Екабпилс. Купеческая республика в Прибалтике.

Aug 07, 2013 20:27




Как уже говорилось в прошлой части, на самом деле Екабпилс - это два города в разных исторических областях и с разной историей. Прошлая часть была посвящена заречному Крустпилсу (Крейцбургу) - западному форпосту Латгалии. Теперь же расскажу про собственно Екабпилс, или Якобштадт - один из самых необычных городов Прибалтики. Дело в том, что противолежащая Латгалии Селия, по большей частью ассимилированная Литвой, с распадом Ливонии оказалась самым глухим углом герцогства Курляндии и Семигалии. Но так как герцоги Кетлеры пытались строить капитализм, что для 16-17 веков было сверхпрогрессивно, Селию надо было как-то развивать. Хороший повод дала русско-польская война, от которой многие поляки и литвины пытались спастись в нейтральной, но при этом вассальной Курляндии. Так в 1660-е годы за Двиной возникла Гельмгольфская слобода, которую пополнили ещё и русские староверы, бежавшие от Раскола - сюда, а не в занятую царскими войсками Латгалию. И после окончания войны многие остались здесь - в основном староверы и польско-литовские купцы, решившие, что в меркантилистской Курляндии им будет лучше, чем в панской Речи Посполитой. В 1670 году указом герцога  Якоба Кетлера был создан город Якобштадт, "купеческая республика", где бюргерами могли быть только поляки и русские (староверы и белорусы), сами же немцы получили такое право лишь в 1764 году.

Что же касается латышей-селонов, то им здесь посвящён небольшой музей деревянного зодчества "Двор селов".

Довольно крупный исторический центр Екабпилса образуют две оси - набережная (к которой он обращён в основном задворками) и диагональная улица Бривибас (Свободы), сходящиеся у православного Духова монастыря (он на вводном кадре). Там, где их отделяет друг от друга один квартал, находится обширная Старогородская площадь (Вецпилсета) - центр левого берега. Вид у неё образцово латвийский - с валунами, разноцветной плиткой, участками булыги и всякими инсталляциями. Белое здание на заднем плане - бывший Дом айзсаргов (1935), то есть национальной гвардии.

2.


Вообще, площадь очень уютная - но ансамбля как такового тут нет, вид у неё довольно рыхлый.

3.


Если встать лицом к Даугаве, налево будет Духов монастырь, но мы сначала пойдём направо. Пара явно административных зданий в квартале от площади глядят друг на друга:

4.


5.


Никольская кирха (1807) - скромная, но архитектура её уже куда как характернее для Курземе, Видземе и Земгале, чем для Латгалии:

6. счётчки конфессий: 1


Перспектива улицы. Слева за домами местная "Максима" - они, кстати, у Екабпилса и Крустпилса разные.

7.


Впереди костёльчик Рождества Девы Марии (1866), от которого уже рукой подать до автопорта и моста:

8. счётчик конфессий: 2


Между тем, за уже упомянутой "Максимой" начинается небольшой и по меркам Прибалтики запущенный парк (то есть вполне средненький по-нашему), за которым притаился деревянный квартал. В принципе отсюда рукой подать до Даугавы, но со стороны набережной прохода нет, иначе как от моста.

9.


А вот у этой пары домов можно повернуть в ту улочку, из которой снят этот кадр:

10.


И выйти к местному скансену "Двор селов" - совсему небольшому (несколько построек), но едва ли не первому созданному в Советском Союзе (1952-57):

11.


Как уже говорилось в посте " Латыш и его господин", история немецких городов и имений и история латышской деревни долгое время шли хоть и синхронно, но параллельно, и расходиться начали лишь в 19 веке. Деревянная народная архитектура - это собственно латышская история, поэтому количеством скансенов на единицу площадии Латвия даст фору даже Украине.Я знаю минимум 4 - огромный и старый Рижский этнографический музей и небольшие скансены в Юрмале, Вентспилсе и здесь. Здешний особенно интересен именно своей специализацией на быте селов, почти не представленном в Риге.

12.


Селы, или селоны - один из древних балтских народов, населявший левобережье Озёрного края и к 15 веку полностью растворившийся среди литовцев, земгалов и латгалов. Литовская Селия - это северная оконечность Аукштайтии, её столица Зарасай, чьё название именно селонское - по-литовски он был бы Эжеренай, и именно там, в селе Стельмуже, находится старейшая деревянная церковь Прибалтики. Тем не менее, в Литве селы растворились без остатка, в Латвии же остались одним из субэтносов. Хотя латвийская Селия - самая незаметная из исторических областей и самая бедная достопримечательностями - собственно, кроме Екабпилса да пары сёл проездом я нигде и не был.

13.


