Границы Литовского княжества. Часть 3: Чёрная Русь - Литва

May 30, 2013 19:11



Итак, в прошлых двух частях я показал 4/5 пути из Москвы в Литву - через Витебскую (Смоляны, Лепель, Бабцы) и Минскую (Будслав, Кривичи, Вилейка) области. В третьей части, от Вилейки до Вильнюса - белорусские Сморгонь и Крево и литовский Медининкай. Последние два - крепости-близнецы времён глубокого Средневековья.

...Ночью в вилейское гостинице (весьма неплохой, кстати!) меня разбудил грохот, и я успел в полусне подумать, что какие-нибудь стрельбы или учения - всё же рядом российская военная база, но потом так же в полусне догадался, что это гром. Всю ночь лил дождь, утро выдалось хмурым и мокрым. Мы взяли курс на Сморгонь, по дороге "поймав" на видеорегистратор выскачившую на асфальт косулю. По дороге попалось кладбище времён ни то Первой Мировой, ни то советско-польской войны, но заснять его я не успел. В Сморгони (36 тыс. жителей) поплутали среди пятиэтажек и наконец вырулили с огромному новому Спасо-Преображенскому собору, в котором шла служба. Пение громко транслировалась на улицу. Донельзя агроренессансная постройка вдалеке - местный ЗАГС:

2.


Собор глядит на речку Оксна, подпёртую плотиной, а на том бережке видна главная достопримечательность города - храм-крепость Святого Михаила (1606-10):

3.


Сморгонь известна с 1502 года как крупная вотчина Зеновичей, один из которых - Юрий - в середине 16 века перешёл в кальвинизм и основал соответствующую церковь. Его сын Криштоф отстроил церковь в камне и с оборонными элементами, а внук вернулся в католицизм и передал церковь католикам. В 1628 году Сморгонью завладел главный кальвинист страны Радзивилл, придумавший здесь кое-что повеселее всех религиозных дел - Сморгонскую медвежью академию. Судя по всему, дрессировщики медведей тут жили и раньше, но Радзивилл подошёл к делу с фирменным размахом. Процитирую википедию: особенного расцвета «академия» достигла при Кароле Станиславе Радзивилле по прозвищу «Пане Коханку», который владел Сморгонью в 1762-90 годах. Он назначил руководителем академии «барона» литовских цыган Яна Мартинкевича (...). Тот набрал группу из 20 цыган, которые жили и работали в школе. В период расцвета в «академии» дрессировали одновременно до 10 медведей и несколько обезьян. (....) Помимо собственных воспитанников, на обучение принимались медведи и от посторонних лиц, которые должны были заплатить за работу, питание и проживание дрессировщика. После смерти князя, и вхождения белорусских земель в состав Российской империи школа постепенно приходит в упадок. (...) Вплоть до 30-х годов XX века на территории Белоруссии бродячих цыган с медведем называли «сморгонский учитель с учеником» (...), а сомнительное учебное заведение - «сморгонской академией».
Сейчас об этом напоминает лишь пряжка на заборе у речки:

4.


Как известно, Радзивиллы поддержали Наполеона (который именно здесь передал остатки армии Мюрату и побежал во Францию собирать новую армию), за что потеряли даже свою "головную" резиденцию Несвиж и Мир, не говоря уж про Сморгонь. До 1843 года ей владели Пшездецкие, а затем Сморгонь наконец перешла под управление государства, стала еврейским местечком и к 1904 году разрослась до города, спустя десть разрушенного Первой Мировой войной. Ныне - типично белорусский городок с ухоженными улицами и машиностроительным заводом на окраине. Обратите внимание, как изящно сцена и трибуны летнего театра установлены по разные стороны речки:

5.


У мостика довольно красивый памятник Франциску Богушевскому, белорусскому поэту конца 19 века, происходившему из этих мест:

6.


Костёл-крепость действительно очень необычен. В принципе храмы-крепости в Беларуси явление нередкое, особенно православные (как например в Сынковичах), но здесь архитектура совершенно другая. Мне в принципе не приходят на ум какие-либо аналоги:

7.


Современное убранство столь же оригинально:

8.


Напротив костёла - райком. Вот такая подобралась компания - Христос, Богоматерь и Ленин:

9.


Но в целом Сморгонь - город одной достопримечательности, и провели мы тут от силы полчаса:

10.


Так что едем дальше - в Крево. Остатки исторического центра:

11.


