Как уже говорилось
в прошлой части, Калининград - город наизнанку с переполненными историей окраинами и унылым панельно-бетонным центром. С одной оговоркой: всё же от Старого Кёнигсберга, в самой его геометрической середине, всё-таки уцелел Кафедральный собор. О нём - первый из 4 постов под общим заглавие "призраки Кёнигсберга".
И ещё сразу обращаюсь к знатокам региона - перефразируя известный мем, "вы не ругайтесь, вы поправляйте!".
...о том, как крестоносцы Тевтонского ордена пришли в языческую Пруссию, я уже писал в посте о
замке Бальга, заложенном в 1238 году. На первичную колонизацию Пруссии "псам-рыцарям" понадобилось около двух десятилетий, и в 1255 году на месте прусского городища Твангсте в устье Преголи IX Великий магистр Тевтонского ордена, участник Легницкой битвы с монголами (1241) Поппо фон Остерна и чешский король Оттокар II Пржемысл основали замок Кёнигсберг-в-Пруссии (официальное название города вплоть до 1946 года). "Кёнигсберг" в переводе "Королевская гора", но при этом плоский почти как Петербург, поэтому есть версия, что название его - калька с варяжского, и означает Княжий берег; в Польше же он всегда был известен как Королевиц. Крепость в устье реки-стержня всей Пруссии стала быстро обрастать торговыми поселениями: подзамковая слободка Альтштадт ("Старый город") получила Кульмское право в 1286 году, примыкающий к ней Лёбенихт - в 1300, Кнайпхоф на островке - в 1327, а Ломзе, Форштадт, Ластадия так и оставались предместьями. Три города жили своей жизнью, имели отдельные ратуши, даже один раз воевали (1455) и постоянно вели экономическое соперничество, а замок Кёнигсберг лишь взирал на эту суету из-за своих неприступных стен. Такие полицентрические города в Европе вообще не редкость - например, Прага иди даже наш Киев, и объединились они не так уж давно: скажем, Кёнигсберг - лишь в 1724. И так как замок не принадлежал Лёбенихту и Альштадту, важнейшим из трёх городов до этого времени был Кнайпхоф, в котором и стоял Кафедральный собор. Всё это хорошо иллюстрирует макет в его башне - кроме непосредственно собора из показанных на нём зданий не уцелело НИ ОДНО:
2.
Полное посвящение храма - собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых. Он был заложен ещё в Альтштадте, построен в 1302 году, но вскоре стало ясно, что для растущего города собор маловат. Тут Кульмским правом обзавёлся Кнайпхоф, и в 1333 году первый собор начали разбирать и строить заново на другом берегу протоки. Изначально он должен был стать храмом-крепостью, но магистр Людвиг Брауншвейгский счёл, что второй укреплённый объект в прямой видимости от замка будет скорее потенциальным противником, чем подспорьем, и собору надлежало оставаться в тени замка. Неф собора достроили в 1388 году, но башни - лишь в 1553, уже в "лютеранский" период.
3.
Здесь хорошо видно устройство собора. Восточная (левая) часть построена первой, была однонефной, и известна как Высокие хоры - в ней вплоть до 1525 года дозволялось молиться только адептам Ордена. Более широкая трёхнефная часть - Низкие хоры, построена следом для прихожан. Архитектура собора - правильная "северная готика", отличающая города Ганзейского союза.
4.
По европейским меркам кафедраль тут небольшой - всего 88 метров в длину и 50,5 в высоту, то есть в 1,5-2 раза короче и в 2-3 раза ниже великих соборов Европы типа кёльнского или руанского. На этом Дальнем Востоке Европы больше вряд ли требовалось - зима суровая, а кругом неверные... но именно здесь, а не в Кёльне или Ульме,в 1525 году состоялось первое официальное богослужение на немецком языке (не латыни). Собор в Прусском герцогстве стал приходской кирхой Кнайпхофа, и тогда же начал превращаться в культурный центр новой страны - в 1544 году по соседству строится Альбертина, в 1650 году в башне разместилась Валенродтовская библиотека. В соборных склепах хоронили не только знать и высшее духовенство, но и профессоров.
