Как уже говорилось
в самом начале долгого рассказа о Вильнюсе, мне этот город запомнился в первую очередь как огромная сокровищница исчезнувшего Великого княжества Литовского, город-хранилище всех этих роскошных храмов, дворцов и традиций. Настоящее в Вильнюсе - столице пусть и европейской, но небольшой страны - покрывает прошлое тонким слоем, но я попробую о нём рассказать. Тут, впрочем, надо понимать, что в отличие от Каунаса, Вильнюс мы осматривали без проводника, поэтому многих тонкостей я не знаю - мой взгляд сугубо извне.
Как и многие другие постсоветские города, Вильнюс в ХХ веке пережил почти полную замену населения. К началу ХХ века его национальный состав выглядет так: 40% - евреи, 30% - поляки, 25% - русские и белорусы, и лишь 2% - литовцы (которым из всего обилия виленских храмов принадлежал лишь один небольшой костёл). "Те" русские оставили Вильно с Первой Мировой войной - уже в 1916 году их осталось около 3%. В 1941-43 сгинули в Панеряйских ямах виленские евреи. Нынешний национальный состав Вильнюса выглядит так: 57% литовцы, 19% - поляки, 14% - русские (+4% белорусы и 1,5% украинцы), в том числе 1,5% - староверы. Ещё есть немного евреев и татар - и если первые вполне могут быть уцелевшими осколками Северного Иерусалима, то вторые - вряд ли потомки липков, скорее также пришельцы советского времени. Но в итоге самыми коренными виленцами оказались поляки - их процент стабилен весь ХХ век. И поляки, и русские очень плохо поддаются ассимиляции, поэтому вполне тут заметны, польская речь часто звучит на улицах. В Каунасе виленцев дразнят португалами - "потому что как в Португалии много русских и поляков". На польском идут службы в нескольких костёлах. Ну а главное, по этой же причине Вильнюс стал городом полиглотов: настоящий вильнюсец должен владеть аж 4 языками - литовским, польским, русским и английским. Но впрочем, "русскоязычен" Вильнюс только по литовским меркам - встретить здесь не владеющего русским языком человека намного легче, чем например во Львове.
2.
То ли национальные переплетения, то ли конкретно польская кровь - но в Вильнюсе очень много красивых людей, причём "формат" красоты тут сугубо северо-европейский, хрупко-аристократический:
3.
4.
Интересно, что несмотря на общую депопуляцию в Литве, Вильнюс оставляет впечатление города молодых:
5.
Студенты Виленского университа. Глядя на эту фотографию после того, как объехал всю Литву, понимаю, что тут много невиленских типажей - скорее всего, половина людей с этого кадра обитатели университетски общежитий:
6.
Нет, ну конечно не только молодёжь. Вот торговки цветами и сувенирами на главной улице:
7.
Вот прохожие на Погулянке - и как мне показалось, минимум один из запечатлённых здесь мужиков поляк:
8.
С кем у меня ассоциируется вот этот человек, даже не могу сказать. Попадаются тут и гопники, и синие морды - хотя и меньше, чем в среднем по Литве и уж тем более чем в России/Украине/Беларуси.
9.
Парень в подворотне потрясающе красиво пел под гитару что-то из англосаксонского рока, причём пел на хорошем английском:
10.
Явно художник с Ужуписа. Ещё в Литве говорят, что "Вильнюс - город разгильдяев, Каунас - город аскетов":
11.
Байкер у магазина. Хотя в принципе классических неферов в Вильнюсе осталось немного (как и в Москве).
12.
Ну и конечно - наглядное напоминание о том, что мы в Евросоюзе:
13.
В целом же, виленцы запомнились мне спокойными, доброжелательными и вальяжными. Вильнюс производит впечатление мягкого и безопасного города.
14.
Причём не только в центре. Хотя тут зависимость не прямая - наиболее цивильными мне показались Лукишкес, Антоколь, предместья за Нярисом и все многоэтаженчные районы, наименее - Ужупис, Новый город по мере удаления от Лукишкеса в сторону вокзала и "деревянная" часть Жверинаса. Рискну предположить, что хуже всего выглядят зажелезнодорожные предместья Наунинкай и Ново-Вильня.
15.
Хотя, как уже говорилось, я малознаком с виленскими окраинами, и может быть прогулка по спальным районам несколько изменила бы моё впечатление о виленской современности. Увы, "спальники" у меня только на общих планах. Но и тут виды характерные - от хрущовок под красной черепицей:
16.
До господствующей в виленском пейзаже телебашни. Вообще же, Вильнюс очень маленький, и это хорошо заметно. Город размером с Рязань или Липецк - но с абсолютно не областными атрибутами. В целом же о виленских окраинах, кому интересно, есть несколько постов
darriuss - например,
Лаздинай или
Жирмунай. В целом окраины как окраины.
