Как ни странно, конечной целью всего этого путешествия длиной в две недели и в полсотни постов, был не сокровищница-Вильнюс, не суровый аскетичный Каунас, не Балтийское море и не Гора Крестов, а всего лишь городок Зарасай (7,3 тыс. жителей) в Озёрном краю (показанном
в прошлой части) на самой границе с Латвией. Дело в том, что в 1970-80-е годы здесь снимала летний домик семья моего отца, который тут отдыхал в детстве и ранней юности. С Прибалтикой всю мою родню по отцовской линии связывает много воспоминаний, которыми они часто делились со мной. Всё началось с идеи съездить в Зарасай, которая и оформилась в маршрут по всей Литве.
Зарасай - типичный литовский "город И", без ярких достопримечательностей, но очень живописный. Вдобавок, здесь мы попали на праздник начала лета, так что в посте немало по моим меркам фотографий жанра "про людей".
Северо-восток Литвы - уже откровенно говоря даже не Аукштайтия, а Селия - земля одного из древнебалтийских народов, с куршами, латгалами, земгалами и ливами консолидировавшегося в латышей. Однако около 1/3 селонов оказались в литовских землях и стали частью литовского народа. Название "Зарасай" на селонском языке было искусственно введено в 1929 году вместо литовского Эженерай и польского Езёросы - в переводе все три названия значат "Озёрный". Городок действительно стоит между озёр - фасадом на большое Зарасас, задворками на мелкие Зарасайтис, Балтас и Грежта. Все въезды в город отмечены вот такими лодочками:
2.
Озеро Зарасайтис с лебедями, вдалеке вход в озеро Балтас:
3.
И вид с него на город с Вознесенским костёлом (1872). Я вырос
на большой северной реке, но и то позавидовал в этот момент папе.
4.
На выезде в сторону Стельмуже - ещё и вот такая часовня (1810). Есть легенда, что прежде на её месте стоял деревянный костёл, который в начале 19 века небывалая буря сорвала с фундамента и швырнула в озеро - в память о нём и возвели эту очень добротную каплицу. Как бы то ни было, это старейшая постройка Зарасая.
5.
А в самом центре городка у дороги на Даугавпилс - обелиск (1846) в честь строительства Петербургско-Варшавской дороги. Хотя местечко Езёросы, владение виленских епископов, известно с 1522 года, городом оно стало лишь в 1836 году - тогда свежепостроенный тракт осматривал Николай I, и ему настолько глянулось место, что он велел основать здесь уездный город и назвал его в честь сына (будущего "царя-освободителя") Ново-Александровск. Редкий в Литве пример города, почти не имевшего ВКЛовской истории. Ну а обелиск поставлен к 10-летию открытия тракта - солидный возраст для монумента:
6.
...Хотя Зарасай и имеет репутацию курорта, букинг.com показал, что переночевать тут толком негде. Вернее, высветилось несколько малопонятных мини-отелей, из которых мы выбрали показавшийся нам самым нейтральным "Guesthouse Zarasai", и каково же было наше удивление, когда по указанному адресу в сгущавшихся сумерках мы обнаружили школу и полицию. На дверях школы висела табличка, куда звонить постояльцам гестхауса, и слава Богу, на моей симке оставалось немного денег (у папы и Елены симки стояли не литовские). Минут через пять из соседнего дома подошёл крепко сбитый хозяин, говоривший по-русски без акцента - ни то поляк, ни то русский, а может быть и еврей. И в общем, "гестхауз" оказался трёхместной комнатой без удобств в бывшем интернате, с окном из оргстекла над дверью. Ещё в нашем распоряжении была огромная кухня с евроремонтом и неисправная общая ванная. В целом всё выглядело цивильно, на стенах висели очень трогательные картинки, и я бы остался здесь ночевать и на подольше, если бы не два момента: первое - цена для по сути хостела завышена в 2-3 раза, а второе... ну я конечно ночевал в рабочих общагах, в комнатах отдыха на вокзалах, в немыслимых гостиницах-клоповниках - но чёрт возьми, всему своё место! Не было у меня настроя на приключения, экстрим и экзотику. В общем, вечером нам было больше некуда пойти, а утром мы таки уехали в Аукштайтский национальный парк, сказав хозяину, что вернёмся, если не найдём ничего получше.
Вид из окна "гостиницы" и наша одинокая машина,
царствие ей небесное:
7.
Вечером, вооружившись проспектом, подаренным нам буфетчицей в Гинучиае (см. прошлый пост), мы присмотрели в Зарасае ещё несколько гестхаусов, и поселились в "Гриежто, 5" (по названию улицы) - на практике это оказался обыкновенный коттедж с многоместным гаражом и потрясающе уютной лужайкой, где был даже прудик с плавучим островком-клумбой-покрышкой. Хозяина звали Эвальд. Мы сняли деревянную веранду и комнату, в нашем распоряжении оказались кухня и баня, которой впрочем так и не воспользовались, а Эвальд растопил настоящий камин. С той веранды, под стук косого дождя, я даже написал несколько постов без фотографий. Гостиница стояла у выезда на Даугавпилс, и в прямой видимости от неё находилось ещё одно свидетельство близости Латвии - старообрядческая Покровская церковь (1992, община известна с 18 века):
8.
