Успенский очерк: "София Лиепайская"

Aug 29, 2012 02:21






Один из величайших християнских праздников, Успение Пресвятыя Богородицы (с коим, безусловно, поздравляю :)), выдался нынче достаточно насыщенным.
Накануне вечером и в сам высокоторжественный день были, разумеется, службы. Благодарение Господу, совершилась и литургия, за которой причащались как младенцы, так и взрослые.
А во второй половине дня удалось вновь посетить Малую Вишеру, помолиться канон празднику в строящемся там храме, как раз Успенском, вместе с местными старообрядцами (подробнее о них: http://o-apankratov.livejournal.com/292737.html ). Надеюсь, отныне подобные визиты станут регулярными ...
Но основное содержание данного пОста иное, можно сказать, даже совершенно особенное :)
Дело в том, что с конца XV в. Успение является престольным праздником Софии Новгородской, и потому в сей день представляется уместным говорить и показывать нечто особенно с нею связанное.
В прошлом году в этой связи шла речь об историко - литургической и богословской коллизии соотношения изначального Господского посвящения собора и его позднейшего Богородичного храмового дня (см. http://o-apankratov.livejournal.com/90472.html ).
А теперь хочу рассказать о, к сожалению, утраченном и, в общем, не очень-то известном, но, считаю, незаурядном произведении церковного зодчества нач. ХХ столетия, бывшего почти что копией нашей Софии.
Его авторский макет и помещён вверху. В колокольне легко узнаётся наша же кремлёвская Часозвоня, со шпилем XVIII в., венчавшим её ещё в довоенные годы (о ней: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%F1%EE%E7%E2%EE%ED%FF_(%C2%E5%EB%E8%EA%E8%E9_%CD%EE%E2%E3%EE%F0%EE%E4)).
Это храм св. Александра Невского в память имп. Александра III, заложенный в г. Либаве (ныне Лиепае, Латвия) 30.08 (ст. ст.).1912 (т.е. в этом году ещё и столетие этого события).
Архитектор - Степан Самойлович Кричинский (о нём: http://magazines.russ.ru/neva/2002/12/novik.html ; http://ru.wikipedia.org/wiki/Кричинский,_Степан_Самойлович ).

Полагаю, неплохим звуковым фоном послужит задостойник Успению большого распева в исполнении поморцев из Рижского кружка любителей знаменного пения (запись 1991 г.):


Cкачать Побеждаются естества уставы бесплатно на pleer.com

Постройке храма предшествовал конкурс, на который было представлено несколько интересных проектов.
Вот, например, предложение Е. И. Константиновича:




Но победил вариант вышеупомянутого Кричинского.
Его эскизы, первоначальный и окончательный:







Шрифт надписи на последнем абсолютно выговско - поморский :)

А вот проектные чертежи:




Наконец, начало строительства (насколько понимаю, в центре первого ряда сидящих, в тёмном пиджаке со светлой рубашкой под ним и в шляпе набекрень, с согнутой в локте правой рукой, - сам г-н Кричинский):




Возведены притворы и нижние части стен:




Работы продолжались вплоть до начала 1-й Мировой войны, храм практически построили, кроме куполов и колокольни (неясно, то ли думали возвести её потом, то ли вообще от неё отказались).
А затем в судьбе собора начались печальные моменты :(
Во - первых, он пострадал при обстреле Лиепаи немецким крейсером "Магдебург" 2 авг. 1914-го (по городу, для справки, тогда было выпущено ок. 400 снарядов).
Кстати, вот как могли видеть панораму Либавы с незавершенным храмом с того корабля:




Ловлю себя на мысли, что будь при соборе возведена колокольня со шпилем, она неплохо бы вписалась в общий пейзаж этого в целом, конечно, сугубо западного города. В частности, перекликалась бы с двумя шпицами, заметными слева от нашего недостроя ...

Существует и несколько снимков храма, сделанных со значительно более близкого расстояния:




Латвийский флаг внизу справа (это бортик стадиона; вырезал фрагмент с собором из сцены некоего спортивного состязания) говорит о том, что фото сделано уже после провозглашения независимости в 1918-м.

Другой вид, с Каргаузского (ныне Курмаяс) проспекта:




Но больше всего заметно на этом фото:




Однако вернёмся к, увы, печальной дальнейшей участи храма.
В его стенах якобы были замечены трещины, будто бы из-за ошибок в расчётах ... Или всё же из-за германских обстрелов? Прочие-то сохранившиеся постройки Кричинского доселе стоЯт вполне благополучно ...
Не исключено, что никаких серьёзных трещин и вовсе не было, их просто придумали ... больно уж заметен в последующих событиях актуальный для некоторых "освободившихся от русского владычества" национально - религиозно - политический контекст.
А именно, в 1922 г. местная гор. управа принимает решение снести собор, а стройматериалы употребить на возведение Новолиепайской лютеранской церкви (постр. в 1936-м) ...
Эдакое, так сказать, торжество веры коренного населения над "колонизаторской" :(
Вспоминается и сходная судьба огромного Александро - Невского храма в Варшаве (см. напр. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE-%CD%E5%E2%F1%EA%E8%E9_%F1%EE%E1%EE%F0_(%C2%E0%F0%F8%E0%E2%E0))
Далее, в 1943 - 45 гг. уцелевшие остатки храма использовались как убежище нем. войсками, затем до 1956-го - сов. военными.
Окончательно же они были уничтожены посредством взрывов (это к вопросу об общей "слабости" конструкции здания) в 1958-м, после чего на месте собора были построены два жилых дома для руководства здешнего военного судоремонтного завода.
И только приведённые выше рисунки и снимки дают представление о так и не состоявшейся до конца Красоте, имеющей исток на берегах Волхова ...

Немаловажное обстоятельство: изобразительные материалы по оному храму в сем пОсте собраны вместе, вероятно, вообще впервые в истории :)
За что необходимо выразить искреннюю признательность:
- сайту http://www.pravkurzeme.lv/article/ru/al_nevskij_istor_liepaja
- моему ЖЖ - френду о. Василию Волкову, старообрядческому (Белокриницкой Митрополии) священнику из г. Екабпилс (Латвия; http://vasvol.livejournal.com/ );
- сотруднице гор. музея Лиепаи Ульяне Гинтнере;
- историку - краеведу из Лиепаи Гунарсу Силакактинсу;
- исследователю архитектуры неорусского стиля Алексею Слёзкину (тоже ЖЖ - френд: http://av-otus.livejournal.com/ ).
Использовались также материалы книги Н.В. Бицадзе "Храмы неорусского стиля. Идеи, проблемы, заказчики" (М., 2009).
Вот так усилиями, прямо скажем, достаточно разных людей, оказывается, можно достичь определённо интересных результатов :)
Надеюсь, это не в последний раз :)

И совсем "под занавес" - приятный "довесок"- анонс: во грядущее воскресенье, 2 сентября, в Новгородском музее будет читать общедоступную лекцию о нашей иконописи один из крупнейших специалистов в сей области, доктор наук и профессор МГУ Энгелина Сергеевна Смирнова, подробности здесь: http://www.novgorodmuseum.ru/afisha-content/1152--l-r

Просто интересно, Община, Церковное искусство, Добрые дела, Богослужение, Традиции старообрядчества, Месяцеслов, Староверы и внешние, Господствующее исповедание, Наука, Историческая Новгородчина, Великий Новгород, Обзоры Сети, Зодчество, Анонс, Итоговое

Previous post Next post
Up