17.
По уровню благосостояния я бы поставил Вильнюс где-то между Питером и нашими "третьими столицами" типа Екатеринбурга, по космополитичности (в хорошем смысле слова) - ниже Москвы, Питера и Киева, но явно выше Минска, Кишинёва, Астаны и Алма-Аты. Но сказывается небольшой размер - напряжение тут совсем не столичное (по нашим меркам), что вкупе со столичными доходами даёт примерно такие результаты:
18.
Чего ещё в Вильнюсе немного - это индустрии. Как и вся Прибалтика, в советское время он специализировался на точном машиностроении, но разного рода радио- и электронные заводы в принципе невелики и незаметны, а в 1990-е их постигла та же участь, что и аналогичные заводы России - упадок, банкротство, закрытие, утилизация, продажа. Тяжёлой промышленности здесь нет... да впрочем, среди постсоветских столиц, что я видел, таковая заметна только в Москве, Питере и Минске (а из тех, что не видел - наверное, ещё в Риге и Баку?), но Вильнюс не индустриален даже сравнительно с Киевом или Кишинёвом. Вот разве что ТЭЦ какая-то попалась на окраине:
19.
Раз уж поминул промышленность - неплохо бы рассказать и про транспорт. Хотя, откровенно говоря, общественным транспортом мы за всю эту поездку не воспользовались ни разу, поэтому мой взгляд здесь - сугубо наружный. Но говоря откровенно, с транспортом в Вильнюсе - тоска: собственно, всего его виды представлены на следующей фотографии.
20.
Автобус тут курсирует с 1926 года, троллейбус - с 1956, а вот трамвая не только нет, но и никогда не было. Вернее, в 1893-1926 годах в Вильно ходила конка, которую при поляках начали переводить на бензомоторную тягу... но с появлением автобуса от дальнейшего развития отказались. Ныне Вильнюс - кажется, одна из немногих европейских столиц без трамвая. Честно говоря, это выглядит противоестественно - примерно как наличие трамваев в деревне. На улицах Старого города нет-нет, да и примешь велодорожку за трамвайные рельсы.
21.
Вроде бы в 2011 году начато строительство скоростного трамвая, который свяжет центр с окраинами. Метро, само собой, даже не планируется. Зато, как можно видеть по прошлым кадрам, автобусов и троллейбусов в Вильнюсе МНОГО и такие вот "паровозики", как на кадре №20, я наблюдал неоднократно. В основном подержанные машины из Европы. О ценах на проезд и его системе знаю только из википедии, но вроде как система тут ближе к постсоветской, чем к европейской - билеты на 1 поездку и электронные проездные разного срока действия. Стоимость проезда вики указывается как 2 лита (23-25р.), если покупать билет заранее в киоске, и 2,5 лита (около 30р.) - если покупать у водителя, то есть вполне московский уровень.
Штуки, которые я принял за автоматы по продаже билетов, на поверку оказались паркоматами:
22.
Это не случайно: чего ещё в Вильнюсе реально МНОГО - это машин. Пробки тут по вечерам вполне московского вида. На улицах шумно, а так как многие машины подержанные - и воздух далеко не кристально чистый. В целом, вопреки представлениям о Европе, Вильнюс кажется мне более автомобильным, чем пешеходным городом.
23.
Поэтому - много парковок, в основном платных, и место хватает всем в любое время. Однако фактически это выходит чем-то вроде формы налогов - платить за то, чтобы парковаться на обочине. В старом городе узкие улицы буквально забиты машинами, на многих сильное движение, и гулять по таким улицам, гуськом по узким тротуарам, совсем неуютною
24.
В целом скажу крамольную вещь, но Москва в нынешнем виде мне кажется более дружественной к пешеходам. Хотя, конечно, не могу не отметить вежливость литовских водителей и вообще хорошую культуру вождения, так что это камень в огород не автомобилистам, а чиновникам.
25.
Разного рода понтовых тачек тут тоже немало, хотя конечно и меньше, чем в Москве и российских миллиониках. Литва в этом отношении где-то посредине между Россией и Европой - на улицах её городов водятся и чёрные джипы, и всякие маленькие удобные непафосные машинки (хотя они и в Москве водятся). А вот что в вильнюсском автопарке бросается в глаза особенно - это обилие открытых машин. Ну как "обилие" - увидеть две такие подряд редкость, но они тут не экзотика:
26.
Чего ещё тут много по сравнению с Россией и СНГ - это велосипедов и прилагающихся к ним велопарковок и велодорожек. В этом смысле Вильнюс вполне Европа:
27.