5.
Одним из них был Иммануил Кант, и именно его могила не дала собору разделить судьбу замка, ратуш, кирх и многого другого. Тем не менее, восстанавливать сгоревший в войну храм не стали, и к моменту распада СССР он выглядел примерно так:
6.
7.
Само здание восстановлено в 1992-98 годах, а вот детали - эпитафии, часовни, орган, убранство - восстанавливается постепенно и скорее всего это займёт ещё не одно десятилетие. Сам же Кнайпхоф вряд ли вернётся, и на месте его узких улочек - парк:
8.
Который в 1970-80-е даже пытались сделать парком скульптур, но не слишком удачно:
9.
10.
Катерина
taiohara обратила моё внимание вот на эту композицию. Юлиус Рупп - этот дед
Кете Кольвиц, о которой в современном Калининграде знают немногие (в отличие от Брахерта). Между тем, эту художницу и скульптора начала ХХ века называли "Микеллианджело в юбке". Рупп, которого газеты называли "мятежным проповедником", оказал на Кете огромное влияние, и когда его похоронили на соборном кладбище, она изготовила ему памятник. Здесь, правда, копия, привезённная 22 июня 1991 года внучкой Кете Юттой Ботте-Кольвиц. Но по сути - единственное ныне произведение Кольвиц в родном городе.
11.
Ещё тут есть памятник Альбрехту Гогенцоллерну в 1525 году упраздшившему Прусское ландмейстерство Тевтонского ордена, перешедшего в лютеранство и основавшего Прусское герцогство. Как известно, Гогенцоллерны правили Пруссией, а затем и всей Германией вплоть до 1918 года, а основателем династии выходит именно Альбрехт. Памятник ему поставили в 1891 году, разрушили при Советах и воссоздали в 2005:
12.
С этой стороны находится и самое культовое место Калининграда - Стоя-Кантиана (1924):
13.
При жизни, да и первые лет сто после, Канта в Кёнигсберге не очень-то чтили, и в genius loci он начал превращаться лишь после Первой Мировой. Тогда и был построен нынешний склеп взамен обветшавшего старого. Трудов Канта в полном виде я не читал, ограничившись материала из учебника по философии... и всё же примерно понимаю, как сильно повлияли его идеи на Новое время. Здесь покоится один из величайших людей Истории:
14.
Самая красивая деталь "Стои-Кантиана" - потолок:
15.
В стенах Высоких хоров, наружных и внутренних - десятки эпитафий:
16.
17.
18.
Самым роскошными из них были эпитафии Альбрехта и Радзивиллов (
тех самых, и в этом ничего удивительного - Кёнигсберг был одним из центров литовской элиты), и насколько я знаю, их понемногу восстанавливают. Правда, их местоположение я так и не выяснил. Эпитафия Альбрехта:
18а.
Ну а мы подходим к фасаду. Он очень впечатляюще нависает над головой:
19.
В холле собора встречают вот эти зверьки - подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):
20.
По бокам - две часовни. Справа - лютеранская:
21.
Слева - православная:
22.
С копией "Нерушимой Стены" из
Киевской Софии и аутентичной русской библией 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.
23.
Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков. А вот туристу посещение влетит в 300-500 рублей, так как в музей на башне и органный зал в Низких хорах билеты по 150р. и фотосъёмка оплачиваются отдельно:
24.
Экспозиция на нескольких этажах посвящена в основном истории и археологии Пруссии:
25.
26.
Включая детальный макет Старого Кёнигсберга, на который я сошлюсь ещё не раз. Тут помимо замка и собора видна третья доминанта - Новая Синагога в Ломзе (1894-95):
27.
