаровательные маленькие городки. Курляндские впечатляния оказались полностью противоположны латгальским:

15.


16.


17.


Особенно отмечу Ливский берег - можно сказать, корень Прибалтики:

18.


И Кулдигу - именно она, а не огромная Лиепая и не цветущий Вентспилс, является исторической столицей Курземе:

19.


Заехали и в саму Лиепаю, к руинам Северных фортов, среди которых плещется море. Странная и глупая история со строительством ультрасовременной (для начала ХХ века) крепости, которую ещё до Первой Мировой признали стратегической ошибкой и взорвали. На заднем плане, кстати, тот самый мол, с которого снят вводный кадр.

20.


Но конкретно в Лиепаю я поехал уже в понедельник и один - Рената и Валерий посадили меня на автобус в ближайшем к даче городке и уехали в Ригу - на работу. В принципе тему Лиепаи уже до меня прекрасно раскрыли darriuss и periskop, и последний мне так и советовал: "Закладывай на Лиепаю вдвое больше времени, чем тебе кажется нужным". В итоге по Лепае (именно так, без "и", её называют латвийцы) я гулял два дня. В понедельник была Лепая Суровая - с металлургическим заводом, грубой портовой романтикой:

21.


И Каростой (в переводе с латышского Военный порт) - полумёртвом районе военной базы, основанной ещё при Александре III, в начале ХХ века ставшей родиной россиского подводного флота, послужившей и Советском Союзу, а ныне пребывающей в печальном запустении, из которого Кароста вряд ли когда-нибудь выйдет. Здесь я, к слову, умудрился забрести на закрытый объект и быть досмотренным латвийской полицией с переписыванием паспортных данных (но вежливо и беззлобно, в духе "мы понимаем, что вы не злоумышленник, но формальность есть формальность"). Талант у меня, реально талант...

22.


На второй день была Лепая Лепая - Старый город вполне губернского масштаба с обилием деревянных домов:

23.


И пляж. Купался я в эту поездку трижды (Лепая, Вентспилс и Юрмала), и все три раза, да простят меня интеллигентные особы, на нудистских пляжах... впрочем, в Прибалтике они пустынны, от человека до человека в лучшем случае по 50 метров, никто ни на кого не смотрит даже при всём желании. Море было неожиданно тёплым - скажем так, Балтика в июле бывает теплее, чем Красное море в январе. В общем, такого блаженства, как в этих волнах, я не испытывал давно.

24.


А в целом, на самом деле небольшая ("огромной", как я написал выше, она только кажется) Лепая по достопримечательностям и атмосфере - город одного порядка с Каунасом. К военно-морской, купеческой, индустриальной ипостасям можно добавить и то, что это рок-столица Латвии, и неформалов и странных личностей тут на улицах действительно много.

25.


Ночевал я в Лепае в гостинице "Medainie apartamenti" в Новом городе недалеко от вокзала. Очень приятное место: хотя, как показал опыт Краславы и Зарасая, частные мини-отели в Прибалтике (да и наверное в мире) всегда лотеря, здесь мне выпал счастливый билет - огромный номер, молодая, энергичная и очень обаятельная хозяйка и гуманная цена. В общем, это место я рекомендую.

В среду из Лепаи я уехал в Вентспилс. О нём я давно был наслышан, и он не разочаровал - город-сказка и город-квест на фоне брутальных портовых терминалов:

26.


В Приморском парке Вентспилса есть узкоколейка редкой колеи 600мм (то есть на треть уже привычных нам узкоколеек), а на ней паровоз, и более того - паровоз на ходу и каждый час катает народ. Действующий паровоз я увидел впервые в жизни - посмотреть бы теперь на ширококолейный:

27.


Здесь я ночевал в GuestHouse Kupfernams, занимающем деревянный дом в центре города - приятное и колоритное место, вот только вдвое дороже тех аппаратаментов в Лепае.
Из Вентспилса я уехали в Юрмалу - два раза в день автобус ходит туда напрямую. Юрмала, скажу прямо, не понравилась - сложно представить что-то более "не моё", чем популярные морский курорты в высокий сезон. Юрмала напомнила мне Крым в худшем смысле слова, и в целом для отдыха я бы предпочёл Вентспилс или какие-нибудь деревеньки на Курземском взморье.

28.


Больше всего мне тут понравились вокзалы - Юрмалу пронизывает железная дорога с дестяком станций - дореволюционных, советских и Первой республики:

29.


А эти дома спроектировала Рената:

30.


