Вильнюс. Часть 2: Виленские замки

Jun 06, 2013 00:14



В прошлой части я показал Вильнюс с двух смотровых площадок - башни Виленского замка и колокольни Виленского университета. Замок и университет, фактически, образуют центральный ансамбль литовской столицы, который я и покажу в следующих двух постах. Начнём с замка, а вернее бывшего триптиха замков над устьем Вильни.

Одного взгляда на Замковую гору достаточно, чтобы понять - Железный Волк приснился князю Гедемину совсем не случайно. На самом дне глубокой "чаши" в слияния Вильни и Вилии (Няриса) находится одинокий и очень крутой холм-останец высотой 48 метров, с которого как на ладони весь город. Крепость на его вершине в 1323 году заложил сам Гедемин, и её Западная башня, с годами ставшая башней Гедемина, так и стоит над этим обрывом все 700 лет летописной истории города - его стержень, константа.

2.


Хотя первоначально Виленский замок представлял собой что-то вроде кремля... вообще, в Вильнюсе не так мало параллелей с Древней Русью, как может показаться на первый взгляд. Замок на левом берегу Вильни традиционно состоял из чисто оборонного Верхнего (на горе) и жилого Нижнего (под горой) замков, а на высоком правобережном холме находился деревянный Кривой замок, едва ли не превосходивший их площадью. Обратите внимание, что левобережные замки со всех сторон окружены водой: Вильня образовывала небольшую дельту, приспособленную под рвы.

3.


Периметр стен Верхнего замка составлял 320 метров, Нижнего - около километра, это тоже промеры кремля, и эти стены вмещали княжий (за собором) и епископский (на переднем плане) дворцы, административные здания, арсеналы и даже две церкви, основанные с Крещением Литвы (1387) и посвящённые в совокупности четырём святым: Станиславу и Владиславу (ближе) и Анне и Варваре (дальше). Однако в 1390 году на Вильнюс обрушился один из сильнейших ударов в его истории: Великое княжество Литовское тогда было охвачено Гражданской войной между Ягайло и Витовтом (эту историю я рассказывал в Крево), которая в общем-то и положила конец его расцвету, и Ягайло (в 1387 году крестивший литовцев в католичестве) опирался на Польшу, а Витовт - на кого придётся, от Москвы (за коллегу-великого князя он выдал свою дочь) до Тевтонского ордена, и в общем решил исход войны, примкнув к тевтонцам и организовав крестовый поход с участием рыцарей всей Европы на три года как христианский город. Крестоносцы тогда разрушили посад и безвозратно сожгли Кривой замок, но Витовт вернул себе княжество, а через 20 лет хорошенько "отблагодарил" рыцарей при Грюнвальде.

4.


И если с 15 века расцвет самого княжества и величие его князей кончились, то расцвет Вильнюса только начинался, и на его пике, к середине 16 века, замок выглядел так. Верхний замок остался без изменений, а Нижний сильно перестроился итальянскими зодчими после пожара 1530х годов. Маленькие готические Кафедральный собор и Княжий дворец заменились более крупными в стиле ренессанс, а крепостная башня перед собором (хорошо видна на кадре выше) ещё в 1522 году приросла колокольней. В 1551 году была построена новая, гораздо более крупная церковь Анны и Варвары. По соседству с княжьим дворцом построили свой дворец вездесущие Радзивиллы (островерхий, по центру), видимо наглядно демонстрируя, кто в доме хозяин.

5.


В таком виде замок простоял до Потопа - так называют в бывшей Речи Посполитой войну середины 17 века, аналог нашей Великой Смуты, с той лишь разницей, что Польша и Литва после Потопа уже не сумели подняться. И если Коронную Польшу раскатала по преимуществу Швеция, то Великое княжество Литовское было в 1654-55 годах целиком захвачено войсками Русского царства. Это потом, спустя века, русская армия будет брать Берлин и Париж, но первой покоренной столицей европейской державы стал Вильнюс, и обошлись наши с ним немногим лучше, чем поляки - с Москвой, да и владела Россия им несколько лет. Последний бой Виленского замка в 1660-61 годах был парадоксален: русский гарнизон князя Даниила Мышецкого 16 месяцев держал осаду польско-литовской армии под командованием короля Яна Казимира II. Это, конечно, очень характеризует мощь крепости - полтора года сопротивляться превосходящим силам противника в самом центре враждебно настроенного города! Видя безнадёжность положения, Мышецкий задумал пустить поляков в замок и взорвать пороховые склады, но оставшиеся в живых защитники - 78 человек из 1700 - взбунтовались и открыли ворота, Мышецкий же был казнён на главной площади.

6.


После этого большую часть укреплений и дворцов и даже церковь Анны и Варвары так и не восстановили... и всё-таки каким-то чудом башня Гедемина продолжает стоять над городом и в ХХI веке, когда ушли в небытие и Речи Посполитая, и Российская империя, в 19 веке успев послужить даже вышкой телеграфной линии Петербург-Варшава. Три Креста на соседней горе отмечают Кривой замок, а постройки Нижнего замка жмутся к подножью горы Гедемина.

7.


