Лиелварде. Город Пробуждения.

Aug 10, 2013 02:22



Маленький городок Лиелварде (6 тыс. жителей) в полусотне километров от Риги я едва ли не чаще всего упоминал в посте " Латыш и его господин", где рассказывалось о происхождении современной латвийской идентичности. Что ж, видземский берег Даугавы не зря считается родиной Атмоды - латышского "национального пробуждения" 19 века, и в Лиелварде представлены все его грани от латышской православной церкви до воссозданного во всей невзрачности подлинного Средневековья деревянного "замка Улдевена".

Лиелварде - городок маленький, но длинный, весь зажатый между железной дорогой и высоким берегом Даугавы. Первая группка его достопримечательностей расположена на восточной окраине, где я и сошёл с автобуса, на котором уехал из Кокнесе. У остановки встречает столь привычный памятник в стиле соцреализма... но революция 1905 года тоже неотъемлемая часть Пробуждения, когда латыши впервые с 13 века (!) боролись против остзейских немцев с оружием в руках - именно тогда в Прибалтике впервые появились "лесные братья". Она стала тем общим корнем, от которого выросли и I Латвийская республика, и Советский Союз.

2.


От остановки можно пройти этак с километр назад, за железную дорогу, чтобы увидеть Никольскую церковь крайне необычного облика. Дело в том, что она во-первых построена в 1928-30 годах, то есть в независимой Латвии, а во-вторых - самими латышами.

3.


Атмоде предшествовало так называемое "движение латышей к православию". Как известно, крепостное право здесь отменил не Александр II, а Александр I на полвека раньше, и первое поколение лично свободных латышей стало искать способы окончательно отделаться от ненавистных баронов. Вот тогда-то, в 1830-40-е годы, латыши и начали массово переходить в православие, надеясь таким образом получить защиту царских властей от произвола господ-лютеран. Какой процент латышей принял православную веру и когда он был наибольшим - увы, не знаю, но к середине века стало ясно, что это не очень-то помогает - во-первых крестьянам независимо от веры с господами не потягаться, а во-вторых немцев было немало и в имперской элите. К концу 19 века большинство латышей вернулись в лютеранство, ну а к нашему времени православных среди них почти не осталось (в отличие от эстонцев, у которых было то же самое). Лиелвардский приход уникален именно тем, что даже в 1920-30 годы оставался большим и богатым, и даже построил новую церковь взамен разрушенной в Первую Мировую. Такой вот памятник "альтернативной истории":

4.


Если же от памятника-1905 пойти перпендикулярно дороге в сторону Даугавы, через очень уютного вида район:

5.


Вскоре придёшь в парк "Лачплесис":

6.


...Помощь латышским крестьянам, которых в 1860-е годы даже Достоевский (вернее, Раскольников) по бесправию положения сравнивал с неграми американских плантаций, пришла из города - от перебравшихся туда за время без крепостничества соплеменников. Первыми лидерами Атмоды были поэты и фольклористы, в том числе Андрей Пумпур - офицер царской армии, добровольцем прошедший русско-турецкую войну (1877-78), в чине штаб-капитана был интедентантом Динабурга (Даугавпилса). Творил и публиковался он с 1869 года, параллельно изучал латышский фольклор, на основе которого в 1873-1888 годах создал эпическую поэму "Лачплесис". И не случайно музей Пумпура находится именно в Лиелварде:

7.


Лачплесис - мифический богатырь, рожденный медведецей и носящий медвежьи уши, наделяющие его огромной силой... последнее уже напоминает волосы Самсона, вот только пасть порвал Лачплесис не льву, а более логичному здесь медведю. Там вообще было много всего: красивая и властная ведьма Спидола, которая полюбила Лачплесиса и потому то пыталась его сгубить, то спасала; великан Калапуисис, в котором многие усматривают эстонского "коллегу" Калевипоэга, которого Лачплесис одолел в бою и сделал своим союзником; имена местных героев вообще знакомы тем, кто видел карту Латвии - Кокнесис, Айзкрауклис; параллельно фигурирует исторические персонажи - епископ Альберт основывает Ригу, а собрание языческих богов, которым начинает поэма, обсуждает появление Христа и то, как злые люди извартили Его учение и прикрываясь этим, пошли на Балтию войной. Но самое главное - Лачплесис по сюжетом родом был из Лиелварде, и огромный валун над обрывом реки известен как Ложе Лачплесиса:

8.


