Вильнюс. Часть 6: реликвии Старого города

Jun 08, 2013 22:46



В прошлой части я показал Старый город как он есть - улицы, дворы, детали... Теперь расскажу о самых ценных реликвиях этой сокровищницы Великого княжества Литовского (кроме уже показанных).

Впрочем, понимать вступление слишком буквально тоже не стоит - в прошлой части я показал несколько ярких памятников (как магнатские дворцы или костёл Святой Екатерины), а здесь покажу и несколько рядовых. Так как места, о которых пойдёт речь, разбросаны по всему старому городу, не лишним будет показать карту. Хорошо видно устройство Старого города - в целом хаотическое, но с хорошо заметной осью Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту (от замка мимо университета к Острой браме) и полуколец Вильняус-Вокечу и Пилимо. В этом посте речь пойдёт только о местах, помеченных красными цифрами. Здесь же я хотел рассказать о Виленском гетто, но при подготовке поста понял, что лучше Северный Иерусалим от синагог до Панеряйского леса выделить в отдельный пост.

2.


Для начала пройдём немного по Пилимо (№1) - в квартале от Острой брамы находится крытый рынок Гале (1904-06). Это уже безусловно часть Нового города, но очень характерная: и неизменный жёлтый кирпич, и сам тип постройки - крытые рынки в начале ХХ века были в новинку и строились только в самых продвинутых городах империи типа Киева или Саратова. "Гале" находился в очень удачном месте - между еврейским оайоном и железнодорожной станцией:

3.


Пилимо - значит, Валовая, то есть повторяет очертания внешней крепостной стены Вильнюса (1508-22), от которой сохранились лишь небольшие участки: Острая брама (см. пост про главную улицу) или барбакан на горе Бокшто. А вот это, если я не ошибаюсь, сильно переделанные Рудницкие ворота (upd - всё-таки ошибаюсь, это не они):

4.


А часть обосновавшегося в 1620 году у крепостной стены монастыря кармелитов:

5.


Чей костёл Всех Святых (1620-31) считается одной из вех архитектуры барокко в Вильнюсе (тем более старше него в этом стиле только костёл Святого Казимира на главной улице). Колокольня пристроена в 1750-е годы. А сам вид на костёл снят с площади Жертв Гетто - но об этом в другой раз.

6.


Также на Пилимо, но в совсем другой её части, находится Реформатская церковь (1830-35), внешне более всего похожая на ДК тех же годов ХХ века.

7.


Сейчас не вполне очевидно, что в 16 веке насквозь католическая Литва вплотную приблизилась к тому, чтобы стать протестантским государством, или вернее превратиться в уникальный союз протестантизма с православием. Причина была проста: новые веяния воспринимали многие магнаты, в частности всемогущие в ВКЛ Радзивиллы, успевшие попробовать на себе и лютеранство, и кальвинизм (реформатство). Выделилась и третья ветвь антитринитариев, или ариан, с наследием которых я имел дело в белорусском Ивье и волынском Берестечке. В протестантизм активно переходили не только католики, но и православные (а спустя несколько поколений зачастую возвращались уже католичество - так появились, например, белорусские католики). К моменту Брестской унии в Литве было около 200 протестантских церквей, а в сейме ВКЛ протестанты составляли до 56%, при этом вероисповедание крестьян законодательно совпадало с вероисповедением магната. Поляки от такой религиозной свободы в братском княжестве, наверное, просто тихо фигели, и после образования Речи Посполитой взялись наводить порядок - к середине 17 века лютеране и реформаты вновь стали безусловным меньшинством, ариан и вовсе изгнали, а большинство кирх и кальвинистских церквей передали (или вернули) католикам. Под Россией, к протестантству всегда более лояльной, чем к католичеству, оставшиеся реформатские общины вздохнули свободее и вновь стали обзаводиться церквями. Подробнее вся эта история рассказа здесь.

7а.


Реформатская церковь - ещё один пример здания класса "вещь в себе", то есть из-за окружающих деревьев и проводов не поддаётся нормальной фотосъёмке. Напротив - как я понимаю, уничтоженное при Советах реформатское кладбище, за которым высокие стены Нового города. Этот ракурс донельзя напоминает Киев:

8.