Селонская хата больше похожа на литовские (см. Румшишкес), чем на латышские крестьянские дома:

14.


Планировка дома типична для Прибалтики - сени в центре  хаты, за ними глиняная баня, обогревающая комнаты с обеих сторон:

15.


В комнате справа воссоздан интерьер жилища - земляной пол, печь (часть глиняной "сердцевины" дома), всякие сундуки и прялки, резные стулья:

16.


Комната слева поцивильнее, символизирует хату зажиточных крестьян и по совместительству служит для показа туристам всяких народных ремёсел. А как приятно пахнут эти травы!

17.


Мебель:

18.


Снаружи - ещё одна баня, традиционные для таких мест гумно с экспозицией телег и инвентаря, мельница, кузница...

19.


И такая довольно редкая в других местах, но очень характерная для скансенов Латвии штука, как несамоходный комбайн начала ХХ века:

20.


Штуковина на переднем плане, похожая то ли на паровой танк из компьютерных игр, то ли на паровоз Стефенсона - на самом деле локомобиль, то есть компрессор, а "дуло" - это труба в сложенном положении. Деревянная штука на заднем плане - собственно, комбайн, куда зерновые загружаются вручную, ну а тянет всю эту конструкцию рабочий скот.

21.


Когда я сюда пришёл, уходила огромная группа голландцев, которым как раз показывали, как взбивается масло и предлагали самим в этом поучаствовать. Маслобойки ещё не помыли:

22.


Осмотрев скансен, я застал сотрудников музея за трапезой - ели борщ-холодник и бутерброды с маслом, запивая травяным чаем. Я подошёл задать несколько этнографических вопросов, а в итоге меня усадили вот за этот стол и дали пару бутербродов. Кувшин оказался примерно наполовину заполнен вкуснейшим травяным чаем... то есть это не чай, конечно, но очень похожий на него напиток из местных трав - в Прибалтике такие напитки всё ещё популярны, причём пьют их не как горький целебный отвар, а именно как чай с сахаром или вареньем. И это очень вкусно.

23.


От Двора селонов в центр я возвращался не по Бривибас, а непарадными улочками южнее (то есть дальше от Даугавы):

24.


Увидев этот дом, задумался - новодел или история, а потом увидел дату "1931":

25.


Основной же моей целью стала расположенная на улице Виестура, уже среди хрущоб, старообрядческая Покровская моленная - старейшая в Латвии и по времени основания (1660-е), и по времени постройки (1862) - в Латгалию староверы массово переселялись всё же несколько позже, с 1680-х годов, моленные же массово строили "с нуля" в 1906-40 годах. Тут хорошо видно, что когда строилис эту моленную, староверам запрещалась придавать своим храмам какие-либо внешние черты культового сооружения - самый обычный дом с двускатной крышей, над которым лишь после 1906 года были надстроены главки.

26. счётчик конфессий: 3


Была в Якобштадте, конечно же, и синагога (1881):

27а. счётчик конфессий: 4


Как, кстати, и в Крейцбурге (1890), что я забыл показать в прошлой части:

27б.


Видно, что близ Старогородской площади соприкасались несколько слободк - восточнее немцы и поляки, южнее - староверы, ну а западнее - литвины, то есть белорусы. Практически на самой площади стоит едва ли не единственная в Латвии греко-католическая церковь (1763-87) типичной для белорусской глубинки композиции "сундук":

28. Счётчик конфессий: 5


Так что пойдём по улице Бривибас в другую сторону. Сама она, кстати, пересекает Екабпилс от края до края широкой параболой, и маячащий в перспективе Духов монастырь - лишь в точке её наибольшего сближения с Даугавой. Нумерация, кстати, возрастает с востока на запад, и центр в районе 150-200-х домов, крайний же дом с той стороны имеет №301.

29.


Участок улицы от площади до обители неплохо сохранил краснокирпичную застройку. Вот в этом домике в стиле "латгальского барокко" находилась моя гостиница - мой номер, с двуспальной кроватью и без удобств располагался в полуподвале, выходя окнами на дамбу. Рецепшена у гостиницы нет, этим целям служит бар в соседнем доме:

30.


Ну а вот и Свято-Духов монастырь, едва ли не главная православная обитель Латвии (по крайней мере вне Риги), основанная тут "русскими" из ВКЛ, то есть белорусами:

31. счётчик конфессий: 6


Колокольня и собор Святого Духа построены в 1880-е:

32.


Но всякий белорус,  знакомый с архитектурой своей радзимы, в этой церкви не может не признать утраченные в советские время деревянные храмы Витебщины, как например в Кутинских монастырях в Орше (их там рядом было два - мужской и женский), строившиеся в  17-18 веках.

