Юрмала. Часть 1, железнодорожная.

Oct 24, 2013 14:37



"А по выходным к нам литовцы отдыхать ездят - у них юрмала совсем короткая, километров 80, а у нас зато больше 300!" - говорил мне рижанин за ужином в "Лидо". Юрмала, самое пожалуй известное латышское слово - не имя собственное, значит "взморье", и за самым крупным пляжным курортом бывшего СССР вдали от Чёрного моря закрепилось практически случайно. Многочисленные курортные и дачные посёлки возникали близ процветавшей Риги весь 19 век, к началу Первой Мировой срослись в полосу между берегом моря и текущей почти параллельно ему рекой Лиелупе, и наконец в 1920 году были объединены в город-курорт Рижское Взморье (Ригас-Юрмала). В 1946-59 годах он входил в состав Риги, примерно как Курортный район в Петербурге, но Юрмала так и не сложилась воедино, оставаясь совокупностью посёлков - будь то курортные Булдури и Дзинтари, дачные Асари и Вайвари или даже некогда индустриальная Слока.

О Юрмале расскажу опять же в трёх частях; для тех кто читает меня недавно, также поясню - я здесь не отдыхал, а осматривал её в течение дня, хотя и искупался под вечер. В третьей части покажу курортный юрмальский "фасад", во второй - жилую и дачную "изнанку", ну а в первой - железную дорогу, хоть как-то связующую эти посёлки.

Откровенно говоря, Юрмалу я исследовал с запада на восток, приехав в Слоку автобусом из Вентспилса (а ещё до этого благодаря renatar побывал в Кемери) и к вечеру добравшись до Риги. Но здесь пойдём в обратном порядке - так что не удивляйтесь, что освещение меняется вспять. Железная дорога, построенная в 1877 и электрифицированная в 1951, тут выполняет роль метро, жёлто-синие "эрки" бегают примерно раз в полчаса (конечные обычно Слока или Тукумс), хотя в радиусе 2-3 станций удобнее всё-таки маршрутки. Но главное - на каждой из этих станций есть небольшой, построенный по индивидуальному проекту и почти всегда интересный вокзал, и я попытался "поймать" их все.

2.


Первая от Риги собственно юрмальская станция (где-то в получасе пути от вокзала), ещё на правом берегу Лиелупе - Приедайне (Сосновый бор, если по-нашему) с небольшим вокзалом 1938 года постройки. Дачный посёлок здесь сложился в конце 19 века, лес тянется вдоль реки до самой Болдерайи (предместье Риги близ устья Двины), пешком около 10км.

3.


Дальше поезд пересекает саму Лиелупе, и её размер может стать неожиданностью. Собственно, Лиелупе так и переводится - Большая река, также она была известна как Курляндская Аа, и близ устья сравнима с Западной Двиной - ширина до полукилометра. Юрмала стоит по сути на стрелке реки и Балтийского моря, тянется между ними узкой (1-2км) полосой. Чуть ниже Лиелупе распадается на два рукава, один из которых ведёт в Западную Двину (отделяя от Риги район Даугавсгрива), а другой прямиком в Балтику - весной 1697 года из-за ледяного затора река вышла из берегов и пробила сквозь дюны более короткий путь к морю. Здесь вид вверх по течению, где проходит автодорожный мост (1962):

4.


Сам железнодорожный мост впервые построен в 1877-78 годах, но разрушался двумя Мировыми войнами, один из его пролётов восстановлен в 1949 году, другой - уже в наше время.

5.


Логично предположить, что открытие моста дало возможность рижанам легко выбираться на взморье и стало началом Юрмальского курорта... но нет: первые дачи здесь упоминаются в 1786 году, в 1801 году академик Товий Ловиц описал сероводородные источник Кеммерна (Кемери), сочтя их весьма полезными для здоровья, а после 1812 года в Дуббельне (Дубулты) поселился на покое сам Барклай-де-Толли. Наконец, в 1833-38 годах сюда регулярно ездил отдыхать остзейский генерал-губернатор Карл фон Паллен, который и распорядился организовать полноценный курорт.
Первая за рекой станция - одноимённая Лиелупе, изначально, до 1932 года - Буллен (Булли):

6.


