Вильнюс. Часть 8: Антоколь (Антакальнис)

Jun 10, 2013 12:36



Ещё одно предместье за Вильней, являющее собой полную противоположность показанному в прошлой части Ужупису. Вытянутый между Нярисом и лесистым склоном Павильняйских холмов, Антоколь ещё в Средние века превратился в  "рублёвку" Великого княжества Литовского, которую небогатые мещане обходили стороной, боясь попасть в зависимость от живущих там магнатов. Тут находятся самые роскошные в городе дворец и собор - наследство Сапег и Пацев соответственно. Ну а кроме того, в этом посте начинаются небанальные достопримечательности Вильнюса и присутствуют совсем уж нетуристические виды, так что кто не читал прошлые поста за "баяновость" - можете тоже под кат.

Вообще, наш маршрут по Антакальнису я бы не назвал удачным - упущено в итоге оказалось неожиданно много. Центр Антакальниса - "кольцо" у Петропавловского собора, куда практически от замка ведёт улица Костюшко, а сверху, из-за холмов, подходит улица Оланду. Так вот, именно по Оланду мы и въехали сюда, а в итоге улицу Костюшко с несколькими магнатскими дворцами (например, Слушко) я так и не увидел. Мы припарковались на Оланду у донельзя виленских деревянных домов - таких очень много в Новом городе и его предместьях:

2.


Напротив - целый ряд польским коттеджей межвоенного времени, огромная редкость в Вильнюсе, причём абсолютно неясно, от чего - с населением 200 тысяч человек город был 6-м по величине во II Речи Посполитой... впрочем, та же ситуация с румынским зодчеством в Кишинёве, так что тут явно тенденция. Напротив этих малоэтажек выше по улице - едва ли не самое крупное польское здание в Вильнюсе - технический институт (1926-31, основан в 1922), но и оно во-первых не слишком зрелищно, а во-вторых я забыл его снять.

3.


А полузаброшенная воинская часть - на самом деле первая в этих постах небанальная достопримечательность Вильнюса - созданный в 2008 году по инициативе литовского министра обороны Музей военной и транспортной техники:

4.


О нём я узнал совершенно случайно из журнала puerrtto ( в его репортаже, кстати, и технический институт виден на заднем плане), и в общем-то заходить сюда не планировал - к технике в отрыве от среды я отношусь довольно равнодушно, а "среду" для этой техники увидеть не приведи Господь. Однако в итоге припарковались рядом, вход в музей оказался бесплатным (!) - в общем, минут 40 мы там провели. Музей действительно занимает бывшую воинскую часть (как предположил Пуэрртто - автомобильные войска), известную с 1832 года и до 1990-х годов использовавшуюся всеми сменявшимися здесь властями (за подробностями опять же к Пуэрртто). Явно советские гаражи:

5.


Коллекцию здесь литовские вояки собрали немалую - около 100 машин, как советских, так и НАТОвских, причём преобладает тут относительно малоизвестная у нас европейская военная техника - голландская (DAF), немецкая ("Магирус"), чешская ("Татра") и т.д. Периодически в этой экзотике попадается родной УАЗик или танк Т-72, совсем редко что-нибудь знакомое по американским фильмам, а военно-транспортная и вспомогательная техника тут, как видите, преобладает над боевой:

6.


Вид у всего этого довольно запущенный, но от того очень живой - возникает чувство, что попал не в музей, а на только что покинутую военными базу. В самой технике я не силён, поэтому дальше фото без пояснений:

7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


Помимо нас тут ходила какая-то иностранная группа, по языку более всего похожая на венгров. А вон тот бравый парень в военной форме - видимо, экскурсовод. Всё-таки не понимаю такого легкомысленного отношения к оружию у цивильного туриста... при том что сам и в армии-то не был.

14.


По Оланду мы спустились на круг, который кстати официально называется площадью Иоанна Павла II. Здесь примечательны несколько особнячков 19 веков, занятых посольствами братских монархий - Британии (виден на кадре №3), Дании и Нидерландов (делят этот особнячёк Пацев):

15.


Ещё парочка домиков открывают улицу Антокольскую (Антакальнё), ведущая от этого круга в сторону, противоположную центру. Особенно хорош деревянный домик, указанный как "административная постройка", но чему он мог служить администрацией?

16.


Однако главное на площади - Петропавловский костёл (1668-76), самый дальний из гигантских храмов столицы Великого княжества Литовского, и безусловно один из самых величественных:

17.


