Калининград (Кёнигсберг). Часть 10: Внешнее кольцо и аэродром Девау

Mar 02, 2013 13:12



Внутреннее кольцо укреплений Кёнигсберга, о котором были предыдущие 3-4 части, устарело к началу ХХ века и было упразднено в 1906 году. Но к тому времени, ещё в 1870-90-е годы, появилось последнее, Внешнее кольцо из 12 больших и 3 малых фортов, примерно совпадающее с нынешней объездной дорогой: его диаметр 12-13 километров, окружность - 40-50. И хотя эти форты тоже устарели довольно быстро, при штурме Кёнигсберга они оказались серьёзным препятствием для Красной Армии, да и я нечто похожее по масштабу могу припомнить разве что на Финском заливе. В отличие от Внутреннего кольца, объехать Внешнее кольцо целиком я не сподобился - этого не сделать за один раз без машины, да и сами форты в основном однотипные - и всё же я увидел два больших и один малый форт.

И ещё, так как в моём рассказе фортификационная и транспортная линии идут параллельно, здесь же покажу Девау - ни много ни мало, первый аэропорт Старого света (1919), с которого началась история пассажирских авиаперевозок не только Германии, но и России.

Для начала - ещё две схемы: расположение фортов и план отдельно взятого Пятого форта "Фридрих Вильгельм III": в принципе, они все устроены по одному принципе, различаясь лишь в деталях. Гарнизон каждого составлял 200-300 человек. Крупные форты расположены через 3-4 километра, там же, где рельеф не позволял простреливать всю территорию между ними, находятся малые форты (1а, 2а и т.д.). Все они построены в 1871-75 годах силами французских военнопленных, а уже в 1885-91 годах форты прошли первую капитальную реконструкцию: артиллерия в те времена эволюционировала очень быстро, и проектирование и строительство форта занимало едва ли не больше времени, чем следующий "шаг" вооружений. Тем не менее, даже в 1945 году на несколько десятков прямых попаданий крупнокалиберного снаряда приходилось 1-2 прямых пробоины. До 1990-х годов форты продолжали использоваться военными - правда, уже как склады и вспомогательные объекты, сейчас же в основном заброшены... однако после ухода военных в фортах стали "всплывать" немецкие тайники - как например коллекция Прусского музея, откопанная в подвалах Третьего форта. Большинство фортов издалека заметны лишь профессионалу - их сооружения "погружены" в землю, и со стороны выглядят как поросшие лесом холмы.

2.


Я в итоге посетил форты №2а "Барнеков", №3 "Король Фридрих III" и №5 "Король Фридрих Вильгельм III", главным упущением же можно считать форт №1 "Штайн", где с 1994 года живут, восстанавливают, собирают экспозицию, водят экскурсии и отбивают чиновничьи и рейдерские атаки энтузиасты - Стас Лаурушонис и его семья.

"Барнеков" и Третий форт мы посетили, возвращаясь на машине из Правдинска и Железнодорожного, и идея эта возникла практически спонтанно - погода неплохая, ещё не совсем стемнело, с нами знаток кёнигсбергских подземелий Юрий Уран... в общем, у въезда в город мы свернули направо и погнали по объездной.
Откровенно говоря, сам "Барнеков" я так и не увидел - он стоит в сотне метров от трассы, искать подъезды к нему мы поленились, продираться через снег, когда машина с включённой аварийкой стоит у обочины - тоже. Прямо на трассу выходит лишь предфортовое укрепление:

3.


4.


Самый крупный Третий форт, прикрывавший железную дорогу на Кранц и Раушен (где предполагаемый противник мог, например, высадить десант), расположен куда как удобнее - близ объездной, но в пределах города, в бывшем районе Кведнау (Северная гора), где до 1970-х годов стояла кирха 16 века. Мы припарковались у автозаправки и направились в эту рощу:

5.


На первый взгляд - роща как роща, ни за что не догадаешься о масштабе скрытого в ней объекта:

6.


