Лиепая. Часть 1: морской фасад

Jan 15, 2014 19:46



В прошлой части мы с renatar через курляндские веси достигли Лиепаи, чтобы проехать её навылет, сделав пару остановок по окраинам. Следующим утром я вернулся в Лиепаю уже один и провёл в ней два дня: во-первых, мне хотелось отдохнуть и поваляться на взморье, а во-вторых - Лиепая того действительно стоит. Может быть, в режиме "спортивного краеведения" её и можно взять за один летний день, но это будет непросто: как говорил то ли periskop, то ли darriuss (а они Лиепаю открыть уже успели - рассказы одного и другого соответственно), "закладывай на Лиепаю вдвое больше времени, чем считаешь нужным".

В нынешней Латвии Лиепая - третий по величине город (85 тыс. жителей) после Риги и Даугавпилса, и сейчас она меньше, чем была сто лет назад. В сущности, в Курляндской губернии именно заштатная Либава была главным городом, превосходя уездный Гробин в 70 раз, а губернскую Митаву - втрое. И кабы не Курляндский котёл, скорее всего война оставила бы от неё немногое, так как именно Либава была главной целью Красной Армии в той операции... но наши заняли её без боя уже после капитуляции Третьего Рейха, поэтому она прекрасно сохранилась: по масштабу и аутентичности ближайший её аналог - знаменитые украинские Черновцы.

О Лиепае будет 6 частей с севера на юг, от мрачноватых военно-морской Каросты и индустриального Нового города к Старому городу, в котором как нельзя лучше звучит народное название "Лепая". Но для начала пройдёмся вдоль берега Балтики, который от города стабильно отделён не промзонами так парками.

Лиепая устроена сложно, и вместе с тем весьма логично, так что начну рассказ с карты. Старая Либава сложилась в 17 веке стараниями Якоба Кетлера, Новая - в 19-м вокруг вокзала построенной в 1870-е годы железной дороги (которая соответственно делит Новую Либаву на центр и Северное предместье), ну а Кароста (от латышского Kara Osta - Военный порт) и Тосмаре - это созданная в 1893-98 годах военная база Российской империи, изначально отдельный город Порт-Александр III. Наконец, Гробиня (чуть за краем карты) - это городок у замка, испокон веков бывший центром округи, его я показывал в прошлой части.

2.


Вообще, удивительно, но Лиепая выросла не из замка (хотя он и был недолго на месте цифры 3). Сам этот район пытались когда-то осваивать ещё викинги, с городом которых Зееборгом иногда отождеставляют как раз-таки Гробиню. А с 1253 года известна рыбацкая деревенька Лива, причём её название происходит не от ливов (хотя и из их языка), а от "liiva" - Песчаная. Также иногда она упоминается как Ливская гавань, но всё же основным портом тогда был Гробин - маленькие средневековые суда легко поднимались 10 километров по речке Аланде. И даже когда тоннаж судов стал расти, Ливе это не помогло: в качестве портов Ливони хватало Риги и Ревеля, а Литве морскую торговлю вести было сподручнее через Польшу. В 1560-1609 годах Гробинский округ вообще принадлежал Пруссии, и тогда впервые появилось название Либау. Однако в молодом Курляндском герцогстве, которое даже пыталось вести колониальные захваты (см. например здесь) оказалось всего 2 потенциальных порта - Виндава (Вентспилс) и Либава, которая по возвращении в герцогство стремительно пошла в рост, в 1625 году став городом. Первый её расцвет пришёлся на 17-й век, но как и вся Курляндия, она была опустошена шведскими войнами и вновь зачахла. Однако порты были нужны и России - крупнейшему в тогдашнем мире экспортёру зерна: в 1871-76 годах Либаво-Роменская железная дорога соединила Балтику с украинской житницей, и город вновь начал расти взрывными темпами, наглядной иллюстрацией чего стал морской пассажирский маршрут Либава - Нью-Йорк, коим навстречу лучшей жизни эмигрировали литвинские евреи (вообще, откуда ещё у нас пароходы в Нью-Йорк ходили? Одесса, Петербург?). В принципе, как верно заметил Перископ, в начале ХХ века ближайшим аналогом Либавы был Владивосток... но их судьбы сложились по-разному: Либава в ХХ веке - город, которому очень не повезло.

