Ивье. Столица веротерпимости.

Jan 03, 2011 06:07



Православный крест, обитый жестью минарет, снег по колено и силикатный кирпич. Это Ивье - один из самых малоизвестных и удивительных городов Белоруссии (9,4 тыс. жителей, 130 километров на восток от Гродно). Если современная Беларусь славится чистотой, то Великое княжество Литовское славилось веротерпимостью. В Ивье, известном с 1444 года, мирно уживались евреи и татары, католики и ариане, славяне и литовцы. С католическим монастырём соседствует прекрасно сохранившийся ансамбль еврейского местечка, а с еврейским местечком - татарская слобода. Обо всём этом, а также о том, как татары попали в Беларусь, и пойдёт речь в этом посте.
Только вынужден предупредить: день был просто аномальным тёмным даже для конца декабря, и фотографии соответствующие.

Автобусов от Гродно до Ивья очень мало (один прямой, пара рейсов на Ошмяны и Сморгонь, пара на Минск), да и те в основном идут утром и вечером. Приехав сюда около 10 утра, я обнаружил, что даже в Лиду автобус будет лишь в пол-третьего. Впрочем, Ивье стоит в получасе пешей ходьбы от большой дороги, и не проблема дойти в город от отворота. Автостанция расположена на противоположном конце города, и в центр от неё ведёт вот такая улица:



На автостанции я спросил у девушки, покупавшей билет, как пройти до мечети - она не знала. Я испугался - а не ошибся ли я городом? Девушка вызвалась проводить меня до центра, и всю дорогу болтала без умолку - она оказалась во-первых старшеклассницей, а во-вторых неместной - из села Жемыславль. Узнав, что я путешественник, очень долго расхваливала дворец в родном селе - и правда, очень красивый. А то, что я с России, её удивило не больше, чем если бы я был с Лиды. Вообще в Беларуси на россиян реагируют спокойнее, чем в русской провинции на москвичей.
На полпути к центру миновали храм Святого Гавриила, перестроенный в 1995 году из жилого дома:



И распрощались на центральной площади:



Ивье состоит из двух самостоятельных районов в километре друг от друга. Северная часть города - бывший штетл (то есть еврейское местечко), южная - татарская слобода. Евреев (в отличие от татар) в Ивье с известных времён не осталось, но ансамбль построенных ими зданий едва ли не самый цельный в Белоруссии. На главной площади интересно несколько синагог, одну из которых иногда датируют 18 веком:



Другие здания, возможно, тоже связаны с еврейской общиной или администрацией местечка. Кагал или управа:



В дальнем конце площади ещё и типовой райком, который я не снимал. А от площади вниз ведёт главная улица с костёлом в перспективе:



Созерцая еврейские домики 19-20 веков, я понял, что приехал сюда не зря:





У некоторых домов вторая дверь на чердаке - через неё завозился товар, которым торговали местные Абрамы и Моисеи:



Плавно изогнутая улица вела под гору, прямиком к костёлу бернардинского монастыря:



Здесь я вспоминал другой виденный мной штетл - Шаргород, который мне рекомендовали как "самое хорошо сохранившееся еврейское местечко Украины". Не отрицаю, что Шаргород произвёл на меня более сильное впечатление и к тому же там есть древнейшая на постсоветском пространстве синагога - но всё-таки рядовая застройка в Ивье сохранилась заметно лучше:



Причём не только на главной улице:



В низине, у речки Ивья, сохранилась порядком реновированная водяная мельница - обратите внимание на крепление для её колеса у самой воды:



Ныне здесь магазин и кабак:



Бернардинский монастырь здесь известен с 1491 года, и тогда же был построен Петропавловский костёл, сильно перестроенный в 18-19 веках:



Но даже костёл здесь с шестиконечной звездой - впрочем, это ведь не только еврейский символ:



А о его возрасте напоминает апсида с пережитками готики:



Монастырский корпус 17 века же порядком осовременен:



В нише у крыльца собора - очень обаятельная Дева Мария:



А рядом с монастырской оградой - уменьшенная копия Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро:



"Маленькие люди с большими мечтами" - так назвал жителей штетлов, кажется, Шолом-Алейхем. Сейчас здесь живут белорусы - но город оставляет именно это ощущение. В комментариях leorer привёл очень интересную схему еврейского Ивья 1932 года. А вот такая панорама открывается от костёла:



В 17 веке Ивье было еще и центром арианства - так здесь называли протестантское течение социниан (основанное Фаустом Социном в Италии). Ариане были антитринитариями, то есть отрицали догмат Троицы и во многом очеловечивали Бога. Кроме того, ариане отрицали заведомо греховную сущность человека: ведь если бы это было так, человек был бы не виноват в своих грехах. Соответственно, и Христос в их понимании пришёл на Землю не искупить грехи, а показать людям, как надо жить. Но в отличие от многих других антитринитарных сект, социниане не отрицали поклонения Христу как Божьему сыну. В общем, подробнее читайте в Википедии. В 17 веке арианство укоренилось в Великом княжестве Литовском, во многом благодаря Радзивиллам, и важную роль в образовании играли арианские школы, бывшие фактически светскими - там обучались и католики, и православные. В Ивье школа имела статус академии, то есть город был центром арианства в Литве. В 1647 году арианские школы были закрыты, а в 1658 ариан вообще изгнали из Речи Посполитой.

