-Вы где? Мы вас ждём у дома с химерами!
-Так мы уже там! Но я вас не вижу. Кажется, мы у какого-то другого дома с химерами!
В этом коротком разговоре по мобильнику - исчерпывающее описание рядовой киевской архитектуры. Точнее, архитектуры Верхнего Киева, от которого очень сильно обособлены Подол и Печерск. В очередной части рассказа о древней столице я умышленно обхожу все "знаковые" достопримечательности - просто впечатления от городской среды. Вопреки расхожему мнению, её в Киеве (как и в Москве) очень немало!
...На протяжении всей своей истории Киев оставался крупным и влиятельным городом - сказывалось расположение, идеальное и для крепости, и для торга. Вдобавок, даже в самые трудные периоды держаться на плаву городу помогали святыни и былая слава; в Киев тянулись паломники, Киевом стремились обладать короли, ханы, князья и цари. Однако настоящих расцветов в его истории было три: в эпоху Киевской Руси, в первые сто лет под Россией (когда Малороссия обладала значительной автономией) и наконец с конца 19 века по наши дни и далее. В 1897 году Киев с населением 320 тыс. человек был 6-м городом империи (после Петербурга, Москвы, Варшавы, Одессы и Лодзи), в 1913 - 5-м, после той же первой тройки и Риги, а Киевская губерния была самой населённой в Российской империи (4,2 миллиона человек - много даже по нынешним меркам). И в принципе по киевской архитектуре хорошо видно, что рывок он сделал именно в последние полтора столетия, и Верхний город застроился на рубеже 19-20 веков практически "залпом". Более ранние здания здесь - в основном храмы или учебные заведения. Скажем, Институт благородных девиц (1834), позже Октябрьский дворец, а ныне Международный центр культуры и искусств практкически над Майданом:
2.
Или старый Анатомический театр (1851-52) на улице Богдана Хмельницкого, ныне занятый музеем истории медицины:
3.
Железная дорога в Киев пришла чуть позже, чем в Одессу и Харьков, но зато почти сразу по нескольким направлениям: в 1868 - на Курск и Москву, в 1870 - на Одессу, в 1871 - на Брест и Львов через всю Волынь. Но едва ли не главную роль в киевском взлёте сыграл "сахарный бум", тихонько пришедший на Украину в 19 веке. Дело в том, что делать сахар из свёклы научились лишь в начале 19 века где-то в германских землях, и лишённые тропических колоний Россия и Пруссия оказались в авангарде этого производства. И если тростниковый сахар начали производить в Петербурге ещё в 1719 году, первый в империи свекольно-сахарный завод заработал в 1802 году в Тульской губернии. Однако Украина куда лучше подходила по климату: первый на её территории сахарозавод открылся в 1824 году в селе Трошин Каневского уезда, а к началу 19 века в Малороссии действовали сотни заводов, производивших более 80% сахара в Российской империи, единственным конкурентом которой оставалась Германия. На сахарных заводах трудилось около 1/5 всех украинских рабочих, а сахарозаводчики Бродские (с именем которых в Киеве связано очень много) и Терещенки (чьё родовое гнездо
Глухов я как-то уже показывал) входили в топ-20 богатейших людей Российской империи. Вот и Киев от обилия сахара стал похожим на гигантский торт:
4.
Здесь - вид от "Дома с химерами" в сторону центра. Вдали колокольня Софийского собора, в низине - Крещатик, проложенный в те же времена по дну оврага, а сам Дом с химерами стоит в Липках - фешенебельном районе рубежа 19-20 веков между Верхним городом и Печерском, где находятся в том числе Мариинский и Кловский дворцы. На переднем плане краешек Национального театра имени Франко (1898, изначально театр Соловцова), гостиница "Бристоль" (1897) и доходные дома начала ХХ века.
5.
Вообще, главная примета киевского пейзажа - явное преобладание вертикальных линий над горизонтальными. Высокие дома ни высоких холмах. Во всей империи сто лет назад лишь Киева и Москва строили выше восьми этажей. Тут, кстати, в кадре опять же не Верхний город, а Новое Строение - район вдоль Красноармейской улицы между Печерском и железной дорогой, куда отселили людей при строительстве Новой
Печерской крепости (1830-40-е).
6.
Ну а очередной "строительный бум" обрушился на Киев уже в наше время, с его превращением в столицу независимой страны (причём по европейским меркам - весьма крупную столицу!), и беспардонность здешнего новостроя впечатляет даже после Москвы.
7.
Но в то же время, да простят меня киевляне, новостройки здесь режут глаз гораздо меньше, чем даже опять же в Москве, не говоря уж про Петербург или Львов. Киев - из тех городов, чья красота в полной непредсказуемости того, что ждёт за следующим поворотом. Киевский стиль - это постмодернизм:
8.
И даже там, где старая застройка целостна - она цветаста и легкомысленна:
9.
Лютеранская улица, ведущая опять же в Липки. За аркой - Крещатик:
10.
Банковая улица - за спиной опять же Дом с химерами и Администрация Президента Украины, слева - комитеты Верховной Рады, а в перспективе Институтская улица:
11.