3.


Почему в 1890 году именно здесь решили строить крепость первого класса и главную базу Балтийского флота - на самом деле та ещё загадка: до Пруссии было около 70 километров, то есть немцы могли занять её молниеносным ударом. Возможно, проект пришёлся как раз на время технологического рывка, когда резко выросла дальнобойности артиллерии и мобильность сухопутных войск, и что имело смысл в 1890 году - не имело в начале ХХ века. А возможно, это был банальный, прости боже, распил бюджета - царские чиновники это очень хорошо умели, особенно в военном ведостве. Как бы то ни было, проект сочли настолько ошибоычнм, что в 1907 году крепость упразднили, а её постройки взорвали. Немцы же действительно занимали Либаву молниеносным ударом и в 1915, и в 1941-м.

3а.


И лишь в послевоенном СССР, завоевавшем Литву и Восточную Пруссию, военно-морская Лиепая наконец обрела смысл. Однако в постсоветское время "Севастополя на Балтики" не получилось: российский флот ушёл в Балтийск, а Латвии такая масштабная инфраструктура оказалась не по размеру - поэтому лес севернее Каросты буквально нашпигован заброшенными военными объектами.

4.


Причём базировались здесь не только ВМФ, но и ракетные войска.

5.


Самые интересные из которых - две батареи на берегу. Вид с Северного мола - на переднем плане батарея №3, а ветряк отмечает батарею №1. К ним меня возили Рената и Валерий - самому идти действительно пришлось бы далековато.

6.


Батарея №1 - попроще. Её постройки дореволюционные, но при этом бетонные - для своего времени это было "по последнему слову техники":

7.


8.


Пляж с тенью ветряка, вдали молы Лиепайского порта:

9.


Сам ветряк, вид от подножья. Удивительно, но крутится он довольно тихо, с едва различимым свистом:

9а.


А берег завален грандиозными обломками - как я понимаю, это и есть взорванная в мирное время крепость... пожалуй самая бездарно потерянная крепость в истории:

10.


Среди обломков ныне купаются люди... Это вид уже с батареи №3, прошлые кадры - под ветряком:

11.


Третья батарея:

12.


Как я понимаю, под каждым из этих навесов стояло орудие... а как известно, одна береговая пушка может стоить 100-пушечного фрегата (тезис ещё из эпохи парусов):

13.


Самое впечатляющее - это руины в балтийских волнах. Совершенно нереальное впечатление:

14.


15.


Смотреть на всё это одновременно и любопытно, и обидно. Чуть менее бездарным образом царская армия просадила Ковенскую крепость - но хотя бы в бою.

16.


О Каросте - родине русского подводного флота и месте, откуда Балтийская эскадра уходила в Цусиму - я расскажу в другой части. Сейчас же отправимся южнее, к берегу Северного предместья, в район торгового порта:

17.


Акваторию порта прикрывают два мола - Северный начинается как раз в Северном предместье, а Южный - в Старой Либаве за Торговым каналом. К Южному молу я близко не подходил, а вот как выглядит от основания Северный:

18.


Времени было много, погода - хорошей (тёплое Солнце и прохладный ветер), и я решил пройкти Северный мол до конца:

19.


Взгляд назад. Треножники, похожие на гигантских морских беспозвоночных - это защита от волн. Слева видна батарея №3:

20.


Прогулка по молу, туда и обратно, у меня заняла около часа - его длина 1800м, и я совершенно не ожидал, что это окажется ТАК много. И самое весёлое началось дальше - ровная поверхность под ногами была лишь где-то половину мола, а дальше её сменило нечто, более всего похожее на морской риф:

21.