Дней немало чужеземцы
Прогостили в Лиелвардэ.
Угощал как можно лучше,
Развлекал их Лачплесис
Состязаньями, борьбою,
Играми военными.
Но была всё это время
Беспокойна Лаймдота;
И особенно тот Чёрный
Рыцарь ей не нравился,
Хоть её он льстивой речью
Всячески улещивал.
В некий день опять борьбою
Развлекались пришлые
Всех осилил Черный рыцарь
В бранных состязаниях
Подошел он к Лачплесису,
Вызвал на борьбу его
Отшутившись добродушно,
Отказался Лачплесис,
Мол, нельзя с мечом на гостя
Выходить хозяину
Злобно издеваясь, молвил
Рыцарь, что наверное
Все, что по сегодня слышал
Он про силу витязя,
Просто болтовня пустая
Хвастовство, безделица!
Тут уж Лачплесис не споря,
Вышел против рыцаря
На мечах единоборство
Как бы в шутку начал с ним,
Только отражал удары
И оборонялся он
Но большую силу рыцарь
И сноровку выказал
Он ударом метким ухо
Отрубил Лачплесису
Страшно рассердился витязь,
Так врага ударил он,
Что рассек стальные латы,
Кровь сквозь латы хлынула
Но сломался от удара
Меч в руках у витязя
Видя это, враг второе
Ухо отрубил ему.

9.


Начали ломать друг друга
По-медвежьи. Лачплесис
Трижды подымал на воздух
Рыцаря тяжёлого,
Трижды сам пошатывался
Под напором недруга.
Бледные, на них смотрели,
Расступившись, воины.
Словно все окаменели
Перед этим зрелищем.
Борющиеся все ближе
Подходили к берегу.
Наконец свалил с обрыва
Лачплесис противника,
Но и сам упал с ним вместе,
Увлекаем тяжестью
Грузных лат его. Всплеснулись
Шумно волны Даугавы,
И в пучине скрылись оба
Яростных воителя.

10.


Бледное тонуло солнце,
Угасая в Даугаве.
Встал густой туман, слезами
Осыпаясь па берег,
Волны Даугавы стонали
В пенящемся омуте.
Приняли они на лоно
Витязя латышского,
И воздвигли твёрдый остров
Над его могилою.
Вслед за Лачплесисом вскоре
И другие витязи
Друг за другом пали в битвах
С силою неравною.
Чужаки пришли. Свирепо
Немцы-бары правили.
А народ наш милый горько
Рабствовал столетия.

В общем, хотя это и не усадьба Пумпура (не тот он человек был, кто в усадьбах живёт), музей тут действительно уместен. Вот только остров затопила Кегумская ГЭС - построенная, к слову, ещё при Ульманисе.

11.


Напротив музея - типично латвийская кирха (1932), всё же они тут потрясающе однообразны. Зато интерьер хорош:

12.


Тропа за кирхой через овражек ведёт на небольшую поляну, уставленную деревянными скульптурами по мотивам эпоса:

13.


Для народа он не умер.
В золотом чертоге он
Спит близ Лиелвардэ, глубоко
В Даугаве под островом.
И доныне лодочники
Иногда о полночи
Видят, как, обняв друг друга,
Борются два призрака.
Огонёчек вспыхивает
В этот миг в развалинах
Замка. И к обрыву ближе,
Ближе борющиеся
Подступают и в пучину
Волн обрушиваются.
Гаснет огонёчек. В башне
Крик тоскливый слышится...
Лаймдота глядит на битву,
Ждёт победы витязя.
Но придёт однажды время
Лачплесис противника
Одного с утёса сбросит
И утопит в омуте.
И народ тогда воспрянет
К новым дням, свободным дням!

14.


