Каунас. Часть 7: дальние предместья

Jun 25, 2013 03:06



В прошлой части я показал ближайшие предместья Каунаса, а теперь расскажу о более дальних - они у Каунаса очень разнообразны: еврейская Слободка, бедняцкие Шанцы, аэродромный Алексотас, почти виленский Пажайслисс. Путь до некоторых каунасских предместий сто лет назад занимал ровно 13 суток.

Думаю, не лишним будет дать карту. Голубым отмечены реки, красным - места, показанные в прошлых частях, а жёлтым - то, о чём пойдёт речь теперь. В российской терминологии это уже не предместья, а "посёлки", облепившие Город со всех сторон и стоящие через один с такими же точно посёлками, почему-то административно в черту города не входящими. Похожим образом, кстати, устроены и многие российские города.

2.


Вильямполе я так толком и не осмотрел - мы дважды проезжали тут на машине, но в итоге глаз ни за что не зацепился. В основном невзрачные деревянные домики и небольшие советские промзоны. Вроде как, в Каунасе Слободка имеет самую плохую репутацию.

3.


В итоге запомнились лишь вот эти дома 1930-х годов буквально на восточном выезде:

4.


Между тем, Вильямполе - это ни что иное, как бывшая еврейская слобода - селиться на левом берегу Няриса евреям дозволили лишь в 1860-е годы, поэтому большинство сохранившихся синагог находятся в центре (четыре из них в Старом городе и одну в Новом я даже показал). Тем не менее, здесь стояла до 1930 года первая в Каунасе каменная Большая Вильямпольская синагога (1775) с домом раввина (1815), сгоревшая в 1892 году и так и не восстановленная. Руины пережили Первую Мировую, в 1925 году были обследованы археологами, а окончательно их смыло наводнение. В войну не стало и её прихожан - прямо в Слободке фашисты устроили гетто.

4а.


Куда лучше я осмотрел Шанчяй, или по-нашему Шанцы. Идея была красивая - утром первого дня мы ехали в Румшишкес, и решили, почему бы не проехать через этот район и Пажайслисский монастырь, но не тут-то было! Район находится в состоянии жесточайшей реконструкции, дороги перекрыты на ремонт, и более того - на ремонте мост через Неман. Главная в Шанцах улица Юзепавичюса выглядела вот так:

5.


Шанцы на полуострове за Зелёной горой - это такие задворки Нового города, отделённые от него железной дорогой, близ которой с 1860-х годов начал селиться небогатый люд и рабочие показанных в прошлой части литейных заводов. Название появилось позже - со строительством Ковенской крепости в 1870-е годы: здесь находились её казармы. Лишь в 1919 году Шанчяй был включён в черту Каунаса.

6.


У въезда в район - дома железнодорожного ведомства, особенно запоминается бывшая столовая, похожая на вокзал без путей:

7.


Основная застройка этой части Шанцев - деревянные дома, скорее всего русские. Вот кто скажет, что это снято в Каунасе, а не в городах, на сравнение с которыми народ так обиделся?

8.


Близ этой улицы ещё и две протестантские церкви начала ХХ века. Во дворе непосредственно на Юзепавичюса - методистов (1911):

9.


А чуть в стороне, на улице 2-й Кранто, 5 - баптистов:

10.


Зарисовки. Людей не фотографировал - они и так тут нас пялились пристальнее, чем в любой деревне.

11.


12.


И так как Шанчяй сложился отдельным посёлком, у него есть собственный центр довольно далеко от въезда из Нового города. Конечно же, это храм - костёл Святого Сердца Иисуса (1935-38):

13.


Костёл в Шанцах появился последним - в 1909 году в кладбищенской часовне стали служить по воскресениям на литовском, а в 1919 году перестроили в костёл бывший военный склад (!) разрушенной Ковенской крепости:

14.


Полноценный костёл возвели к концу Первой республики, и его фасад потрясающе брутален:

15.


Дома в окрестностях костёла - видно, что центр был здесь:

16.


17.


А впереди вырисовываются силуэты царских казарм:

18.


Они тянутся где-то на полкилометра, и последними их хозяевами были 7-я Гвардейская десантно-штурмовая дивизия, более всего прославившаяся подавлением Венгерского восстания (1956) и Пражской весны (1968)... а тут можно вспомнить, что именно демонстрации в поддержку Венгерской революции стали поводом к сносу кладбища Рамибес (см. прошлый пост). В 1993 году дивизия была переведена на Кавказ, воевала в Абхазии и Чечне, потеряв в тех войнах 87 человек. Тем не менее, в советское время Каунас, как и Псков, был вотчиной ВДВ.

