Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.

Dec 28, 2010 14:55



Новогрудок - городок (29 тыс. жителей) в Гродненской области Белоруссии, на полпути между Минском и Гродно (по 150 километров). Хотя я был там в феврале-2008, именно постом о Новогрудке я открываю серию о Чёрной Руси, из которой вернулся на днях. Второй раз заезжать в этот крайне живописный городок я не стал, поэтому воспользуюсь своими старыми фотографиями. Об увиденном в эту поездку я расскажу позже, а начну серию именно здесь: Новогрудок - сердце Чёрной Руси, наиболее вероятное место ее возникновения, да и просто ее квинтэссенция.

Первая достопримечательность Новогрудка - его расположение: город стоит на одной из высших точек Беларуси (323м над уровнем моря), и на подступах со стороны Минска в густом тумане мне казалось, что автобус поднимается в настоящие горы. Город очень красиво стоит на холмах, а на одной из ровных площадок - бывшая Рыночная площадь (догадайтесь, как она называется ныне):



В этом есть определенная диалектика. С одной точки - типичная площадь Ленина, как в сотнях райцентров России и Беларуси, даже правильные торговые ряды в стиле классицизма в наличии. А повернёшься на 180 градусов - и с той же точки видишь вполне правильную Рыночную площадь, как в малых городах Польши, Прибалтики, Западной Украины:



Домики под двускатными кровлями очень живописны, хотя в целом эта архитектура типична для Западной Беларуси:



Здесь же - Никольская церковь, перестроенная в 1846 году из Францисканского костела (1780). Ситуация для Беларуси сверхтипичная. Позолоченный иконостас странно для русского глаза смотрится под стрельчатыми сводами:



А напротив торговых рядов - старый парк, а в парке усадьба Мицкевичей. Адам Мицкевич родился в Новогрудке в 1798 году и прожил здесь до 1817 года, когда уехал поступать в Виленский университет. Но малая родина оставила отпечаток в его творчестве - например, события поэмы "Гражина" разворачиваются именно в средневековом Новогрудке.



Дом-музей был организован в 1920 году, а открыт в 1931 - Новогрудок (как и вся Чёрная Русь) в межвоенное время был в составе Польши. В 1941 году дом был разрушен авиабомбой, и восстановлен лишь к 100-летию смерть Мицкевича в 1955 году. Впрочем, многое уцелело, и большинство вещей в доме подлинные. Вот только не уверен, что место аутентично - слишком уж удобное, почти на главной площади.



Я был здесь в понедельник, и поэтому внутрь не попал. Да и в другой день вряд ли пошёл бы - с творчеством Мицкевича я знаком лишь в пересказах, и не вижу смысла посещать музей писателя, которого не читал. Двор музея подметала старая женщина, то ли не понимавшая, то ли не желавшая понимать по-русски - я подумал, что наверное полячка. В современной Гродненщине поляки - около 21% населения.

Рыночная площадь имеет форму неправильного треугольника, и у его дальней от торговых рядов "вершины" - костел Михаила Архангела (1724), похожий на сундук:



Дороги с площади расходятся в разные стороны. Сходим по каждой, по часовой стрелке. Между каменицами у Никольской церкви - очень красивая улочка, в тумане обретающая готическую таинственность:



Да и без тумана весьма колоритная - редкий в Беларуси уголок старинного города:



В паре сотен метров от площади - Боисоглебская церковь:



В нынешнем виде эта изначально православная церковь построена в 1517-19 годах, и относится к "храмам оборонного типа", то есть представляет собой маленькую крепость. Церкви-крепости вообще распространены в Восточной Европе от Эстонии до Румынии, но Беларусь ими особенно богата.



Борисоглебская церковь - одна из самых мощных. К тому же, это редкий образец православной готики, большинство памятников которой сосредоточены именно в Чёрной Руси.



