В прошлой части я показал военно-морскую ипостась Лиепаи, теперь речь пойдёт об индустриальной: металлургический завод, Северное предместье и связующий их вокзал.
Литву и Латвию пересекают три железные дороги, соединившие в дореволюционные ремена хлебные районы с балтийскими портами: Риго-Орловская, Московско-Виндавская (эта, правда, не совсем хлебная) и Либаво-Роменская. Последняя, соединившая будущие Латвию и Украину в 1876 году, проходит в основном по территории Литвы, а начиналась в 1871 году с ответвления на Либаву от станции Кошедар (Кайшадорис) на
линии Вильно-Кёнигсберг (не помню, как она называлась официально)... вот только на территории Литвы от Можейкяя до латвийской границы пути разобраны. Вид с путепровода на лиепайском вокзале в сторону Литвы или Риги:
2.
И в сторону моря, скрытого за припортовыми зданиями. Вагонов на путях, как видите, немного: нынешняя Лиепая с грузооборотом 7 миллионов тонн - самый маленький международный порт на постсоветской Балтике (правда, во-первых Выборг и Калининград считаем с аванпортами Высоцком и Балтийском, а во-вторых наращивает обороты Лиепая довольно быстро, в отличие от куда более крупных Риги или Вентспилса).
3.
Вокзал вроде бы тех же 1870-х годов, и для своего времени очень внушителен. Поезд, впрочем, отсюда уходит всего дважды в неделю (на Ригу), да и в 1980-е, как пояснил
conrad, было не густо: 2 поезда в день на Ригу, 1 грузопассажирский на Вентспилс, 6 на Вайнадё и вроде бы то ли поезд, то ли прицепной вагон на Калининград. Что удивительно, не было весьма логичного в те времена прямого поезда на Москву. В общем, нынешняя Лиепая - город не железнодорожный, и кассы на вокзале в первую очередь автобусные.
4.
Вот с автобусами в Лиепае всё в порядке, и со стороны площади, где находится их перрон, оживления куда больше, чем со стороны путей. Что же до архитектуры, то меня всё-таки не покидает ощущение, что вокзал был надстроен в начале ХХ века, или может быть в 1890-е, когда строился Порт Александра III:
5.
Служебный домик на привокзальной площади:
6.
Площадь сейчас благоустроена просто донельзя, вообще Лиепаю очень активно приводят в порядок, видимо надеясь сделать из неё курорт. А с виадука хорошо виден дымящий металлургический завод - к нему и пойдём:
7.
Более ухоженная Рижская улица ведёт в центр, она главная в Новой Либаве:
8.
В металлургической слободке улицы выглядят несколько иначе:
9.
"Лиепайский Металлург" (таково официальное название завода) был единственным металлургическим заводом Прибалтики, да и в принципе западная часть бывшего СССР на эту самую любимую Советами отрасль небогата - лишь в 1980-е появились заводы в белорусском Жлобине и приднестровской
Рыбнице. "Лиепайский Металлург" был старше их на сто с небольшим лет - акционерное общество с таким названием основано в 1882 году. Однако все три завода передельные (то есть переплавляют металлолом), и мощность их относительно невелика: у лиепайского - 550 тыс. тонн стали в год, а работало на нём чуть более 2200 человек.
10.
Ну а почему прошедшее время? Как я узнал из комментариев, с момента моей поездки завод успел встать. Одни говорят, это временно - его реконструировали (увеличив предельную мощность до миллиона тонн), сейчас сбросят все "непрофильные активы" (типа спортивного клуба) и продадут какому-нибудь злому алчному русскому олигарху. Другие говорят, завод был нужен, пока шла ликвидация другой тяжёлой промышленности Латвии, и "передельное сырьё" - это оборудование рижских, елгавских и даугавпиллских заводов и рельсы разобранных железных дорог, и утилизировав останки бывших собратьев, "Металлург" остался не у дел. Наконец, третьи говорят - и слава богу: Лиепаю надо развивать как курорт, с чем коптящая металлургия плохо совместима (как и
бывший ЦБК в Юрмале).
11.
