....А у легенды, в свою очередь, прозаическое продолжение: на самом деле, Наполеон устроил в церкви конюшню... Вообще интересно: откуда идет эта легенда? Известно, что в первой трети 19 века один выдающийся памятник условно-пламенеющей готики был перенесен из провинциального города в столицу. Правда, не церковной, а светской: фасад бюргерского жилого дома был выломан на Мариацкой улице Данцига, перевезен в Берлин и включен в один из загородных дворцов прусских королей (на Павлиньем (Фазаньем?) острове, ЕМНИП). Благодаря этом оригинальный фасад, кстати, пережил ВМВ. И сейчас на Мариацкой находится точная его копия.... Возможно, именно эта история породила легенду о Наполеоне и виленской Св. Анне? Эпоха, по крайне мере, почти совпадает.
Вида костёла св. Анны внутри нет? И насколько обоснована реконструкция первоначального облика Пречистенского храма на церковном стенде? Есть ли серьёзные исследования на эту тему? Похоже, на самом деле сперва это была просто небольшая готическая базилика, возможно, с башенками по углам, и всё ...
Где-то на родительской квартире у меня валяется альманах Московского музея архитектуры года эдак 1994. В нем есть статья именно по истории виленских православных храмов "дорусского" времени. Точно помню, что там приводились прориси с какой-то панорамы Вильно века 16-17. Ничего похожего на чагинскую реконструкцию "первоначального" облика Пречистинской церкви там нету. Скорее: высокая готическая крыша и низкие круглые башенки по углам.
Это гораздо ближе к церквям в Мурованке или Сынковичах, так что скорее всего. А вот в Супрасле церковь таки увенчана главкой, но возможно позже. Вообще, православные церкви ВКЛ времён расцвета - интереснейшее явление.
Вот и я про что: купол явно уже муравьёвский, т.е. новодел ... а статью ту неплохо бы найти, отсканировать и выложить где - нибудь, ценный, похоже, материал ...
По фотке 31-32: где-то тут разъезжали на взятых на прокат в рижском автомузее мерседесах зловещие гангстеры с Электроником в запрятанном в глубине багажника чемодане, доставляя честного советского робота к воротам Художественной галереи города Таймера... ;-)
Писатель Антанас Венцлова в одном из своих очерков описывал своё посещение Вильнюса в сентябре 1939 года, когда он только что отошёл к Литве после "Четвёртого раздела Польши". Венцлова сравнил Вильнюс с итальянскими городами, написав, что это, как бы, кусок Италии, затерянный в полесских болотах. Что его тогда больше всего поразило - так это запущенность города, хотя внешне он выглядел куда более респектабельно, чем тогдашняя столица Каунас. По всей видимости, Виленское воеводство было "медвежьим углом" во Второй Речи Посполитой, потому от межвоенного Вильно польских построек - как кот наплакал.
Скорее, это проблемы с моей памятью. Текст того очерка в сети я не нашёл, а дословно я его, увы, не помню. Но про город посреди болот у него точно что-то было.
Об этом я ещё напишу. На уровне простейших объяснений в основном говорят, но процент совсем не владеющих русским существенно выше, чем скажем в Молдавии. Самыми русскоязычными мне показались Вильнюс и Клайпеда, самым нерусскоязычным - Шяуляй.
В Вильнюсе не владеют русским, скорей, понаехавшие провинциалы, среди аборигенов же наблюдается т.н. "феномен виленского трилингвизма", то бишь более-менее сносно изъясняются на трёх языках: литовском, русском и польском, хоть и на уровне "чую, имеешь замного цигарет", но тем не менее...
Могу только за Вильнюс сказать. В остальных местах давно не была. Владеющих русским намного больше, чем в той же Риге. Вернее, за день шатания по городу ни одного, не говорящего по-русски мне не встретилось (ну, если они были не иностранцы, конечно).
Comments 60
Reply
Вообще интересно: откуда идет эта легенда? Известно, что в первой трети 19 века один выдающийся памятник условно-пламенеющей готики был перенесен из провинциального города в столицу. Правда, не церковной, а светской: фасад бюргерского жилого дома был выломан на Мариацкой улице Данцига, перевезен в Берлин и включен в один из загородных дворцов прусских королей (на Павлиньем (Фазаньем?) острове, ЕМНИП).
Благодаря этом оригинальный фасад, кстати, пережил ВМВ. И сейчас на Мариацкой находится точная его копия....
Возможно, именно эта история породила легенду о Наполеоне и виленской Св. Анне? Эпоха, по крайне мере, почти совпадает.
Reply
Reply
:-)
Reply
И насколько обоснована реконструкция первоначального облика Пречистенского храма на церковном стенде? Есть ли серьёзные исследования на эту тему? Похоже, на самом деле сперва это была просто небольшая готическая базилика, возможно, с башенками по углам, и всё ...
Reply
Reply
Reply
Reply
;-)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment