Калининград (Кёнигсберг). Часть 8: Внутреннее кольцо от форта Фридрихсбург до Площади

Feb 28, 2013 23:50



Продолжаем поход по фортификационно-вокзальному Внутреннему кольцу Кёнигсберга. О его устройстве, главном в городе Южном вокзале, прилегающем районе Хаберберг, Фридландских и Бранденбургских воротах - в прошлой части. Теперь же осмотрим форт Фридрихсбург с великолепным морским музеем, два железнодорожных моста и два малых вокзала, первый в СССР мемориал Победы и ещё несколько ворот и укреплений.

...в прошлой части мы подошли к мосту через Преголю, но пока что задержимся на южном берегу - ведь если пройти вдоль реки в сторону центра, выйдешь к Фридрихсбургским воротам. В отличие от других ворот Кёнигсберга, она не входили в само вальное кольцо, а относились к отдельной крепости, построенной для защиты города со стороны реки в 1657 году. В 1692 году крепость посетил в ходе своего Великого посольства Пётр I, и считается, что именно она послужила прототипом для первых фортов Кронштадта.

2.


Впрочем, сохранившиеся ворота хотя и примерно повторяют очертания старых, построены в 1852 году, когда крепость была преобразована в форт вального кольца, оказавшись тем более не снаружи, а внутри него. Расположение её можно оценить по этому кадру - на заднем плане диспетчерская башня, которой мы закончили прошлую часть:

3.


С упразднением Внутреннего кольца ворота оказались на территории грузовой станции, и сильно разрушены были то ли войной, то ли советскими кинематографистами, снимавшими кино про войну (такие утверждения есть о многих крепостях Кёнигсбергщины), и восстановлены лишь совсем недавно, когда их передали Музею Мирового океана.

4.


Ну а Музей Мирового океана, как уже говорилось, превратился за время своего существования в мощнейшую организацию по спасению древностей, восстанавливая любой доставшийся ему объект на "5+". Фридрихсбургские ворота не стали исключением. В самих воротах - музей морской славы России, в деревянном здании рядышком - Ладейный двор. У ворот стоят три пушки, причём крайняя, судя по следам коррозии, была поднята со дна.

5.


Холл музея с флагами и репликой кормы линкора "Полтава" (1712) - гордости петровского флота, первого изделия Петербургского адмиралтейства (много ли людей в курсе, что это вообще-то бывший завод?).

6.


В общем-то, музей небольшой (всего 2 комнаты), и например я почти ничего нового там не узнал - но лишь потому, что всю эту информацию по кусочкам собирал в разных путешествиях, здесь же она изложена очень кратко и ёмко. Впечатляет, насколько разнообразен был парк судов России - свои типы по сути для каждого бассейна. Что же до "почти", то лишь здесь я узнал, что первым построенным в России парусником европейского типа был не "Орёл" (1667), а "Фредерик" (1636) - дело в том, что построили его не русские, а немцы-голштинцы по договорённость с Михаилом Фёдоровичем для торговли с Персией через Волгу и Каспий, и планировалась серия из 6 таких парусников. Строился корабль в Нижнем Новгороде под руководством немецких инженеров... но погиб в первом же рейсе, выброшенный каспийским штормом на скалы Дагестана.
Однако больше тут впечатляет даже не ЧТО показывают, а как показывают. Зайти в этот музей приятно чисто эстетически.

7.


У ворот - "кёнигсбергский кот", с которым отождеставляют гофмановского кота-философа Мурра:

8.


Кот глядит на деревянно-пластиковый Ладейный двор. Тут даже коврик для ног выдержан в морском стиле:

9.


А под навесом - всевозможные лодки. Как я понимаю, это новоделы, и летом их спускают на воду. На переднем плане, например, лодка-долблёнка (т.е. из цельного бревна), а на заднем плане "дединовский челн" - подмосковное село Дединово славилось своей верфью с 17 века, "Орёл" построили именно там.

10.


Лодки самые разные. Например, наверху висит оморочка, характерная для Нижнего Приамурья, вниизу немецкая прогулочная лодка, северо-русская кижанка, традиционные финская и норвежская рыбацкие лодки и скрытый собственным парусом литовский куренас:

11.


А это и вовсе чукотская байдара:

12.


Лодкам посвящён первый этаж:

13.


Я же, как этнограф-самоучка, минут 10 разглядывал вот этот стенд:

14.


На втором этаже - "подводная археология". Стенды о самых известных затонувших и обследованных водолазами судах в водах бывшего СССР и находки с них - как например иллюминатор немецкого учебного судна "Драхе" и фонарь рыболовного судна "Одесский горсовет".

15.


Гидрокостюмы современный (справа, на фоне моста через Преголю) и сконструированный в 1719 году изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым (он же изобрёл и испытал первую русскую подлодку).

16.


Вообще, о Музее Мирового океана у меня будет как минимум один пост. Но пока что пойдём дальше вдоль бывшей крепости и железной дороги, к Двухъярусному мосту (1916-26) через Преголю. Вид уже с того берега:

17.


Насколько я понял, изначально мост был поворотным (т.е. разводился не вверх, а вбок), а подъёмным его сделали (и соответственно пристроили вышки) лишь восстанавливая после войны.

17а.


Однако сам пролёт аутентичен. Царство заклёпок:

18.


Ниже моста начинается порт:

19.


В том числе ещё явно немецкий хладкомбинат:

20.


Выше хорошо виден Музей Мирового океана - старые пакгаузы и самое крупное судно "Космонавт Виктор Пацаев":

21.