Как и кафедральный собор, он построен на месте капища, и до 17 века представлял собой небольшую деревянную церковь, сгоревшую во время русско-польской войны. Новый храм выстроил уже знакомый по прошлым постам Михаил Казимир Пац, бывший тогда виленским воеводой, в качестве памятника той войне - ну, как у нас Храм Христа Спасителя памятник победе над Наполеоном. Строили храм итальянские мастера:

18.


Так как он стоял за городом и была ещё свежа память о войне - вокруг построена стена, а часовни могли послужить и крепостными башнями:

19.


К костёлу примыкал монастырь августинцев-канонников (не путать с монастырём братьев-августинцев в центре города!), соединённый с ним впечатляющих размеров галереей. Каре этих корпусов охватывает целый квартал:

20.


Но даже после роскоши прочих храмов Старого Вильнюса, зайдя в костёл Петра и Павла, замираешь с поднятым взглядом:

21.


Всё это создано в 1677-85 годах итальянцами Джованни Пьетро Перетти и Джованни Мария Гали и местным мастером Мацеем Жилевичем, и всего в соборе более 2000 скульптур и горельефов. Думаю, чтобы как следует его изучить, понадобится несколько часов:

22.


Справа от входа Святой Христофор, а слева - Смерть с косой. Сам Пац - герой воин и руководитель города в непростое время, завещал похоронить себя под входом в собор и надписью "Здесь покоится грешник", чтобы каждый смерд, заходя сюда, попирал его могилу... однако уже через несколько лет его гроб всё же переместили в стену у входа.

23.


В одном из боковых алтарей - турецкие литавры, трофеи из под Хотина, где в 1673 году под руководством Яна Собесского поляки и литвины разбили турок. С Собесским Пац враждовал, поэтому после его коронации предпочёл сосредоточиться на делах Виленского воеводства.

24.


Люстра в виде ладьи, мелькавшая на прошлых кадрах - самое, пожалуй, молодое украшение собора, создана в 1905 году латышскими мастерами. Ещё одна реликвия - картина (1761), изображающая ужасы чумы 1710 года - в Литве и Пруссии она тогда забрала половину населения.

25.


Напротив собора - пожалуй, самый молодой из виленских дворцов, построенный в 1904-05 годах для семьи Вилейшисов, самым известным представителем которой был видный инженер и меценат Пятрас Вилейшис, собиравшийся у себя в особняке литовскую национальную интеллигенцию, а в 1907 году устроивший первую выставку литовского искусства. Литовские культурные общества занимали дворец и после его смерти, а "прикрыли лавочку" отнюдь не большевики, а ещё Польша в 1938 году. Советская власть же, напротив, устроила здесь Институт литовского языка с литературным музеем.

26.


Дворец Вилейшисов - это целая усадьба с несколькими постройками. Там тоже сохранились интерьеры. Очень подробная статья есть в википедии. Кстати, за деревьями уже Нярис, на который эти дворцы и были ориентированы - но мы умудрились ни разу не выйти к берегу.

27.


Дальше улица раздваивается - налево Антокольская, направо Сапеги. Между ними больница начала ХХ века с деревянными корпусами. Вид со стороны Сапеги:

28.


И со стороны Антокольской. Помимо собственно больницы, тут находится ещё и такой экзотический объект, как лаборатория исследованаия бессонницы (надо было мне туда зайти, наверное...)

29.


А больничный сквер переходит в парк Сапеги, где находится и его дворец. Саму эту фамилию я впервые узнал из школьной программы, в контексте Великой Смуты: в 1608-10 годах Ян Сапега 16 месяцев осаждал Троице-Сергиев монастырь (ныне Лавра), представляющий собой мощнейшую крепость, затем пробивал дорогу к Москве для Лжедмитрия II, и там же, в Московском кремле, умер в 1611 году от болезни. Здесь же более известен его двоюродный брат Лев Сапега - не столько военачальник, сколько дипломат и политик, в 1588 году пробивший принятие Литовского Статута - одного из нескольких (как английская Хартия вольностей) прототипов современных конституций, действовавший в литвинских губерниях до 1840 года. Вообще же, Сапеги, вышедшие со Смоленской земли, отличались крайним могуществом и амбициозностью, регулярно перечили королю, а в 1696-1701 годах даже устроили гражданскую войну против других ослабевших магнатов (Радзивиллов, Пацев, Огинских, Вишневецких) и самого короля... а в отместку за своё поражение ещё и поддержали в Северной войне шведов. В общем, гордыня, достойная Люцефера... и не случайно дворец свой они построили в 1691 году далеко за городом.