Но еще интереснее другое: она построена на фундаменте одноименной церкви 12 века, одной из семи каменных построек Городенского княжества. "Гродненская архитектурная школа" - одна из самых необычных в Древней Руси, но от нее уцелело лишь пол-памятника в Гродно - еще одна Борисоглебская церковь. В 1140-х годах в Гродне и Новогрудке княжили братья Борис и Глеб Васильковичи, поэтому и церкви посвящены святым Борису и Глебу. Сам же Новогрудок известен то ли с 1044, то ли с 1117 годов, был вторым по значению городом Городенского княжества, и здесь стоял его детинец.



Кстати, сейчас эти фотографии уже исторические. Летом 2010 года церковь вопиюще безвкусно "отреставрировали", оснастив золотыми куполами и кокошниками. Фотографий в интернете пока мало, например здесь. Получилось реально ужасно.

Другая улица, левее торговых рядов, приводит к Новогрудскому замку:



Он состоит из двух частей - собственно замок на неприступном холме-останце и отделенный от него оврагом полукруглый Малый Замок:



В Малом замке, застроенном в основном частными домами, интересен Курган Бессмертия, насыпанный поляками в 1924-31 годах в честь Мицкевича. Не знаю его высоту, но разница между Новогрудком (323м) и самой высокой в стране Дзержинской горой (345м) всего 22 метра - так что теоретически курган мог быть высшей точкой Беларуси. От кургана снят вводный кадр.



Ну а теперь войдем в сам Новогрудский замок - круглую площадку на вершине останца:



Здесь сохранились руины двух башен - Щитовой (слева) и Костельной (справа), все остальное было разрушено в русско-польскую (1653-67) и Северную войны. Но дело не в сооружениях, а в исторической ауре - на этой площадке, в каком-то смысле, родилась Беларусь.



В 13 веке в умирающей Древней Руси усилилось влияние литовцев. Литовцы в те времена были классическими варварами - воинственные язычники, сохранившими архаичный строй, но усвоившими современное военное искусство. В 1238 году правителем Литвы стал Миндаугас, более известный как Миндовг, к 1248 году подчинивший (возможно, мирным путём) большую часть Городенского княжества, избежавшего Монгольское нашествие. Как и его современник Даниил Галицкий, в 1251 году Миндовг принял католическое Крещение, в 1252 - завладел Гродно, а в 1253 был коронован как Король Литвы. Впрочем, Литовское королество просуществовало недолго - Крещение не помогло Миндовгу примириться с главным врагом - крестоносцами, и в 1261 году король отрёкся от христианства, вновь объявив себя язычником. Титул короля мог носить только католик, а его аналогом был титул "великий князь". Литовское королество превратилось в Великое княжество Литовское:



Именно с Новогрудком большинство историков связывают Крещение и коронацию Миндаугаса. Есть и другие версии (например, Кернава), но Новогрудская наиболее популярна. Здесь, а не в Гродно - видимо, только потому, что Гродно Миндовг покорил позднее. Но этот акт стал особенно важен: Литва и Городенское княжества образовали двунациональное государство, ставшее основным "собирателем" русских земель на полтора столетия. Крещение же литовцы приняли только в 1397 году, и именно с этим связывают название "Чёрная Русь" - то есть, Русь под властью язычников.



Кстати, сам этот термин в русских летописях не встречается - только в европейских хрониках. Более широкое понятие - Литовская Русь: вечно досаждавшая нашим предкам Литва из школьных учебников была на 2/3 славянским государством с западнорусским языком в официальном статусе. И именно Гродненщина была ее ядром, соединившим Литву с Белой Русью, Волынью и Киевом.



Новогрудок был столицей Великого княжества Литовского недолго. В 1254-58 годах он входил в состав Галицко-Волынского княжества - первый Король Руси Даниил Галицкий победил Миндовга и отдал эти земли своему сыну Роману. Затем галичане были изгнаны литовскими князьями Войшелком и Товтивилом. А Миндовг спустя два года после возвращения в язычество был убит по договору с Папой Римским князем Даумантасом, более известным как Довмонт: в 1265 году Войшелк изгнал и его, да не куда-нибудь, а в Псков, где Довмонт правил в 1266-99 годах под именем Тимофей, и именно при нём Псковская республика стала одним из сильнейших русских государств, о чём напоминает площадь Довмонтов город у кремля.



