Клайпеда. Часть 2: Старый город и не только

Jun 29, 2013 02:49



Продолжаю рассказ о Клайпеде, третьем по величине городе Литвы и столице Мемельланда, где сто лет назад пересекались пути немцев, литовцев и англичан. В прошлой части - так называемый Новый город на северном берегу речки Дане. Теперь же покажу столь же условный Старый город на её южном берегу. Впрочем, Старый город - ещё не самое интересное: видели ли вы когда-нибудь католический собор хрущовской эпохи?

Первое, что видишь, перейдя Замковый мост (см. прошлую часть) - собственно, остатки замка Мемельбург ("Немангород"), основанный крестоносцами в 1253 году. Впрочем, с тех времён остались разве что фундаменты - а в нынешнем виде Мемельбург построен в 1538-50 годах по голландскому типу, став лишь центральным из как минимум трёх фортов Мемельской крепости. Второй - "гора Йонаса" - ограничивает Старый город с противоположной стороны, а третий прикрывал Куршскую косу.

2.


Замковый ров, сообщающийся с морем, буквально забит маломерными судами. Заснял морехода - какой благородный европейский типаж!

3.


В советское время замок занимал Клайпедский опытный судоремонтный завод, его ржавые конструкции ещё немецкой построкий торчат из-за бастионов. Всерьёз реконструкцией и окультуриванием замка занялись лишь в 1990-е годы:

4.


Но в целом, те, кто отважились штурмовать Мемельбург, столкнулись бы с неожиданным препятствием - совершенно непонятно, где у него вход! На самом деле, видимо, со стороны моря... но тут вышло недоразумение - там дальше находится переправа, и я был уверен, что отсюда мы ещё поедем на Куршскую косу... но как оказалось позже, переправа у замка чисто пешеходная, а мы-то на автомобиле... В общем, внутрь замка мы не попали - так что отсылаю к сайту Ренаты Римша. Со Старой переправой же мы лоханулись ещё капитальнее - она и вовсе на правом берегу, а я почему-то был уверен, что близ этих амбаров:

5.


Что же касается непосредственно Старого города, то он в Клайпеде небольшой, где-то 300х400 метров, и не такой уж старый - в 1854 году левый берег Дане выгорел практически дотла, и на самом деле в Новом городе застройка в среднем даже старше. Старый город же, при всей "ганзейскости" своего облика, застроен в основном в 20-30 лет после того пожара. Но не зная этого, легко поверить в немецкую сказку:

6.


В квартале от замка - Театральная площадь, сколь логичная в 3-м по величине городе Литвы, столь и неожиданная в уездном Мемеле. Но видимо сказывались будни порта, где много людей с деньгами, которым порой надо подождать погоды или бизнес-климата. Мемельский театр известен с 1777 года, здание построено в 1857-м, а литовская труппа образована в 1935.

7.


Перед театром - Анхен из Тарау, героиня популярной (некогда?) в Германии песенки. Девушка из местечка Тарау близ Инстербурга (нынешний Черняховск), воспитанная кёнгисбергским пивоваром и вышедшая замуж за пастора, "увековечена" она была другом этого самого пастора поэтом Симоном Дахом, сочинившим песню к их свадьбе. Ну а в Клайпеде - потому что Симон Дах отсюда родом, да и просто "Анхен из Тарау" была у немцев одной из первых ассоциаций с Пруссией.

8.


Ещё на площади проходят всякие фестивали, в центре стоят ларьки с янтарём сомнительного качества и прочими сувенирами, по краям - кабаки, корчмы, трактиры, таверны и пивоварни.

9.


Главная улица Старого города из параллельных Дане - Тургауc, от улиц Нового города отличается разве что брусчаткой, которой этот район для поддержания образа выложен весь:

10.


Примерно так же устроена улица Тилту, переходящая в Биржевой мост:

11.


Справедливости ради, иногда явно старинные (ну, века 18-го) дома тут всё же попадаются, самый старый (занятый музеем истории Малой Литвы) я даже к своему стыду не увидел:

12.


Всё это неплохо приправлено инсталляциями, порой очень странными:

13.


14.


15.


