Вентспилс. Часть 1: порт, коровы и вокзал

Jan 25, 2014 18:49



Вентспилс, бывшую Виндаву, крупный по прибалтийским меркам (44 тыс. жителей) портовый город я не случайно оставил на самой конец долгого рассказа о Латвии: он стоит у самого её края. При Курляндском герцогстве здесь были верфи и порт, из которого корабли уходили в Гвинейский залив и Карибское море. В Великую Отечественную Вентспилс стал последним городом, куда вошла Красная Армия - 10 мая 1945 года. Наконец, в нынешней Латвии Вентспилс выглядит как "экономическое чудо в отдельно взятом городе", своей благоустроенностью и "европейскостью" превосходя всё, что я показывал в этом журнале когда-либо ранее.

О Вентспилсе я расскажу в трёх частях: во второй - о Старом городе, в третьей - о Приморском парке с узкоколейкой и скансеном, ну а для начала - покажу Вентспилсский порт и современный колорит, коим город этому порту обязан.

Средневековая история Вентспилса в общем типична для Курляндии. Орденский замок Вендау в устье Венты известен с 1290 года, причём что совсем не типично - в непосредственной близости от него не было куршских или ливских городищ. Селение у замка стало городом примерно через сто лет - впервые упоминается в таком качестве в 1378 году. Однако самый крутой поворот наступил с распадом Ливонии и образованием Курляндского герцогства ( см. этот пост) - на Венте стоял Голдинген, нынешняя Кулдига, одна из двух герцогских столиц. С этого момента Вендау превращается в стратегический порт, имевший полвека форы перед Либавой, которой тогда владела Пруссия. В 17 веке же назначение двух портов разделилось: Либава была в основном торговой, Виндава - в первую очередь военной. Бассейн Венты стал полноценным территориально-производственным комплексом, многочисленные мануфактуры которого сходились к основанной в 1638 году Виндавской верфи, построившей за свою историю 65 военных и 130 торговых кораблей. Здесь же находилось Виндавское адмиралтейство, главная база военного флота... который был хотя и достаточно силён сам по себе, не мог тягаться с флотом главного морского соперника - Голландии, и не спас Курляндию от сухопутного вторжения шведов, положившего конец её "экономическому чуду". Дальше для Виндавы наступил период упадка, и к началу ХХ века это был заурядный уездный городок (6,1 тыс. жителей). Главным портом Остзейского края оставалась Рига, в 1870-е её дополнила Либава, в которой подвели железную дорогу из Малороссии. Переломным моментом стала постройка Московско-Виндавской железной дороги (1898-1904), после которого город начал расти взрывными темпами - за 15 лет (1897-1914) его население подскочило почти впятеро, до 28 тыс. человек. Порядком сдувшись при I республике, Вентспилс вступил в свой нынешний, третий по счёту расцвет в советское время: в 1968 году пущен нефтепровод Полоцк-Вентспилс и построен нефтяной терминал. Экспорт советской, а затем российской нефти на Запад - дело безусловно выгодное... Но как видите, во все времена история Вентспилса крутилась вокруг его порта, терминалы которого протянулись по берегу напротив набережной Старого города:

2.


В нынешней Прибалтике Вентспилсский порт третий по грузообороту (30 миллионов тонн) - после Клайпеды (43 млн.) и Риги (36 млн.), но сам Вентспилс по сравнению с ними куда меньше. Поэтому и порт в силу компактности выглядит гораздо более оживлённым, чем в Клайпеде, и сам город выглядит даже не "зажиточным", а "богатым". Впрочем, причин тому на самом деле несколько: и характерная для онемеченной Курляндии тяга к благоустройству, и "человеческий фактор" - у города есть харизматичный лидер, мэр-предприниматель Айварс Лембергс, упраляющий здесь с 1990 года. В общем, такие аномально благоустроенные города бывают во многих странах, взять хоть наш Белгород, но Вентспилс вдобавок ещё и курорт, и вообще ориентирован на туризм - поэтому его благоустроенность особенно хорошо подаётся.
При этом, сторонники теории обратной пропорциональности уровня жизни количеству москалей будут разочарованы: Вентспилс - ещё и один из самых "русских" городов Латвии (29%, а с украинцами и белорусами 38%), латышей же здесь чуть более половины (56%).

3.


За устьем Венты кипит жизнь:

4.


Из исторических построек сохранились пакгауз с позапрошлого кадра да старый элеватор на той стороне, построенные вероятно после 1904 года, пуска линии Туккум-Виндава, завершившей Московско-Виндавскую магистраль.

5.


Один из символов порта - Нефтяная корова. Образ сам по себе столь ёмкий, что впервые увидев фотографию этого памятника, я думал, что он тут такой один, концептуальный:

6.


