Вильнюс. Часть 5: дворцы и дворики Старого города

Jun 08, 2013 11:11



Итак, в прошлой части мы прошли по главной "оси" Старого Вильнюса - улицам Пилес, Диджёйи и Аушрос-Варту. Теперь - просто бесцельно погуляем по улочкам и дворам Северного Иерусалима. Почти все яркие памятники, обильно разбросанные по этим кварталам, я оставляю на следующую часть - сейчас же просто среда Старого Вильнюса: роскошь магнатских дворцов и ветхость обжитых дворов.

Первое, что надо понимать о Старом Вильнюсе - он очень разный и в нём реально живут люди. Оно и немудрено: в относительно небольшой столице огромный район с 70 кварталами и полутора тысячами зданий не превратить в город-музей при всём желании. Старый город многолюден, переполнен машинами, от которых едва успеваешь заскочить на узкий тротуар, и определённо нуждается в создании хотя бы нескольких пешеходных улиц. Планировка у него весьма хаотична, но помимо "оси" трёх улиц стоит отметить два полукольца на месте бывших укреплений: внутреннее из улиц Вильняус и Вокечу (Немецкой) и внешнее из улицы Пилимо (Валовой).

2.


Вильняус - самое популярное в Литве название улицы, своя Виленская есть едва ли не в каждом городе, и сам Вильнюс не исключение... правда, если в других городах аналогом этого названия было бы "Московская", тут - "Москворецкая", всё же не будем забывать, что имя городу дала река. Вильняус - одна из самых капитальных и оживлённых улиц. Здесь же можно оценить, что и в Литве хватает любителей "парковаться как олень". Вид в сторону проспекта Гедемина - по сути сюда уже захлёстывает Новый город с его доходными домами рубежа 19-20 веков:

3.


Некое общественное здание (1911):

4.


И грифоны на его крыше:

4а.


Странный дом, который можно было бы принять за бывшую синагогу, кабы не 80-метровая длина:

5.


И один из красивейших храмов Вильнюса - костёл Святой Екатерины (1703) бышего монастыря бенедиктинок, тянущего отсюда на несколько кварталов и известного с 1620 года. Памятник перед ним - композитору Станиславу Монюшко; памятников в Вильнюсе вообще много, но они как-то невыразительны.

6.


Облик храма, как и всего Вильнюса - более поздний: в 1737, 1748 и 1749 годах столица Великого княжества Литовского была разрушена тремя большими пожарами. И хотя стиль "виленского барокко" честнее было бы назвать "витебским барокко" (известна даже его родина - городок Глубокое в Беларуси), именно восстановление Вильны лучшими архитекторами ВКЛ дало большую часть его шедевров и определило тот облик города, что мы знаем теперь. Впрочем, в самой Вильне "виленское барокко" не совсем чистое: в идеале оно обходится вообще без украшений, достигая эффекта одной только пластикой - но без лепнины и скульптур представит виленские храмы невозможно! Самым выдающимся его мастером был Иоганн Глаубиц, построивший в нынешнем виде например костёл Святых Иоаннов (см. пост о Виленском университете), ворота Троицкого монастыря и убранство Духова монастыря (см. прошлую часть) и множество шедевров по всему ВКЛ вплоть до Полоцкой Софии. Эта церковь в нынешнем виде - тоже его творение:

7.


Рядом - Малый дворец Радзивиллов 16-17 веков, занятый музеем музыки, кино и театра. У него ещё и красивый аркадный дворик, куда я заглянуть забыл.

8.


Всего у Радзивиллов в Вильнюсе было 8 или 9 дворцов - я уже упоминал готический дворец прямо в Нижнем замке (разрушен в русско-польскую войну), Кардиналию на Замковой улице (разрушен в Великую Отечественную), дворец на Кафедральной площади, в 1860-е переделанный под губернское правление... Ну а здесь, на Вильняус, в паре кварталов от Малого дворца стоит ещё и Большой (1653), ныне принадлежащий художественному музею.

9.