31.


Из Юрмалы я вернулся в Ригу и поселился в отеле Liene в центре Гризинкалнс - осмотренного ещё в первый приезд старопромышленного района, ныне имеющего репутацию рижского "Квартала Красных Фонарей". Ничего такого не заметил, гостиница же помещалась в старом доходнике, и была из всех за эту поездку самой нейтральной - ничего особенного, но всё необходимое есть, а что ещё в сущности надо?

32. фотография моя, но в обработке Ренаты - взял из её журнала.


В пятницу из Риги я поехал в Цесис - средневековую столицу Ливонского ордена. Венденский замок - безусловно, лучший в Латвии, я бы сказал на голову мощнее любого другого, более всего он напомнил мне Изборскую и Ивангородскую крепости. В кассе для подъёма по тёмным лестницам на замковые башни дают такие вот старомодные фонари:

33.


Но между тем, хорошая погода кончилась - и вслед за сибирскими морозами и пустынным зноем Туркестана я познал его величество Атлантический циклон. Поверьте, это хуже и того, и другого! Циклоном, с периодическими прояснениями, и были ознаменованы следующие дни, а первый ливень настиг меня как раз в Венденском замке.
Впрочем, Цесис - не только Венден. Тут и очень красивый уездный городок:

34.


И деревня Арайши с репликой "озёрного селения" древних латгалов - так тут жили до крестоносцев:

35.


Вообще же, я сумел почти невозможное - за один день обойти и Цесис, и Сигулду: самые известные малые города Латвии. Сигулда оказалась ещё и раскидана по огромной территории, в ней два замка, две усадьбы, кирха, пещеры, канатная дорога над лесистой долиной Гауйи. Если бы не красная башня Турайдского замка вдалеке - пейзаж почти сибирский. Однако в итоге этот бросок подорвал мои силы и восстановить до конца поездки я уже не смог - ходил в состоянии перманентной усталости. Вдобавок, с моих кроссовок отслоился непромокаемый слой подошв, поэтому ноги у меня промокали насквозь и мгновенно - поверьте, гулять с мокрыми ногами целый день не слишком приятно.

36.


В субботу в 6 утра за мной снова приехали Рената и Валерий. Изначально мы планировали программу на 4 дня, но в итоге воскресение пришлось отменить, и Рената ухитрилась в один день впихнуть где-то 80% двухдневного маршрута. В Сигулде и Цесисе я был в пятницу, в Бауске и Елгаве - в воскресение, а в субботу мы объехали 16 мелких пунктов между ними, накрыв примерно треть территории Латвии.
Земгалия оказалась непохожа на Курляндию (с которой почти 400 лет составляла одно государство и одну губернию), но весьма многообразной - от ещё одного, самого молодого в Латвии деревянного замка-реплики в Тервете:

37.


До герцогского дворца в Рундале, в анфиладах которого я периодически забывался и ожидал увидеть за следующей дверью Янтарную комнату:

38.


А из Видземе, где мы посетили несколько замков и усадеб, дам два кадра из Страупе - замок Лиелстраупе:

39.


И фольклорный праздник в Мазстраупе, куда я попал случайно. Как и на Украине, и в Литве, в Латвии любят сельскую культуру и современные вариации на её тему. Вот скажем танец с мешками:

40.


Подробнее обзор того дня, самого насыщенного за всю поездку - опять же у Ренаты.
Как и через Цесис с Сигулдой, через Бауску и Елгаву мы проезжали на машине, но смотреть их подробно я отправился уже один на следующий день... серый и дождливый. В Бауске - пожалуй, второй по эффектности после Вендена латвийский замок и опять же неплохой старый городок:

41.


Елгава (Митава) была столицей и Курляндского герцогства, и Курляндской губернии, но на 90% была разрушена войной. Ныне это город пятиэтажек и сталинок, среди которых стоят отдельные памятники. Но Курляндия была очень необычным государством (ведь у неё были даже заморские колонии - Тобаго в Америке и устье Гамбии в Африке), и потому даже осколки её столицы впечатляют. На мой взгляд, Елгава заслуживает посещения:

42.


Предпоследний день отметился самой дальней вылазкой - реально на другой конец страны (а в маленьких странах начинаешь понимать, что 200 километров - это очень даже дофига), в города Гулбене и Алуксне, между которыми я проехал по узкоколейке. Да не просто проехал - а в кабине ТУ2, на месте помощника машиниста. Узкоколейка пользуется спросом в основном у туристов, местные - в лучшем случае несколько человек за рейс и зимой бывают рейсы и вовсе без пассажиров... но поезд ходит два раза в день, Латвия его бережёт. "А У НАС?!?!?!?!" (с)

43.


