Каунас. Часть 6: ближние предместья

Jun 24, 2013 15:49



Ещё одна особенность Каунаса - обширная система предместий, созданная в первую очередь его мудрёным рельефом: низина между Зелёной горой и Неманом невелика по площади и в принципе не смогла бы вместить современный город, так что в следующих двух частях - о старых ковенских предместьях. Сначала - о ближних, в основном и не предместьях даже, а дальних углах показанного в прошлой части Нового города: проспект Миндовга, вокзал, парк Рамибес, а из собственно предместий - Зелёная гора (Жаликальнис) и районы за ней.

Начнём этот "поход" (склеенный, на самом деле, из разных прогулок в разные дни и с разными проводниками) практически близ Старого города - улица Канта, которой мы закончили соответствующий пост, приведёт к пожарной станции (1930) - одному из самых запоминающихся "столичных" зданий:

2.


С обратной стороны - узкая протока, отделяющая неманский Остров, самую популярную в Каунасе зону отдыха, к тому же не тронутую застройщиком; под этими мостами в 1997 году пролетел на своём самолёте легендарный уже лётчик Юргис Кайрис. В перспективе отель "Республика" - советский долгострой, в нынешнем Каунасе нет средств ни на его доведение до ума, ни на его демонтаж. Вдали увенчанная ретрансляторами Зелёная гора:

3.


А запредельно широкая улица - это проспект Миндовга. Как сказал vyrud, в Европе всего около 20 городов с восьмиполосными дорогами - например, Москва или Париж, и в их число каким-то образом попал и Каунас. Причём это не "столичное", а советское наследие - в 1970-е годы было решено сделать весь Старый город Каунаса пешеходной зоной, а поток перекинуть сюда.

4.


А дома на проспекте - это действительно сталинки, пожалуй крупнейший их ансамбль в Литве. Более того, эти сталинки служат и местным "русским кварталом" - они строились для рабочих, инженеров и начальства завода "Пергале" ("Победа"), которые разумеется ехали сюда со всего Союза. К заводу проспект и ведёт.

5.


Вдалеке виден Святой Радиозавод на Зелёной горе - всё же самая запоминающая постройка Каунаса, если не всей Литвы:

6.


А с обратной стороны - единственное здание на Острове, "Жальгирис-Арена", построенная к баскетбольному Евро-2011. Что Каунас был всесоюзной столицей баскетбола, и в общем остаётся таковым до сих пор - уже сказано было не раз.

7.


Вид вперёд - слева видна и вторая недостроенная гостиница "Турист". Всё же эти заброшки в каунасском пейзаже как-то очень уместны. Наверное, когда город таки изыщет денег на их подрыв, мне будет их жалко.

8.


А за гостиницей на целый квартал раскинулся "Акрополис" - может быть крупнейший, может быть второй в Литве (после виленского "Акрополиса") по размеру торговый центр, часть зданий которого явно довоенные (ткацкая фабрика, 1935):

9.


В недрах "Акрополиса" есть и "Макисма", куда мы вечером пошли купить себе продуктов на ужин... и вот что нам попалось по дороге - торговый центр поглотил корпуса гвоздевой фабрики Шерешевского конца 19 века:

10.


Дизайн, тем не менее, интересный:

11.


Более всего озадачил вот этот дом-в-доме, вряд ли его могли построить специально. но и на призаводскую постройку совсем не похож: Как пояснил vyrud (указавший мне и все остальные фабрики), это дом Тильманса - основателя завода "Пергале", в межвоенное время превращённый в проходную ткацкой фабрики:

12.


С обратной стороны к "Акрополису" примыкает костёл Креста (1696-1700) монастыря кармелитов (1706):

13.


Район за которым издали выглядит так - небольшая, но очень целостная промзона:

14.


Тяжёлая промышленность в Ковно начала развиваться с постройкой железной дороги - ведь рядом была насквозь индустриальная Германия. Чугунолитейные заводы, работающие на немецком сырье, стали расти как грибы: "Минерва" (1864), завод Шерешевского (1866), завод Тильмансов (1867), "Марс" (1870) - в основном это была передельная металлургия и металлообработка, здесь выпускались инструменты, телеграфная проволока, гвозди и прочая нехитрая продукция. Так и не смог восстановить всю историю завода Тильманса, но во всяком случае он в этой компании оказался самым успешным, а превращение Каунаса в столицу лишь подстегнуло рост и модернизацию заводов. После войны уцелевшие заводы были объединены в металлобрабатывающий завод "Пергале" ("Победа"), выпускавший чуть ли не судовые винты. Частично он ещё работает, и в общем в этом районе много колоритных старых цехов, по преимуществу времён Первой республики:

15. Бывшая столовая фабрики Тильмансов.