Но как оказалось, это такая вентспилсская "фишка" - Парад Коров. В принципе само по себе это явление не редкое, первый такой "парад" прошёл в Цюрихе в 1998 году: по улицам города было расставлено несколько десятков коров в натуральную величину, оформленных каким-нибудь артом. С тех пор эта акция успела пройти в десятках городов, в 2005 даже в Москве, но после неё коров обычно распродают с акуциона, а вот Вентспилс, где "парады" были в 2002 и 2012, большую часть скотины оставил себе. Теперь таких коров тут 24, а курортникам и туристам предлагает квест "найди их всех". Я, прямо сказать, коров не искал, но набредал на них постоянно. Наибольшая их концентрация - именно в порту:

7.


Корова с кадра выше была и на заглавном кадре. У всех у них есть какие-то свои названия и концепты, но я не вникал и толкового "путеводителя по коровам" так и не нашёл (вернее, вроде бы видел турстический проспектик, но то ли не купил его, то ли потерял). В конце концов, можно и самому давать им названия:

8.


В порт же я пришёл очень вовремя - на 40-минутную прогулку по его акватории как раз отправлялся катер "Герцог Якоб". Билет продавали в кассе неподалёку, стоил он кажется 1,5 лата (то есть около 100 рублей), и я поспешил занять место на палубе, с которого сняты последующие два десятка кадров.

9.


Думаю, на кадре №2 вы заметили вот этот паромище? Взойдя на палубу "Герцога Якоба", я вдруг понял, что "Шотландский Викинг" дымит, бурлит водой и понемногу отходит от пристани:

10.


И когда такая дура проходит над головой - это весьма впечатляет! Паромы из Вентспилса ходят в германский Любек и шведский Нюнесхамн. Как мне сказали в комментах к посту о транспорте Латвии (где я уже показывал этот паром), основные его пассажиры - гастрбайтеры.
Но вот отчалили и мы и пошли вверх по акватории порта:

11.


Река здесь делает крутую излучину, поэтому те терминалы и набережная быстро пропадают из виду. Ширина Венты близ устья 300-500 метров, и она воспринимается скорее как морской залив.

12.


Лес - едва ли не основной товар собственно латвийского (а не транзитного) экспорта:

13.


И площадка лесных терминалов здесь весьма внушительна. Где-то на её месте в 17 веке располагались кетлеровские верфи:

14.


Ярко раскршанная штуковина - соковый терминал (!). Пищевая промышленность в Латвии также себя чувствует хорошо и что-то поставляет в Европу.

15.


Проходим под мостом - первым из двух. Не знаю, какого он времени постройки (может даже современный), но разводной, и в разведённом состоянии я его ещё покажу в конце поста:

16.


Впереди второй мост - автомобильно-железнодорожный. По нему раньше проходила узкоколейка Виндава-Либава (1913), в 1960-е перешитая на широкую колею, а в 2009 разобранная - одну её станцию без путей я показывал в прошлой части. Лежат ли рельсы на железнодорожной половине моста - не помню, а если лежат - то не знаю, докуда ведут.

17.


До второго моста мы не дошли, развернувшись и взяв курс вниз по акватории порта. Примерно от поворота параллельно с нами шло вот это судно - увы, не знаю, какой это класс. Впереди портовая промзона с "городской" стороны и, слева, высокое здание театра "Морские ворота", перестроенного из советского ДК моряков.

18.


Идём вдоль набережной Старого города. Портовых построек начала ХХ века здесь не так уж и мало:

19.


20.


21.


Явно нерядовое здание Вентспилсского бизнес-центра. Что это было изначально? Пароходство, дирекция порта... но примерно так могло выглядеть Виндавское адмиралтейство при Кетлерах:

22.


За деревьями высится замок Вендау, и хотя "шкура" у него более поздняя, в своей основе он почти целиком сохранился с орденских времён и считается чуть ли не самым аутентичным в Курляндии. В 1706-1835 он служил кирхой, когда построили новую кирху - стал тюрьмой, в 1959-83 - воинской частью, затем его долго приводили в порядок, и наконец в 2001-м в замок переехал краеведческий музей, который ныне чудесами благоустройства впечатляет сильнее, чем экспонатами. Всё это оставляю на следующую часть, вместе со Старым городом.

23.


Оглянемся назад. Бетонный терминал сыпучих грузов (1965) проектировал Виктор Римша, отец renatar, с творениями которого мы уже встречались с Риге и Сигулде, а их обзор есть в журнале Ренаты. Спустя несколько дней мне довелось поговорить с самим Виктором Бенедиктовичем, и по его воспоминания, спроектировать такое сооружение очень непросто. Но для промышленного здания хрущовской эпохи терминал чрезвычайно стильный:

24.


На "городском" берегу - гигантская Корова-Путешественница... увы, у её авторов явно устаревшие впечатления об облике путешественника:

25.


А по соседству неизменный в портовых городах памятник Морякам и Рыбакам, не вернувшимся с моря:

26.


Ещё какой-то старый промарх:

27.


Напротив очередной терминал:

28.


28а.


На левом пирсе (со стороны города) - такая вот натурально Морская корова. Судя по набыченной позе, матросик с кем-то повздорил:

29.


Вентспилсские молы покороче лиепайских (о её морском фасаде был отдельный пост), и у морских ворот ощутимо покачивает. "Шотландский Викинг" идёт по своему маршруту... но на его месте легко представить мачты курляндских флейтов и фрегатов. Удивительная связь Курляндии с Америкой: что рейс Либава - Нью-Йорк, что походы виндавских кораблей в Карибское море.