Радзивиллы произошли то ли от бояр, то ли даже от жрецов - первые из них носили языческие имена, и собственно Радзивилл крестился как Николай, языческое имя оставив в качестве фамилии. Со временем род разделился на три ветви - одинаково могущественных, но порой исповедовавших даже разные религии. Их "головными офисаоми" были Несвиж и соседний Мир в Беларуси, Олыка на Волыни, Биржай в Литве. Они принесли в Речь Посполитую архитектуру барокко; увлекались кальвинизмом и лютеранством; участвовали во множестве войн, в том числе с Россией, и были в ВКЛ и Польше гетманами, кастелянами, маршалками, канцлерами, старостами и только в короли так и не выбились... а впрочем, им это было и не надо, Великое княжество Литовское и так де-факто принадлежало им (почти дословно цитирую darriuss!).
А вот сразу четыре магнатских дворца в одном кадре на перекрёстке Университетской и Святых Иоаннов - Бжостовских (полукруглый справа), Гурецких, Завишей и Пацов (по мере удаления, слева):

10.


Кадр же снят от ещё одного дворца Пацев, ныне занятого представительством Польской короны в ВКЛ посольством Польши в Литве. О Пацах, ещё одной фамилии с чисто литовскими корнями, я уже писал в прошлой части. Если владения Радзивиллов охватывали всю Речь Посполитую и часть Пруссии, то Пацы отметились в основном непосредственно в Литве - зато на каждом шагу и в первую очередь как строители роскошнейших храмов. Их дворцов в Вильне тоже немало:

11.


Также из этнически литовских родов можно вспомнить Гаштольдов (Гаштовтов), когда-то соперничавших с Радзивиллами и Кезгайлов, особенно отметившихся в Жемайтии. Но большинство литовских родов имели славянские корни: Сапеги, Тышкевичи, Ходкевичи, Огинские и многие другие, например пресёкшиеся в 17 веке Острожские - хозяева Волыни. Были потомки великих князей в удалённых колониях - Любартовичи на Волыни, Кориатовичи в Подолии. Были магнаты и остзейского происхождения - Тизенгаузы, Плятеры... причём если литовские магнаты владели землями и в Польше, то у польских в Литве таких прав не было по условиям Люблинской унии, а ведь там были не менее сильные фамилии - Потоцкие, Любомирские, Жолкевские, Конецпольские... ими пестрит Западная Украина. Каждый род имел и "центральную усадьбу" - ординацию, которая переходила по наследству только к старшему сыну и не могла быть ни продана, ни заложена - как Несвиж у Радзивиллов, Острог и Дубно у Острожских, Рокишкис у Тизенгаузов и другие. Помимо ординации, большинство магнатов владели десятками поместий и городов, и конечно же имели дворцы в столицах - Вильне, Варшаве, Кракове, а зачастую ещё Вене, Кёнигсберге, Берлине. Под Россией одни роды сдали позиции (например, Радзивиллы, за открытое сопротивление и поддержку Наполеона лишившиеся большинства имений), другие - как Тышкевичи и Огинские - напротив, преуспели. Вот например дворец Тышкевичей (1840) на углу Тракайской и Пилимо:

12.


И в целом каждый магнатский род своим наследием достоин небольшого государства - с правящей династией, а зачастую несколькими (ведь роды дробились на ветви), со столицей (т.е. ординацией), со своими городами и народами, с архитектурным и иным наследием, с неожиданными поворотами истории. Частенько магнаты имели собственные армии и использовали их друг против друга, да и просто позволяли себе такое, за что в России, Англии или Франции монарх бы подверг их четвертованию. В сущности, магнатский род и был государством, "шляхетская демократия" представляла собой ни что иное, как упорядоченную форму феодальной раздробленности, в конце концов и сгубившей непобедимую некогда Речь Посполитую. Вдобавок, магнаты страх не как не любили торговать, и по причине слабости купечества, поручали это дело евреям, армянам, караимам - так и возник польско-литовский Идишланд. В России того же времени сопоставимым могуществом обладали не бояре и дворяне, а купцы типа Строгановых - в этом и разница двух славянских держав. Однако история очень красива... В Речи Посполитой на момент раздела шляхта составляла 10% населения, и через многоуровневую систему сеймов и сеймиков жила в условиях полной демократии - потенциально даже самый мелкий шляхтич мог участвовать в государственной жизни и избирать короля.

13.


А вот на Татарской улице ещё один неопознанный по происхождению дворец, занятый Министерством охраны края (т.е. обороны, если по-нашему) - второе по роскоши, после президентского дворца, гражданское здание в Старом городе.

14.


Но вернёмся к виленским улицам. Как уже говорилось, Старый город тут обитаем и разнообразен, в нём много совсем не туристических уголков, но повсеместно теснота и узкие тротуары. Однако тут немало мест, где пейзаж не изменился со времён I Речи Посполитой. Деревянные ставни, черепичные крыши, цепочки мансардных окон, цветники на балконах, обшапарнные подворотни, просевшие от времени стены и напоминающие о столичности флаги министерств и посольств. Вот просто кадры улиц, без комментариев:

15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


Немножечко деталей. Вот крайне насыщенный ими ракурс на Виленской:

22.