19.


Опустевшие казармы понемногу приспосабливают под жильё, фактически "воссоздают с сохранением фасада":

20.


В лучшем виде - бывшие служебные и административные здания:

21.


А вот дома офицеров - небольшие и деревянные. Как заметил vyrud, на рубеже 19-20 веков среди ковенских русских мужчин было в 10 раз больше, чем женщин. Сразу вспоминается "Поединок" Куприна, где действо было, конечно, не в Ковно - но явно в тех же краях.

22.


Дальше вместо искомого моста мы упёрлись в забор и поехали назад. 9/10 Шанчяя, да и вообще этих старых предместий - характерные для Литвы бесхитростные деревянные дома:

23.


24.


В Пажайслисс мы в итоге доехали лишь вечером следующего дня, а вернее нас довёз vyrud на своей машине. Он нас ещё много куда успел тогда свозить, поэтому сначала покажу Алексотас - то самое предместье в двух неделях пути от Каунаса. Для тех, кто не читал прошлых постов (а про этот пространственно-временной континуум я писал ещё в первой части о Каунасе), повторюсь - по Неману проходила граница Ковенской и Сувалкской губернии, то есть собственно Российской империи и Царства Польского, живших по Юлианскому и Григорианскому календарям соответственно... разница между календарями составляла 13 дней, то есть переход по мосту из Каунаса в Алексотас разом переносил почти на две недели... причём как в будущее, так и в прошлое!

25.


Вдали видна "бабочка" на зелёном склоне, рядом фуникулёр - всё это я показывал в той же самой первой части, а также виды с вот этой смотровой площаки над "бабочкой":

26.


Мост Витовта Великого же был построен на месте деревянного наплавного в 1914 году, то есть "самым длинным в мире" пробыл менее года. Вдобавок, он разрушался отступающими войсками в обеих мировых войнах, и аутентичны в нём только опоры:

27.


В принципе самое интересное в Алексотасе - это именно мост, фуникулёр и смотровая площадка. Ещё тут есть двойная церковь Святого Казимира - старая деревянная (1921) и новая (1997, видна на заглавном кадре), ботанический сад и некоторое количество деревянных домов, самый интересный экземпляр попался на главной улице - "смятонианс" в дереве:

28.


Но главная достопримечательность Алексотаса постоянно видна над ним в воздухе:

29а.


Здесь находится старый каунасский аэродром имени Дарюса и Гиренаса, основанный ещё в 1915 году как часть инфраструктуры Ковенской крепости. Тут, конечно, можно вспомнить, что я называл "старейшим в Европе" аэропорт Девау в Кёнигсберге (1919-21)... но в том посте я оговоривался, что Девау был первым в Европе аэропортом в современном смысле, с аэровокзалом, метеослужбой и регулярными перевозками, вообще же аэродромы появились куда раньше - в Москве на Ходынском поле, например, в 1910 году, но от современных отличались как конка от трамвая. Как бы то ни было, это был нетривиальный для тех времён объект, и маленькое государство очень кстати имело аэропорт вблизи столицы. Самолёты в те времена летали довольно забавно - немногим быстрее поезда и с промежуточными посадками, и Каунас оказался на популярной международной линии "Дерулюфт" Москва-Кёнигсберг. Своё нынешнее название аэропорт Алексотас получил в 1933 году: Степанас Дарюс и Стасис Гиренас, бывшие военно лётчики, жившие в США, 15-17 июля на собственноручно модернизированном самолёте "Литуаника" совершили трансатлантический перелёт Нью-Йорк - Каунас, который должен был стать самым длинным в мире... если бы они не разбились над Пруссией, не долетев всего 650 километров: официально считается, что они не смогли приземлиться в сильнейшую бурю, но есть и конспирологическая версия, что их сбили немцы (хотя к погибшим отнеслись как раз с почётом - вплоть до прибытия литовцев у обломков самолёта стоял почётный караул). Но возрождённая страна остро нуждалась в героях, коими и стали погибшие лётчики. Их мавзолей стоял на кладбище Рамибес, а их прах перезахоронили (изначально временно) в Шанцах ещё накануне войны.

29.


Аэропорт же использовался до 1988 года, в 1960-е успели даже построить новый аэровокзал (на кадре выше). Главным недостатками было то, что взлётно-посадочная полоса вела на край обрыва, служившего "трамплином"... но вместе с тем малейшее ЧП при взлёте или посадке сулило авиакатастрофу. Сейчас на аэродроме базируется в основном частная и спортивная авиация, воскресным вечером обильно кружившая над Алексотасом... а ультразумом я случайно заснял вероятного противника:

30.