И - опоры Малого моста, построенного аж в 1867 году, когда железная дорога впервые пересекла Преголю. Впочем, в нынешнем виде, как подъёмный, он был построен в 1929 году, а когда демонтировали его пролёт - точно не знаю. В любом случае, уже тогда мост стал ненужен, так как на смену Восточному вокзалу пришёл расположенный в другом месте Южный вокзал. Вид, кстати, не откуда-нибудь, а с кормы "Витязя":

22.


В те же годы, когда мост был построен, железная дорога по кратчайшей линии связывала Восточный вокзал с Пиллаусским вокзалом близ Трагхайма (на заднем плане Ново-Росгартенская кирха). Пиллау - это Балтийск, то есть отсюда дорога уходила на запад по северному берегу. Устройство этого узла можно оценить по старой карте (видимо, годов так 1860-70-х).

23.


С постройкой нового моста надобность в этом вокзале отпала, и его заменил вокзал Холлендербаум... ныне, впрочем, рядом с ним нет даже рельсов, а занимает его областная таможня:

24.


Выходим на Московский проспект - начинаясь у западной стороны Внутреннего кольца, он пересекает весь город на восток и превращается в дорогу на Черняховск, Вильнюс, Москву, Россию... На перекрёстке - Калининградский юридический институт, здание (1928-31) в стиле "новой вещественности" строилось как службая занятости:

25.


Прямо во дворе которого - ещё один бывший вокзал, на этот раз узкоколейный ( про густую сеть узкоколеек, игравших в Пруссии роль современных ПАЗиков, я уже писал). Впрочем, судя по всему это не сам вокзал, а депо, ныне ставшее спортзалом:

26.


А напротив - Аусфальские ворота, увенчанные часовенкой, запечатлённые на вводном кадре. Рядом с ними - "Памятник-1200", а точнее - Мемориал 1200 гвардейцев 11-й армии, погибших при штурме Кёнигсберга.

27.


На самом деле - потрясающе знаковый объект. Это, ни много ни мало, первый мемориал Победы в СССР, построенный в 1945-46 годах в не остывшем от пожарищ городе, ещё не переименованном в Калининград! Точнее, обелиск-то помоложе - 1965 года:

28.


А вот скульптурные группы, сделанные литовскими скульптурами под руководством Юозаса Микенаса, созданы по горячим следам. "Штурм":

29.


И "Победа":

30.


Самое сильное здесь - лица солдат. Таких лиц я не припомню ни на одном больше памятнике. Такими они, видимо, были на самом деле - и на лицах на этих ни надрыва, ни пафоса, ни даже остервенения, а лишь усталость и привычность к аду войны:

31.


Мемориал стоит прямо на валу, и по разные стороны от него двое ворот. Чуть ближе к мосту - Железнодорожные:

32.


Ныне по ним проходит улица, а изначально под ними проходили пути Пилаусского вокзала... не узкоколейные ли они были? Такое ощущение, что полноценный паровоз в них просто не пролез бы. Ныне ворота переданы краеведческому музею и перестраиваются в его филиал.

33.


И чуть ближе к площади уже знакомые Аусфальские. Название переводится примерно как "ворота для вылазок", и через них мог пройти только пеший человек, то есть скорее всего тут было что-то вроде мостика через ров. Часовня на них смотрится на удивление естественно.

34.


Через улицу - Астрономический бастион (он же Штернварте):

35.


Названный так по расположенной в прилегающем парке обсерватории Альбертины, основанной в 1813 году приглашённым в Кёнигсберг астрономом Фридрихом Бесселем, учеником Карла Гаусса. Бессель приехал сюда в 1809 году, когда Пруссия была сломлена Наполеоном, а Альбертина прибывала в глубоком упадке, умудрился организовать обсерваторию в самый разгар войны, и в последующие полтора века Кёнигсбергская обсерватория внесла свой вклад в мировую науку. Разрушена же она была в августе 1944 года английскими ВВС, и при Советах уже не восстановилась.

36.


Дальше до самой Площади Победы тянется узкий сквер между железной дорогой и Гвардейским проспектом. Пути в глубоком овраге, а за путями многие уже знакомые здания - как например областная администрация (она же с другой стороны - на предпоследнем фото поста по ссылке):

37.


В сквере - полный комплект памятников. Тут и погибшие милиционеры:

38.


И Чернобыль:

39.


И штурм Кёнигсберга (такие тут по всему городу):

40.


А это сооружение, которое я принял за доску почёта - список дивизий, штурмовавших Кёнигсберг:

41.


Подходим уже к Площади. У перекрёстка с Театральной - здание "Янтарьэнерго", бывшая почтовая контора (1924-28):

42.


Впереди железная дорога ныряет под Северный вокзал, о котором уже было рассказано (как и о соборе, и о Восточной ярмарке):

43.


Его предшественник - Кранцевский вокзал - выглядел так. Прямо "дачные станции" под Петербургом, да и только:

44.


Как уже говорилось, Ганзейская площадь поглотила солидный кусок Внутреннего кольца, в том числе двое ворот. Штайндаммские ворота находились примерно в центре нынешней площади, у окончания улицы Штайндамм:

45.


А Трагхаймские ворота - за Домом Техники Восточной ярмарки. Странно, но их фотографий я так и нигде и не нашёл.
В общем, дальше следуют места, показанные в посте о Площади Победы. Продолжим поход по Внутреннему кольцу как раз-таки оттуда, где они заканчиваются.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.

немецкое, замки-крепости, Пруссия, дорожное, "Балтийские ветры", Калининград (Кёнигсберг), транспорт, суда и корабли, рыбацкое, этнография, Калининградская область

Previous post Next post
Up