30.


Увы, тут нас повстречал Обломайтис - самый роскошный виленский дворец оказался на реставрации:

31.


Как уже говорилось в соответствующей части, мы не попали и внутрь костёла Михаила Архангела монастыря бернардинок, где находится усыпальница Сапег - в общем, они нам тут были не рады. Вот хоть вороота парка - левые обращены на дворец, правые на Антокольскую улицу:

32.


Однако верхние ворота были ещё и заперты, и мы пошли дальше по улице. За парком начинается территория военной академии, которую я не снимал (ещё бы - мы ведь на территории "вероятного противника"!), но вид у неё очень цивилен. На самом деле обходить её было всего-то метров 700, но нам путь вдоль забора запомнился невыносимо долгим. Напротив - внезапно, заброшенная многоэтажка (общага военной академии?):

33.


Надо заметить, тут вполне можно было подняться и на холмы - там много интересного и напрочь упущенного. Например, Солнечное кладбище над Петропавловским костёлом - наряду с кладбищем Расу в Наунинкае, самое живописное в Вильнюсе. Или Антокольское кладбище примерно над этой улицей - там находится советский мемориал Славы, один из немногих сохранившихся в Литве. Ещё выше, в Сапежанском лесопарке сохранились фрагменты польского укрепрайона 1920-х годов (ещё бы: с одной стороны литовцы почему-то требуют вернуть Вильню, с другой москаль зубы точит!), о котором лишь по возвращении я узнал опять же из журнала puerrtto. Но всё это осталось за бортом. При первой возможности, достигнув переходящей в мост улицы Шило, мы свернули. Тут в ряд стоят малоэтажки типа "пленные немцы" - надо сказать, в Литве штука тоже не слишком частая. Необычно смотрится под красной черепицей:

34.


Однако свернули мы не на Антакольскую, а на улицу Смелио... и внезапно попали в Вильнюс "для своих", который ежедневно видят сами виленцы.

35.


А что? Район как район, напоминает "престижные" окраины Москвы типа Щукинской, да и в провинции такие места попадаются. Ну, конечно тут несколько чище, несколько безопаснее, чем-то уютнее, и в целом от этих дворов впечатление то же, что и от всей Литвы - "лучше, но не намного".

36.


Так, дворами, мы вышли к Антокольской средней школе (1930), ещё одному образцу польской межвоенки, причём пожалуй самому удачному из тех, что я видел в Вильнюсе:

37.


Наши фотоаппараты увидела уборщица и заявила, что тут нельзя снимать. Мы как-то отшутились и ушли. Конечно, вряд ли она бы вызвала полицию, а полиция бы вряд ли нас хоть как-то обидела, но как сразу заметил папа, "Если ты фотографируешь в нетуристическом месте - значит, хочешь странного, а это всегда вызывает подозрения". Проблема в том, что где-то нетуристические места - это кварталы, а где-то - области и страны.

38.


Ещё один Святой Христофор  - как уже говорилось, это небесный покровитель Вильнюса, как Георгий Победоносец в Москве или Михаил Архангел в Киеве.

38а.


По соседству со школой, за забором, через который ведёт неприметная дверь - монастырь тринитариев (1694-1717), основанный очередным Сапегой вероятно как "противовес" для Петропавловского собора конкурирующей династии. Получилось, скажем прямо, куда как скромнее, хотя строили его те же итальянцы:

39.


В 1864 году собор передали православным, при этом было уничтожено его убранство; с 1919 года принадлежал военному училищу, и лишь в 1993 году снова открылся. По легенде, в костёле находилась деревянная статуя Христа, у которой как у живого человека росли волосы. В 1864 году она была перенесена в какой-то другой храм, но так как с тех пор нет сведений ни о чудесах, ни о её уничтожении - видимо, это всё же была лишь легенда.

40.


Ныне здесь семинария. На уютнейшем дворе - ни души (кроме нас):

41.


41а.


Возвращались уже по Антокольской. Вот просто несколько зарисовок непарадного Вильнюса:

42.


43.


44.


Перспектива так и не пройденной улицы Костюшко от кольца - она ориентирована прямо на Кафедральный собор:

45.


В следующей части покажу парк Бельмонтас на месте ещё средневековой промзоны, и не только его.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь)
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.

дорожное, Литва, ВКЛ, "Другая сторона", Вильнюс, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up