Была в Вильне и лютеранская община, о которой напоминает улица Вокечу - Немецкая. Лютеранство тут было намного менее популярно, чем кальвинизм (раз в 10-15), но в первую очередь его носителями были сами немцы, попавшие сюда так же, как и в Россию - в качестве купцов и первоклассных ремесленников, чему способствовала близость Пруссии и Остзейских земель. Вот и кирха здесь притаилась где-то во дворах Немецкой улицы... кстати, как обратил моё внимание hydrocianid, бульвар на ней возник лишь после войны, сильно "разуплотнившей" Старый город.

9.


Шпиль кирхи маячил над домами, и я ткнулся в подворотню, украшенную гирляндой из бутылок (!) и граффити. Она вела к какому-то кабаку, отделённому от двора кирхи тонкой стенкой:

10.


На самом деле вход в "тот" двор - не перепутать. Обратите внимание, как по-литовски будет "храм" - "baznycia", то есть "божница". При этом для православных церквей используется слово "cerkve":

11.


Расположение кирхи само по себе интересно - она начиналась с домовой церкви, основанной в 1558 году, но со временем разрослась и отстроилась. Её нынешнее здание - 1738-44 годов, и в целом и по основанию, и по возрасту она примерно соответствует старейшим кирхам России (без Калининградской области), постарше их лет на 20. Впрочем, башня уже 19 века, а без неё здание напоминает скорее сильно упрощённый костёл.

12.


Зато алтарь сохранился от первого капитального здания 1620-х годов. Интерьер в стиле рококо же считается первой крупной работой Иоганна Глаубица - мастер "виленского барокко", построивший десятки костёлов и православных церквей, был по происхождению немец, причём даже не из прилегающих областей, а из Силезии. Ещё один момент: если в православных церквях здесь служат под хоровое пение, а в костёлах под орган, в кирхе играло пианино!

13.


С другой стороны квартала - Францисканский монастырь, чьи корпуса сами занимают целый квартал. На самом деле это старейший монастырь Вильны, именно францисканцы были в авангарде католической экспансии в языческом княжестве, и именно с ними связана легенда о католических Виленских мучениках (не путать с православными!) - якобы, 14 монахов пригласил на свои земли в 1340-м году боярин Пётр Гаштовт (Гаштольд), однако пока он был в очередном походе, язычники разгромили дом и устроили самосуд над монахами - отсюда Гора Трёх Крестов, где по легенде трое из них были распяты. Вроде бы это только легенда, но монастырь на этом месте известен со времён Крещения Литвы и даже был в 1390 году сожжён крестоносцами.

14.


Вдоль этих корпусов можно долго блуждать - вход в монастырь с противоположной стороны, от Тракайской улицы. Костёл Вознесения Девы Марии (1747-64) в Вильнюсе один из самых больших и - самых невезучих. Мало того, что и до постройки этого здания он разрушался несколько раз войнами и пожарами, так и дальнейшая история у него невесёлая: французы в 1812 году устроили здесь амбар, а российская власть после Польского восстания 1831 года мало того что закрыла монастырь, так вдобавок прямо в храме была устроена тюрьма, которую в 1837, когда страсти улеглись, сменил архив - при этом убранство было уничтожено, а зал разделён на этажи. Двор монастыря занимала всякая всячина, в том числе богадельня, гимназия и биржа труда легендарного виленского банкира-мецената Юзефа Монтвиллы, памятник которому здесь открыли ещё в 1931 году (внешне не шедевр). Реставрация костёла в межвоенный период заняла 15 лет, а советская власть проделала с ним всё то же самое, что и губернская - уж не знаю, чем это здание так подходит именно архиву... В общем, сейчас огромный храм в состоянии затяжной реставрации:

15.


Но от того изнутри впечатляет едва ли не сильнее. Возрождающиеся, ещё потрёпанные костёлы, уже полные воодушевлённых прихожан - одна из самых ярких примет Вильнюса и Каунаса.

16.


Тем не менее, здесь находится Белая Дева - самый чтимый, после Остробрамской иконы, образ Богородицы в Литве. Увы, ничего не смог найти о её истории:

17.


Во дворе костёла, ныне сквере с памятником Монтвилле, сохранилась ещё и маленькая часовня (1708) - бывший склеп Сузиных на давно исчезнувшем кладбище, во время реставрации 1919-34 года заменявшая сам костёл:

18.