Размеры форта - примерно 310х110 метров, и снаружи (тем более под снегом) по сути виден лишь обращённый внутрь города "фасад", прикрытый бетонным ДОТом времён Второй Мировой. Как видно из схемы, Третий форт - один из немногих с изначально "сухим" рвом:

7.


Сейчас он закрыт, ведутся какие-то работы. Закопчёный пожаром вход и заброшенность создают ощущение, что штурм кончился недавно:

8.


Да и выбоины от пуль и осколков - не с войны ли остались? Форт был взят утром 9 апреля 1945 года, а после войны до 1998 использовался как склад артиллерии и химзащиты. После ухода военных именно в его подвалах была найдена "забытая" часть коллекции Прусского музея (ещё одна часть погибла вместе с замком, другая живёт и здравствует в Польше).

9.


А в целом вид у форта мрачный.

10.


Однако наиболее известен на Внешнем кольце Пятый форт, прикрывавший старую дорогу на Пиллау (Балтийск), которая ныне является основной дорогой в Светлогорск и Янтарный. Сюда мы с taiohara ездили в другой день, и уже на троллейбусе:

11.


Дело в том, что с Пятым фортом связан один из ключевых эпизодов штурма Кёнигсберга - из всех укреплений он оказал самое ожесточённое сопротивление... так часто бывает: когда во время боя за крепость какой-то отдельный её элемент, как например 4-й бастион Севастополя или бастион "Кавальер" Измаила, держат удар твёрже, чем едва ли не вся остальная крепость. Так и Пятый форт брали около 5 дней (2-8 апреля 1945 года), дольше чем сам Кёнигсберг - обстреливали из тяжёлых орудий (почти безрезультатно - из 73 попаданий лишь две пробоины), форсировали рвы, "вскрывали" направленными взрывами, и наконец бились с немцами в казематах. По итогам штурма только Героя Советского Союза получили 15 человек.

12.


С 1976 года Пятый форт - военный мемориал, поэтому был открыт для осмотра ещё когда другие форты оставались военными объектами. По масштабу он существенно уступает Третьему форту: его размеры 260х130 метров, но при этом он гораздо ниже... что, впрочем, делает его мощнее. Ров вокруг форта не только широк, но и глубок - около пяти метров:

13.


На набережной - традиционные для военных мемориалов орудия:

14.


15.


По набережной можно обойти полный круг:

16.


Вход прикрывает ДОТ, примерно как на Третьем форте. Именно его подрыв стал переломным моментом штурма:

17.


Камень с именами героев. Роман Бабушкин командовал штурмом:

18.


Насколько я понимаю, внутрь форта в советское время попасть было нельзя, лишь в 2000-е годы его восточное крыло было приведено в относительный порядок.

19.


И больше всего форт впечатляет не снаружи, а изнутри - по его коридорам может проехать если не танк, то бронетранспортёр. Вглубь ведёт главная потерна:

20.


Но и другие сопоставимы с ней по масштабу:

21.


В основном эти коридоры пусты - лампы, стенды с текстом и фотографиями, да одинокая полевая кухня:

22.


Помимо меня, были тут и другие экскурсанты, но в коридорах легко разминуться. За мной, как смотрительница, по пятам ходила немая кошка - она не мяукала, а хрипела.

23.


А разного рода помещений тут десятки, и в основном они пусты. На стенах - выбоины, возможно того самого штурма. Так же изнутри выглядят и другие 11 фортов, но там не пройти без фонарика.

24.


25.


26.


В восточном крыле есть свой внутренний дворик:

27.


Ещё одна потерна с довольно интересной выставкой - опять же только текст и фотографии.

28.


Ещё можно подняться наверх. Изрешечённая труба... вроде и не верится, что всё это так и осталось с войны, а вроде и - как же иначе?

29.


Разрушенные своды западного крыла - в его казематах уже после войны взрывали боеприпасы.

30.


31.


Внешняя сторона форта - как мыс посреди рва:

32.


А вот такие вот камни отмечают важнейшие места штурма:

33.


Пластмассовый дым, горелая вонь
Колючая проволока вдаль километрит
Обрывки резины, колеса и шлак
Слепые траншеи, сухая трава.
Дозорные вышки, осколки стекла
Кирпичные шеренги, крематорий дымится
Консервные банки, обрывки бумаг
Автомат, униформа и противогаз.
....А он увидел Солнце.