Старейшая из которых - чрезвычайно уродливый "кот с лицом джентльмена" (1982):

16.


Я, наверное, очень испорченный человек, но - что делает этот персонаж?!

16а.


И в общем Старый Мемель достаточно атмосферен. Тут у чудная геометрия:

17.


И обилие фахверковых домов, которые на самом деле ничуть не экзотичнее, чем наши избы:

18.


Местами и не дома, а просто целые поверхности:

19.


Или такой вот фах-тек:

20.


Старый Мемель сохранил и "ганзейскую" планировку с сетью маленьких прямоугольных кварталов-"кирпичиков". В перспективах улиц - или башни "K&D", или труба на востоке, или башня Музыкального театра:

21.


22.


Дома на Тилто, у Биржевого моста:

23.


24.


А этот архивный кадр конечно уместнее был бы в прошлой части - так выглядел Биржевой мост в сторону Нового города, и на той стороне стояла, как нетрудно  догадаться, Биржа (слева, основана в 1775, возраст зданий точно не знаю) - теперь же на её месте советско-новостроечная площадь Возрождения, которую я поддробно опказал в прошлой части. Справо - старое здание почтамта.

25.


Интересный факт - Мемель имел прямое отношение к "открытию Трои", а на самом деле Микен. Ведь как известно, Трою открыл не маститый учёный или случайный крестьянин, а бизнесмен Генрих Шлиман с весьма интересной биографией и детской мечтой найти город из "Иллиады". Он был донельзя предпримчив и не всегда чист на руку, с 1846 года имел российское гражданство и расчитывал как следует навариться на Крымской войне: когда Англия заблокировала российские порты, он решил организовать перевалку российских товаров через Мемель... но вот именно в этом время Мемель сгорел - пожар начался в Новом городе, но ветер дул на юг, и огонь легко переполз реку по баржам, а так как основным товаром был лес - горело жарко! Шлимана по прибытии чуть инфаркт не хватил... но тут оказалось, что его амбары были в числе не тронутых огнём - на чём бизнесмен циничнейшим образом наварился. Подобных ходов у него было немало, и в России он в итоге стал персоной нон-гранта - но на воплощение мечты скопил. Как известно, Шлиман не нашёл настоящей Трои, скорее всего потому, что её и не было - но раскопал куда более ценные Микены. И в общем, "из Мемеля начался путь в Трою" - предмет гордости современных клайпедчан.

26.


Но в общем, от Старого города в Клайпеде не стоит ждать слишком много - хотя в Калининградской области, конечно, столь цельных районов не сохранилось.

27.


Гора Йонаса, прикрывавшая Мемель со стороны Дане - ныне всего лишь пруд с островком:

28.


Проход под валом - явно релпика:

28а.


Вид с вала:

29.


Прежде на этом месте стояла кирха Святого Иоанна, основанная в 13 веке, а в последним виде выстроенная после пожара в 1857 году, по проекту самого Штюлера. Судьба её типична для Пруссии - сгорела в войну, а после войны доломали. При хорошо сохранившейся рядовой застройке, Клайпеда утратила все сколько-нибудь заметные вертикали.

30.


Но Старым городом южная часть Клайпеды не исчерпывается. Чуть южнее замка Мемельбург - местное Адмиралтейство, сталинское здание дирекции Клайпедского судоремонтного завода "Балтия" (ныне входит в эстонский холдинг с ещё несколькими заводами по всей Прибалтике). Сталинками Литва вообще не богата, запоминающиеся образцы - по одному в главных городах: Дом Учёных в Вильнюсе, проспект Миндовга в Каунасе и вот  здесь. Обратите внимание на судовой винт перед зданием. Завод, как я понимаю, работает исправно:

31.


По всей южной части Старого города протянулась Торговая площадь, занятая центральным рынком:

32.


Рынок как рынок, ничего особенного:

33.


На противоложном конце - сквер с очередной "легендарной" скульптурой. Это Неринга - великанша, вроде как не богиня даже, а рыбацкая дочь, спасавшая из вод тонущие корабли и натаскавшая в подоле песка на целую Куршскую косу, отделив для рыбаков спокойный и тёплый залив.

34.