Отсюда мы поехали вдоль Немана вверх по течению. Под горой здесь старая промзона, где был даже авиаремонтный завод. От речного порта остались пустые причалы и диспетчерская вышка:

31.


Здесь же находились продовольственные склады Ковенской крепости:

32.


Близ которых в ХХ веке выросли два элеваторы - подальше типовой советский, а поближе - времён Первой республики:

33.


А вот - ни что иное, как гора Наполеона. Вот на этом месте 11 (23) июня 1812 года началась Отечественная война - с переправы Великой армии через Неман, которую французы осуществили блестяще - переведя за 4 дня через реку 220 тысяч бойцов, они не потеряли ни одного человека, ни одной лошади и ни одного орудия. Наполеон следил за переправой, по преданию, с вот этой самой горки. Как и летом 1941 года, ничто не предвещало победу России:

34.


Следующее предместье - Панемуне, очень распротсранённый в Литве топоним, собственно легко переводимый как Понеманье - в моём рассказе будет ещё как минимум две Панемуни, не считая этой:

35.


Примерно здесь мы бы выехали, если бы в Шанцах не ремонтировался мост. Здесь также находятся разные военные части, а также Занеманское кладбище, наряду с исчезнувшим Рамибес самое известное в Каунасе - здесь покоится в том числе президент первой республики (1920-26) Стульгинскис, но самая впечатляющая могила - литовских военных лётчиков под крестами-пропеллерами:

36.


Чуть дальше - костёльчик (1852):

37.


А затем справа открывается пространство Каунасского водохарнилища, тянущегося на 83 километра (при ширине до 3км) - его мы уже видели в Румшишкесе. Помимо Каунасской ГЭС (1959), оно обеспечивает Круоннискую ГАЭС (1992-98), одну из крупнейших в Европе.

38.


По плотине ГЭС я проезжал и зимой в калининградском поезде, поэтому не удивляйтесь, что на следующих двух кадрах лежит снег. Слева район Петрашюнай, а в нём маленькая ТЭЦ (1929-30):

39.


Дальше - более крупная советская ТЭЦ. Как и Петербург по сравнению с Москвой, Каунас по сравнению с Вильнюсом гораздо более индустриален:

40.


Но наша цель - с другой стороны ГЭС. За сосновым бором виден Пажайслисский монастырь - этакий филиал Вильнюса в Каунасе:

41.


Как можно заметить по прошлым частям, Каунас - город, в котором не место магнатской роскоши и не в почёте завитое барокко. Но Пажайслисский монастырь, как и Петропавловский костёл на Антоколе - наследство дома Пацев (думаю, у тех кто читал мои посты о Вильнюсе, от этой фамилии в глазах рябит) - только там был Михаил Казимир, а здесь его двоюродный брат Христофор Сигизмунд, канцлер ВКЛ в 1658-84 годах, добившийся в том числе того, что каждый третий Сейм Речи Посполитой заседал в Гродно. Пажайслисский костёл строился почти одновременно с антокольским - в 1662-74 годах, также итальянскими зодчими, и свободный от окружающего города, наиболее приближен своим обликом к Италии.

42.


А принадлежала обитель очень редкому ордену монахов-отшельников камальдулов, чьи монастыри отличались необычным устройством - каждый камальдолиец жил в отдельном домике, соблюдая строжайшую аскезу вплоть до обета молчания. Ещё один их монастырь сохранился в Виграх - уже в Польше, но недалеко отсюда. Пажайслисский монастырь же в 1830-е годы был передан православным как Успенский, а при возвращении в католичество стал женским. В советское время здесь были архив и психбольница... но ансамбль сохранился на удивление хорошо (кроме непосредственно камальдолийских домиков).

43.


Однако облом в том, что монастырь открыт только по будним дням до 17 вечера, а в остальное время не пройти даже на территорию. Жалко - там очень красивое убранство, см. пост dorogimira об этом монастыре.

44.


Но даже снаружи да на закате монастырь невероятно красив. И кажется, что оглянувшись, увидишь Аппенины:

45.


46.


А вообще это по сути дела загород - до центра 12 километров.

47.


Ну а ещё дальше предместий - форты Ковенской крепости, отдельный объекты которой пронизывают, как видите, весь город. О крепости - следующая, последняя о Каунасе часть.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

дорожное, "Черта оседлости", Каунас, Литва, деревянное, ВКЛ, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up