34.


И в целом, у меня форты оставили довольно тягостное впечатление. Не своим запущенным состоянием, а так и не остывшими за почти 70 лет следами войны. В Калинининграде, в старых прусских городках, в посёлках и на дорогах думаешь как-то больше о бюргерах, тевтонцах, в крайнем случае о Первой Мировой... а вот на этих фортах как раз-таки понимаешь, что стоит за словами "добить фашистского зверя в его логове".
-----------------

Так что вернёмся пока что во времена Веймарской республики, в район Кальтхоф на восточной окраине Калининграда, куда мимо Королевских ворот ведёт улица Гагарина. Судя по старым фотографиям, это была уютная, но глухая окраина:

35а.


Собственно, сам Кальтхоф я толком и не увидел, хотя там, на Малоярославской, сохранился, например, памятник погибшим в Первую Мировую. Я приехал сюда в сумерках, и успел лишь немного пройтись по улице Гагарина:

35.


Кстати, как обратили мне внимание в комментариях, нумерация домов во многих районах Калининграда немецкая - не по домам, а по подъездам (т.е. дом с тремя подъездами будет идти как три дома у нас):

36.


В принципе эта часть города уже не слишком исторична. Калининград строится - вообще, я бы ни за что не сказал, что здесь живёт всего 400 тысяч человек, "на глаз" он больше напоминает субмиллионники типа Саратова или Воронежа.

37.


И примерно в том месте, где снят кадр выше, надо свернуть на улицу Молодой Гвардии. Приближение аэродрома выдаёт метеостанция, за которой видны руины аэропортовских казарм (по другой версии - гостиницы). Первая стационарная авиационная метеослужба в мире, созданная в 1921 году.

38.


...Как известно, эксклавом Восточная Пруссия была не только для России после 1991 года, но и для Германии после Первой Мировой. Польша, завладевшая Данцигом, была не столь сговорчива, как современная Литва, скорее всего расчитывала заполучить и Королевиц (Кёнигсберг), и уж конечно просто так немцев через свою территорию не пропускала. В то же время, Германии, имевшей в Первой Мировой мощнейший для тех времён воздухшный флот, по итогам Версальского мира было запрещено обладать военной авиацией... но лётчики-то остались! А как результат, именно в Кёнигсберге в 1919 году возник первый в Европе, если не в мире, гражданский аэропорт Девау... точнее, первые аэродромы, в том числе с гражданскими самолётами, появились ещё до Первой Мировой (скажем, в Москве - в 1910 году на Ходынском поле), но по сути представляли собой лишь лётное поле с ангарами и от аэропортов в современном смысле отличались примерно как конка от трамвая. И в общем-то Девау принял такой облик скорее не в 1919-м, а в 1921-м.
Путь к нему от метеостанции - по улице Молодой Гвардии, мимо вот таких вот домов характерного вида... впрочем, о назнаечнии большинства зданий я так и не нашёл однозначных сведений:

39.


Девау на три года старше берлинского аэропорта Темпельгоф, и более того, именно отсюда началась история рейсовой пассажирской авиации в России: в 1921 году здесь было создано Русско-Германское общество "Дерулюфт", а 30 апреля 1922 года состоялся первый рейс Кёнигсберг-Москва, приземлившийся на Ходынском поле. Первыми самолётами были были "Фоккеры F-3" (а компания "Фоккер", лидер европейского авиастроения в 1920-е годы, образовалась в 1912 году в Берлине, была де-факто немецкой, и лишь после Первой Мировой перебазировалась в Нидерланды).  Если современные самолёты преодолевают этот путь за 2 часа, в те времена это было 9 часов лёта, с посадками в Каунасе и Смоленске (альтернативный вариант - в Риге). Однако линия пользовалась спросом: уже 10 мая в Кёнигсберге прилетели Есенин с Айседорой, а позже рейсы совершались до 6 раз в неделю, возникла линия Москва-Кёнигсберг-Берлин (15 часов пути), а помимо самолётов Девау принимал и цепеллины. И в общем, этот аэродром видел исторических личностей от Маяковского до Гитлера.