А совсем рядом натурально кусочек Калининграда - его пейзаж я теперь ни с чем не спутаю, и дело отнюдь не в колдобинах:

35.


Руины мельницы... отсюда уже рукой подать до костёла Марии Миротворицы, но этим путём мы возвращались:

36.


А "туда" шли куда более дальней дорогой от рынка, через квартал домов межвоенной эпохи. Это улица Заднего вала (Галинё-Пилимо):

37.


В котором набрели на местную синагогу, двор которой буквально увешан мемориальными досками:

38.


Точно не помню, что это за большая улица и что за здание вдали - то ли цирк, то ли нефтехранилище, а на самом деле (как пояснили в комментах) и вовсе гостиница "Виктория". На переднем плане начало проспекта Тайкос - на самом деле главной улицы Клайпеды, уходящей далеко на юг. Но по этому кадру хорошо видно, что Клайпеда - город большой и оживлённый, "на глаз" ей легко дать тысяч 300-400.

39.


А впереди, в хрущёвом районе Балтикальнис (Белогорский) - наша цель: костёл Марии Миротворицы, ровесник этих хрущоб.

40.


В принципе, церкви советской эпохи - явление редчайшее, но всё-таки не уникальное. Я могу вспомнить несколько церквей-самостроек в шахтёрских посёлках ( Караганда, Прокопьевск), целых две церкви на окраинах Магнитогорска, колокольню кафедрального собора в молдавских Бельцах, некоторое количество мечетей от Татарстана до Туркестана, конечно же Иволгинский дацан в Бурятии, собор в Бишкеке, и этот список далеко не полон. Но всё не совсем то, кроме разве что Иволгинского дацана. Здесь - абсолютно иные масштаб и стильность:

41.


Костёл Марии Миротворицы был построен в 1956-60 годах абсолютно легально, и потому строился "на века", и если сзади больше похож на межвоенные здания Каунаса, то спереди - камень от камня окрестных пятиэтажек. Однако тут он повторил судьбу Святого Радиозавода: в 1960-е годы политика партии поменялась, началась новая война с религией (которая, например, в Беларуси унесла едва ли не больше старых церквей, чем в 1930-е годы) - освящение готового храма отменили, ответственных лиц (в том числе ксендзов) пересажали... но сделали хотя бы не завод, а филармонию, коей он и оставался до 1987 года.

42.


Детали, хотя и мало. Нет, это потрясающе - образец советской культовой архитектуры! Меня часто посещает эта мысль - а кабы не воинствующий атеизм, кабы большевики решили не искоренять, а приручать церковь - чем бы обогатилась наша архитектура? А в Клайпеде и постсоветские костёлы необычны.

43.


Внутри вполне советский интерьер... но опять же "если бы":

44.


По мне  так это главная достопримечательность Клайпеды.

45.


Далее на юг Клайпеда тянется далеко-далеко, и эти районы год назад обследовал и выложил Дарриусс ( туда и обратно). Я же видел кое-что лишь из окна машины - вот скажем корпуса, вроде бы, картонной фабрики, прекрасный образец немецкой фабричной архитектуры (ныне относятся к порту).

46.


И даже высочайшее здание Клайпеды - не "K$D", а башня "Пилсотас" (34 этажа, 114 метров) в южной части города. В нестоличных городах бывшего СССР более высокие здания есть только в Екатеринбурге, Грозном, Питере, Саратове, Днепропетровске и Алма-Ате.

47.


Вообще, в Клайпеде ещё много интересного, причём зачастую незаметного на первый взгляд. Мы странно недооценили этот город, история которого оказалась куда интереснее и своеобразнее, чем можно подумать, просто гуляя по улицам. И я почему-то ничего особенного от Клайпеды не ждал (возможно, пресытившись Калининградской область в прошлой поездке), отнесясь к ней несколько легкомысленно. Нет, город это совсем не простой...

А вид на "Пилсотас" снят с Куршской косы. На неё в следующей части и отправимся - "острие" косы с посёлками Смилтине и Копгалис административно относится к городу.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

немецкое, замки-крепости, Клайпеда, Пруссия, дорожное, "Черта оседлости", Литва, "Балтийские ветры", "Молох"

Previous post Next post
Up