По дороге, в селе Новоспасск, я увидел впечатляющие руины храма в селе Новоспасск. По данным "Глобуса Беларуси", это была базилианская (то есть греко-католическая) церковь конца 18 века, после 1830 года (упразднение униатства в Российской империи) переданная православным и разрушенная всё той же Первой Мировой. Говорят, при II Речи Посполитой её не восстановили потому, что жители села так и не смогли договориться, что им нужнее - церковь или костёл. Вид у руины совсем средневековый:

12.


Следющая остановка - Крево, оказавшееся большим и очень длинным селом, растянутым вдоль дороги. На окраине, обращённой к минской трассе (а мы въехали с противоположного конца) находится одна из главных достопримечательностей Беларуси - руины Кревского замка:

13.


Впрочем, почему его называют "замок", мне не совсем понятно - скорее, просто дань традиции называть так все средневековые укрепления. На самом деле это самая что ни на есть регулярная крепость, одна из четырёх, построенных по южных рубежам молодого ВКЛ по указу Гедемина: Новогрудок - Лида - Крево - Меднинки. Все они, кроме Новогрудка, имели почти типовой проект - четырёхугольник размером примерно 110х130 метров и две мощные четырёхугольные башни, в Лиде и Крево располагавшиеся на противоположных углах. Характерная литовская кладка из бутового камня и кирпича.

14.


Крепостей 14 века на постсоветском пространстве сохранились единицы (а старше сохранились только на Кавказе и в Крыму) - ещё разве что российский Изборск, украинский Луцк да литовский Тракай, и заметьте - все они, кроме Изборска, построены Великим княжеством Литовским. Более того, первые крепости с регулярной планировкой в России начали строить лишь на полтора века позже (Ивангород, Тула, Зарайск), когда эти крепости успели морально устареть.
Стены необычайно тонкие и высокие - ведь когда их строили, ещё не было изобретено огнестрельное оружие.

15.


Но куда важнее здесь не архитектура, а история, так как именно в Крево случилось "начало конца" Великого княжества Литовского. В принципе в Средневековье роль личности в истории была несравнимо выше, чем сейчас, и даже одного князя с твёрдой рукой хватало, чтобы в течение его жизни государство поднялось над соседями, как несколько раз бывало, например, с Молдавией. Литве в этом смысле повезло: смута после смерти Миндовга (основателя ВКЛ) была недолгой, а дальше сильные и в прямом смысле слова великие князья правили почти что подряд: Гедемин, основавший Вильнюс и преуспевший в собирании земель; Ольгерд, бивший в Диком поле Золотую Орду; воевавший с крестоносцами Кейстут... Собственно, Ольгерд и Кейстут правили совместно - один на татарском и московском направлении, другой на польском и тевтонском. Однако сын Ольгерда Ягайло был настроен на единоличное правление, да и просто не сходился с Кейстутом во взглядах на многие вопросы (например, последний хотел союза с Москвой против татар). В 1381-92 годах, с перерывом в 1384-89, княжество охватила жестокая гражданская война, и именно в Кревском замке произошли два её ключевых эпизода.

16.


В 1382 году Ягайло сумел пленить Кейстута и его сына Витовта и заточил их здесь. Вскоре Кейстут был задушен (по другой версии - повесился сам), а Витовт сумел бежать и продолжил войну. Ягайло же поступил хитрее, и опять же именно здесь подписал в 1385 году Кревскую унию - первый польско-литовский союз, на довольно выгодных условиях для тогда гораздо более крупной и не менее сильной Литвы. В Кракове Ягайло крестился как Владислав, женился на юной польской королеве Ядвиге, положил начало династии Ягеллонов, правившей также в Венгрии и Чехии. Витовт в итоге признал сюзеренство Ягайло и стал великим князем только Литвы, и бок о бок вчерашние враги стали вершить великие дела - например, сломали хребет крестоносцам при Грюнвальде и крестили литовский народ.

17.


Однако время великих князей прошло, центр тяжести двух государств с одним королём сместился в Польшу, а реальная власть в Литве перешла к многочисленным магнатам вроде тех же Радзивиллов.

18.


Замок же прослужил ещё около ста лет, приняв в 1519 году свой последний и не слишком значительный бой с московской армией, совершавшей в ту войну многочисленные короткие рейды далеко на запад. Тем удивительнее, что за пять веков крепость не стёрло с лица Земли время..

19.


Рядом - аистиное гнездо:

20.


Синагога конца 19 века с выложенной чуть выступающим кирпичом звездой Давида на боку (просматривается за веткой):

21.


И костёл Преображения (1997, старый деревянный утрачен в советское время) с соответствующей надписью на склоне:

22.


Вид от костёла на церковь Александра Невского (1854):

23.


На синагогу, замок и поселковый магазин. Издержки планового хозяйства - в весьма популярном у туристов Крево толком негде перекусить:

24.