Впрочем, всё это было тоже не здесь. Новогрудок стал поворотным пунктом в истории Западной Руси, но в последующие века был просто одним из крупным городов Великого княжества Литовского, постепенно деградировавший до уездного города и райцентра.



У подножья замка - фарный (то есть приходской) костел Преображения Господня (1714-23) - к нему и пойдем.



Замок очень интересно выглядит снизу. Две башни с каждой точки образуют неповторимые ракурсы, и смотрятся едва ли не лучше, чем целая крепость:









Лихо изогнутая улица ведет под гору, вдоль городища:



Мимо польских домиков с деревянными колоннам у крыльца:



Прямиком к костелу:



В дереве костел был заложен еще в 1385 году Витовтом, за два года до официального крещения Литвы. Но нынешнее здание построено в 1714-23 годах в стиле сарматизма. Название - от сарматов, к которым шляхта возводила свою родословную, а ренессансный облик - своего рода историзм. В 18 веке Речь Посполитая неуклонно приближалась к гибели, и тоской по былому величию и был этот стиль - воинствующий историзм. В архитектуре сарматизм больше всего похож на ренессанс, который был популярен в годы расцвета Польши:



В стены костела встроены три часовни 15 века. На кадре выше хорошо видна часовня с мемориальной доской - здесь в 1422 году польский король и бывший литовский князь, глубокий старик Ягайло женился на юной Софье Гольшанской, и тем не менее им удалось родить наследника - так возникла династия Ягеллонов, представители которой правили и 15-16 веках в Литве, Польше, Венгрии и даже Чехии.



Напротив костела - деревянный корпус монастыря назаретянок (1929):



Вернемся на площадь.
Если дорога к замку проходила левее торговых рядов, а к костелу - правее, то теперь отправимся мимо дома Мицкевича. В нескольких сотнях метров от площади, среди хрущоб, вдруг обнаруживается сооружение, которого здесь никак не ожидаешь - мечеть!



Татары в Литве появились в 14 веке - изначально солдаты, поступавшие сюда на контрактную службу из Золотой Орды. Со временем в Великом княжестве Литовском возникли десятки татарских слобод, а от войны татары перешли к торговле. Постепенно они усвоили западнорусский язык, на котором писали чуть-чуть измененной арабской вязью, но сохранили религию. Деревянные мечети можно увидеть в Черной Руси, южной Литве, польском Подляшье (Белостокское воеводство). Новогрудская мечеть построена в 1855 году - одна из самых старых уцелевших. В Беларуси ныне осталось около 10 тысяч татар, крупнейшая община (около 1 тысячи) в городке Ивье, куда я в эту поездку также добрался.

Наконец, последняя улица мимо костела ведет на автовокзал, до которого от площади минут 20 ходьбы. На полпути - польское административное здание:



И дом воеводы, то есть губернатора (воеводство - польский аналог области):



Близ автовокзала целый квартал вот таких очаровательных деревянных коттеджей:



А в основном Новогрудок вот такой:



Многое здесь и утрачено - в 19 веке снесена ратуша, в войну уничтожена вместе с прихожанами древняя синагога, после войны взорвано несколько храмов... И всё-таки Новогрудок - пожалуй, самый колоритный город Чёрной Руси.

В следующих четырех частях осмотрим Гродно, и там фотографии уже будут свежие.

Чёрная Русь-2010
Вступление.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Мир.
Несвиж.
Города и веси.
Лида. После Дожинок.
Ивье. Столица литовских татар.
Слоним. Беларусь эталонная.
Сынковичи. Церковь-крепость.
Жировичи. Православный центр Беларуси.
Барановичи. Город.
Барановичи. Железнодорожный музей.

P.S.
Мой старые репортаж о Новогрудке в двух частях: Замок и центр города. Информации там намного меньше, а ошибок намного больше, но может кому интересно будет.

замки-крепости, древнерусское, Новогрудок, татары, дорожное, ВКЛ, "Другая сторона", Гродненская область, деревянное, Белоруссия

Previous post Next post
Up