Деревянный вокзал (1913) стоит чуть в стороне от путей - направления до- и послеовоенного мостов не совсем совпадают:

7.


Железная дорога здесь поворачивает на запад, а на востоке, непосредственно на стрелке, находятся ещё два курортных посёлка - опять же Лиелупе и Буллюциемс, и это чистый курорт как будто бы даже без постоянного населения - густой лес и разбросанные по нему дачи, гестхаусы и санатории в тени высоких сосен. постепенно сменяющиеся природным парком Рагакапа (переводится, кажется, "дюны на мысу"). Тамошний пляж был конечным пунктом моего похода по Юрмале... о чём напишу в третьей части.

8.


К вокзалу Лиелупе же я добирался на подвернувшейся маршрутке из дачно-курортных глубин:

9.


В которые уходил пешком от следующей станции Булдури - этот посёлок известен с конца 19 века как Бильдерлингоф, то есть "двор Бильдерлингов", рода остзейских баронов, имевших здесь усадьбу:

10.


Увидев этот вокзал, я ни секунды не сомневался в его довоенности - но вышло то же, что в Сигулде и Цесисе: он построен в 1947 году вместо сгоревшего в войну деревянного. "Захлёст" латвийской довоенки в 1940-50-е годы - это натуральный феномен. Почти конструктивистское здание - в эпоху сталинского ампира!

11.


С обратной стороны заснял только так - кажется, от улицы вокзал отделяют кусты, и на другой стороне я так и не нашёл точку с хорошим общим видом. Ну или просто устал к тому моменту и слишком уж спешил искупаться.

12.


Здесь параллельно железной дороге проходит Эдинбургский проспект... нет, Эдинбург и Юрмала - не побратимы, это дореволюционное название, которое в 1874 году получила деревня Авоту - курортное дело тут только набирало обороты, а тут очень кстати Александр II выдал свою дочь Марию за герцога Альберта Эдинбургского, а звучные английские топонимы ("Бристоль", "Лондон" и другие) у нас тогда любили. Эдинбург сразу стал центром Рижского Взморья, и в общем остаётся таковым и ныне - вместе с соседним Майори он образует "ядро" курорта с променадом, коценртным залом, крупнейшими санаториями и многим другим.

13.


Хотя название у него с 1922 года Дзинтари (Янтарный), и со станции Дзинтари я и "прыгнул" в Булдури, замучившись бродить по городу с рюкзаком. Вокзал Дзинтари (1981) - один из самых унылых в Юрмале. По прямой между станциями чуть менее 2км, на заднем плане - Дзинтарский виадук, продолжение всё той же автодороги, мост которой мы видели в Лиелупе:

14.


Вид в сторону Дзинтари от следующей станции Майори, огромное здание - не санаторий и не концертный зал, а всего лишь школа, уж не знаю каких лет постройки:

15.


Майори (бывший Майорингоф) - это, можно сказать, Юрмала-Главная - самая оживлённая из этих станций. Хотя везде пишут, что главный тут Дзинтари, мне всё же показалось, что центр Юрмалы - именно Майори. Напротив станции начинается и променад, по которому можно дойти к концертному залу "Дзинтари"; здесь же находятся администрация города и музей. Вокзал построен в 1992 году вместо дореволюционного деревянного и явно с тех пор проапргейжен:

16.


Майори - единственная в этом обзоре станция, на которую я и прибыл, и убыл пешком. В сквере напротив впечатлил вот этот сюжет, а вернее растерянно-непонимающее выражение лица у Змея: "Брат, ты чего? Ты чего?!". На заднем плане же обратите внимание на автобусную остановку - маршрутки в Юрмале как минимум не менее популярны, и большинство имеют конечные в Риге.

17.


Дальше Лиелупе делает крутую излучину, подходя к морю всего-то на 350 метров, что чуть больше её ширины. Видимо, другая подобная излучина и была пробита рекой насквозь в 1697-м. Перешеек более всего знаменит президентской дачей, но и простых коттеджей там немало.

18.


Лиелупе же, прямо сказать, на озеро похожа куда больше, чем на реку, особенно если учесть болотистые плавни на той её стороне. Набережная, отделённая железной дорогой, выглядит неухоженной и даже грязной, да и в принципе река чистотой здесь не блещет:

19.