30.


Идём обратно. Несколько небольших судов стоят на берегу:

31.


Рыболовная шхуна (?) "Азов" у пляжа, прикрытого авандюной - как я понимаю, даже не музей, а такой своеобразный памятник, внутрь которого можно зайти. Сразу вспоминается калининградский Музей мирового океана с его музейным траулером.

32.


А этот кораблик, понятное дело, сфотографирован с берега:

33.


Недалеко от набережной, с которой отправлялся "Герцог Якоб" (и куда он меня вернул через 40 минут) находится наполовину современный морской вокзал, который официально зовётся паромным терминалом:

34.


Внутри очень приятный интерьер, но всё как полагается - кассы, расписания, сидения для ожидающих посадки пассажиров. Как я понимаю, он обслуживает 1-2 пары рейсов в день.

35.


И здесь же - ещё две коровы, которых я бы назвал Гламурная Корова и Перелётная Корова:

36.


Дальше покажу остальных коров, попадавшихся мне на вентспилских улицах в самых разных местах - всего я их виде 13, то есть около половины. Вот скажем прямо у вокзала Корова Стабильности (все названия мои):

37.


В Старом городе - Светлая корова (словосочетание "Корова Света" по-русски звучит как-то гадостно):

38.


Чёрно-Белая Корова близ замка:

39.


Совсем Чёрная Корова - уже не помню где:

40.


Ещё одна Совсем Чёрная Корова в родео - у входа в Приморский парк:

41.


А Цветочная Корова выглядит довольно устрашающе:

42.


Вообще же, это далеко не единственная вентспилсская примочка. Ещё один местный прикол, который я видел, но в руках так и не подержал - венты, местная пародийная валюта, которой можно расплатиться в местных туристических и досуговых заведениях, а заработать - в разных конкурсах или оказав поддержку вентспилсской турсфере (например, выложив на их сайте фотографии или попиарив его в соцсетях).... хотя проще купить в городе: 1 лат стоил 100 вентов (то есть один вент был примерно 70 копеек), а какой у них курс с евро. на которое Латвия перешла с 1 января - увы, не знаю.
Выглядят венты в основном так (одна из коров на фоне одной из достопримечательностей)... и что удивительно, даже в Латвии попадаются личности, усматривающие в этом ростки сепаратизма.



А ещё в Вентспилсе встречают Новый год на 33 минуты позже, чем в Риге и остальной Латвии - точно по местному (а не поясному) времени.

Напоследок сходим к вокзалу - конечному пункту Московско-Виндавской железной дороги. К мосту ведёт улица с забористым названием Сарканмуйжас дамбис (Красноусадебная дамба?), неплохо дающая представление о советских районах Вентспилса:

43.


Есть даже сталинки с закосом под барокко:

44.


Пешком я по той улице возвращался, а вот "туда" ехал маршруткой от Приморского парка... по паралельному мосту, так как основной мост был в этот момент разведён:

45.


Удивительно, но хотя я 12 раз был в Петербурге, это пока что первый и единственный разведённый мост, что я видел (правда, ещё доводилось постоять в очереди у подъёмного моста на Украине, но это не столь эффектно):

46.


Вокзал почти сразу за разводным мостом:

47.


На другом конце Московско-Виндавской дороги - Рижский вокзал российской столицы. Главной магистралью, как можно подумать из названия, она никогда не была - в основном грузовая линия, по которой на экспорт везли российские зерно, лес и текстиль, а на импорт - оборудование для московских (и не только) фабрик. Кроме того, она была коридором "восток-запад" для переброски войск грядущей Первой Мировой войны. На территории России она проходит через Великие Луки и Новосокольники, ещё недавно знаменитые своими ручными стрелками - последними оставшимися в Европейской части России (см. по ссылке выше), но вроде бы с весны-2010 их успели заменить чем-то посовременнее, ибо труд на них тяжкий, а путейцев на тех станциях было в несколько раз больше обычного. В Латвии она проходила через Крустпилс, Елгаву, Тукумс-2... и последний ныне конечная точка её пассажирских поездов.

48.


Ныне пассажирские поезда в Вентспилс не ходят, а в советское время был дизель из Риги и грузопассажирский из Лиепаи. Ещё раньше, в 1960-е, исчезла узкоколейка на Стенде и Дундагу. Товарняки идут напрямую в порт. Станция совершенно пустынна, но территория вокруг ремонтируется.

49.


На викимапии сказано, что тут будет новый вокзал (само собой, без ущерба для старого здания) - только для чего? С Вентспилса станется сделать какой-нибудь ретропоезд с паровозом, который будет возить сюда курортников от самой Риги....

50.


В следующей части погуляем по Старому городу.

Другие посты о Латвии - здесь.

немецкое, Курземе (Курляндия), железнодорожное, дорожное, "Балтийские ветры", "Молох", транспорт, Латвия, суда и корабли, Вентспилс, морской транспорт, курортное

Previous post Next post
Up