Напоследок ещё чуть-чуть погулял по Риге. Янис подарил мне латвийского пива - для отца (в прошлой поездке я упоминул, что отцу лавтвийское пиво не понравилось) и бутылочку чёрного бальзама. А вот вокзал Риги со стороны путей - люди ждут московского поезда, москвичка и рижанин вспоминают советское время.

44.


И в общем, предвидя вопрос, как изменились впечатления о Латвии после майской поездки, отвечу теперь так (причём сравнивая и с Россией, и с Литвой):
- Да, по Латгалии судить о Латвии правда не стоит. Если последняя выглядит в основном беднее и мрачнее даже Псковщины, то Курляндия по многим пунктам даст фору Литве. Неожиданные для маленькой страны отличия!
- Латвия - всё-таки ближнее зарубежье, типа неславянских стран СНГ. То есть, для русского глаза она не более чужая, чем Молдавия или Казахстан (параллель НЕ, ещё раз говорю - НЕ, понимаете - НЕ по уровню жизни... эх, всё равно ж не поймёте). На улицах, особенно в больших городах, регулярно слышна русская речь - наиболее русифицирована опять же Южная Латгалия (там латышскую речь можно вообще не услышать) и Рига (50/50), наименее - курляндская глубинка. Большинство латышей (по ощущениям где-то 2/3), даже молодых, могут говорить по-русски. Русские, впрочем, тут тоже владеют латышским - что отличает их (с аналогичными языками) от соотечественников в СНГ.
- Сельская глубинка в Латвии не колоритна и довольно глобализована.
- Латвия оказался довольно дорогой. Наслушавшись песен о том, что Россия чуть ли не самая дорогая для путешествий страна мира, я недооценил евроцены. В Латвии я потратил примерно в полтора раза больше, чем на аналогичное путешествие по России - при том, что питался бюджетно и на такси ездил один раз и недалеко. Например, проезд в  троллейбусе по Риге - 1 евро (0,7 лат). Причём отдельную статью расходов составляли музеи - их много, и вход в них в среднем 3-4 евро (у нас в провинции в среднем 1-3 доллара).
- Туристическая сфера развита так же, как и в Литве - то есть на главу выше уровня СНГ. Коричневые указатели на достопримечательности, обилие гостиниц на любой вкус в большинстве городов (причём Букинг отражает от силы половину). Только общепит значительно слабее литовского - еда хуже, порции меньше, да и самих кафе меньше. Наиболее популярный тип - кафе-столовая с самообслуживанием, к таковым относится даже знаменитый рижский "Лидо", в котором еда и обстановка действительно отличные. Отмечу также, что в глубинке мне в общепите трижды попадалась  подпорченная еда.
- Магазинная еда неплохая, не хуже литовской (но и не на голову лучше нашей), вот только местные газировки все что я пробовал - в лучшем случае так себе, а чаще просто отвратны. Зато очень хороший кефир.
- Люди доброжелательные, открытой русофобии не замечено (тут обязательно выскажется пан Сапунище!). А вот ущемление прав русских - не миф от Первого канала, а вполне грустная реальность.
- Уровень жизни по сравнению с российскими я бы оценил той же формулой, что в Литве - "лучше, но не намного". При этом Рига для столицы откровенно бедновата, а в провинции есть места явно беднее российской глубинки, а есть и явно более зажиточные, чем Литва (особенно Курляндия), но в Литве почти везде больше порядка и комфорта. Литовский город обычно ухожен весь и в меру, латвийский обычно в центре выглядит сказочно, а по окраинам - примерно как в СНГ. Латвия может позавидовать литовским газонам и лужайкам, Литва - латвийским цветникам: цветы в Латвии реально на каждом втором балконе. Но в общем, теперь обе страны видятся мне приятными и уютными.

А это я, в одной из рижских церквей под звуки органа - живой, не электронный, он звучит в сто раз красивее:

45.


