Лиепая. Часть 4: Яунлиепая, или Новая Либава

Jan 18, 2014 21:10




Итак, после военно-морских и индустриальных предместий мы наконец дошли до центра Лиепаи, который занимает в общем-то добрых пол-города. Долгое время его ограничивал прорытый в 1697-1702 годах Торговый канал из моря и Лиепайское озеро, и к югу от канала находится Вецлиепая (Старая Либава). Однако когда в 1871 году севернее канала к городу подошла железная дорога, от станции в сторону прорытого двадцатью годами позже Военного канала разрослась промзона Северного предместья, а в сторону Торгового канала - жилая Яунлиепая (Новая Либава). По сравнению со Старым городом она суровее - здесь больше досоветской промышленности и постсоветской запущенности, несколько иной колорит - но такая же целостность. О Новой Либаве и двух берегах Торгового канала - далее.

Без показанных в прошлой части промзон и слободок Новый город довольно компактен, существенно меньше старого. От вокзала до моста его пересекает Рижская улица с трамвайными путями и характерно повёрнутым фасадом вокзала в перспективе. Пути и мостовая активно перекладываются, поэтому пока что весьма неприглядны. Что за корпус справа я не знаю, а слева - старый хлебзавод:

2.


Здесь же трамвайное депо. Про Лиепайский трамвай, старейший в Прибалтике (1899) и вдобавок узкоколейный (1000мм, как в Калининграде, Пятигорске, Львове, Виннице, Житомире и Евпатории и почти как в Таллине, где колея 1067мм), я уже писал в первой части. Единственный маршрут длиной порядка 9 километров связывает металлургический завод с южной окраиной:

3.


Трамвайчики в основном старенькие чешские, а в отличие от рижских и даугавпилсских (которые как бы "с одним троллейбусным рогом"), оснащены привычным нам пантографом:

4.


В квартале у депо - Алексеевская церковь (1905), ближайшая к вокзалу. Православных храмов в нынешней Лиепае, кажется, 4 - две церкви в Старом городе, Морской собор в Каросте и вот эта:

5.


С другой стороны того же квартала - школа межвоенной постройки, камень у которой свидетельствует, что в 1937 году её первый камень торжественно заложил президент Карлис Ульманис. Учитывая, что в 1918 году он возглавил здесь первое латвийское правительство, одно время заседавшее на пароходе "Саратов" под охраной Британского флота, так как вся территория будущей страны была занята разного рода врагами - Ульманиса в Лиепае чтут особенно.

6.


С другой стороны Рижскую наискось пересекает Елгавская. Вообще, удивительно, как курляндские города не уважали свою губернскую Митаву, называя главные улицы в честь центра соседней губернии Риги. Елгавская сливается с улицей Свободы, которая проходя через металлургический завод превращается в главную дорогу вглубь страны. У перекрёста стоит огромная и очень красивая кирха (1914-34):

7.


Построенная частью из камней православного собора, который кабы не распад империи, вполне мог бы иметь почти те же даты постройки - о нём я расскажу в конце поста. Исторических лютеранский церквей в Лиепае, что удивительно, всего три - но каждая из них огромна.

8.


В целом же Новая Либава имеет два ярко выраженных полюса. Районы со стороны металлургического завода в основном довольно неприглядны, но от того более харизматичны:

9.


10.


11.


12.


Со стороны порта и Торгового канала всё гораздо цивильнее, хотя и не без сурового индустриального налёта:

13.


14.


15.


16.


Граница двух половин - Новолибавская площадь, которую во все времена занимал рынок, сейчас конечно совсем не тот, что в начале ХХ века.

17.


Размер площади примерно 140х100 метров, и при этом на ней нет почти ничего - этакий плац посреди городской застройки. Возможно, когда-то здесь стоял снесённый при Советах или разрушенный войной храм, но никакой конкретной информации мне найти не удалось. Возможно, она и предназначалась целиком под торговлю, и в этом пространстве скромный рыночный павльончик (занятый ныне продуктовым магазином) видимо 1930-х годов смотрится доминантой:

18.


В этом магазине оба лиепайских вечера я закупался продуктами и шёл в свою гостиницу во дворе на той самой Елгавской улице:

19.