Идти по такой поверхности оказалось очень тяжело, тем более местами в ней зияли глубокие дыры. Хуже всего - за эту прогулку я протёр до дыр подошвы своих кроссовок, что мне аукнулось в последнующие дни: это в Курляндии меня сопровождала хорошая погода, а дождливое Видземе я уже показывал - как оказалось, ходил я фактически босиком, насквозь промачивая носок даже не от лужи, а просто от влажной земли.

22.


Зато в дальней части мола почти безлюдно, и от тех рыбаков с кадра выше до площадки в конце мола - несколько сотен метров. По совместительству этот мол оказался и самой западной точкой путешествия. А его масштаб легче всего оценить, оглянувшись:

23.


Вид на гавань:

24.


Но здесь тоже всё невесело: военные проекты мало того что не оправдали себя, ещё и не дали развиваться Лиепае как торговому порту. Как результат, даже сейчас с грузооборотом около 7 миллионов тонн Лиепая - самый маленький порт на постсоветской Балтике (правда, тут как считать: Калининград с Балтийском по отдельности и Выборг без Высоцка всё-таки были бы меньше)... впрочем, и растёт она в трёх прибалтийских странах наиболее быстро. Основной груз - лес, но это уже проблема всей Латвии, которая из неэффективной машиностроительной республики превратилась в эффективную лесопильную:

25.


Зато с другой стороны - ветряки. В Литве они производят уже 12% энергии, в Латвии скорее всего поменьше, а вот у нас почему-то так и не прижились (возможно, из-за дешевизны углеводородов).

26.


Виды на город... хотя как уже говорилось, Лиепая построена по "голландской схеме", то есть к морю обращена не фасадом, а промышленными задворками. В панораме берега глазу зацепиться практически не за что, лучше всего виден Никольский Морской собор (1900-03) - доминанта Каросты:

27.


Мост имени Оскара Калпака через Военный канал связывает Каросту с Новой Либавой. Между прочим, проект Эйфеля, и по его изящному облику это видно:

28.


Многоэтажки Северного предместья и три трубы металлургического завода, основанного в 1893 году и ныне единственного в Прибалтике:

29.


Перенесёмся теперь на тот бережёк - вообще, это единственное место в городе, где жилая застройка открыта морю. Море, как видите, отделено от берега авандюной - песчаным валом, который наметают балтийские ветра. Пляж здесь грязноват - но основные лиепайские пляжи южнее порта и я их ещё покажу.

30.


Портовые постройки в Северном предместье:

31.


Маневровый тепловозик ТГМ совершенно узкоколейного вида поволок куда-то состав - скорее всего порожний, и эти вагоны кажутся ему не по размеру:

32.


Снимайте осторожнее - порт охраняется роботами, и попасться такому я бы очень не хотел:

33.


А вот рисунок рядом с портом на заборе... В принципе Лиепая - это неферская столица Латвии, и хотя панки и металлисты тут как и повсюду ушли в прошлое, всё ж такие увидеть человека с хаером или услышать проносящегося мимо байкера тут случается чаще, чем в Риге. Однако на этом заборе совсем другое: Лиепая - столица латышского рока, а "Цой жив!" - один из маркеров русского мира:

33а.


А вот так порт выглядит с юга - зелёная башенка отмечает Южный мол, а красная - начало не связанного с берегом волнолома:

34.


У руин батарей я был в воскрсение с Ренатой и Валерием, на Северный мол ходил в середине дня понедельника, ну а сюда наведался около четырёх часов вечера вторника - осмотрев всё, что планировал, и видя, что времени ещё полно, решил просто искупаться в море и отдохнуть на пляже - а белая полоса пляжей хорошо видна на карте в начале поста. Впрочем, Лиепая всё же не курорт, и народу на этих пляжах гораздо меньше, чем в Юрмале или Вентспилсе:

35.


Главный пляж прилегает к Старому городу, от которого отделён Приморским парком. На авандюне - советский памятник не вернувшимся с моря:

36.