В первую очередь это, конечно же, Кафедральный собор Святых Станислава и Владислава, в нынешнем виде построенный в 1782-1801 годах профессором Лауринасом Стуока-Гуцявичюсом - это его третий или четвёртый образ, совершенно выбивающийся на фоне пышного барочного города (да и вообще для Литвы классицизм явление крайне редкое). Но этот собор стоит на месте капища, где в дохристианские времена традиционно кремировали умерших князей, и более всего напоминает языческие храмы Древней Греции. По одной из версий, его заложил ещё Миндовг в 1251 году, после возврата в язычество вновь переделавший церковь в капище, но достоверно собор известен со времён Крещения Литвы 1387 года. Колокольня высотой 57 метров (1522, шпиль начала 19 века) как бы "установлена" на крепостной башне Нижнего замка - одной из двух уцелевших от всех этих укреплений... впрочем, есть и более экзотическая гипотеза: что основание колокольни - это фрагмент языческого храма. В собор встроена огромная капелла Святого Казимира (1622-36), за куполом которой видна башня Гедемина, белый Княжий дворец (реплика) и у правого края кадра - Три Креста на горе.

8.


Главное украшение виленского "парфенона" - скульптуры, созданные в 1785-91 годах. Над крышей Святая Елена, Святой Станислав и Святой Казимир:

9.


На фасаде - Деяния Апостолов и четыре евангелиста:

10.


11а.


11б.


При этом кабы не тематика скульптур, местами собор здорово напоминает сталинский ДК. В советское время ему относительно повезло - внутри устроили картинную галарею и органный зал, а богослужения в нём с разрешения властей возобновились в 1985 году, буквально на заре Перестройки, хотя формально (до официального возвращения в 1989 году) верующие молились в музее.

12.


Литовские храмы отличаются потрясающе красивыми и богатыми интерьерами, будь то городские соборы или деревянные сельские церкви - разительный контраст с костёлами и Беларуси, и Украины, и Латгалии. Среди крупнейших храмов Вильнюса кафедральный собор изнутри один из самых невзрачных - всё-таки не литовский стиль классицизм. Однако как видите, элементы картинной галареи он сохранил и в наши дни:

13.


На месте и самый большой в Литве орган (1889):

14.


Но самая красивая и самая старая часть собора - часовня Святого Казимира, более всего напомнившая мне часовню Боимов у Латинского собора во Львове. Казимир Ягеллон, внук Ягайло, жил в 1458-84 годах, немного участвовал в политике, отличался интеллигентностью и набожностью, из-за обета целомудрия отказался от брака с германской принцессой, и наконец умер в Гродно от болезни в возрасте 25 лет. Тем не менее, канонизированный в 1604 году с подачи Ягеллонов, как первый литовский святой Казимир стал небесным покровителем Литвы. Здесь покоятся и его мощи:

15.


На боковых стенах собора с одной стороны пять святых иезуитов (на которых я так и забыл посмотреть), с другой - пять королей-Яггелонов:

16.


Часовня Святого Казимира снаружи. С обратной стороны пристроена ризница почти такой же формы:

17.


А прилегающая Кафедральная площадь устроена на месте разобранных стен, башен и епископского дворца, контур которых примерно повторяет огибающая её улица Свинторога (Швянтарагё) - мифического князя 13 века, основателя традиции ритуальных кремаций на Виленском капище. 23 августа 1989 года эта площадь послужила начальным пунктом "Балтийского пути" - 600-километровой живой цепи через всю Прибалтику, "звеньями" которой стали около 2 миллионов человек (то есть каждый четвёртый житель трёх маленьких стран), и где-то здесь есть её "нулевой километр" с надписью "чудо" на литовском языке.

18.


А у выхода из собора, услышав нашу русскую речь, к нам привязался тощий паренёк с подгнивающей ногой, рассказал, что уехал сюда из Калининградской области в поисках лучшей доли, и вот видимо её на соборной паперти и нашёл. Паренёк попросил купить ему булочку и кофе либо дать на них денег, и я сопроводил его к ларьку на другом конце площади. Честно говоря, в честность попрошайки на бойком месте мне верится с трудом, и скорее всего он действовал по методу, описанному в серии "Мороженное" мультика про Масяню... но всё же - а вдруг правда голодный?

19.


Кафедральная площадь за линией бывших стен застроена в основном доходными домами. Самое крупное здание на ней я заснял только с замковой башни и уже показывал в прошлом посте - Губернское правление, перестроенное в 1860-е годы из очередного дворца Радзивиллов. Правее края кадра осталась ещё и Конференция епископов Литвы (1934) - редчайший в Вильнюсе образец польской межвоенки.

20.


Чуть выше собора, на "ступеньке" - памятник Гедемину (1996), уже ставший символом Вильнюса. Постамент для него - подарок Украины, а бронза по уже современной легенде, была конфискована таможенниками при попытке нелегального вывоза. В 1904-15 годах на площади (в другом месте) стоял и памятник Екатерине II, при которой столичный Вильно стал губернским городом Российской империи.

21.