16.


17. Сама фабрика Тильмансов.


18. Она же со стороны Немана.


19. Молочный завод (1928-35)


В этих же краях находится и главный каунасский пивзавод "Рагутис", также ведущий свою историю с 1860-х годов. Остановимся пока у Немана, взглянем назад. Элеватор слева - тоже первой республики, ближе его покажу в следующей части:

20.


Видны храмы на острие Старого города: Фара Витовта (1436), лютеранская кирха (1683), иезуитский костёл Франциска Ксаверия (1666-1722), ратуша (1771-80), Троицкий костёл при семинарии (1634), бернардинский Георгиевский костёл (1471-1502) и наконец кафедральный собор Петра и Павла (1413-1624). И, конечно, мост, который до революции в шутку называли "самым длинным в мире" - на том берегу было Царство Польское, жившее "по новому стилю", то есть отличавшееся от остальной империи на 13 суток.

21.


"Самым длинным в мире" был и Зелёный мост (1861) - часть железной дороги в Пруссию. Когда появилась традиция красить его в зелёный (есть ведь то же самое в Вильнюсе!), увы, не нашёл, а вот восстанавливали мост дважды - ближняя часть после Второй Мировой, а дальняя - немцами в 1916 году, причём последние три болта закручивал лично Гинденбург. Ныне железная дорога проходит через Каунас двумя ветками, второй мост - на плотине Каунасской ГЭС, и зимой в Калининград я ехал именно там.

22.


А от моста рукой подать до вокзала, который очень легко принять за памятник Первой республики... но нет, вокзал построен в 1948 году. Но сама традиция явно ещё довоенная, можно скаазать - это последний памятник того стиля.

23.


Столица Первой республики пользовалась ещё "царским" вокзалом 1860-х годов, очень похожим на вокзал в Вильнюсе, и также не пережившим войны.

23а.


Как и почти везде в Литве, вокзал тих и пустнынен, внизу грязный переход с какими-то ларьками. Отреновированный зал ожидания... и всё же ощущение какого-то упадка и старости, вдвойне странное, так как пригородный трафик на литовских железных дорогах неплохой.

24.


А может, дело именно в отсутствии дальних поездов, для ожидания которых в основном и строились большие вокзалы?

25.


На путях ждала пассажиров двухэтажная "Шкода":

26.


Рядом до недавнего времени стоял ещё и бывший Военный вокзал, обслуживавший крепость, а с её упразднением превратившийся в жилой дом, но по словам Витаса, его снесли совсем недавно. Километром далее - пешеходный мост, с которого видна и станция:

27.


И портал Ковенского тоннеля. Эту историю я уже рассказывал в виленском Панеряе (в конце поста!): два небольших тоннеля были построены в 1861-62 годах, став первыми в Российской империи. Слышал версию, что это была прихоть Александра II, которому хотелось, чтоб как в Альпах... но не факт - паровозы в те времена были очень слабыми, и всякие на современный взгляд бессмысленные тоннели и обходы (типа " Царского пальца" на Николаевской магистрали) тогда были необходимостью. В общем, я не специалист, судить не берусь. Ширина и высота (6,6 на 8,8 метров) у двух тоннелей почти одинаковая, но Ковенский тоннель втрое длинее Панеряйского (1285 метров против 427), слегка изогнут, и в отличие от последнего - действующий, хотя в советское время и стал однопустным. К противоположному порталу подойти гораздо сложнее:

28.


Дома напротив вокзала - квинтэссенция каунасской межвоенки:

29.


Кварталы между вокзалом и автовокзалом - прямо скажем, так себе место:

30.


31.


32.


А автостанция стоит напротив уютного парка Рамибес... который на деле оказался бывшим кладбищем, уничтоженным в советское время. Точнее, для межвоенного Каунаса это было примерно как Ваганьковское кладбище для современной Москвы, где покоились виднейшие люди Первой республики - например, лётчики Дарюс и Гиренас. 1 ноября 1956 года, в день поминовения усопших, на кладбище началась спонтанная демонстрация в поддержку Венгерской революции, вскоре разогнанная полицией (обошлось без больших сроков); спустя два года, в годовщину, демонстрация повторилась. Власть сочла источником беспокойства кладбище, да ещё и военнослужащих подставила, мотивировав снос их просьбами. При этом простым людям было разрешено перезахоронить своих родственников, но вот об элите исчезнувшей страны позаботиться было уже некому...
Однако на южной опушке, то есть у автостанции, сохранились две православные церкви - Благовещенская (1935) и Воскресенская (1862):

33.


На первый взгляд они обе совершенно типовые, но Благовещенскую стоит обойти с фасада. И ведь это едва ли не единственные в Каунасе действующие исторические православные церкви.