Вот она, слева в глубине двора - красное здание без вывески. Я уже как-то успел привыкнуть, что частные мини-отели в Прибалтике - это лотерея: в Зарасае нам подсунули под видом гостиницы общагу, в Краславе меня чуть не побил хозяин, да и в Екабпилсе вид у гостиницы был весьма сомнителен, а рецепцией являлся соседний бар. Были, конечно, и отменные мини-гостиница в Паланге и Вентспилсе, и уютнейший коттедж в том же Зарасае, однако в эти "Аппартаменты Medainie" я шёл с большим сомнением. И поначалу оно даже начало подтверждаться: сначала несколько минут стука в дверь, не давшего результатов; затем - звонок без ответа. Наконец, меня увидела выглянувшая девочка с велосипедом, что-то крикнула по-латышски, и через минуту мне открыла дверь очень обаятельная и энергичная женщина средних лет, которую звали Сольвейга. И в общем, первая заминка оказалась, видимо, случайностью: я получил огромный номер (до меня тут был какой-то фестиваль, и в номере умещались пять человек на кровати, диване и раскладушках, а мне то же пространство досталось одному) с кухней и холодильником, безупречную ванну, ключ от входной двери, а Сольвейга (чья квартира была по сути одним из таких номеров) за небольшую доплату постирала в своей стиральной машине скопившееся в рюкзаке тряпьё. В общем, очень хорошее место, не считая трудностей попадания:

20.


Ещё пара зарисовок ново-лиепайских дворов:

21.


22.


Архитектурных деталей:

23.


Зданий:

24.


Кирху и православную церковку дополняет вопиюще безархитектурный доминиканский костёл-новостройка:

25.


И парочка протестантских церквей - в многонациональной Курляндии их разнообразие вообще впечатляет, а на побережье были особенно сильны позиции баптистов. В Новой Либаве им принадлежат целых две церкви, обе на длинной-длинной улице Лачплесиса, одна на углу улицы Райниса почти напротив того же костёла:

26.


Другая - на углу улицы 1905 года (показательно, сама церковь - 1906) по соседству с гигантской общагой с кадра №12:

27.


Так, улочками да даворами, мы вышли к Торговому каналу, к мосту через который ведёт опознаваемая по трамвайным рельсам Рижская улица, сменяясь на той стороне Большой улицей. Вдали - башня Троицкой кирхи (1758), одной из трёх доминант Старого города:

28.


У моста - одно из самых впечатляющих мест Лиепаи, комплекс портовых складов, улица Кайю между которыми на чужих фотографиях мелькала не раз, в том числе и на заглавных.

29.


Собственно, многоэтажный склад поставил на заглавный кадр и я - только с другой стороны.

30.


Очередная фабрика (по данным викимапии - пивоварня) в том же районе:

31.


Трамвайный мост через Торговый канал - каменные опоры построены в 1881 году, полотно изначально было деревянным, и видимо с открытием трамвая в 1899 мост прошёл капитальную реконструкцию и получил своё название. Интересно, что гораздо более крупная и красивая Старая Либава от Новой скрыта многоэтажечным фасадом - распространённая особенность постсоветских городов:

32.


Это не случайно: вот через мост по наступающим фашистам кидают гранату защитники Лиепаи. Она продержалась 5 дней, до 27 июня... и это вроде бы мало, но ведь немцы на день раньше взяли Даугавпилс, а на день позже взяли Минск, то есть для тех страшных двух недель, когда мало кто в Третьем Рейхе сомневался в уже одержанной победе, Лиепая оборонялась очень достойно.

33.


С обратной стороны отметились поляки:

34.


Трёхкилометровый Торговый канал был прорыт в 1697-1703 годах, соединив открытое море с Лиепайским озером, и с тех пор видимо не раз расширялся и углублялся - сейчас его ширина 90 метров. Балтика всегда была неспокойна - речь и о ветрах, и о вражеских эскадрах, поэтому порты на ней обычно возникали под защитой каких-нибудь естественных преград. Пока позволял средневековый тоннаж, суда вообще поднимались по речке Аланде в соседний Гробин, занимавший в те времена нишу Лиепаи. Торговый канал был очень красивой идеей - порт размещался непосредственно на его берегах:

35.


Склады стоят по обе его стороны, только если с севера используются по назначению, с юга - переделаны в нечто более актуальное:

36.