Ещё один макет, более общий, даёт представление о том, как Кёнигсберг был укреплён:
28.
Вдоль лестницы - витражи:
28а.
Выше - Валенродтовская библиотека, а вернее её реплика. Мартин фон Валленродт, местный дворянин, коллекционировал книги с начала 17 века, и к 1623 году насобирал более 3000 томов... однако затем его дом сгорел, и всё собрание погибло. Валенродту хватило духу начать всё сначала, и к моменту его смерти (1632) в библиотеке снова было около двух тысяч книг. Его сын Эрнст продолжил дело отца, объехал в поисках редких книг всю Европу и даже добрался в Америку, и к 1650 году библиотека разрослась настолько, что городской совет Кнайпхофа предоставил ей комнаты в башне собора. В 1675 году библиотека перешла к Кёнигсбергскому университету, а в 1721 году - государству, и к началу ХХ века насчитывала более 10 тысяч книг. Как и многие другие ценности, коллекция погибла в 1940-е... однако точно известно, что её удалось уберечь от огня, так как в распоряжение советской власти книги попали упакованными и целыми. Скорее всего, в неразберихе первых лет она была разграблена и распродана по всему миру, в частные коллекции. Самый значительный её фрагмент попал в библиотеку Торуни, а в Кёнигсберге из её собрания сохранилось около 300 томов 16-18 столетий (хранятся то ли в фондах музея, то ли в университете). Резное убранство библиотеки (1650-е годы) же было воссоздано к 2005 году:
29.
Верхние этажи башни занимает экспозиция памяти Канта:
30.
В соборе же, как я понял, пока восстановлены только Низкие хоры, и их занимает городской органный зал:
31.
Стрельчатые своды были белыми не всегда - роспись собора завершилась в 14 веке... и погибла опять же во время войны. Репродукции отдельных сюжетов висят в рамочках, и больше всего в суровом рыцарском краю впечатляет их доброта:
32.
Даже чёрт тут лапочка:
33.
Что касается других элементов убранства, то честно скажу - я забыл сфотографировать поясняющие таблички, и забыл, что тут чем было. Скорее всего - опять эпитафии, фрагменты утраченных склепов, часовни. Эти ангелочки - возможно, остатки органа:
34.
Этот корабль из свечей - уже современный, и свечи зажигают, когда служат по невернувшимся с моря:
35.
Больше всего меня заинтересовал вот этот объект - может, кто из местных подскажет?
36.
37.
Озадачил и вот этот явно не сохранившийся до наших дней саркофаг. Чей он был, и вообще в соборе ли находился?
37а.
Пока же самый красивый элемент собора - воссозданный совсем недавно орган, точная копия старого (1891):
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Ещё можно было бы написать пост о Королевском замке, о видах на город с его башни, по одному о Кнайпхофе, Альтштадте, Лёбенихте и Ломзе, о Фортштадте и Хаберберге, о набережных и Ластадии, об улице Штайндамм, о площади Параденпатц, о Трагхайме, о Росгартене, о музее "Пруссия", о музее деревянного зодчества близ зоопарка, и только потом - о вокзалах, укреплениях, районах окраин... Но всего этого больше нет.
Однако немцы были такими любителями фотографии, что брали камеры даже на фронт, а уж Кёнигсберг обфоткали вдоль и поперёк. Наверное, если бы я владел немецким - сумел бы из довоенных фотографий склепать полноценный путеводитель. Но и без этого - в следующих трёх частях погуляем по достопримечательностям города-призрака.
ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Росгартен, Трагхайм, Закхайм.
Площадь Победы, или просто Площадь.
Кёнигсберг транспортный. Вокзалы и трамваи.
Внутреннее кольцо Кёнигсберга. От Фридландских ворот до Площди.
Внутреннее кольцо Кёнигсберга. От Площади до Преголи.
Районы Кёнигсберга. Хаберберг, Марауниенхоф, Тиергартен, Девау.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.