И ведь поразительно, что на самом деле "Лачплесис" - более чем наполовину авторское произведение, с тем же успехом можно назвать англосаксонским эпосом "Властелина Колец", а американским - "Бэтмена" и вселенную "Марвелл". Вроде бы эстонский "Калевипоэг" и финская "Калевала" созданы примерно так же... но "Лачплесис" в отличие от них даже и не преподносится как подлинная древность (не говоря уж про исторические детали и упоминания Христа), это действительно памятник эпохи Пробуждения. Уже в ХХ веке была написана рок-опера "Лачплесис", а логотип одноимённого пива в Латвии на каждом шагу, варить его начал ещё лиелвардский колхоз, в который за пивом съезжалось пол-ЛатССР.  Текст эпоса - здесь.
А за следующим оврагом - замок Ленневарден:

15.


На самом деле история его, как в общем-то и облик, совсем не выдающаяся - основан в 1201 году, во время первой экспансии крестоносцев, и до 1248 года принадлежал Рижскому архиепископству, а затем перешёл Ордену. Как и соседний Кокнесе, замок был разрушен в Северную войну, а посад опустошён чумой, лишь к 1992 году вновь разросшись до города.

16.


Ну а именно Ленневарден выбран местом действия эпоса скорее всего потому, что сам Пумпур родился в одном из окрестных хуторов.

17.


Уже по возвращении я узнал, что зря пренебрег посещением музея - там представлен ещё один латышский народный атрибут, так называемые "лиелвардские пояса", покрытые бело-красным геометрическим орнаментом. На самом деле их мастерили не только здесь, но в Лиелварде всё тот же Пумпур впервые их описал и пытался расшифровать, придя к выводу, что в орнаменте зашифрована едва ли не древнелатышская космогония, однако смысл узоров давно забыт. В путеводителях пишут,  что некоторые орнаменты прочитывали и понимали тибетские ламы, индейские шаманы... впрочем, даже если это правда, совсем не факт, что вычитали они именно то, что вкладывали в орнамент латышские язычники, а не что-то своё. Намного больше параллелей с традиционно вышивкой финно-угорских народов России, таких как коми. Однако лиелвардские орнаменты мне действительно кажутся сложнее и эффектнее, чем то что я видел там.

18. своей фотографии у меня нет, поэтому честно признаюсь, что стырил её здесь.


Отсюда я побрёл в центр. Именно "побрёл" - на жаре да с рюкзаком да по унылой местности хрущоб и частного сектора идти бодрым шагом как-то не получалось, а до центра отсюда 2-3 километра, и понятное дело, автобус в таком маленьком городке не предусмотрен.

19.


Но главная достопримечательность - деревянный замок Улдевена - к великому сожалению оказался закрыт: хозяин открывает ворота лишь в четверг, пятницу, субботу и воскресение, я же тут был в среду.

20.


Поснимав через стену, я решил ехать дальше и с этой целью через обширный парк с летним театром...

21.


...и руинами чего-то, похожего на хозпостройки усадьбы...

22.


...вышел к маленькому симпатичному вокзальчику (1950, как ни странно):

23.


Однако вокзал был заперт, расписание нигде не висело, и я решил, что электрички (электричи, а не дизели!) тут ходят не чаще нескольких раз в день. Увы, даже Варандей иногда лажает с логистикой - на самом деле электрички тут ходят чаще, чем каждый час, и надо было просто сесть здесь и чуть-чуть подождать, но я этого не знал и попёрся на автобус.

24.


Центр Лиелварде у трассы - несколько домов I республики и пятиэтажек:

25.


Здесь моя лажа продолжилась - прождав автобуса на грязной остановке в компании конкретных забулдыг два часа, я решил, что расписание на столбе неверное и пошёл пообедать в ближайшую столовую. Оказалось, автобус просто опаздывал на полчаса, а из-за столика я лишь увидел, как он пролетает мимо! Дальше ещё час ожидания... а потом мне это надоело и я уехал в Ригу автостопом, на почве усталости отказавшись от планов посетить Икшкиле - старейший город Латвии, возникший в 1157 года как фактория бременских купцов, где в 1181-1257 годах находилась "база" католических миссионеров, основанная епископом Мейнардом - убийство язычниками его преемника Бертольда стало формальным поводом для вторжения крестоносцев. В принципе в Икшкиле сохранились остатки замка на острове.

26..