Далее опять не обойтись без схемы - на ней видны все перечисленные озёра, а красным пунсоном я обозначил примерное местоположение гостиницы. Однако тут хорошо видна ещё и нетипичная для Литвы радиально-кольцевая планировка - популярный тип "регулярного плана" уездных городов Российской империи. И хотя рядовая застройка Зарасая почти вся погибла в войну, "веер" его улиц остался неизменным. Хорошо виден его центр - полукруглая Селонская площадь, а также Большой остров на озере - душа и сердце городка.
9.
Улица Витовта, ведущая от центра прямиком на Даугавпилс. Сталинки и мостовая... причём в полном ассортименте - брусчатка, булыга и плитка, ещё бы кто деревянный тротуар положил:
10.
С южной ("прямой") стороны площади - Успенский костёл (1872-78), стилизованный под "виленское барокко" с опять же более характерной для Латвии кладкой ворот:
11.
Во дворе - резные литовские кресты. Увидев нас, с соседнего участка вышел ксёндз в штатском, больше похожий на инженера, открыл костёл, немного рассказал нам о городе и окрестностях, очень советовал съездить в
Салакас, где находится огромный костёл из дикого камня, столь же необычный для Литвы, сколь обычный для соседней Латвии.
12.
Селонская площадь, несмотря на красивое название (в честь селов) и эффектное расположение, внешне абсолютно невзрачная. "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
13.
Ну, и есть конечно крест и пара инсталляций (существо на переднем плане изображено на гербе и по легенде живёт в озере):
14.
Есть очень красивые перспективы сбегающих к воде улиц:
15.
И даже чуть-чуть старых домов - но в целом не историчнее, чем в средненьком белорусском райцентре.
16.
Ну а состояние у всего этого уже даже не белорусское, а российское - я бы соотнёс Зарасай с
Себежем - "столицей" небольшой российской части Озёрного края, также на границе с Латвией (там, кстати, сохранился редчайший в России костёл 17 века). В принципе среди всех увиденных литовских городов Зарасай показался мне самым бедным и неухоженным, за исключением озёрной набережной.
17.
Тем не менее, прошлый кадр снят с веранды кафе, своим видом опять же напомнившем о русской провинции... правда, без столь раздражающего "половины блюд нет в наличии". Даже напротив: вдоволь наевшись у Балтики свежей морской рыбой, здесь мы заказали рыбу озёрную - она в Литве тоже хороша.
18.
Ещё какие-то старые домики по улице Доминика Буконтаса - это продолжение улицы Витовта, только та вела на Даугавпилс, а эта - на Вильнюс. Интересно, что за явно промышленный домик во дворе - котельная, кузница?
19.
На углу - бывшее полицейское управление. Одна из семейных легенд - как сняв домик в Зарасае, тогда ещё маленькие папа и его сестра обнаружили на чердаке старые мешки с клеймом вермахта... после чего решено было переезжать:
20.
Там дальше "Максима", заброшенный советский универмаг, и место, где стоял памятник диверсантке Марите Мельникайте (1952), ныне этапированный
в Грутас. А близ площади, где он стоял, на обрыве над озером, вдруг вырисовывается Нечто:
21.
Говорят, эта штуковина построена недавно на деньги Евросоюза - но это безусловно самое впечатляющее сооружение Зарасая.
22.
Со стороны берега - уездная гимназия начала ХХ века (ныне музей и библиотека):
23.
И уже упомянутый заброшенный универмаг с очень необычной тыльной стороной - может быть, довоенный в своей основе:
24.
Всё ниже и ниже:
25.
Вид на спираль с причала. Абсолютно не практическая штуковина, просто украшения берега - но какое! "У нас таких не делают" (с).
26.
Дальнейшая набережная, мощённая жёлтым кирпичом как дорога в Изумрудный город уже куда традиционнее - её украшают абстрактные скульптуры и экологические стенды с фотографиями, демонстрирующими, что бывает с озером, если в него сорить.
27.
Улитка:
28.
Русалка в пакете:
29.
Бьющий из водной глади фонтан - уж не знаю, постоянно он тут или по праздникам. Мы идём на тот мыс - это и есть Большой остров:
30.
Конечно, слова о бедности и неухоженности Зарасая к набережной не относились.
31.
В одном месте набережная переходит в такие вот мостки, огибающие старую иву у берега - ещё одно красивое решение:
32.
Тут же и рыбацкие лодки:
33.
Как было видно по карте, Большой остров подходит к берегу вплотную и соединён с ним едва заметным мостиком. Справа меньшая часть озера, за кустами слева - еврейское кладбище:
34.