Прежде, чем всё-таки искупаться, я прошёл по берегу пару километров - за неименеем плавок я понадеялся найти нудистский пляж, и таки нашёл. Собственно, об этом я уже писал в Юрмале - такой отдых в Прибалтике не популярен, и что там, что здесь в моём единоличном распоряжении была сотня метров чистейшего песчаного берега. Более того, хотя про Юрмалу я рассказывал раньше, первое за поездку купание у меня было именно здесь. Балтика оказалась тёплой, не слишком солёной (за что я реки люблю больше, чем моря!) и с волнами как раз такого размера, чтобы купаться было уже не скучно, но ещё не страшно.

37.


От пляжа в город шёл я по тропкам через сосновый бор, набрёл на кладбище домашних животных - странно, но вижу такое второй раз в жизни, а первый был в концептуально близком Балтийске:

38.


Дальше обнаружился ещё один форт, расположенный примерно там, где недолго стоял замок Либау:

39.


С Лиепайским озером, которое здесь подходит наиболее близко к морю, форт связывает Перконский (Перунов) канал - откуда такое звучное название и когда он был вырыт, судить не берусь.

40.


Это уже самый выезд из города, улица Клайпедская. До литовской границы полсотни километров, до Клайпеды (см. в двух частях) - порядка 80, но говорят, автобус меж двух портов курсирует даже не каждый день. Сто лет назад Либава была втрое крупнее Мемеля, сейчас Клайпеда вдвое крупнее Лиепаи и несравнимо зажиточнее. Тем не менее, машины с литовскими номерами тут попадаются достаточно часто: говорят, литовцы любят наведываться в Латвию на дикие пляжи.
А вот памятник у дороги - видимо, напоминание о варяжском Зееборге:

41.


Здесь же набрёл на тихое кладбище защитников Лиепаи, которую немцы заняли 27 июня 1941 года, на пятый день войны. Под памятником - тот самый Николай Дедаев, о гибели которого повествует табличка на руинах форта, показанного в начале поста.

42.


В центр возвращался на трамвае. С юга в Лиепае всё-таки есть крупный спальный район Эзеркрастс. Трамвай здесь - старейший в Латвии (1899) из трёх, и единственный с привычным нам пантографом (у рижского и даугавпилсского - один "рог" типа троллейбусного). Зато непривычно тут то, что трамвай имеет "метровую" колею - ещё в бывшем СССР такие остались в российских Калининграде и Пятигорске, украинских Львове, Виннице, Житомире и Евпатории.

43.


Ныне у трамвая один маршрут длиной 9км, связующий Эзеркрастс на южной окраине с металлургическим заводом на главном выезде. Пути в основном довольно раздолбанные, но активно ремонтируются и даже строятся (на кадре выше как раз новый конечный участок), из-за чего несколько раз трамвай останавливался, чтобы пропустить встречных.

44. На заднем плане церковь мормонов.


Вагончики старенькие чешские:

44а.


В нынешей Лиепае живёт порядка 80 тысяч человек (55% латыши, 40% русские с украинцами и белорусами, 3% - литовцы). Сто лет назад тут было 95 тыс., при I республике стабильно около 50 тыс., а к моменту распада СССР - 114 тыс: это соотношение у Лиепаи даже хуже, чем у Даугавпилса. Даугавпилс мне очень не понравился в первую очередь своим контингентом, и в Лиепае я ожидал увидеть нечто подобное. Но как ни странно, в целом Лиепая оставила достаточно приятное впечатление красивого и живого города, не чуждого морской романтики.

45.


В первый день я осматривал суровую северную часть (Новый город и Каросту), во второй - "лепую" южную (Старый город). Но как и в этом посте, во всей лиепайской главе пойдём с севера на юг, так что в следующей части - про Каросту, самый мрачный и самый колоритный район Лиепаи.

Лиепая
Морской фасад.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.
.
Другие посты о Латвии - здесь.

Курземе (Курляндия), замки-крепости, дорожное, Лиепая, "Балтийские ветры", транспорт, Латвия, трамваи, курортное

Previous post Next post
Up