На которой стоит Нацбанк - одно из красивейших киевских зданий (1902-05), с момента постройки не менявшее назначения. Удивительно, но третий и четвёртый этажи были надстроены в 1935 году под существующую крышу, которую просто поднимали по ходу строительства (в этом контексте сложно не заметить явного сходства кручёных пилястров с домкратами):
12.
В общем, старый Киев масштабен. Сто лет назад он был крупнее многих европейских столиц, таких как Стокгольм или Брюссель, и потому не страдает той архитектурной провинциальностью, которая характерна для многих постсоветских столиц.
13.
В основном улочки Верхнего Киева выглядят так - и гулять, наблюдая такие пейзажи, тут вполне можно часами, как по Львову или Одессе... правда вот по-настоящему тихих улочек здесь ещё придётся поискать. Я таковые могу припомнить разве что на Подоле.
14.
15.
16.
17.
Но в принципе, архитектуру Киева, как и архитектуру Львова, делают детали. Правда, по-разному: если Львов просто переполнен мелкими деталями, за которыми не очень-то видны сами дома, в Киеве принцип "редко - но метко":
18.
И помимо Дома с химерами тут есть... десяток домов с кариатидами:
19.
С атлантами:
20.
С нимфами (или кто это?):
21.
С музами:
22.
С "Плачущей вдовой" (полуофициальное прозвище этого дома):
23.
С драконами:
24.
С гаргулиями:
25.
26.
С сиренами, кошками, совами, змеями, рысями, волками... да и с каждым видом в нескольких экземплярах. Атмосферу всё это создаёт совершенно булгаковскую.
27.
Сирены, собственно, украшают бывшую клинику Маковского (1908) - дом строился для профессора-медика Качковского, который хотел открыть тут частную хирургическу клинику, но пока суть до дело помер, и дом перешёл к его коллеге.
28.
Помимо чудесной архитектуры, дом знаменит и своей историей - именно в клинику Маковского, лучшую в городе, привезли в сентябре 1911 года Петра Столыпина, смертельно раненого в театре не столько террористом, сколько геростратом Дмитрием Богровым. Привезли - да спасти не сумели, и клиника Маковского вошла в историю как дом, где умер Столыпин.
29.
Сейчас его занимает "Народный рух Украины", с подачи которого в 2012 году в доме открылся Музей шестидесятничества - я туда не пошёл, но сразу вспомнил посты
periskop о подобных заведениях. А в общем это впечатляет - когда в одном доме интересны и внешнее, и прошлое, и настоящее.
30.
Да ещё и колоритный дворик:
31.
В общем, пора рассказать и о старых киевских дворах:
32.
Опять же, сравнивая с Москвой - в Киеве куда сильнее контраст дворов и фасадов. Дворы тут ветхие, запущенные, многоуровневые - и вот во дворах-то ещё остался тот неповторимый дух, колоритный и уходящий, как доживающий свой век киевский еврей.
33.
34.
35.
36.
37.
В некоторых дворах - раритетные насосные станции канализации, как правило уже не используемые:
38.
Впрочем, новое время вламывается и во дворы. Здесь уже совсем не вспоминаешь того дядьку, у которого в огороде бузина:
39.
Чем киевские дворики хороши - это высокой этажностью, то есть глубиной. В этих дворах другая ипостась Киева - города первого в империи трамвая (1892),
первого "небоскрёба" (12 этажей, 1910-12), первого проекта метрополитена (1884), самого длинного в Европе
цепного моста (1853) и многого другого:
40.
41.
Киев менялся много раз, но так и не перестал быть Киевом. Этот город повидал слишком много властей и народов, и любого встроит в свой контекст, при этом не мешая быть собой:
42.
Киев город колоритный и в своём современном облике. Вот здесь, скажем,
nin_gen обратил моё внимание на указатель, котороый повторяет по три раза:
43.
А здесь
pan_sapunov - на номер корпуса, при том что рядом есть ещё и корпус "С", и все начиная от "А":
43а.
Или вот Дипломатический дом на той же самой улице Фёдорова, в котором обитают посольства Аргентины, Португалии, Македонии, Марокко и Палестины, да ещё и один из отделов посольства Турции:
44.
А вот этому велотреку в этом году стукнет 100 лет (хотя покрытие его, конечно, гораздо моложе):
45.
Миниатюрная часовня на одной из улиц - её адрес я не запомнил, а о происхождение ничего не знаю - возможно, отмечает какую-нибудь из разрушенных церквей:
46.
Диспетчерский пункт давно ликвидированного трамвая близ Львовской площади:
47.
Очаровательные скульптурки в районе Ярославова Вала и многое, многое, многое другое...
48.
Ну и напоследок - собственно, сам Дом с химерами (1901-03), самое известное творение самого известного киевского архитектора эпохи "сахарного бума" Владислава Городецкого. У дома довольно интересная история, но её и так все знают, а кто не знает - может
прочесть в википедии.
49.
На заднем плане здорово оттеняющая его администрация президента Украины (1936-39), изначально ЦК КПУ, и более того - сам Дом с химерами является "президентским" объектом. Совершенно немыслимая в России ситуация - рядом со зданием такого значения никто не мешает фотографировать!
50.
Что же касается химер, сомов, слонов, орлов, носорогов, змеюк, жаб и прочей живности - то говорят, это всего лишь реклама цемента, демонстрация возможностей нового для тех времён материала.
51.