В ней тоже шла очень странная служба с расставленными по полу свечами, молодыми прихожанами, сидящими на коврике и даже не пианино, а гитарой. Я было подумал, что баптисты, и на выходе попытался спросить по-английски (русским прихожанки не владели, как и большинство молодёжи в Литве), какая это конфессия, но они назвались католиками. Никогда не слышал о подобных проявления католичества - может, они просто соврали во избежание лишних расспросов?

19.


В том же районе, в сторону гетто, находится ещё один интереснейший храм - костёл Святого Николая (1382), построенный ещё до Крещения Литвы в стиле "северной готики". Это старейший сохранившийся христианский храм страны, а может быть и первый по времени основания (в отличие от Никольской церкви на Диджёйи, чётко датированной 1341 годом, точный возраст построенного для иностранных купцов костёла неизвестен):

20.


Храм перестраивался в 15-16 веках, колокольня так и вовсе 19 века - но в целом сохранил архаичный облик:

21.


Не совсем очевидно и то, что в межвоенное время в польско-еврейском Вильне литовцы составляли меньшинство, и этот костёл был именно литовским - вероятно, в память об этом поставлен столь характерный для Литвы резной деревянный крест:

22.


А под готическими сводами - памятник Витовту Великому (1931). Если "под Россией" поляки ставили свои памятники в костёле Святых Иоаннов, так как на улицах это не дозволяла российская власть, то "за польским часом" уже литовцы делали то же самое в своём костёле, так как уже польская власть не позволяла это на улицах.

23.


Во дворе же в 1957 году (!) поставлен памятник Святому Христофору - небесному покровителю Вильнюса (вот кстати ни за что бы не догадался!):

24.


Наконец, последняя группа храмов, на мой взгляд самая интересная в Вильнюсе, находится на противоположном конце Старого города у берег Вильни, где-то в километре от замка на улице Майронё: два бернардинских монастыря, костёл Святой Анны и Пречистенская православная церковь. Открыточный виленский вид:

25.


С костёлом Святой Анны всё более-менее ясно - освящённый в 1501 году, это единственный на постсоветском пространсстве образец настоящей "пламенеющей готики", то есть того, что называют в обиходе "готикой" обычно - но у нас не Франция, и огромный готический собор с окнами на пол-стен не присопосбен для северного климата. Автором его считается Бенедикт Райт, строивший прежде на Пражском Граде и краковском Вавеле. Колоколенка рядом - новодел (1874). Но - какой же он маленький! Длина этого костёльчика всего 22 метра...

26.


На мой взгляд, нависающий над ним костёл Франциска Ассизского (1506-16) монастыря бернардинов куда интереснее. Монахи, обосновавшись здесь в 1469 году, воздвигли храм лишь с третьей попытки - впрочем, в Вильнюсе тогда ещё не умели обращаться с таким размером. Позже храм не раз перестраивался, но в итоге его внешний облик объядиняет сразу несколько специфически литовских особенностей. Во-первых, композиция "сундук с 4 башнями" (сохранилось их, правда, всего 3) - таких храмов осталось всего 4 (ещё Сынковичи и Мурованка в Беларуси, Супрасль в Польше), но было явно больше: например, крупные соборы в Гродно (сгорел в 17 веке) и Бресте (снесён в 19 веке вместе со всем старым городом при строительстве Брестской крепости). Все они были православными - но в том-то и дело, что в ВКЛ до 16 века не было разделения архитектуры по конфессиям... ну а главный прототип этого собора до сих пор стоит по соседству и я о нём ещё расскажу. Башни обычно несли оборонный элемент, но здесь две чисто декоративные, а третья - звонница. Явно более поздний фронтон костёла напоминает "внешние иконостасы" православных церквей 17 века в Белой Руси. В общем, это самая неординарная церковь Вильнюса, если не всей Литвы.

27.


У собора и убранство потрясающее: нервюрные своды, резные алтари 18 века и даже остатки готических фресок.

28.


29.


Под собором хоронили всяких выдающих личностей, таких как Николай Радзивилл Старый, и сохранилось несколько их эпитафий. А у входа недавно обосновался Святой Франциск - ведь термин "бернардины" использовался только в в славяно-католических странах, на западе же их называли францисканцами-обсервантами. В общем, этот храм во всём Вильнюсе проивзёл на меня самое большое впечатление.

30.