40.


Вообще, Восточная Пруссия издавна славилась своими лётчиками, первые из которых были в основном аристократического происхождения и едва ли не потомками тевтонцев. Помимо Девау, была тут и школа Люфтваффе в Нойкурене (ныне Пионерский), среди выпускников которой был Эрих "Бубби" Хартман, ас №1 всех времён и народов, сбивший в воздушных боях 362 самолёта (из них 261 - советские). В советское время через Калининградскую область прошли 4 будущих космонавта, в том числе Леонов и Пацаев. Что при немцках, что при Советах область была буквально нашпигована аэродромами и авиабазами. И по словам taiohara, здесь всё ещё много людей, устремлённых в небо. Вспоминается "Планета Людей" Экзюпери, где лётчики действительно были кем-то вроде рыцарского ордена: "Моторы тогда были очень ненадежны, Мермоз потерпел аварию и попал в руки мавров..." - думаю, у немцев преданность небесному ремеслу была ещё крепче, чем у французов. В жилгородке Девау вот даже сараи - в виде маленьких ангаров:

41.


Вот кстати, Девау везде рекомендуют как "первый аэропорт в Европе". То есть, как я понимаю, в США,  где в принципе изобрели самолёт, есть аэропорты и старше? Или японцы отличились, или англичане в колониях? Пояснил бы кто! А то может и не в Европе вовсе, а в мире?

Конец улицы Молодой Гвардии, вид по сути от ворот аэропорта:

42.


Больше всего меня озадачило вот это здание в стиле баухауз. Дирекция аэропорта? Гостиница? Общежитие для лётчиков? Говорят, с его балкона выступал по прилёту в Кёнигсберг Гитлер - уж не знаю, правда или легенды:

43.


Сейчас местность близ Девау выглядит достаточно неприглядно. После войны аэродром ещё худо-бедно функционировал, но с начала 1950-х годов уже явно не удовлетворял потребностям времени, и наконец в 1962 открылся нынешней аэропорт Храброво. Девау же занимает авиационно-спортивный клуб. У входа на лётное поле встречает скверик с бетонными руинами внутри:

44.


Это всё, что осталось от первого в мире аэровокзала, построенного в 1922 году Гансом Хоппом. К вокзалу, как крылья, примыкали два ангара. Всё это было разрушено в 1945 году, во время штурма.

45.


Сохранились вспомогательные постройки - гараж и башня управления полётами (1921), опять же первая в Европе:

46.


Они же:

47.


На лётном поле стоят малые самолёты. Калининградские энтузиасты давно говорят о проекте возрождения Девау, и план-максимум впечатляет: воссоздать аэровокзал, внутри и в ангарах разместить музей истории авиации и воздушных традиций этой земли, а само Девау сделать международным аэродромом малой авиации. В Европе частные самолёты - явление гораздо более распространённое, чем у нас, и появление такого объекта прославило бы Калининград на весь мир. Пока что судьба на волоске: вроде бы суд признал незаконным строительства в охранной зоне аэропорта, и над самим полём угроза застройки уже не висит - но у нас ведь это ещё ничего не значит.... А впрочем, видя, с какой скоростью поднимается из руин старый Кёнигсберг, я всё же рискну быть оптимистом. Тут спасли "Витязя", отреставрировали и сделали музеями уже несколько старинных башен и ворот, восстановили Кафедральный собор, открыли для экскурсий "Пацаева" - так почему бы и в возможность возрождения Девау не поверить?

48.


На этом с Кёнигсбергом фортификационно-транспортным - всё. Следующие 4 поста - о в основном прекрасно сохранившихся кёнигсбергских предместьях по мере удаление от центра. И начнём с вплотную прилегающих к внутреннему кольцу районов Хуфен и Марауниенхоф.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.

немецкое, замки-крепости, Пруссия, дорожное, авиация, "Балтийские ветры", транспорт, Калининград (Кёнигсберг), Калининградская область

Previous post Next post
Up