Что же касается замка Улдевена, то я вернулся сюда через полторы недели: renatar, узнав, что я туда не попал, решила во что бы то ни стало это исправить - и уже во время нашего земгальско-видземского вояжа привезла меня прямо к воротам. Замок выглядит маленьким и не слишком зрелищным - но именно поэтому так убедителен:

27.


А в замке меня встретил князь - художник и краевед Агрис Лиепиньш. В интернетах он более известен несколько другими вещами, и на мой взгляд зря - политика политикой, а создал он нечто действительно выдающееся и самое что ни на есть интернациональное - средневековый быт был примерно одинаков по всей Восточно-Европейской равнине, и по словам Агриса, примерно такой была и Москва в 1147 году... вот только расположение пришлось пренебречь - участок на холме или тем более на мысу выкупить не удалось.

28.


"Как бы нашим современникам ни хотелось представить Средневековье чем-то роскошным, постройки того времени были очень невелики. Но в те времена, когда не было ни артиллерии, ни даже стенобитных орудий, этого было достаточно. Гарнизон такого замка был около 50 человек, во время осад укрывалось до тысячи. Вопреки расхожему мнению, поджечь такой замок также было непросто, тем более его стены покрывались глиной и обливались водой. Ров также был неглубоким, его основная задача - задержать таран. вернее погасить ту энергию, которую придаёт разбег. Обрати внимание на эти точарщие из земли колья - как думаешь, для чего они? На самом деле очень просто - замки штурмовали совсем не так, как показывают в фильмах. Как там у Мела Гибсона воины бегут - на самом деле для обороняющихся это учебная мишень в стрельбе из лука и метании копья! В реальной жизни они шли очень медленно, боевым порядком, полностью закрывшись щитами, а колья вынуждали их рассредоточиться и открыться - что под градом стрел было смертельно".

29.


Главная площадь провинциального средневекового города. Конечно, Киев или Полоцк были в сотни раз крупнее и богаче, там были и пышные терема, и высокие стены с мощными башнями. Но большинство городов и на Руси выглядели примерно так... причём это именно Русь изначальная, некрещёная - слева хорошо видно капище с идолом, дубом и валуном:

30.


Дом собраний - лишь чуть-чуть крупнее курных изб и меньше крестьянской избы 19 века:

31.


"На что обрати внимание - кресло. Это в те времена был атрибут власти. Простые люди сидели на чём придётся - пеньках, брёвнах, сундуках, бочках, в кресле же сдил князь. Иногда кресло даже брали в поход: ведь в полевых условиях князь мог не слишком выделяться внешне среди ратников, однако вот пришёл в стан гонец, видит человека в кресле - значит, это главный". Здесь же, в тереме, краткий рассказ обо всех известных протолатышских княжествах - в основном они были размером с современный район (кроме упоминавшихся в прошлых постах Кукейноса, Герсики и Талавы).

32.


Лосиный рог на крыше - грубая средневековая эстетика:

32а.


Жилище для всех остальных - курная изба, более похожая на амбар. Собственно, это и был амбар, где люди хранили добро и за неимением другого места там же и спали. Вот, под навесом - кухня, кухней служил и характерный шалаш с заглавного кадра.

33.


Двери примерно как в собачьей конуре (65х45см, здесь они даже больше, чем нужно - 90х60см), окна-амбразуры да каменный очаг. Последний периодически протапливали (люди при этом покидали дом, чтобы не угореть), и поглощённого камнями тепла хватало на несколько часов - по тому же принципу работает русская печь, но она несравнимо крупнее: суровой зимой дом не нагревался и до 10 градусов. А между тем, меч под потолком напоминает, что жил в этой "конуре" отнюдь не крестьянин:

34.


А может быть даже и сам князь. Вот отсюда и образ русского царя в лаптях, попивающего чаёк в избе у плотника. Подковы - вроде бы местная "свадебная" традиция, по крайней мере явно не исторический атрибут.

35.


Хотя внутри княжьего терема даже несколько помещений - как я понял, прихожая с очагом, баня и жилая комната:

36.


Иные и вовсе ютились в полуземлянках:

37.