Напротив - ещё и монастырь бернардинок: этот орден часто строил мужские и женские монастыри по соседству, что конечно давало повод для шуток и легенд в стиле "Декамерона". Правда, тут женский монастырь на сто лет моложе - построен в 1594-1625 годах на средства Льва Сапеги, и костёл Михаил Архангела стал фамильной усыпальницей этого чрезвычайно могущественного и амбициозного рода.

31.


Очень красивый фасад... но на фоне своих готических соседей абсолютно блекнет:

32.


Остатки крытой галереи (1703). Костёл был закрыт в 1888 году, а в 1905 возвращён Сапегами на правах частной собственности:

33.


В зале собора сохранились эпитафии Сапег, но дверь была заперта. Во дворике - крест и деревянные скульптуры:

34.


У дома по соседству мы заприметили забавные инсталляции у входа, и заглянув, обнаружили янтарную лавку. Янтарный берег заходит и в Литву, для промышленной добычи запасы мелковаты, а вот янтарных магазинов в Литве немало, особенно в приморских городах. Выбор поскромнее, чем в Калининграде, но и цены пониже. Есть и свой музей янтаря в Паланге.

35.


Ну а лавка ещё и расположена на фундаменте гончарной мастерской (?) 16 века, где устроен собственный мини-музей:

36.


Чёрные кругляшки на стенах - это на самом деле окошки-лупы, за которыми можно увидеть янтарь с включениями:

36а.


Внизу и вовсе такое вот чудо дизайна. Экспонаты в принципе типичные - камни разных размеров и форм, простейшие поделки, колода в смоле ("янтареносная сосна"), станок для обработки янтаря второй половины ХХ века... Но сделано очень интересно! После калининградских музеев здесь я любовался исключительно дизайном. И ведь веришь, что под этим стеклом не только всякие гады, но и вода!

37.


Ну и конечно фрагменты мастерской - промышленный памятник 16 века:

38.


Ну а чуть поодаль ещё один знаковый для Вильнюса храм - Пречистенская православная церковь. Она из того же семейства, что две церкви на главной улице - заложена Ольгердом в 1346 году, капитально перестроена в 1511-22 годах Острожским, а нынешний странный псевдогрузинский (!) вид приобрела в 1860-е с подачи Муравьёва-Виленского. Однако за ним угадывается ещё один памятник "литовской готики", храм с 4 башнями на углах:

39.


Эта церковь вообще уникальна и архитектурой, и историей. В сущности, это ни что иное, как переход от древнерусского зодчества к готике - собственно, к ней в Городенском княжестве подошли вплотную уже в домонгольские времена ( дважды по полпамятника сохранилось в Гродно). В 1458 году она стала центром православной митрополии Киевской, Галицкой и всея Руси, охватывавшей всю Литовскую Русь (также известна как Киево-Литовская митрополия), и её название может ввести в заблуждение - но Киев тут лишь регалия... Именно отсюда, инициативой митрополита Михаила (Рогозы) пришла греко-католическая Брестская уния, и именно о настоящий Киев она вскоре споткнулась. Сама же Пречистенская церковь перешла греко-католикам лишь в 1608 году, а после пожара 1748 года её так и не восстановили. В 1808 здание передали университету как анатомический театр, после закрытия университета его попеременно занимали самые разные организации, и лишь Муравьёв-Виленский распорядился восстановить храм и привести его в порядок. И видимо, в те времена реставраторы вполне искренне считали, что православная готика выглядит так.

40.


В сенях церкви - вся её эволюция: слева изначальный вид (древнерусская готика!) и "униатская" версия, внизу "муравьёвская" реставрация, справа облик "нецерковного" периода и почему-то Пятницкая церковь с улицы Диджёйи.

41.


Готическая кладка - возможно, единственный аутентичный фрагмент.

42.


Странное убранство, вряд ли имеющее где-то аналоги.

43.


Уникальный и знаковый памятник, сердце исчезнувшей Литовской Руси - великой цивилизационной альтернативы.
Победа Литвы над Москвой в 14-15 веках и победа Польши в Смутном времени - одни из самых интересных развилок Мировой истории. Которая, впрочем, сослагательного наклонения не терпит...

44.


В следующей части - начинающаяся совсем рядом Республика Ужупис.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь)
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
История и архитектура.
Колорит и особенности.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.

немецкое, дорожное, Литва, ВКЛ, "Другая сторона", "Балтийские ветры", "Молох", Вильнюс

Previous post Next post
Up