Справа, за спортивными и детскими площадками - город.
35.
Народ тут изменял национальному виду спорта баскетболу, предпочитая волейбол.
36.
37.
Поляна слева, также на острове... папа про неё говорил, но я не запомнил - вроде бы манеж, а большую часть времени просто уютная лужайка:
38.
В бору - летний театр:
39.
Панорама Зарасая - обыкновенная Литва:
40.
Северная, но не суровая. Печальная, но уютная:
41.
Литовская душа, на мой взгляд, ещё загадочнее русской, но в ней та же косая тоска:
42.
Уже на обратном пути вновь заглянули на Селонскую площадь - в сквере играла музыка и собрался народ. Смотрели люди не на пошлую эстраду (которая, кажется, была днём раньше), а на такой вот оркестр:
43.
Не знаю, бесплатная ли еда - но вид очень домашний:
44.
Народ:
45.
46.
Папа много рассказывал о людях, с которыми здесь общался. Больше всего запомнился молодой литовец, который очень не любил русских и евреев, а потом женился на еврейке и уехал с ней в Ленинград. Ещё - о коттеджах, которые тогдашнего москвича в Прибалтике несказанно удивляли, и что в самом большом коттедже Зарасая в те времена жил дантист. В первую же прогулку папа заприметил дом, где они снимали комнату, и отметил, что дом совсем не изменился. Спустя сутки, вернувшись из Даугавпилса, они с Еленой даже рискнули туда постучаться (правда, без меня - я как раз в это время писал один из тех постов-с-веранды)... и оказалось, что хозяйский сын Йонас, сейчас уже седой, по-прежнему живёт там. Многие детали поста о людях и реалиях Литвы (см. чуть ниже) записаны как раз с его слов. Его сын, моего поколения, уже в Лондоне...
В общем, мы достигли цели. Папа на Последнем Литовском берегу:
47.
Следующая часть будет транснациональной - в Озёрном краю находятся ещё и три старейших деревянных церкви Прибалтики: литовская Палуше, латвийская Индрица и пограничная Стельмуже, с которой также связаны кое-какие воспоминания.
ЛИТВА-2013
Вступление и оглавление.
Граница Литовского княжества.
Из Москвы в Белую Русь. Смоляны, Лепель и Бабцы.
Из Белой Руси в Чёрную Русь. Бегомль, Будслав, Вилейка.
Из Чёрной Руси и Литву. Сморгонь, Крево, Медининкай.
Вильнюс.
Виды сверху.
Виленские замки.
Виленский университет.
Пилес - Диджёйи - Аушрос-Варту. Ось Старого города.
Старый город. Общее.
Старый город. Избранное.
Республика Ужупис.
Антакальнис (Антоколь).
Павильняйские холмы и Бельмонтас.
Новый город. Вокзал и Погулянка.
Новый город. Лукишкес (Лукишки).
Новый город. Жверинас (Зверинец) и Шнипишкес.
Северный Иерусалим. Гетто и Панеряй.
Виленская кальвария.
Жизнь в сокровищнице. Люди и реалии Вильнюса.
Литва. Прошлое и настоящее.
Живая земля. Природа и деревня.
Литовский стиль. Искусство и архитектура.
Деревянный Идишланд.
Люди и реалии.
Окрестности двух столиц
Тракай. Город и караимы.
Тракай. Озёра и замки.
Румшишкес. Литовский скансен.
Румшишкес - Аукштадварис. Местечко, юрта и Чёртова яма.
Кедайняй.Каунас.
Костёл Воскрешения и виды города.
Люди и черти.
Замок и Ратушная площадь.
Старый город.
Новый город.
Предместья. Рамибес, вокзал, Зелёная гора.
Предместья. Алексотас, Шанцы и Пажайслисс.
Ковенская крепость.
Малая Литва (Мемельланд) и балтийское взморье.
Дорога замков Немана. Из Каунаса в Мемельланд.
Панемуне. Самый маленький город бывшего СССР.
Шилуте и Русне. Глубинка Мемельланда.
Закат в Паланге. Выход к морю.
Паланга и Кретинга. Города и усадьбы.
Клайпеда. Новый город.
Клайпеда. Старый город.
Клайпеда. Смилтине и Копгалис.
Куршская коса. Неринга.
Куршская коса. Нида - столица косы.
Жемайтия (Жмудь, Самогития, Нижняя земля).
Жемайтия, Жмудь, Самогития... Национальный парк и Варняй.
Тельшяй. Столица Жемайтии.
Жемайтская Кальвария.
Гора Крестов.
Шяуляй.
Аукштайтия (Верхняя земля). Озёрный край.
Аникщяй.
Аукштайтский национальный парк.
Зарасай.
Палуше, Стельмуже, Индрица. Старейшие деревянные церкви Прибалтики.
Долгая дорога к дому. Латгалия, Беларусь, Люббавичи.