34.


На северной опушке совершенно неожиданная в Литве мечеть. Нет, тут конечно с 14 века жили татары, о деревянных мечетях которых в Немежисе (1909, предместья Вильнюса), сёлах Сорок Татар (1815) и Райз (1889) я упоминал не раз, а в Беларуси даже видел своими глазами, но каменная мечеть на всю Литву одна... Мечети были и во многих губернских городах России (равно как кирхи, костёлы и синагоги), но эту построили в 1930 году по указу Смятоны в благодарность татарам за многовековую верную службу Литве. Слышал, что в Первой республике татары составляли "цвет" офицерства. Не пустует эта мечеть и сейчас: в периоды известных событий Литва стала одним из центров чеченской эмиграции... но по словам glebo-lj, тут сумели сделать невозможное - "приручить" чеченцев и полностью интегрировать их в социум, поэтому историй вроде тех, что бывают периодически в российских и казахстанских городах, тут не знают (само собой, я говорю не обо всём народе, а только о его отдельных представителях известного стереотипа поведения).

35.


В центре парка - воссозданный в 1994 году памятником погибшим за независимость Литвы (1930) на бывшей братской могиле:

36.


А улицы ведут на Зелёную гору - основной "спальный район" межвоенной эпохи, уютный и действительно очень зелёный:

37.


38.


Главную достопримечательность Зелёной горы - уже упомянутый костёл Воскрешения ("Святой Радиозавод") я показывал отдельным постом, включая панорамы с его крыши. В основном же это кварталы вилл и коттеджей, крошечная "рублёвка" 1920-30-х годов. Отдельные кадры не передают общего впечатления - похожих домов там сотни, и больше ничего:

39.


Вдобавок, тут и планировка интересная. С юга к жилой части примыкает самый обширный в Каунасе Дубовый парк. Коттеджами здесь владеют многие "первые лица" Литвы, а можно встретить и российских "шишек" без галстука - политика политикой, а старой дружбы никто не отменял!

39а.


В дальней (восточной) части - мемориал Великой Отечественной (увы, не сфотографировал), каким-то чудом уцелевшее еврейское кладбище (аналогично) и костельчик Антония Падуанского (1936):

40.


За Зелёной горы в основном вот такие дома -тут жили уже простые смертные. Этот дом, кстати, как поянсил vyrud - тоже 1948 года:

41.


Здесь город пересекает проспект Саванорио (Добровольцев), самая длинная улица Литвы (7,7 километров), ведущая от Старого города (где сходятся Лайсвис-аллея и Вильняус) по строгой прямой на автостраду. Здания непонятного возраста - наверное, просто "ободранные" сталинки:

42.


Но доминирует вот эта серая домина, которую мы прозвали "стрёмный дом" - когда и зачем ОНО было построено? ИМХО, самое безобразное здание как минимум во всей Литве. Как я понял, это всё-таки достроенный долгострой типа гостиниц в центре города, а по словам Витаса, такими собирались застроить весь проспект.

43.


А за проспектом такие вот изумительно-зелёные улицы, зажиточный частный сектор уже нашего времени. Здесь, в небольшом отеле "Аланта" (8 номеров) мы и жили - на верхнем этаже под косой крышей.

44.


Ближайшим историческим памятником оказалась старообрядческая Никольская церковь (1906). Староверы в Литву пришли, как и в соседнюю Латгалию, ещё в 17 веке, и в основном это поморцы - направление беспоповского толка, о чём говорит, например, отсутствие апсиды у храма. С их наследием мы познакомились в Латгалии, в Литве же есть несколько старообрядческих деревень. Как пишет vyrud, староверы тут сохранили верность не только религии, но и именам типа Акулина или Агафья, однако перешли в обиходе на литовский язык, или скорее какой-то суржик. Очень интересный рассказ Витаса о старообрядческих деревнях Ужусалиай (бывшая Александровская слобода) и Римкай (первое русское селение в Литве) - правда, на несложном английском.

45.


И уже существенно дальше на север - самое большое здание, построенное в Литве в межвоенное время, больница Каунасского медицинскокго университета, открытая в 1940 году и действующая поныне:

45.


В следующей части - о более дальних предместьях.

ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.
Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд).
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне и Русне.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса.
Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Паланга.
Кретинга.
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Жемайтская Кальвария.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля).
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай и Стельмуже.
Домой через Латгалию.
Даугавпилс. Старый город.
Даугавпилс. Гаёк и Новострое строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка.
Аглона.
Краслава.
В Москву через Люббавичи.

железнодорожное, татары, дорожное, Литва, ВКЛ, "Балтийские ветры", "Молох", транспорт, Каунас, староверы

Previous post Next post
Up