Пан внизу и коза вверху:

23.


Советские вкрапления:

24.


Довольно странный Рыцарь-с-зонтиком на дворце Умястовских, что напротив дворца Тышкевичей с кадра №12:

25.


Современный креатив:

26.


27.


Но в целом, Вильнюс - не Львов и даже не Киев, какой-то особой перегруженности деталями тут ждать не стоит. Чаще всегео это обыкновенные лепнина с цветочками-ангелочками, даже скульптурные элементы тут редкость - что отличает дома от чрезвычайно пышных храмов. Но при этом виленский пейзаж не выглядит скудным, упоминавшийся выше прицип "виленского барокко" достигать эффекта одной пластикой тут в самих городских улицах.

28.


Но увидев что-то такое, как на прошлом кадре, лучше задрать голову - над этими узкими и малоэтажными улицами довлеют храмы, напоминающее о прошлом небольшой империи:

29.


Конкретно это - собор Святого Духа (1749-70) бывшего Доминиканского монастыря, раскинувшегося ещё на пару кварталов и известного с 1408 года. Нынешний собор - уже пятый на этом месте, и в нём ещё один роскошный интерьер Глаубица под куполом не совсем правильной формы, прозванном "ушная раковина Бога" (однако самый высокий в городе - 51 метр). Под собором обширная система подземелий с захоронениями монахов, магнатов, жертв чумы-1710 и войны-1812. Увы, мы сюда не зашли - за один раз обойти и тем более воспринять все виленские храмы нереально.

30.


И это тоже Старый город:

31.


Даже интересно, какого возраста здание вот этой гимназии на углу Доминиканской и Виленской. Ведь может быть и советская, и польская межвоенная (как пояснили в комментариях - проект 1951 года, построена в 1961 году, то есть это явно местная специфика, архитектура ЛитССР была заметно обособлена от общесоветской):

32.


Но впрочем, улицы - ещё пол-дела. В подобных городах (Петербург, Львов, Одесса, Харьков, Кишинёв и другие) одной из главных достопримечательностей неизменно остаются дворы. Виленские дворики - это не питерские "колодцы", не одесские "сады внутри кварталов", но вполне достойны своим колоритом и тех, и других. Заглянем для начала в несколько подворотен, почти с "красной линии" улиц:

33.


34.


35.


В основном дворы Вильнюса очень неухожены, но бывают и исключения:

36.


В подъезды заглядывал мало - но местами оно того стоит:

37.


Местами вид у дворов очень мрачный:

38.


Среди многих других покажу два двора, особенно мне запомнившихся. Первый - где-то на улице Тилто, то есть между проспектом Гедемина и Нярисом. Там находится небольшой Георгиевский костёл монастыря кармелитов, запечатлённый на вводном кадре, и увидев в подворотне контрфорсы, я подумал, что это проход к нему.

39.


Вместо этого я оказался в таком вот чудном месте:

40.


На табуретке под лоджией сидела женщина, и по её взгляду было ясно, что она бы сказала "Нечего тут снимать! Идите куда шли!", если бы знала наверняка, на каком языке обращаться к туристу.

41.


Со вторым двором, соединяющим Францисканскую и Немецкую (Вокечу) вышло ещё интереснее. Спускаясь по улочке, я сфотографировал другой дворик, занятый летним кафе... а через минуту меня нагнал интеллигентного вида человек с кофейным стаканчиком в руке, и сказал:
-Я, кажется, знаю вас из интернета! Вы Варандей? - как я понял, он был как раз в том самом кафе и увидел, как я фотографирую. Он сильно спешил, но успел посоветовать мне зайти в подворотню напротив, что я тут же и сделал. Откровенно говоря, меня первый раз вот так узнают на улице, и на впечатление от старого двора наложилась ещё и накрывшая меня эйфория. А двор - вернее, цепочка из трёх дворов - правда стоил того:

42.


43.


44.


45.


Напоследок - ещё пара видов на Старый город с холмов Нового города. Костёл Святой Екатерины и замок:

46.


Шпили кирхи и православной церкви в католическом городе:

47.


В следующей части - о самых запомнившихся мне объектах Старого города.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь)
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.

дорожное, Литва, ВКЛ, "Другая сторона", Вильнюс, "Балтийские ветры"

Previous post Next post
Up