...От главной улицы примерно на середине длины направо (если стоять лицом к костёлу) отходит улица Советская. Она идёт через невыразительные кварталы частной застройки, но в какой-то момент вдруг замечаешь, что окружающие дома необычайно цветастые, а во дворах огромные теплицы - начинается татарский квартал:



Татары в Литве появились еще в 14 веке: потомки то ли военнопленных, вывезенных Ольгердом из захваченной в 1365 году Подолии (которая была с 1240 года провинцией Золотой Орды), то ли солдат, которых княжество нанимало на службу. Как бы то ни было, уже в 15 веке по всему ВКЛ были десятки татарских слобод, а сами татары к тому времени из воинов переквалифицировались в купцов и вели торговлю с Востоком - аналогичную роль играли армяне в Галиции и Подолии. Культура их была уникальной: например, усвоив западнорусский язык, татары писали на нём арабской вязью, в которую пришлось добавить несколько букв - возник такой оксюморон, как "белорусский арабский алфавит". Центрами татарской культуры стали Тракай и Ивье. Ныне численность этого народа, также известного как липки, около 25 тыс. человек (из них 10 тыс. в Белоруссии, еще столько же в Литве и Польше), и в Гродненской области, Белостокском воеводстве, южной Литве сохранилось полтора десятка мечетей (например, в Новогрудке).



Современное Ивье уникально тем, что татары здесь поныне составляют около 10% населения, то есть без малого тысячу человек, а жить предпочитают вокруг мечети. То есть, в Ивье существует полноценная татарская слобода. Впрочем, ее застройка мало отличается от белорусской, не считая более ярких тонов. Но кое-где сохранились вот такие старые избы:



Обратная сторона этой избы еще и глухая - окна только на торце и дворовом фасаде. На окнах - наличники, форму которых человеку, бывавшему в Поволжье, не спутать ни с чем:



Сфотографировать избу я смог только на глазах у мужика. Тот сразу удивился, зачем я фотографирую развалюху. Я честно ответил, что путешественник из России, интересуюсь татарской культурой. Мужик оказался чистокровным татарином - смуглым, чёрным, раскосым и очень боевого вида. Ну а когда я сказал, что родом из Перми (хотя и живу в Москве), он вообще меня зауважал - ведь Прикамье исторически татарский регион. Там много изб и деревянных мечетей, подобных ивьевским.



Деревянная мечеть построена в 1882 году на средства польской дворянки Эльвиры Замойской. Архитектура сверхтипична для татарских мечетей - по сути просто "дом с минаретом". Это касается и деревянных мечетей, и каменных. Причём по сравнению с волго-уральскими литовские мечети даже в большей степени "дома", а шатёр или вообще отсутствует (вместо него купол, как в Новогрудке), или очень маленький (как здесь).



Побродив по двору запертой мечети, я решил уходить, и в воротах столкнулся со старым имамом. После нескольких вопросов о том, кто я и зачем приехал, имам согласился показать мне мечеть. Надо сказать, на священнослужителя, тем более мусульманского, он был непохож - интеллигентный старик, скорее профессор на пенсии.



В мечети два входа - в мужскую и женскую половины. Мы заходили, само собой, в мужской - но на этом кадре, снятом через окно до встречи с имамом - женский:



Здесь надо разуваться - и я не ожидал, что в мечети окажется настолько холодно. Зима на дворе, конечно, и всё-таки не надетые вовремя шерстяные носки стоили мне простуды. Зал мечети - в общем, характерен для татарского ислама, вот только ни разу еще мне не доводилось в мечети фотографировать.



С противоположной стороны - михраб (аналог алтаря) и минбар (кафедра):



Женская половина отделена стеной с занавешенными окнами - во время намаза мужчины и женщины не видят друг друга:



На стенах - шамаили, один из самых узнаваемых элементов татарского искусства: орнаменты, изречения из Корана, святыни Ислама, сделанные характерным способом (аппликация из цветной фольги):





Здесь же и вышитые изображения, и даже фотографии. Слово "шамаиль" здесь не знают, и всё это называют "мухиры".
А вот мемориальная доска повествует о строительстве мечети. Две даты внизу на самом деле одно и то же - ведь у мусульман другое летоисчисление (от нашего 622 года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину) и лунный календарь.



В основном же Ивье выглядит так:



Говорят, ни разу за всю его 500-летнюю историю здесь не было национальных и религиозных конфликтов.



Мечеть находится почти на южном выезде из Ивья. Отсюда я еще около получаса шёл по лесной дороге к трассе, где вскоре поймал маршрутку до Лиды. О Лиде, расположенной на 30 километров ближе к Гродно - в следующей части.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Несвиж.
Мир.
Города и веси.
Ивье. Столица веротерпимости.
Лида. Триумф агроренессанса.
Слоним. Беларусь эталонная.
Сынковичи. Церковь-крепость.
Жировичи. Православный центр Беларуси.
Барановичи. Город.
Барановичи. Железнодорожный музей.
.

татары, дорожное, белорусы, "Черта оседлости", ВКЛ, "Другая сторона", Гродненская область, этнография, деревянное, Белоруссия

Previous post Next post
Up