Если современный центр Юрмалы - Майори-Дзинтари, то следующий посёлок Дубулты - её исторический центр: курорт начинался именно здесь, с колонии ветеранов войны 1812 года с Барклаем-де-Толли во главе, а в 1868 году уже успел утонуть во время купания Дмитрий Писарев - известный из школьной программы соратник Белинского и Добролюбова. В этом районе лучше всего представлены дореволюционка и довоенка, есть кирха, церковь и даже заброшенная синагога - в Дуббельне, не принадлежавшем никому из баронов жили евреи, за что немцы презрительно называли его Юденбург. В общем, концентрация истории тут наибольшая в Юрмале, а вокзал - наоборот, футуристичен:

20.


Не удивительно - это последнее творение (1977) Игоря Явейна, едва ли не крупнейшего специалиста по вокзалостроению в СССР.

21.


22.


Очень понравились лавки. На этот вокзал я прибыл из Слоки, проехав без остановок добрую половину Юрмалы:

23.


Собственно, потому что местность дальше довольно невзрачна, и столь режущая глаз в курортном городе труба - первый знак:

24.


В основном там огромный конгломерат дачных посёлков, отдельные примечательные домики которых видны и с поезда:

25.


Но ходить и выискивать их среди сосен я поленился:

26.


Зато вокзалы заснял из окна все. Яундубулты (1977):

27.


Пумпури - один из немногих первоначальных на линии (1877).

28.


Сам же посёлок, в котором находятся следующие несколько станций, был известен как Карслбад (привет Эдинбургу!), образованный бароном Карлом Фирксом из приобретённых усадеб Асари и Меллужи.

29.


Тут вокзал построен в 1914 году для курортников, которым от Карлсбада было далековато ходить до своих дач, и назывался изначально Карлсбад-2:

30.


Асари (Ассарен) - всё-таки не сталинка, а крупнейший в Юрмале вокзал "доульманисовской" Латвии - построен в 1926 взамен сгоревшего в Первую Мировую. Вид у него самый уютно-курортный, а круглый павильончик, по данным calendulae, и вовсе остался с дореволюционных времён - здесь выращивалась первоклассная клубника к Царскому двору, а беседка предназначалась для императора, чтобы во время визита он мог сделать тут остановку полакомиться ягодами:

31.


Дорога к дачам:

32.


Вайвари - бывший Асари-2, станция открыта в 1927 году, вокзал того же времени:

33.


А затем сосны и дачные заборы расступаются, поезд приходит на станцию Слока, самый необычный "сегмент" Юрмалы:

34.


Это уже не курортный посёлок - рыбацкое селение Шлок получило статус города в 1785 году, а ещё в 17 веке здесь действовали мануфактуры герцога-капиталиста Якоба. Вот и вокзал тут не "дачный", а вполне городской (1877):

35.


36.


Общественный туалет, похоже, времён I республики:

37.


В состав Юрмалы Слоку включили лишь в 1959 году, когда Юрмала вновь "обрела независимость" от Риги. Ничего похожего на курорт - в сторону моря будут микрорайоны, в сторону реки - руины ЦБК.

38.


Дом в окрестностях вокзала:

39.


Напротив - автопорт. Кстати, не знаю, есть ли автостанции в центре Юрмалы, но весьма вероятно, что нет. На заднем плане - водонапорка конструкции "причал для НЛО", более привычная в Литве.

40.


При этом Слока - ещё и не самый дальний из юрмальских посёлков: за ней, на отшибе, среди болот находится ещё Кемери (Кеммерн), уже не пляжный, а бальнеологический курорт, разросшийся при I республике вокруг санатория на известных с 1801 года сероводородных источниках. До Риги отсюда почти полсотни километров. Его вокзал я заснял лишь издалека, из окна машины:

41.


Про Кемери, Слоку и Дубулты - в следующей части.

ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ - здесь.
От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "Будет ли Рига (Иссык-Куль, Чимкент, нужное вписать)?".

немецкое, Видземе, железнодорожное, дорожное, "Балтийские ветры", транспорт, Латвия, деревянное, курортное, Юрмала

Previous post Next post
Up