Княжий дворец 1530-х годов, разрушенный в русско-польскую войну и окончательно снесённый в 1801 году, воссоздан буквально только что. В сущности это примерно такая же игрушка, как московский "дворец Алексея Михайловича" в Коломенском, но мне, не бывавшему в Вильнюсе прежде, уже сложно представить это место без дворца.

22.


Часы на фасаде:

22а.


Замковая гора с двух сторон окружена сквером, и именно оттуда мы и подходили к ней. Помимо башни на её вершине уцелел фрагмент ещё одного, самого старого княжьего дворца и раскопки другой башни:

23.


На самом деле, увлёкшись обилием красот, замок мы осмотрели довольно по-дурацки - надо было всё же сначала подойти к уцелевшим зданиям между горой и набережной, а в идеале даже сходить за Нярис и полюбоваться Замковой горой оттуда. Тем более со стороны Няриса наверх ведёт фуникулёр, а здесь - только булыжная мостовая, и куда удобнее было бы там подняться, а тут спуститься:

24.


Склон горы и переполненный храмами Старый город. Ягеллонская корона на иезуитским соборе перекликается с православной луковицей вдалеке:

25.


Мостовая весьма пологая и опоясывает гору почти полной спиралью. За Нярисом - виленский даунтаун в Шнипишкесе:

26.


Старый Арсенал (1530-е) в стиле ренессанс - ещё одна реплика, только теперь 1980-х годов. Судя по всему, потихоньку-помаленьку будет воссоздан весь замок с кадров №№5-6. Видны фундамент костёла Анны и Варвары (1551 и 1390 годов соответственно) со следами контрфорсов:

27.


С территории Арсенала (занятого археологическим отделом Национального музея) наверх ведёт мини-фуникулёр (2003), скорее даже лифт, которым активно пользуются улыбающиеся буржуй-туристы. Как я понимаю, попасть на фуникулёр, минуя музейную кассу, нельзя.

28.


С другой стороны Новый арсенал, построенный в 1770-е годы гетманом Михаилом Казимиром Огинским. На него у меня есть опять же показанный в прошлой части вид сверху. Машины стоят примерно на месте "замкового" дворца Радзивиллов:

29.


А вот полюбоваться Новым Арсеналом (занятым художественным отделом Национального музея) я сподобился только в википедии, увы... Сам удивляюсь, как мы так умудрились пролететь мимо района между замком и Нярисом:

30.


Поднимаемся на самый верх горы:

31.


Тут много туристов. В башне Гедемина ныне музей, но откровенно говоря самое интересное там - смотровая площадка и макеты замков:

32.


Вид с бащни на остальной Верхний замок:

33.


Ещё всякие доспехи, мечи, материалы о борьбе за независимость, вариация Железного Волка, хотя по-моему это Железный Медведь:

34а.


И виды Старого города из княжьих окон:

34б.


С этих улиц замок тоже неплохо виден. Тут ракурс какой-то латиноамериканский (хотя колониальные города Южной Америки я знаю лишь по чужим фотографиям):

35.


Ещё несколько кадров из сквера, окружающего Замковую гору, и окрестных кварталов:

36.


37.


Усадьба 17 века, одна из многих в старом городе:

38.


А Вильня оказалась совсем узенькой и мелкой, но быстрой и чистой речкой. Мимо нас пролетели байдарочники, скорее всего стартовавшие в парке Бельмонтас.

39.


Напоследок - Три Креста на месте бывшего Кривого замка. Их историю я рассказывал в прошлой части, но повторюсь.
По легенде, эти кресты воздвигнуты с Крещнием Литвы в честь "виленских мучеников": 14 монахов-францисканцев, убитых в княжение Ольгерда язычниками, трёх из которых якобы распяли на этой горе (то есть в Кривом замке). Вроде бы, это только легенда, сочинённая самими францисканцами, а время появления крестов так и не установлено. Есть версия, что их поставили после Крещения именно как знак для крестоносцев "Не нападать! Здесь живут христиане!". Кресты возобновлялись в 1613 и 1740 годах, причём последние в 1869 году самопроизвольно обрушились, и губернская администрация не позволила их восстановить. Четвёртая версия Трёх Крестов появилась в 1915 году, почти сразу после того, как Вильну заняли немцы, причём освящать их пришлось опять же нелегально, и простояли они до 1950 года. Ну а нынешние Три Креста уже современные - сооружены в 1989 году из бетона. И то, сколь быстро их воссаздавали, стоило было появиться такой возможности, впечатляет - без них Вильнюс не является в полной мере собой.

40.


В следующей части - Виленский университет через квартал от Кафедарльной площади. Триптих замка, площади и университета напоминает о Москве (Кремль, Красная площадь, Старый МГУ). Столицы великих княжеств, собиратели русских земель...

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Храмы Старого города.
Улочки Старого города и Ужупис.
Бернардины и Святая Анна.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Антакальнис (Антоколь)
Бельмонтас и Пушечная фабрика.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Панеряй (Понары).
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.

фуникулёры, замки-крепости, дорожное, Литва, ВКЛ, "Другая сторона", "Балтийские ветры", транспорт, Вильнюс

Previous post Next post
Up