Я каким-то образом забыл сфотографировать канал в сторону озера - но в целом там ничего особенного, лишь фабрики, склады и новые торговые центры по берегам да следующий мост. Вот в кадре краешек обувной фабрики (справа), а дальше площадка заброшенной спичечной фабрики, к которой относятся и толстая труба, и водонапорка:

37.


Чуть ближе к Трамвайному мосту - старое здание, ныне занятое отелем "Либава". Как я понимаю, боковые части с фронтонами были построены ещё в 1772 году - один занимала таможня, другой - портовая охрана, а мост изначально подходил между ними. Когда в 1881 году мост перенесли чуть ниже, между ними встроили зал, видимо служивший залом ожидания для пассажиров морских рейсов. Если это так - то это впечатляет: ведь из Либавы ходил единственный в Российской империи прямой рейс в Нью-Йорк (ещё были из Петербурга и Одессы - но с пересадками в западно-европейских портах), основными пассажирами которого были еврейские, литовские и латышские эмигранты - и если зал ожидания правда был здесь, сложно представить, какие тревоги и надежды он помнит! Полуразрушенное в войну здание при восстановлении лишилось декора, и в советское время (с 1967) здесь размещалась чудесная организация Клуб Новаторов, где проходили технические выставки и конференции.

38.


Порт внизу канала с диспетчерской вышкой и маяком (межвоенные?):

39.


Тем не менее, канал изогнут так, что непосредственно его устье с моста не видно:

40.


Пойдём на тот берег. Теперь сложно представить, что на этом месте была промзона:

41.


Теперь - напротив, самый-самый променад:

42.


На котором спокойно себе стоят военный катера - вот этот кадр снят с веранды ресторана:

43.


Так как Латвия - член НАТО, вооружение у неё отнюдь не советское. И небольшой латвийский ВМФ укомплектован в основном списанными кораблями из флотов Нидерландов, Швеции и Норвегии.

44.


Самые крупные его единицы - несколько минных тральщиков... собственно, они здесь и стоят. Видимо, это как бы лицо латвийского ВМФ, поэтому и на столь видном месте. Вот, на одном из них даже школьная экскурсия в сопровождении двух военных (на нижней палубе)... это примерно как у нас экскурсия на "Петра Великого":

45.


А за каналом торговый порт. Последний взгляд на индустрию Новой Либавы. Это, если я не ошибаюсь, остатки первой городской ТЭЦ, высокую бетонную трубу которой разобрали недавно:

46.


И напоследок расскажу про оещё один храм, до наших дней не сохранившийся и стоявший в этом же районе, на Кургаузном проспекте (Курмаяс) парой кварталов глубже в Старой Либаве. Про собор Александра Невского я узнал от o-apankratov, который будучи староверческим батюшкой из Новгорода, провёл целое исследование его истории. Дело в том, что это был один из интереснейших опытов русского историзма по мотивам Новгородской Софии:

47.


Заложенный в 1912 году, он мог бы стать красивейшим православным храмом Прибалтики - строгий новгородский стиль тут куда уместнее пышных московских мотивов, как у Никольского собора в Каросте. К началу Первой Мировой собор без колокольни был возведён до куполов. Однако после Гражданской войны тут и русских почти не осталось (в отличие от Риги), и идеология взяла своё - недостроенный собор начали потихоньку разбирать для строительства той самой кирхи в Новой Либаве. Окончательно остатки храма снесли в 1956 году, и ныне на их месте жилые дома. Вот так собор выглядел на своей "высшей точке";:

47а.


Что же до населения дореволюционной Либавы, то оно было к началу ХХ века потрясающе многонациональным: 38% - латыши (к тому времени составлявшие большинство и здесь, и в Риге, и во многих других городах своей будущей страны), 25% - немцы, 11% - русские (не знаю, с Портом Александра III или без), 9% - поляки, 8% - евреи, 6% - литовцы. По религиозному составу же данных так и не нашёл, но думаю ощутимый процент тут бы составляли баптисты.

В следующих двух частях - о Старой Либаве, которую я уже сравнивал с Черновцами. Сначала - о домах и улицах, потом (в последней части) - о храмах.

Лиепая
Морской фасад.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город и Торговый канал.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.
.
Другие посты о Латвии - здесь.

Курземе (Курляндия), дорожное, Лиепая, "Балтийские ветры", "Молох", транспорт, Латвия, суда и корабли, трамваи

Previous post Next post
Up