Тут же всякие мастерские, кузницы, гончарни, баньки, даже мельницы - каюсь, всего не запомнил. Снаружи они несильно отличались от жилищ, ведь даже мельницы здесь приводили в действие вручную.

38.


Скажете, нищебродство? Но вспомните вшивое и зловонное европейское Средневековье. В 16 веке средняя продолжительность жизни в "развитых" странах составляла 25 лет - для сравнения, сейчас в беднейших странах мира типа Афганистана или Конго 35-37, то есть средневековой нищеты в современном мире в принципе нет. При том, что многие показанные здесь атрибуты к 16 веку уже ушли в культурные слои.

39.


А средневековые битвы? По мне так обыкновенная сеча едва ли не страшнее, чем бой ХХ века с артиллерией и танками, а уж если говорить про внешний аспект - количество отрубленных конечностей, вывернутых кишок и разбрызганных мозгов было никак не меньшим, чем в окопе, в который попал снаряд. На современных войнах люди умирают, даже не увидев, откуда по ним стреляли - но вспомните, в какое смятенье пришёл уже не первый год воевавший на передовой главный герой "На Западном фронте без перемен", когда убил вражеского солдата ножом и сидел до темноты в воронке рядом с его трупом? Средневековый воин же должен был лично вспарывать животы и проламывать черепа, и всё это в плотной толпе, где смешались живые и ещё не упавшие им под ноги мёртвые. Да, тут конечно больше исход зависел от личной силы, храбрости и осторожности - но средневековая война делала людей зверями куда больше, чем современная. Окончательно ореол романтики со средневековых войн мне сбил тот факт, что и со стен врага поливали не смолой (где её столько добыть?), а варёным дерьмищем.

40.


Да и что мирному населению в тех войнах за отсутствием оружия массового поражения приходилось легко, маловероятно. Ведь и понятия "военных преступлений" тогда особо не было: "пусть женщины будут вашей добычей!", "убейте всех - Бог узнает своих!". Мирным жителям только и оставалось, что разбежаться по лесам, а потом на пепелищах родных деревень жрать траву да кору, не говоря уж о том, что жизнь крестьянина в принципе была не ценнее жизни любой скотины в его хлеву, а целая деревня не стоила одного коня или одного меча.

Но это так, размышления к слову. Более подробный и наглядный рассказ об этом замке есть у alienordis и конечно же у Ренаты. В то же время, по опыту прошлых поездок и рассказов о них я привык, что верить на 100% не стоит даже на 100% убедительной информации - так что если по фактам есть возражения, то за что купил, за то и продаю (кроме общих рассуждений о Средневековье - это мне не Агрис рассказывал!).

41.


Как уже говорилось, из Лиелварде я уехал в Ригу... но о Риге рассказ будет долгим, и так как совсем скоро мне предстоят новые путешествия, я элементарно не успею его выложить. Не успею я рассказать и про Цесис и Сигулду - самые известные города Видземе. Пожалуй, расскажу в ближайшие дни ещё про узкоколейку Алуксне-Гулбене и сами эти города, да про видземские усадьбы, по которым меня катала Рената. А вся остальная Латвия - до зимы.

ЛАТВИЯ-2013
Латвийские ветры. Обзор.
Латвия в общем.
Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.
Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.
Люди и реалии.
Транспорт Латвии.
Майская Латгалия. Проездом из Литвы.
Даугавпилс. Центр
Даугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.
Даугавпилс. Динабургская крепость.
Латгальская глубинка. Деревни и религии.
Аглона. Центр католичества Латвии.
Краслава.
Индрица. Старейшая деревянная церковь Латвии (а также Палуше и Стельмуже в Литве).
Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).
Резекне.
Варакляны.
Екабпилс. Крустпилс.
Екабпилс. Центр.
Кокнесе.
Лиелварде.
Рига (будет около 15 постов).
Видземе.
Цесис. Уездный город.
Цесис. Замок Венден.
Цесис. Арайши.
Сигулда. Левый берег Гауйи.
Сигулда. Кримулда и Турайда.
Видземская глубинка. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.
Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.
Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.
Курляндия (будет около 20 постов).

замки-крепости, литература, Видземе, дорожное, латыши, "Балтийские ветры", ручная работа, Латвия, этнография, деревянное

Previous post Next post
Up