На опушке за костёлом - кладбище. Ещё можно было съездить в Гольшаны через Боруны, сделать остановку в Ошмянах (см. ссылки в конце поста по ссылке!), но нам нетерпелось поскорее увидеть Литву. Да и белорусско-литовская граница - лотерея: можно пройти за полчаса, а можно и за полдня, а я уже настроился вечером погулять по Вильнюс. В итоге мы провели на границе около часа: белорусы все сделали почти мгновенно, а вот с литовской стороны образовалась небольшая очередь. Хуже всего приходится дальнобойщикам - эти порой стоят на границе сутками.

25.


Итак, серым майским днём между Ошмянами и Вильнюсом я первый раз вошёл в Евросоюз. У первого же поворота на ходу сделал ультразумом кадр с перспективой шоссе, и лишь разбирая фотографии обнаружил, что от самой границы видна Вильнюсская телебашня!

25а.


Но моим первым знакомством с Литвой (не считаля " калининградского транзита" в феврале) стал не Вильнюс, а приграничное село Медининкай (Медники). Почему-то до поездки у меня сложилось впечатление, что оно находится сразу у границы, проехал КПП - и вот оно! В итоге оказалось, что надо проехать километров 10 до поворота и ещё 7 за поворот. А там - ещё один замок той же "серии":

26.


В этом смысле Медининкаю не повезло: историческими вехами (как Крево и Новогрудок) он не отмечен, в отличие от Лиды и Новогрудка находится в небольшой деревеньке, а от Вильнюса на таком же расстоянии в другую сторону расположен Тракай. Вообще, не вполне очевидно, что Крево, Гольшаны и Ошмяны - это дальние окрестности Вильнюса... Между тем, Медницкий замок считается крупнейшим в Литве по площади (129 на 161 на 128 на 148 метров), а его стены высотой до 18 метров. И в отличие от полуразушенного Крево и безобразно отремонтированной Лиды, Медининкай в 2004-12 годах получил очень качественную реставрацию.

27.


Изнутри замок так же пуст, только в центре роща да у ворот касса. Впрочем, мы прибыли во вторник - в это время по замковому двору можно гулять свободно, а стены, башни и музей закрыты. Рабочий за рощей оглушительно работает газонокосилкой.

28.


Домик музейной администрации - новодел, но вполне сойдёт за старинную кардегардию:

29.


Башня. Хорошо видна граница между аутентичным и новым, и это сделано явно специально. Мне нравится такой метод - он честный, "как всё было на самом деле, не знает наверняка никто, но скорее всего было вот так". К слову, Меднинкай чуть-чуть отличался устройством от Кревои и Лиды - вторая башня была не на углу, а на середине противоположной стены. darriuss назвал это "типовой проект с индивидуальной привязкой".

30.


На башне - "Погоня" ("на Грюнвальд"), флаг не современный Литвы, а Великого княжества Литовского:

30а.


Рядом с воротами, но уже вне замка - деревянный костёл Святого Казимира (1931). К слову, в окрестностях Вильнюса до 60% (в некоторых районах) населения составляют поляки, в межвоенное время они эту землю уж точно считали своей исконной, и как мне показалось, в облике этого костёла польского больше, чем литовского.

31.


А сам Медининкай... эммм... ну в общем обычное постсоветское село, ничто не напоминает о том, что мы час назад вошли в Евросоюз:

32.


33.


34.


35.


Такие вот штуки я видел в Строчице, белорусском музее деревянного зодчества - там они назывались "скляпы". Это вход в погреб, где раньше крестьяне хранили добро на случай пожара в хате.

36.


В общем, в Медининкае я ещё не вполне осознал, что приехал в новую страну. Да и Вильнюс больше расскажет о Великом княжестве Литовском, чем о собственно Литве. При движении с востока Литва начинается очень постепенно, затягивает, завораживает, как языческая жрица... Вот уже и Вильнюс впереди. К нему сходятся историко-культурные нити со всей Беларуси, 2/3 Украины, некоторых районов России, Польши, Латвии и даже Молдавии.

37.


ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
О городе в целом.
Виды сверху.
Виленские замки.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Виленский университет.
Улочки и церкви Старого города.
Вдоль Вильни. Три костёла, церковь и Ужупис.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Антакальнис (Антоколь)
Бельмонтас и Пушечная фабрика.
Виленская кальвария.
Панеряй.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.

замки-крепости, дорожное, Литва, Минская область, ВКЛ, "Другая сторона", "Балтийские ветры", Гродненская область, Белоруссия

Previous post Next post
Up