А рабочая слободка, как и все старые рабочие слободки, ужасна. Этот окаянный дух витает над фабричными кварталами хоть в Петербурге, хоть во Львове, хоть в самой Риге. Как копоть, въевшаясь намертво в жёлтый кирпич:
12.
13.
14.
Главная в металлургическом районе улицы Бривибас (Свободы) - по совместительству главный выезд из Лиепаи в сторону Риги. Завод при этом расположен по обе её стороны, а в него как бы вклинивается городская застройка. Высокое белое здание - заводская поликлиника (причём судя по архитектуре, едва ли не довоенная), тёмное - заводская контора:
15.
Дома напротив - скорее всего сто лет назад был как-то связан с "Металлургом", варианты от больницы до фирменного магазина:
16.
На одном из домов по соседству интересен рекламный плакат, как будто бы времён I республики. Не провисел же он там все эти годы?!
17.
В какой-то момент завод оказывается с обеих сторон. Слева, со стороны железной дороги - видимо, "старая" площадка. Вроде бы в её глубине ещё сохранились первые цеха 1880-х годов. Красный домик слева (бывшее заводоуправление) занят заводских музеем:
18.
С другой стороны - основная площадка, имеющая в поперечнике около 1,5 километров. Три трубы в ряд - одна из доминант лиепайского пейзажа. Именно такие пейзажи встречают на въезде в Лиепаю, сразу заставляя забыть игрушечность курляндской глубинки. По соседству - конечная трамвая. Но в целом, что на заводе дела идут неважно, было видно уже летом.
19.
Теперь перенесёмся в Северное предместье - район между железной дорогой и Военным каналом, и его название само говорит о том, что расположенная ещё севернее Кароста тогда не была частью города. Напямую от "Металлурга" пройти туда непросто - путей сквозь завод нет, дальний от центра выведет практически в Тосмаре с его не менее впечатляющей судоремонтной промзоной (см. конец прошлой части), а непосредственно из центра туда ведут вокзальный путепровод и улица Оскара Калпака, проходящая вдоль припортовой промзоны. Это с неё, с перехода через пути, был снят заглавный кадр в сторону вокзала. С другой стороны видна небольшая заброшенная промзона у выхода Торгового канала:
20.
Собственно, большая часть Северного предместья застроена многоэтажками, на викимапии отмеченными под звучным названием Чёртовая деревня. Припортовая промзона - по сути исторический центр этого района, и вдоль неё по всё той же улице
Оскара Калпака (первый командующий войсками независимой Латвии в Гражданскую войну) я шёл в Каросту:
21.
Вот скажем впечатляющие краснокирпичные цеха, в которых представляешь себе какое-нибудь литейное или механическое производство - на самом деле всего лишь маслоэкстракционный завод (то есть производил при жизни растительное масло). Впрочем, возможно до революции тут было что-то потяжелее:
22.
Характерное отличие старопромышленной Лиепаи от Риги - красный кирпич, взгляду россиянина куда более привычный, чем рижский жёлтый:
23.
Сейчас тут тишина и запустение:
24.
В одном из дворов обнаружилась водонапорная башня, с площадки на которой должен прекрасно просматриваться порт:
25.
В одну из проходных которого упирается улочка Силежу:
26.
Идём по улице Калпака дальше. С обратной стороны - завод сельхозмашин "Hidrolats", основанный в 1874 году как вагоноремонтные мастерские Либаво-Роменской магистрали. Сейчас, впрочем, тут что-то другое, но "Hidrolats" ещё жив - с советских времён занимает площадку в районе металлурургического завода:
27.
"Запорожец" с номерами Евросоюза - где ещё такое увидишь?!
28.
Улочка Тиклу с другой стороны маслозавода - по-пролетарски невзрачная и упирающаяся в порт:
29.
Она отделяет от промзоны Северное кладбище - не самое большое и не самое старое в Лиепае, но на мой взгляд самое интересное:
30.