32а.


Вообще, таких храмов было немало - но ХХ века не пережил ни один. И этот собор  отчасти воспроизводит их облик - хотя и не в дереве, а в жёлтом кирпиче:

33.


Очень хороши детали - будь то фриз, кресты или таки деревянное крыльцо:

34.


Рядом миниатюрная Никольская церковь - время её постройки оценивается от 1660-х до 1770-х годов, вид очень архаичный:

35.


Атмосфера внутри совсем та же, что и в русских монастырях в хорошем смысле слова - только словами её описать мне сложно:

36.


Часовня у входа, как гласит плита на ней, построена в честь "Государя императора Александра III, покровителя прибалтийского православного братства государни императрицы Марии Фёдоровны".

37.


Вид снаружи. И ведь по меркам России монастырь реально крошечный, в Латвии же что-то сопоставимое есть только в Риге. Всё-таки гигантские монастыри-города и монастыри-кремли - это чисто российская особенность, ну и отчасти левобережно-украинская.

38.


Между тем, можно немного пройти и за монастырь - там находится ни много ни мало объект ВКН ЮНЕСКО, единственный в Латвии за пределами Риги. Через площадь с лошадью-инсталляцией:

39.


Мимо баптистской церквушки начала ХХ века:

40. счётчки конфессий: 7


И внушительного деревянного дома можно выйти в парк Струве:

41.


Да и в принципе если объект ЮНЕСКО попадается в неожиданном месте - это скорее всего пункты геодезической дуги Струве. Безусловно самый странный объект ВКН, о двух других пунктах которого - Некрасовке (Украина) и Руди (Молдавия) я уже когда-то писал. Василий (при рождении Фридрих Георг Вильгельм) Струве был одним из самых выдающихся учёных 19 века, в 1818-39 годах руководил Дерптской обсерваторией (в нынешнем Тарту), а в 1839 году организовал Пулковскую обсерваторию под Петербургом и стал её первым директором - причём в этот период обсерватория была самой хорошо оснащённый в мире. "Геодезическая дуга" была создана под его руководством в 1816 году, и состояла из 265 триангуляционных пунктов от Баренцева моря до дельты Дуная, и проходила примерно так:

42а.


Как известно, Земля не является правильным шаром и даже элипсоидом - и вот определением её точной формы и размеров Струве и занимался, и собранный им материал стал прорывом в мировой картографии. Полевые работы были завершены в 1852 году, тогда же на многих пунктах были установлены памятники. Изначально Дуга пересекала 3 государства, сейчас - 10: Норвегия (сохранилось 4 пункта), Швеция (ещё 4), Финляндия (6), Россия (2 на острове Гогланд в Финском заливе), Эстония (3, включая "штаб" дуги в Тарту), Латвия (2, второй близ Эргли), Литва (3), Беларусь (8), Украина (3 в Хмельницком области и 1 в Одесской). На некоторых - вроде уже упомянутой Некрасовки - сохранились аутентичные памятные знаки, но в основном пункты Дуги отмечают реплики. И честно говоря, почему она попала в ВКН ЮНЕСКО - загадка: да, исследование было важное, но всё же причём тут материальное культурное наследие?

42.


Аутентичен тут, как я понимаю, лишь чёрный камень внизу. А сам триангуляционный пункт - конечно же, релпика:

43.


Из парка я пошёл на набережную, проходящую по дамбе мимо задворков:

44.


Мимо монастыря:

45.


Любуясь Западной Двиной и Крустпилсом за ней:

46.


В гостиницу ночевать и утром на автовокзал в сторону Риги.

47.


В следующей части - Кокнесе, первый в моём рассказе город Видземе. Только вот не знаю - сейчас или уже зимой. Впереди большая дорога...

ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.
Майская Латгалия. Проездом из Литвы.
Даугавпилс. Центр
Даугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка. Деревни и религии.
Аглона. Центр католичества Латвии.
Краслава.
Индрица. Старейшая деревянная церковь Латвии (а также Палуше и Стельмуже в Литве).
Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).
Резекне.
Варакляны.
Екабпилс. Крустпилс.
Екабпилс. Центр.
Кокнесе.
Лиелварде.
Рига (будет около 15 постов).
Видземе.
Цесис. Уездный город.
Цесис. Замок Венден.
Цесис. Арайши.
Сигулда. Левый берег Гауйи.
Сигулда. Кримулда и Турайда.
Видземская глубинка. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.
Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.
Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.
Курляндия (будет около 20 постов).

скансен, дорожное, Селия, "Черта оседлости", латыши, "Другая сторона", "Балтийские ветры", Латвия, "Раскол", Екабпилс, этнография, деревянное, староверы

Previous post Next post
Up