Отдельное явление - туристический транспорт. В отличие от Москвы, Питера или даже Киева он тут в принципе есть, но по сравнению со Львовом "парк" всё же победнее - если во Львове есть и фиакры, и дурацкого вида "паровозики", то в Вильнюсе лишь вот такие вот стильненькие микроавтобусы с открытым верхом:
28.
А это, как я понял, особая машрутка, курсирующая по достопримечательностям Старого города и Лукишкеса:
29.
Туристов в Старом Вильнюсе вообще хватает, хотя при этом впечатления "города, живущего туризмом" (как Львов) Вильнюс не производит. Всё же повседневная жизнь здесь колоритнее показательной.
30.
Вот донельзя виленский ракурс - велодорожка вьётся мимо заброшенного дома и граффити. Об этих виленских проявлениях тоже надо рассказать.
31.
В принципе обилие граффити в Вильнюсе отмечали, кажется, все, кто его посещал. Насколько я понимаю, это свойство всей Восточной Европы - по крайней мере в 2002 году граффити стали моим впервым впечатлением от Праги и вообще чешских городов. Возможно, там они за 11 лет перевелись, в Вильнюсе же цветут пышным цветом, особенно в Старом городе.
32.
33.
В Ужуписе так вообще легальны:
34.
Животное в Зверинце (Жверинасе):
35.
А здесь обратите внимание на афтограф слева. Соломон - это легенда Вильнюса, местный Неуловимый Джо, антигерой
газетных репортажей. Говорят, он своими граффити нанёс городу ущерб уже на 100 тысяч евро, и при этом до сих пор никто не может его вычислить. Есть, впрочем, слухи, что на самом деле его поймали - но подтверждения им нет, так как пойманный не признался, а кому продолжить играть эту роль - всегда найдётся.
36.
А вот близ "новых" корпусов университета на Малой Погулянке процесс нанеснения граффити сделан контролируемым - но таких граффити полно и в России.
37.
Ещё из современных деталей можно отметить люки - они тут типовые и явно новые, видимо заместо старых с советской символикой:
38.
А вот заброшенных зданий в Вильнюсе действительно неожиданно много. То же самое слышал про Ригу, Бухарест или Порту - вероятно, в больших городах небогатых европейских стран это вообще не редкость?
39.
40. Надпись "Жизнь красива и не закончится никогда".
41.
Тут срабатывает контраст: скажем, в нищем запойном Даугавпилсе заброшек всяко больше, но там они не так выделяются на общем фоне, как в зажиточном и уютном Вильнюсе. Но в принципе откровенно запущенных мест в Вильнюсе много, и все эти вытоптанные газоны, десятилетиями не чиненная плитка, заплаты на асфальте, фантики и окурки здорово контрастируют с общей, вполне европейской атмосферой:
42.
43.
А вот безусловно сильная сторона Вильнюса - это обилие стильной современной архитектуры. То есть, новостроек тут в принципе не сказать чтоб очень много, но процент уродства среди них крайне низок. Причём, за редким исключением, и место для них выбирают тактично, Старый город остаётся неприкосновенен.
44.
45.
В общем, Вильнюс - город сложный, запутанный и вычурный, как лепнина его барочных соборов. Но - самое точное слово - приятный. Новостройки здесь не превращаются в аляповатый китч, запущенность не отождествляется с нищетой. В завершение долгого рассказа - такая вот подворотня близ Погулянки. Дверь в лето:
46.
...Исторически Вильнюс был связующим звеном между собственной Литвой и Литовскоой Русью. Он вполне мог стать и белорусским областным центром, и в таком качестве был бы наверное более чистым, но менее живым и уютным. Не случайно большая часть ВКЛ простиралась на юг и восток. И пожалуй, собственно Литва за Вильнюсом отличается от него сильнее, чем он сам - от Витебска или Гродно: там нет православных церквей старше 19 века, там много резных деревянных скульптур и крестов, там сам воздух пронизан язычеством. В следующих постах - о Литве в целом, какой я её увидел. Правда, в итоге я решил отказаться от архитектурно-исторического обзора - когда-нибудь я сделаю таковой для всего ВКЛ, так как в этом аспекте историю литовцев и западноруссов невозможно разграничить, в отличие от многих других аспектов.
И начнём, пожалуй что, с природы и деревни.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Природа и деревня.
Чем славится литовское искусство.
Люди и реалии.
Дзукия (Дайнава).
Тракай.
Аукштадварис и Чёртова яма.
Румшишкес. Литовский скансен.
Кедайняй (хотя он уже не в Дзукии).
Каунас.
Малая Литва (Мемельланд).
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Аукштайтия (Верхняя земля).
Латгалия в Латвии.
Дорога домой через Любавичи.
.