Здесь покоятся советские моряки (слева индивидуальная могила) и солдаты (под чёрным обелиском). Защитники Лиепаи 1941 года похоронены на юге города, а здесь... в 1945 году Красная Армия вошла в Лиепаю после капитуляции Третьего Рейха, но всё же и с немцами, многие из которых решили не сдаваться, перестрелки продолжались до середины мая, и многие латыши подались в "лесные братья", так что здесь покоятся одни из последних жертв той войны:
31.
А здесь похоронены русские солдаты Первой Мировой и Гражданской, и скорее всего этот обелиск был поставлен при I республике:
32.
Рядом - могила немецких солдат той же самой войны, и её обелиск тут самый красивый. Собственно, он и первый (1918) - само это кладбище было основано немцами для своих павших:
33.
А латышские солдаты войны за независимость удостоены сразу двух мемориалов. Здесь поначалу (с весны до осени 1919-го) покоился Оскар Калпак, позднее перезахороненный в родной волости близ Мадоны.
34.
А этот монумент, самый крупный на кладбище, я сначала принял за памятник Латышскому СС, но даты смерти на могилах свидетельствует, что это тоже Гражданская война. Большинство погибших - 14 ноября 1919 года: в этот день под Либавой был решающий бой латышей с "бермонтовцами" - прогермански настроенными белыми (то есть, образно говоря, синтезом двух бывших господ) под командованием Павла Бермондта-Авалова. На территории Латвии тогда вообще воевало огромное количество сил (немецких, русских белых и красных, латышских, польских, эстонских), но чаще всего мне в Латвии попадались следы имено "бермонтовцев", а не немцев или большевиков.
35.
А на все эти могилы глядит ещё и старообрядческая Троицкая моленная (1907) - единственная в Лиепае. Староверы в Латвии очень заметны в Латгалии и Риге, а вот в Курляндии их было не больше, чем в среднем по империи.
36.
Дома напротив кладбища - такими застроена большая часть Северного предместья, через подобные районы я возвращался на автобусе из Тосмаре:
37.
За кладбищем я свернул к порту и пустому бережку - эти места я показывал
в первой части после Северного мола.
38.
Вот и Военный канал, за которым скрытая деревьями Кароста.
39.
А над каналом - одно из самых интересных сооружений Лиепаи, мост имени Оскара Калпака:
40.
Короткий разводной мостик через был спроектирован в 1901-03 годах и смонтирован в 1906 по проекту самого Густава Эйфеля. В принципе автор парижской самой-фотографируемой-в-мире-достопримечательности проектировал большинство построек не единолично, а держал популярное в те времена архитектурно-инженерное бюро (как нынешний Норман Фостер), и основной его специализацией были именно мосты, опыт разработки которых и лёг в основному Эйфелевой башни.
Обзор Эйфелевых мостов есть в ЖЖ
renatar, и мост Калпака на постсоветском пространстве даже не единственный - ещё есть мост через Прут в Унгенах, связующий Румынию с Молдавией.
41.
Но вот по изяществу с лиепайским мостиком сравнится мало какой мост в мире. Чего стоят одни фонари в стиле "ар-нуово", да и дощатый настил на проезжей части не может не впечатлять:
42.
Интересно, что мост разводится не в вертикальной плоскости (как например мосты Петербурга), а в горизонтальной, то есть обе его половины становятся параллельно берегу. Разводят его в 1:00-3:00, 05:00-6:30, 10:30-12:00, 14:30-15:30, 19:30-21:00. Я пришёл как-то неудачно, оказалось, что разводки мне ждать часа полтора, и с досадой пошёл дальше:
43.
А вообще, мост этот весьма невезуч. Сначала его сломали немцы в 1915-м (а латыши восстановили и переименовали лишь в 1932-м), затем в 1941 (но тогда его немцы и восстановили), а последний раз в 2006, когда один из пролётов разведённого моста снёс не вписавший в фарватер грузинский танкер "Анна". В нынешнем виде мост открылся лишь в 2009 году. Ну а будка у моста - советский реликт, КПП военной базы.
44.
А за мостом Кароста, сотня метров до первых кадров прошлой части.
В следующей части - о Новой Либаве, уже вполне себе жилом старом районе от железной дороги до Торгового канала.
Лиепая
Морской фасад.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.
.
Другие посты о Латвии - здесь.