Материала у меня тут постов на 65 - это опять рекорд. И поэтому я не буду выкладывать целую серию подряд - во-первых, никто этого не выдержит, а во-вторых довольно скоро я уеду вновь - сначала в Киев и Чернобыль (середина августа), а затем на пол-осени в Среднюю Азию. Поэтому латвийскую поездку я разобью на 5 отдельных серий:

А. Латвия в целом и самые яркие впечатления. 3-5 постов (история и архитектура; люди и реалии; транспорт; может быть что-то ещё). Её точно дам скоро.
Б. Рига и Юрмала. Порядка 15 постов, как баяны, так и малоизвестное (в первую очередь фабричные районы).
В. Латгалия и Селия (порядка 10 постов). Почти всё по мотивам майской поездки.
- Даугавпилс (3 поста).
- Латгальская глубинка.
- Аглона.
- Краслава.
- Резекне.
- Варакляны.
- Екабпилс (2-3 поста).
Г. Видземе (порядка 10 постов, не считая Риги).
- Кокнесе.
- Лиелварде.
- Сигулда (2-3 поста).
- Цесис (3 поста).
- Города и веси Видземе (2-3 поста).
- Алуксне - Гулбене (1 пост про узкоколейку, 1 про оба города).
Д. Курляндия и Семигалия (порядка 20-25 постов).
- Тукумс
- окрестности Тукумса (Шлокенбека, Синевилла, Яунмок).
- Кандава и Сабиле. Курземские местечки.
- Дундага.
- Ливский берег.
- Алсунга и Эдоле.
- Кулдига (1-2 поста).
- Южная Курземе. Эмбуте, Приекуле, Гробиня.
- Лиепая (4-6 постов).
- Вентспилс (2-3 поста).
- Добеле и Тервете.
- Елгава.
- Рундале и Залениеки.
- Бауска.

В июле-августе я выложу серию А и одну из от Б до Г, скорее всего Ригу. Остальное - зимой и с перерывами. Правда же, зимой будет приятно полюбоваться тёплым морем. Ну а пока у меня за шпилями Риги маячат вершины Тянь-Шаня:

46.


.

.
ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.
Майская Латгалия. Проездом из Литвы.
Даугавпилс. Центр
Даугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка. Деревни и религии.
Аглона. Центр католичества Латвии.
Краслава.
Индрица. Старейшая деревянная церковь Латвии (а также Палуше и Стельмуже в Литве).
Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).
Резекне.
Варакляны.
Екабпилс. Крустпилс.
Екабпилс. Центр.
Кокнесе.
Лиелварде.
Рига.
Виды с башен.
Старая Рига. Церковь Святого Петра и окрестности
Старая Рига. Домский собор и Рижский замок.
Старая Рига. Разное.
Бульварное кольцо.
Имперская Рига. Дома и улицы.
Имперская Рига. Квартал Эйзенштейна.
Петербургский форштадт. Гризинькалнс  и Руссо-Балт.
Петербургский форштадт. ВЭФ, RVR и другие фабрики.
Московский форштадт. Вокзал, рынок и высотка.
Московский фортштадт. Маскачка, изнанка Риги.
Митавский форштадт. Задвинье, или Пардаугава.
Окраины. Саркандаугава.
Окраины. Болдерая, Даугавгривская крепость и выход к морю.
Окраины. Всего понемногу.
Окраины. Латвийский этнографический музей.
Юрмала. Железная дорога.
Юрмала "для своих". Кемери, Слока, Дубулты.
Юрмала курортная. Майори, Дзинтари, Булдури.
Видземе.
Сигулда. Левый берег Гауйи.
Сигулда. Кримулда и Турайда.
Цесис. Замок Венден.
Цесис. Уездный город Венден.
Цесис. Арайши.
Видземская глубинка. Кегумс. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.
Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.
Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.
Семигалия (Земгале).
Дворцы курляндских герцогов. Елгава, Рундале и Залениеки.
Елгава. Остатки города.
Бауска.
Земгальская глубинка. Добеле и Тервете.
Тукумс. По дороге в Курляндию.
Окрестности Тукумса. Шлокенбека, Синевилла, Яунмок.
Курляндия (Курземе).
Курляндская глубинка. Кандава и Сабиле
Курляндская глубинка. Дундага и Нурмуйжа.
Кулдига. Город над водопадом.
Курляндская глубинка. Эмбуте, Вирга, Приекуле, Гробиня.
Морской фасад.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город и Торговый канал.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.
Курземское взморье. Цирава, Сака, Павилоста.
Вентспилс. Порт и новый колорит.
Вентспилс. Старый город.
Вентспилс. Приморский парк.
Земля суйтов. Алсунга, Эдоле.
Ливский берег. Корень Прибалтики.
Колонии Курляндии. Тобаго и Гамбия, по чужим фотографиям.

немецкое, Латвия, транспорт, дорожное, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up